Создание и проверка учета резервов по сомнительным долгам в 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание и проверка учета резервов по сомнительным долгам в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Поддержка автоматического расчета резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:

  • в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
  • для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).

По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.

Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.

Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.

Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Методика расчета резерва

Исходя из положений Налогового кодекса, в учетной политике для целей исчисления налога на прибыль необходимо отразить методику расчета и обосновать следующие показатели:

Показатель Формула Важно
Норматив отчислений в резерв (Но) Но = О / ФОТ,

где О – расходы на оплату отпусков с учетом страховых взносов,

ФОТ – расходы на оплату труда с учетом страховых взносов

  • оба данных показателя могут браться в расчет как прогнозные на основе документов кадрового учета (штатное расписание, график отпусков), так и имеющиеся за предыдущий период.
  • при расчете планируемых расходов на отпуск в расчет нужно брать только дни отпуска, полагающиеся работникам за текущий период, а не накопленные за предыдущие годы (письма Минфина № 03-03-06/1/617 от 24.09.10, № 03-03-06/2/125 от 13.07.10)
Предельная сумма отчислений в резерв (Р н.у. lim) Р н.у. lim = ФОТ пл х Но
  • форма расчета может быть произвольной (письмо Минфина № 03-03-06/2/62147 от 25.10.16).
  • по аналогии со способами расчета резерва отпусков для целей бухгалтерского учета в налоговом данный норматив также можно исчислять по однородным группам сотрудников, центрам ответственности, подразделениям, отделам (письмо Минфина № 03-03-06/1/632 от 07.12.12)
Читайте также:  Налоговый вычет за проценты по ипотеке

Как показывать резервы в бухгалтерской отчетности?

Вид резерва

Как показать в отчетности

В балансе

В отчете о финансовых результатах

На отпуска и вознаграждения по итогам за год

По строке 1540 «Оценочные обязательства»

По строке 2120, 2210, 2220 или 2350 в зависимости от того, на каком счете начислен резерв

По сомнительным долгам

По строке 1230 или 1240 за минусом резерва

По строке 2350 «Прочие расходы»

На гарантийный ремонт

По строке 1540 «Оценочные обязательства»

Под снижение стоимости ТМЦ

По строке 1210 «Запасы» за минусом резерва (п. 25, 35 ПБУ 4/99)

Под обесценение финансовых вложений

По строке 1170 (по долгосрочным вложениям) или 1240 (по краткосрочным) за минусом резерва

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Резервы по сомнительным долгам в налоговом учете

Итак, если в бухгалтерском учете в учетной политике не надо прописывать о том, что резерв по сомнительным долгам создается, то в учетной политике по налоговому учету обязательно надо указать создаете вы резервы или нет (Письмо УФНС по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/[email protected]).

Какие организации могут создавать резервы по сомнительным долгам в налоговом учете?

Организациям, плательщики налога на прибыль, признающие доходы и расходы методом начисления, предоставлено право создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Таким образом, при применении УСН, а также иных спецрежимов, резервы по сомнительным долгам не создаются.

Необходимо учесть, что в налоговом учете определение сомнительной задолженности отличается от определения в бухгалтерском учете.

С 1 января 2017 г. были внесены изменения в п. 1 ст. 266 НК РФ. См. Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Пункт 1 ст. 266 НК РФ гласит, что сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Т.е. это не любая дебиторская задолженность, как это имеет место быть для бухгалтерского учета.

Таким образом, имеющуюся дебиторскую задолженность вы можете признать сомнительным долгом, если она одновременно удовлетворяет следующим критериям.

1. Задолженность возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. Задолженность не погашена в сроки, установленные договором.

3. Задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При соблюдении всех этих условий задолженность признается сомнительной. При этом не имеет значения, принимались ли меры по ее взысканию или нет.

Например, неважно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п. Задолженность продолжает считаться сомнительной и в случае возбуждения в отношении нее исполнительного производства (см., например, Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/148).

По сомнительной задолженности в налоговом учете имеется много разъяснений финансового ведомства, а также имеется судебная практика.

Так, например, по мнению Минфина и некоторых судов задолженность не должна признаваться сомнительной:

1. по предоплате, когда поставщик не отгрузил товар, не оказал услуги в соответствии с договором (Письма Минфина России от 04.09.2015 N 03-03-06/2/51088, от 08.12.2011 N 03-03-06/1/816, от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398). Такая же позиция встречается и в судебной практике.

2. по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-03-06/1/562 (п. 4), от 15.06.2012 N 03-03-06/1/308, от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150 (п. 2), от 23.09.2010 N 03-03-06/1/612, от 19.03.2010 N 03-03-06/2/52);

3. по взысканным арбитражным судом суммам процентов за пользование чужими денежными средствами (Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315);

4. по договорам займа (Письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-03-06/1/70, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).

5. по приобретенным правам требования (Письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-03-06/1/562 (п. 4), от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318). Аналогичной позиции придерживаются и суды;

6. в виде невыплаченных сумм за уступленное право требования по расчетам за отгруженные товары (Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2554-О). Арбитражные суды приходят к такому же выводу.

Важно! Если задолженность образовалась по причинам, не связанной с реализацией (по договору займа, уступки права требования, договору о предоставлении обеспечения и т.д.), она не может считаться сомнительной и, следовательно, участвовать в формировании резерва.

Читайте также:  Как работает система лес ЕГАИС

Взаимозависимость покупателя с продавцом не может стать поводом для отказа в создании резерва. Но при совокупности обстоятельств, свидетельствующих о проявлении недобросовестности компании, суд может поддержать решение налоговой инспекции о необоснованном завышении расходов на сумму созданного резерва. (Определение ВС РФ от 29.04.2016 г. №304-КГ16-3795, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.02.2016 г. №А03-1025/2015).

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Условия для формирования

Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.

Основные правила бухучета резерва

Для учета резерва по сомнительным долгам Планом счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 63. Аналитика на нем должна вестись раздельно по каждому долгу (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Учет резерва на отдельном счете обусловлен требованием п. 6.7 ПБУ 9/99 (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н) об отражении в бухучете выручки от продаж в полном ее объеме вне зависимости от факта создания резерва по ней.

Поскольку резерв сомнительных долгов относится к величинам оценочного значения (п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), при изменении факторов, влияющих на его размер, осуществляется изменение суммы резерва (п. 2 ПБУ 21/2008). Причем это изменение может влиять как на данные текущего периода, так и на данные будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008).

Существовать неиспользованная часть резерва может не дольше чем до окончания года, следующего за годом его создания (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности), что не мешает по этой же задолженности создать новый резерв.

Операции создания, изменения, списания (восстановления) резерва учитываются через прочие доходы (расходы), т. е. в корреспонденции счета 63 со счетом 91. На это есть указание в следующих документах:

  • в положении о бухучете и бухотчетности (п. 70);
  • ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 11);
  • ПБУ 21/2008 (п. 4).

А вот использование резерва для той цели, ради которой он создавался (списание безнадежного долга), создаст проводку по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности).

С порядком списания безнадежной дебиторки, а также с образцами документов, ознакомьтесь в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к расчетному примеру.

Резерв начислен и изменен: проводки

Проводка по созданию резерва по сомнительным долгам будет одной и той же вне зависимости от того, на каком счете учитывается задолженность, признанная сомнительной. В ней сумма резерва, начисленная по соответствующему долгу на счете 63, будет корреспондировать со счетом 91:

Дт 91 Кт 63.

Изменение суммы резерва при изменении факторов, влияющих на его размер, может приводить как к увеличению, так и к уменьшению резерва. Проводки и в том, и в другом случае могут быть 2 видов:

  1. В корреспонденции со счетом 91:
  • Дт 91 Кт 63 — при увеличении резерва;
  • Дт 63 Кт 91 — при уменьшении резерва.
  1. В корреспонденции со счетом 97:
  • Дт 97 Кт 63 — если увеличение резерва влияет на данные будущих периодов;
  • Дт 63 Кт 97 — если уменьшение резерва отразилось и на данных, ранее учтенных по этому резерву в расходах будущих периодов.
Читайте также:  Кто считается государственным служащим?

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Для того чтобы приступить к созданию резерва по сомнительным долгам, налогоплательщик должен провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Инвентаризация сомнительных долгов заключается в проверке и оценке сумм числящихся дебиторских задолженностей, которые соответствуют понятию сомнительного долга. При этом, в соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Налогоплательщику необходимо выявить всех покупателей, которые не рассчитались за отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), и всех поставщиков, которые не отгрузили продукцию (не выполнили работы, не оказали услуги) в счет полученных ими авансом денежных средств.

На основе данных инвентаризации налогоплательщик определяет величину резерва по сомнительным долгам.

Если срок сомнительной задолженности составляет свыше 90 календарных дней, то в резерв включается полная сумма долга; если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 календарных дней (включительно), то в резерве учитывается только половина суммы долга; задолженность со сроком до 45 календарных дней в расчете резерва не учитывается.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

При этом, безнадежными долгами (т.е. долгами, не реальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Следует обратить внимание на то, что организация при расчете суммы резерва может учитывать только суммы дебиторской задолженности, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Все другие виды задолженности, которые не связаны с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг сомнительными долгами не признаются, поэтому и создание резерва по такой задолженности НК РФ не предусмотрено. Это относится к сомнительным долгам, но не к безнадежным. Безнадежным долгом (в данном случае покрываемым за счет ранее созданного резерва) признается любая задолженность перед налогоплательщиком.

Новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

В конце 2016 года в нормы НК РФ были внесены правки, посвященные созданию резерва по сомнительным долгам. Поправки действуют с 2017 года, среди них:

  • скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва;
  • введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью;
  • изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода.

При этом ряд пунктов по определению сомнительной задолженности остается неизменным:

  • к сомнительной задолженности относятся долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором;
  • сомнительная задолженность – это та, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ);
  • сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50%, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Одно из важных нововведений касается ситуации с «встречной» задолженностью, когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору. Предыдущая версия п. 1 ст. 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки», несмотря на наличие встречной задолженности.

С 2017 года в п. 1 внесли поправки, согласно которым если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство. При этом нововведение можно применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2017 года. Что касается резерва по итогам прошлого года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией НК РФ.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *