Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка — что это?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок камеральной проверки заключается в следующем:
- проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
- срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
- начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
- при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
- если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Камеральная проверка: определение термина
Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.
Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?
Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.
Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
Цели и задачи камеральной проверки
Цель камеральной проверки – соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Во время камеральной проверки перед налоговыми органами ставятся следующие задачи:
- контроль над представлением отчетности в налоговую инспекцию в полном объеме и определенные законом сроки;
- определение достоверности налоговой отчетности на основе отчетов за прошлые периоды, других документов, имеющихся у налоговой, и на основании информации о похожих налогоплательщиках;
- выявление, предупреждение и недопущение налоговых правонарушений;
- сбор информации для выбора налогоплательщиков с целью проведения выездных проверок.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
До 01.01.2009 ст. 88 НК РФ было предусмотрено, что камеральная проверка начинается при поступлении в налоговый орган декларации и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны к ней прилагаться. Поэтому налоговики считали, что трехмесячный срок проведения «камералки», установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, следует исчислять с даты представления указанных документов. Такую позицию занимали и финансисты. В частности, в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 Минфин России разъяснил, что началом проведения проверки нужно считать день, когда в инспекцию поданы декларация (расчет) и последний из необходимых документов.
Следует оговориться, что Налоговым кодексом предусмотрено лишь два случая, когда налогоплательщик обязан самостоятельно представить документы в налоговый орган без выставления последним соответствующего требования. Во-первых, это документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% при реализации товаров на экспорт (п. 10 ст. 165 НК РФ); во-вторых, документы, поименованные в п. 13 ст. 167 НК РФ и необходимые для реализации налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом права не включать в состав налоговой базы по НДС авансы в момент их поступления на расчетный счет.
Вероятно, поскольку указанные документы налогоплательщик обязан представить одновременно с декларацией, а также с целью недопущения неправомерных действий контролеров по увеличению сроков проверки Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в п. 2 ст. 88 НК РФ были внесены изменения: с 2009 г. начало камерального контроля связано только с датой представления декларации (расчета).
Есть акт — должно быть решение?
Итак, позиции налоговиков и судей явно противоположны друг другу, и причина тому — отсутствие единого мнения, в какой момент завершается камеральная проверка. Арбитры полагают: если контролеры до подачи проверяемым лицом «уточненки» не успели вынести решение по итогам проверки ранее представленной декларации, оно вообще не должно появиться на свет, поскольку все действия в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ должны быть прекращены.
В свою очередь, налоговики считают, что действовать нужно по принципу: каждому акту должно соответствовать решение, поскольку в гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ четко прописаны процедура налоговых проверок, формы и методы их проведения. Исходя из положений ст. 100 НК РФ стадия налогового контроля заканчивается составлением соответствующего акта. За этой стадией следует стадия привлечения проверяемого лица к ответственности, которая в силу ст. 101 НК РФ завершается вынесением руководством налоговой инспекции одного из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем ФНС понимает, что если после подписания акта, но до вынесения решения налогоплательщик скорректировал налоговую базу или вычеты, то формальный подход при вынесении решения неприменим. Оно не может быть принято без тщательного анализа внесенных в отчетность изменений, что, возможно, приведет к корректировке доначисленных в акте сумм налогов.
Другими словами, главное налоговое ведомство нацеливает нижестоящие инспекции на то, что проверяющий обязан сопоставить показатели ранее поданной и уточненной деклараций и установить, за счет чего изменилась итоговая сумма налога к уплате или возмещению из бюджета.
Сроки проведения проверок
Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.
Сроки проверки |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Основной срок проверки |
В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев. |
Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета). |
Дополнительный срок проверки |
Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@): -полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения); -наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев); -большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса. |
Не предусмотрен |
Право приостановки проверки |
Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз). Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. |
Не предусмотрено |
Составление актов по результатам налоговых проверок
Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.
Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Когда составляется акт |
Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений. |
Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах. |
Сроки составления акта |
Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ). |
Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. |
Документы, предоставляемые для проверки
Сотрудники
в
налоговой
при проведении проверки
имеют право потребовать предоставления
для ознакомления ряда документов. Какие
документы
имеют право требовать налоговики?
Инспекторы
занимаются проверками декларации и
расчетов. Длительность мероприятия
составляет от 2 до 3 месяцев. При появлении
вопросов могут потребоваться дополнительные
письменные пояснения. Если компания
или ИП не могут доказать свою правоту,
их ожидают санкции.
Есть
ряд случаев, когда запрашивается
дополнительная информация:
- Наличие
ошибок в отчетах – тогда требуется
представить пояснения или внести
дополнения в отчет. - В
уточненке размер налога ниже, чем в
первичной декларации – нужны пояснения. - Лицом
в декларации был прописан убыток –
нужно обосновать размер убытка. - Были
применены льготы – нужны документы,
подтверждающие право на льготу. - Был
заявлен налог к возмещению – следует
доказать правомерность использования
вычета. - В
декларации были обнаружены противоречия,
расхождения – налоговый орган требует
представления счетов-фактур, первичных
и прочих документов, книгу покупок и
продаж.
Если
будет обнаружено, что организация не
внесла в полной мере налог, проверяющие
могут затребовать дополнительную
документацию. Помимо этого, налоговики
имеют право допросить свидетелей,
инициировать выполнение экспертизы.
Если
у компании были затребованы документы
в процессе исследования, их нужно
отправить в течение 10 рабочих суток.
При встречном мероприятии на это действие
дается 5 суток. В случае необходимости
оформления отсрочки следует заранее
предупредить налоговую службу.
Нельзя
игнорировать запрос и не давать никакого
ответа. Иначе есть риск наложения
санкций. Если не подать документы в
установленное время, будет накладываться
штраф. Если требования фискального
органа, по мнению плательщика, не
соответствуют налоговому законодательству,
требуется направить письменный ответ
с причинами отказа выполнения требований.
Как проходит проверка
Инспекторы контролируют:
- правильно ли подсчитан сбор к уплате;
- не занижена ли налогооблагаемая база;
- нет ли завышения показателей по вычетам;
- легитимность использования вычетов.
Право вернуть НДС из бюджета возникает у налогоплательщика по окончании проверочных мероприятий.
Ревизию осуществляют на территории ИФНС без вызова юр. лица. Сроки проведения камеральной проверки по НДС регулирует закон № 302-ФЗ. Инспекторы проверяют сданный отчет. Налоговики извещают фирму при выявлении расхождений.
Выделяют три стадии действий:
- Сдача отчетности в ИФНС.
-
Камеральная проверка. Сотрудники ФНС проверяют соотношение показателей внутри отчета. Сравнивают их со значениями отчетности, сданной за предыдущие периоды, для выявления отклонений.
- Фиксация итогов ревизии.
Перечислим моменты, на которые обращают внимание сотрудники ФНС при ревизии. В отчете по НДС содержатся цифры по счетам-фактурам, «входящим» от партнеров и выданных заказчикам фирмой
Инспекторы сверяют вычеты, поданные организацией с НДС поставщика. Налоговики рассматривают временной промежуток, за который отправлен отчет.
В ФНС отчет загружают в программное обеспечение. С его помощью сверяют цифры, отраженные в счет-фактурах заказчиков и подрядчиков для обнаружения:
- Разницы в цифрах НДС у подрядчика и заказчика по совершенным сделкам.
- Вычетов, не отраженных у контрагентов.
При помощи программы инспекции борются с «серыми» организациями.
Программа ИФНС при обнаружении расхождений сама, без участия сотрудника инспекции, формирует запрос на уточнение данных.
Прилагается список документации, где выявлены неточности, с кодовым обозначением:
- «I» – в отчете партнера отсутствуют сведения о задекларированной операции;
- «II» – расхождение сведений в книгах продаж и покупок;
- «III» – выявлены расхождения в сведениях о входящих и исходящих счетах-фактурах;
- «IV» – при выявлении ошибочных данных.
Теперь о продлении камеральной проверки по НДС. Если проверяющие в ходе инспекции уличают фирму в нарушении, срок проверки увеличивают до 3 месяцев. Выводы об увеличении сроков принимает руководство инспекции.
Как подготовится к ревизии по НДС
При ревизии НДС, контролеры изучают документацию. При обнаружении ошибок величину налога не возмещают.
В счет-фактуре, предоставляющей вычет по налогу не допустимо допускать неточности:
- неверно отражать ставку НДС;
- ошибаться в названии партнера.
Существуют незначительные неточности в счет-фактуре, при которых вычет предоставляют.
Инспекторы придирчиво проверяют документацию. Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС не продлевают. Ксерокопии заверяют по шаблонам. Документацию предоставляют в ходе десяти рабочих дней с даты приема требования.
Своевременные платежи по налогам и отсутствие серых схем ухода от платежей гарантирует прохождение проверки без замечаний.
- Привлечение к оптимизации оплаты налогов специалистов сознанием законодательства.
- Перед отправкой отчета сверка счет-фактур с партнерами.
- Осмотрительный выбор контрагентов, которые не нарушают законы.
Если налоговики нашли противоречия важно мирно урегулировать их запросы. Отказ в возврате НДС фирма вправе оспорить в суде.
К каким результатам должно привести рассмотрение материалов КНП
Если проверяемому лицу не удалось доказать свою правоту, в его отношении выносится решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Мотивированное решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения документа плательщику налогов либо ответственному лицу консолидированной группы (пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
При обнаружении в ходе КНП состава административного правонарушения в действиях физических и должностных лиц виновные привлекаются к ответственности в порядке, установленном п. 15 ст. 101 Налогового кодекса.
ФНС вправе обеспечить исполнение своих решений, наложив запрет на отчуждение имущества и приостановив операции по банковским счетам плательщика в порядке применения п. 10 ст. 101
Налогоплательщик может обжаловать решение в соответствии с положениями гл. 19 Налогового кодекса.
Как видим, камеральная налоговая проверка должна проводиться без предварительного извещения налогоплательщика и на основании представленных им документов. При выявлении фактов, позволяющих заподозрить лицо в уклонении от уплаты налогов, в отношении него может быть проведена выездная налоговая проверка. Плательщик налогов должен самостоятельно узнавать, как проводится камеральная налоговая проверка, чтобы избежать негативных последствий.
Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.
Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.
Новые правила проведения камеральных проверок в 2021 году
Минфин разработал законопроект, по которому у инспекторов появится новое основание, чтобы потребовать документы к отчетности, и новые причины приостановить и возобновить камеральную проверку. Поправки будут действовать через месяц после официального опубликования.
ИФНС получат полномочия требовать документы и пояснения по операциям, которые не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения. Действующая редакция пункта 6 статьи 88 НК позволяет запрашивать документы и пояснения по льготам – преимуществам, которых лишены другие налогоплательщики (п. 1 ст. 56 НК)
В новом пункте 4.1 статьи 80 НК пропишут случаи, когда инспекторы откажут в приеме налоговых отчетов. Например, если выяснят, что декларацию подписал тот, у кого не было соответствующих полномочий. В новом пункте 9.1 статьи 88 НК пропишут норму, как в этом случае пройдет камеральная проверка. О том, что делать, если инспектор отказывается принять отчетность, рассказали эксперты
Сейчас действует правило: когда до окончания камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка уточненки. Если инспекторы направят налогоплательщику сообщение о том, что отчетность не принята, камеральная проверка завершится в тот же день. После этого ИФНС возобновит проверку ранее представленной декларации.
Министерства и ведомства утвердили планы проверок. Если вас в этих перечнях нет, значит, плановые проверки не грозят. Но не забывайте, что при необходимости контролирующее ведомство вправе провести внеплановую проверку.
Пока план проверок на 2021 год можно посмотреть только в форме открытых данных. А это означает, что у бухгалтера не получится быстро найти необходимые сведения в этом массиве данных. Но есть выход – сервис «Главбух Контрагенты», в котором достаточно ввести ИНН в строку поиска и получить информацию о предстоящих проверках на 2021 год.
По новым правилам в срок возобновленной проверки не будут включать период, затраченный на прекращенную проверку. Документы и сведения, полученные в рамках прекращенной камералки, ИФНС вправе использовать при проведении мероприятий налогового контроля. О том, когда уточнять декларации – обязанность организации, а когда лишь право, рассказали эксперты Системы Главбух.
В рекомендации – основные изменения по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, спецрежимам и имущественным налогам с 2021 года. Она поможет разобраться в новых правилах и как их применять на практике.