Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поправки, вступающие в силу с 01.01.2023 года. 120 ФЗ от 30.04.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Новые правила предоставления участков под линейные объекты
1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.
В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как получить разрешение на строительство на линейный объект
Существует 2 утвержденные схемы оформления земельных участков:
- под линейные объекты федерального, регионального и / или местного значения;
- под объекты линейного типа.
С начала весны 2015 г. для объектов капстроительства федерального и регионального значения требуется составление договора аренды ЗУ, пребывающего в муниципальной собственности. Права на его заключение приобретаются без проведения аукциона.
Если планируется строительство линий электропередач (ЛЭП), связи, газо-, тепло- и водопроводов, дорог и т.д., то необходимо сделать следующее:
- подготовить проект планировки территории (ППТ) и проект межевания территории (ПМТ), на что дается 5 месяцев;
- образовать ЗУ из муниципальных земель в соответствии с проектом межевания территории, согласованным и утвержденным на предыдущем этапе (на это уходит 2-3 недели);
- внести новые сведения о наделе в ГКН, причем его фактическая площадь, определенная при межевании, не должна быть больше площади, указанной в документах (ППТ и ПМТ) и госкадастре либо акте, выпущенным органом местного самоуправления на величину, превышающую предельный минимальный размер земельного участка (данная процедура обычно занимает не менее 10 суток);
- оформить арендный договор (30 суток).
В каких случаях не требуется разрешение на строительство линейного объекта?
Исключения составляют следующие случаи:
- линейный объект не является объектом капстроительства, т.е. не имеет характеристик сооружения;
- линейный объект является лишь вспомогательным объектом капстроительства, т.е. способен функционально обеспечить только один объект капстроительства и, к тому же, не выходит за пределы элемента планировочной структуры.
Законом предусмотрено строительство линейных объектов без разрешения на строительство, если это:
- электроустановки с низким напряжением (до 20 кВт включительно), а также связанные с ними трансформаторные подстанции;
- линии электропередач с напряжением до 35 кВ включительно, когда расстояние от имеющихся электросетей до границ ЗУ, где размещены присоединяемые энергопринимающие устройства, не превышает 300 м в городах и пгт;
- нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, имеющие внутренний диаметр менее 300 мм от мест подсоединения к кольцевым водоводам до объектов капстроительства;
- водопроводы и водоотводы с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа и диаметром до 500 мм;
- сети газопотребления и газораспределения, каждая из которых предназначена для транспортировки природного газа;
- линейно-кабельные сооружения связи и линии связи, распределительные пункты; сети инженерно-технического обеспечения, размещенные внутри одного квартала/микрорайона;
- все виды теплосетей, в т.ч. сети горячего водоснабжения;
- линейные сооружения канализации, включая ливневые;
- подъездные дороги и проезды, в том числе проходящие вдоль трассы.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:
- есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
- эти сведения с точки зрения методики верны.
Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:
- о сносе или реконструкции самовольной постройки;
- признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
- признании объекта движимым имуществом.
Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.
Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.
Иначе придется прийти к поразительному выводу о том, что для принудительного установления сервитута нужно построить линейный объект, а до этого строительство осуществлять, основываясь на добровольном волеизъявлении собственника (и непонятно, на каком праве)!
Другая проблема в том, что сервитут может устанавливаться против воли собственника земельного участка лишь в случаях, когда нужды собственника господствующей недвижимости «. не могут быть обеспечены без установления сервитута». Очень непросто обосновать необходимость присутствия линейного объекта именно на данном земельном участке. Ведь, следуя логике ГК РФ, его возможно разместить в любом другом месте (невзирая на стоимость строительства), но смысл обращения в суд с иском о принудительном установлении сервитута полностью исчезает.
Законодательство ряда стран знает и иной подход: установление сервитута в принудительном порядке допускается, когда преимущества от его установления служат улучшению использования господствующего земельного участка и при этом значительно превышают и оправдывают неудобства от его установления, которые для самого собственника служащего земельного участка не имеют большого значения .
Swedish land and cadastral legislation. 1998. Stockholm. Pp. 86. Такое же видение сервитута характерно и для законодательства Австрии, Германии, Польши, Хорватии, Чехии, Англии. См. Земельный участок. Собственность, аренда и иные права в РФ и иностранных государствах. Москва, 2005. С. 213, 230, 239, 252, 258, 271).
Еще одно препятствие для размещения линейного объекта на условиях сервитута заключается в том, что ни частный, ни публичный сервитут не являются основанием, обеспечивающим изготовление градостроительного плана, а без него выдача разрешения на строительство не осуществляется.
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что институт частного сервитута пригоден лишь для разрешения мелких неурядиц, возникающих между отдельными собственниками земельных участков, но не пригоден для строительства даже распределительных сетей низшего уровня.
Кадастровый учет линейных объектов: процедура постановки и регистрации
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ
«О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
-
Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп
«О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп
«О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»
-
Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173
«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р
«О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р
«О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»
Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда
Решение о наличии либо отсутствии оснований для государственной регистрации прав принимается государственным регистратором только после представления документов на государственную регистрацию и проведения правовой экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 29 Закона о регистрации.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
- Понятие и виды линейных объектов. Линейный объект (ЛО) как вещь, как объект имущественных прав, как объект недвижимости. Имущественные комплексы, включающие ЛО.
- Правовой режим линейного объекта. Элементы и объект правового режима. Субъекты прав на ЛО. Права и обязанности субъектов прав. Виды прав на ЛО: право собственности, другие виды вещных прав, обязательственные права. Система органов регулирования правового режима ЛО. Формы и функции государственного и муниципального регулирования правового режима. Система юридических мер, направленных на сохранение правового режима и на предупреждение нарушения правового режима ЛО. Ответственность субъектов прав на ЛО. Ответственность субъектов регулирования правового режима: органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц.
- Создание линейного объекта. Предварительная подготовка и правовая экспертиза территории для размещения ЛО, имущественных комплексов ЛО. Проекты планировки и проекты межевания территории. Изменение категорий и видов разрешенного использования земельных участков в ходе создания имущественного комплекса с включением ЛО и отдельного ЛО. Предоставление (приобретение) земельных участков для нового строительства, реконструкции и эксплуатации ЛО. Возмещение убытков, вызванных переводом земельных участков из одной категории в другую в целях строительства, реконструкции и эксплуатации ЛО. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: порядок, вопросы выкупа и возмещения убытков. Изменение земельного законодательства в области прав на землю в целях размещения, строительства и эксплуатации ЛО, в т.ч. порядок использования земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
- Согласование интересов собственников объектов недвижимости в ходе создания линейных объектов. Права собственников земельных участков. Получение прав на использование чужих земельных участков в ходе проектирования и строительства ЛО. Получение прав на использование отдельных видов земельных участков: участков общей долевой собственности, земельных участков лесного фонда, водного фонда и т.д. Нормы отвода земель, размеры земельных участков для различных ЛО, многоконтурные земельные участки. Основание для строительства ЛО: разрешение на строительство на линейный объект/имущественный комплекс. Завершение строительства объекта: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кадастровый учет ЛО, особенности составления технических планов сооружений. Образование земельных участков (частей земельных участков) для эксплуатации ЛО. Охранные зоны ЛО, порядок учета охранных зон. Зоны с особым режимом хозяйствования при эксплуатации ЛО.
- Оформление прав на линейные объекты. Регистрация прав собственности на ЛО и объекты инженерной инфраструктуры. Порядок установления и описание границ зон с особым режимом использования территорий ЛО, установления охранных зон ЛО. Ограничения использования земельных участков в охранных зонах ЛО: публичный, частный, сервитуты. Практические рекомендации по созданию отдельных видов ЛО, особенности размещения нескольких ЛО, «коммунальные коридоры». Создание имущественных комплексов, включающих ЛО. ЛО как самовольная постройка, его легализация, в т.ч. в судебном порядке. Судебная практика споров о самовольном создании ЛО. Линейные объекты (части ЛО) как бесхозяйная вещь. Оформление прав на бесхозяйные вещи.
- Правовые основы эксплуатации линейного объекта. Переход права на ЛО, предоставление права использования ЛО в целом или его части. Права на земельные участки, в границах которых расположены ЛО, в ходе эксплуатации этих объектов. Особенности эксплуатации отдельных видов ЛО и имущественных комплексов, включающих ЛО. Правовые основы эксплуатации бесхозяйных ЛО. Бесхозяйные сети, бесхозяйные участки сетей как объекты эксплуатации.
- Защита прав и законных интересов собственников/пользователей линейных объектов и имущественных комплексов, включающих ЛО.
- Практика рассмотрения судебных споров, связанных с созданием и эксплуатацией линейных объектов.
Первым ее этапом должна быть постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса, при этом кадастровый номер присваивается от земельного участка. Далее государственный регистратор проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. С этого момента они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Правообладатель становится владельцем единого недвижимого комплекса, распоряжаться которым можно только целиком, потому что в законе есть уточнение, что эта вещь «неделимая».
Законодатель осознанно не уточняет вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки. При этом важно понимать, что если при регистрации объекта выяснится, что сведений о праве собственности на земельный участок или о предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.
К выступлению на Конгрессе приглашены представители: Департамента Государственно-правового управления Президента РФ; Комитета Государственной Думы ФС РФ по земельным отношениям и строительству; Министерства экономического развития РФ; Министерства природных ресурсов и экологии РФ; ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
- Территориальное планирование и разработка документации по планировке территории для размещения линейных объектов, согласование, особенности для земель с/х назначения.
- Инженерно-геологические изыскания для линейных объектов. Обеспечение достоверности и полноты данных, ответственность исполнителя работ.
- Государственная экспертиза проектной документации: экспертные рекомендации.
- Реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов (ЛО): вопросы из практики и правоприменение.
- Контроль и надзор в сфере промышленной безопасности линейных объектов. Взаимодействие с надзорными органами и проведение проверок. Государственный строительный надзор.
- Охранные зоны линейных объектов: законодательное регулирование, правила охраны, порядок установления и изменения границ, судебная практика.
- Государственный кадастровый учет и внесение сведений о зонах с особым режимом использования.
Оформление земли под линейными объектами
Установлено, что фактическое время, затрачиваемое на оформления линейных объектов, значительно превышает сроки, установленные законодательством. В результате был предложен алгоритм процедуры оформления землеустроительной документации.
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ – КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ 1 Пелымская О.В.1 Кравченко Е.Г.1 Кряхтунов А.В.1 1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» Рассмотрена особенность оформления линейного объекта – кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени. Исследован существующий механизм оформления линейных объектов согласно Градостроительному кодексу РФ, проведен анализ затрат необходимого времени для оформления кабельных линий электропередач.
Границы земельного участка
Как правильно и юридически обозначаются границы земельного участка на публичной карте или на специальном кадастровом документе. Как известно именно по границам земельного участка определяется юридический статус владения. Точные координатные точки участка позволяют абстрагировать земельный надел на бумаге и закрепить документально владение земельным наделом. Точные физические данные расположения объекта права, в виде границ и координатных точек, может быть использовано в дальнейшем. Их можно увидеть на кадастровой выписке из ЕГРН. В документе линии обведены черными горизонталями и вертикалями. Кроме этого, на публичной кадастровой карте границы земельного участка обведены красными линиями.
Самым проблемным в плане официального оформления является участок с изломанными границами. Такие территории могут иметь единый кадастровый номер, но не иметь реальной территориальной соприкасаемости. Для таких территорий используется индивидуальный учет и определение.
Пошаговая инструкция по межеванию земельного участка
Юристы АН «Правозем» напоминают, что межевание земельного участка обеспечивает юридическую сохранность его границ и защищает от посягательств на частную собственность, а также от мошенничества со стороны недобросовестных соседей, риелторов и других граждан. Не размежевав земельные участки, владельцы не смогут проводить с ними никакие нотариально заверенные сделки (продавать, дарить, менять и т.д.). Это связано с тем, что существует запрет на проведение сделок с земельными участками, границы которых не установлены по координатам.
К тому же без межевания участка нельзя будет получить кредит в банке под его залог или завещать другому лицу. При этом и претензии родственников после кончины владельца не будут удовлетворяться даже в судебном порядке. То есть, официальный владелец неразмежёванного участка теряет право распоряжаться им, как своей собственностью.
-
Во-первых, гражданам, у которых есть правоустанавливающая документация на земельные участки, но они не поставлены на кадастровый учёт. Соответственно, сведения об участках и их правообладателях отсутствуют в ЕГРН. Садоводам и огородникам, которые до сих пор не оформили права собственности на имеющиеся у них в пользовании земельные участки. А единственный документ, подтверждающий право на земельный участок, — это выписка из ЕГРН.
-
Во-вторых, гражданам, которые возвели или только планируют строительство здания на непромежёванном земельном участке. Без проведения межевания не получится получить уведомление о соответствии, которое необходимо для получения законного права на строительство, для государственной регистрации недвижимости и прав на неё. Незарегистрированное строение считается самостроем и подлежит сносу за счёт её владельца, если возведено в неположенном месте.
-
В-третьих, межевание необходимо тем, кто собирается изменить параметры своего земельного участка. К примеру, прирезать часть свободной прилегающей территории, разделить или объединить участки. А, может, изменить границы земельного участка для соблюдения установленных отступов объектов от размещённых на нём строений до границ.
Ранее, чтобы начать строительство жилого дома на землях, отведённых для ИЖС, ЛПХ или садоводства, требовалось получить в местной администрации градостроительный план земельного участка. Такой план выдавался при условии, что участок предварительно размежёван. Сейчас для начала работ по возведению жилого дома, застройщику такой план не требуется. Достаточно уведомить местную администрацию о предстоящем строительстве и получить уведомление о соответствии. Однако для получения уведомления о соответствии требуются сведения о границах участка, на котором планируется строительство.
Собственнику земельного участка площадью более 6 соток, приходится ежегодно платить налог за его использование. Согласно ФЗ № 334 размер налога рассчитывается с учётом кадастровой стоимости. Определяется же она, исходя из местонахождения и размеров земельного участка. Однако для того, чтобы определить кадастровую стоимость участка необходимо знать его точные границы, т.е. провести межевание. Иначе налог будет рассчитываться из рыночной стоимости участка, которая обычно выше кадастровой.
Ставка земельного налога в 0,3% и перечень земель, на которые она распространяется, определяется 394 статьёй НК РФ. Все остальные участки земли облагаются налогом в 1,5%. Изменять ставку по налогу вправе только местные органы государственной власти. Однако и сам владелец недвижимости может обратиться в Росреестр с заявлением о переоценке его собственности и снижении ставки налога. При этом в пакет документов, который потребуется приложить к заявлению, входит и межевой план участка.
Как узаконить и согласовать самострой в 2021 году?
Реконструкция – это любое изменение ключевых характеристик здания. Например, вы решили сделать пристройку или возвести еще один этаж. Такие работы относятся к реконструкции и требуют согласования. Несогласованные изменения не законны. Они не зафиксированы в ЕГРН. Это означает, что фактическое состояние дома отличается от информации, которая хранится в реестре. Реконструировать дома, построенные на землях ЛПХ, ИЖС, СНТ, можно в уведомительном порядке.
Судебное разбирательство может длиться очень долго. Для доказательства вашей правоты могут потребоваться дополнительные экспертизы, и их нужно делать за ваш счет. Поэтому по возможности лучше воспользоваться административным порядком:
- Заказать техплан.
- Подать заявление в Росреестр на внесение изменений.
Дальше остается ждать решения Росреестра. Этот метод проще, чем судебное разбирательство, но риск получить отказ от сотрудников службы кадастра очень высок. В случае отказа судебного разбирательства не избежать.
Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.
Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.
На начальном этапе согласований нужно получить ГПЗУ и техусловия на подключение к инженерным сетям. ГПЗУ в столице выдает Москомархитектура. Этот документ содержит подробное описание характеристик и ограничений участка, параметров разрешенного строительства. Техусловия выдаются ресурсоснабжающими организациями для подтверждения точек подключения, возможности присоединить объект к сетям.
Разрешения на строительство или реконструкцию выдаются на основании проекта, подготовленного проектной организацией. В этом документе проектировщик должен подтвердить, что состояние объекта и выполненные работы отвечает всем показателям безопасности. Проект содержит все необходимые расчеты, схемы, обоснования безопасности.
Проектная документация должна пройти экспертизу безопасности. Проводить такую проверку могут государственные и негосударственные экспертные организации. Экспертное заключение вместе с проектом передается в органы госстройнадзора для получения разрешения на строительство.
Ответственность за незаконную постройку наступает в виде обязанности снести ее за счет собственника, а также по ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса собственника:
- для частных лиц – от 2 до 2.5 тыс. руб.;
- для ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;
- для предприятий – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Аналогичные штраф наступают при эксплуатации самостроя без получения разрешения на ввод. Также предпринимателям и организациям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Реконструкция – это любые изменения здания, затрагивающие его внешнюю конфигурацию, количество этажей и несущие конструкции. Если говорить простыми словами. С точным понятием можно ознакомиться в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение – это юридический документ, который даёт возможность провести перечисленные выше изменения, а также сделать их полностью законными.
Большинству людей не совсем ясна разница между реконструкцией и перепланировкой. Но с точки зрения как характера работ, так и закона – это абсолютно разные понятия. Перепланировку оформить проще и быстрее. Получение разрешения на реконструкцию займёт существенно больше времени. Также среди ключевых различий можно отметить:
- перепланировка предполагает, что работы будут проводиться только внутри помещений. Это может быть снос/перенос/монтаж новых перегородок, изменение планировки и т. д. Т. е. текущая конфигурация и объёмы здания не претерпевают значительных изменений;
- реконструкция подразумевает, что работы будут более масштабными и серьёзными. Может увеличиться площадь, появиться новые этажи, пристройки и т. п. Здание меняет свой объём или конфигурацию. Также реконструкция может проводиться с целью изменения назначения сооружения. Например, когда бывшие помещения цехов превращают в современные офисные комплексы. Для проведения подобных работ также необходимо получить разрешение на реконструкцию.
Обратите внимание! Реконструкция – это изменения, проводимые в уже возведённом здании. Т. е. сооружение должно быть полностью достроенным. Если речь идёт о неполностью возведённом сооружении, процедура получения разрешения будет совсем иная.
Получение разрешения на реконструкцию – это обязательная процедура, без которой невозможно проводить работы. В противном случае на собственника будут наложены санкции. Однако полученное разрешение открывает перед владельцем широкие возможности. Он может легально:
- увеличивать или уменьшать количество этажей;
- обустроить или убрать антресольный этаж;
- превратить чердачное помещение в мансарду;
- возвести пристройку к нежилому зданию;
- провести усиление конструкций;
- установить новую систему коммуникаций.
Эти и другие изменения будут признаны законом, если проводить их после получения разрешения.
Окончательное решение по поводу выдачи разрешения принимают местные органы самоуправления. Туда собственник обращается после того, как соберёт и согласует всю документацию.
Пакет документов, который представляется в органы самоуправления, должен включать:
- удостоверение личности (паспорт) собственника нежилой недвижимости;
- заявление, адресованное местным органам самоуправления;
- документ, который подтвердит право собственности на здание;
- топографический план земельного участка;
- согласованный проект реконструкции;
- заключение о техническом обследовании здания.
Сбор полного пакета документов – это весьма нелёгкая задача, способная отнять уйму времени. Но в современном мире проблема решается. Доверить сбор документов можно представителю. Он обратится во все необходимые инстанции и найдёт требуемые бумаги.
Разрешение на реконструкцию – это документ, обладающий юридической силой. Поэтому он должен быть оформлен грамотно. Получив документ на руки, проверьте правильность внесённых данных. Разрешение содержит:
- ФИО заявителя или название фирмы, если разрешение запрашивает юр. лицо;
- индивидуальный номер документа (присваивается компетентным органом, занимающимся оформлением разрешений);
- наименование нежилого объекта недвижимости (должно соответствовать информации, представленной в согласованном проекте и других документах);
- адрес реконструируемого здания;
- дата подписания разрешения;
- срок действия документа;
- подпись уполномоченного представителя;
- печать инстанции, оформившей разрешение.
Если вышеперечисленные данные будут неполными или недостоверными, разрешение перестанет действовать. Т. е. проводить работы в соответствии с ним будет противозаконно.
Законодательство предусматривает определённые сроки выдачи разрешений. В данном случае он составляет 7 рабочих дней. Срок может быть увеличен для ряда объектов недвижимости. Однако 7 дней – это время, в течение которого местные органы самоуправления рассматривают документы. Естественно, подготовить разрешение с нуля за неделю не получится.
При расчёте времени, которое потребуется для получения разрешения на реконструкцию, следует учесть сроки:
- выполнения инженерных изысканий и подготовки документации. Тут сложно говорить о каких-либо конкретных промежутках. Всё зависит от параметров объекта;
- экспертизы проекта реконструкции. Обычно процедура занимает до 3 месяцев. Чем качественнее и грамотнее будет проект, тем быстрее пройдёт экспертиза. Поэтому, если вы торопитесь, обращайтесь в компетентные архитектурные бюро. Тогда не придётся тратить время на устранение десятков замечаний;
- получения градостроительного плана участка. Это займёт от 2 до 3 недель. Без плана не получится подать документы в органы самоуправления;
- дополнительных согласований. Может потребоваться согласовать проект в коммунальных службах и других инстанциях. Это увеличит общие сроки.
В целом не рассчитывайте пройти все согласования и получить разрешение быстрее, чем через полгода. И это минимальный срок. Если ваше здание относится к архитектурному наследию или является памятником, ждать придётся ещё дольше.
В ряде случаев для проведения реконструкции не обязательно получать разрешение. К ним относятся ситуации, когда работы планируются:
- на объектах, которые не относятся к капитальным строениям;
- проводить без изменения конструктивных и других элементов, которые могут повлиять на безопасность и надёжность здания (подробнее об этом можно почитать в градостроительных регламентах).
Выполнение капитального ремонта также не требует получения разрешения на реконструкцию.
Как получить разрешение на строительство дома в 2021 году
Согласно статье п. 2.1 ст. 11.3. Земельного кодекса образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.
2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.
3. Заключение договора аренды на лесной участок.
4. Регистрация договора аренды в органах Росреестра, при сроке договора более 1 года и направление в Департамент экземпляра договора.
5. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
6. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».
Получение Разрешения На Строительство Линейного Объекта В 2021 Г
Согласно единым правилам в качестве заявителя при выдаче разрешения (уведомления) на строительство объекта выступает застройщик. Это может быть физическое или юридическое лицо (организация), планирующее возведение, реконструкцию или изменение определенной капитальной постройки.
Таким образом, подавать документы на выдачу разрешения (уведомления) может гражданин, планирующий строительство дома на своем участке, или же уполномоченный представитель организации, желающей начать строительные работы.
Кроме того, в качестве заявителя также может выступать доверенное лицо застройщика. В данном случае у первого на руках должна быть действующая доверенность на совершение подобных действий.
Общий алгоритм действий при согласовании строительства жилого или садового дома подробно описан в ст. 51.1 ГрК РФ. Порядок подачи и получения соответствующего уведомления включает в себя следующие шаги:
- Подготовка уведомления (аналог заявления) согласно единой утвержденной форме.
- Сбор установленного законом перечня документов (подробно все бумаги описаны ниже по тексту).
- Выбор способа направления бумаг в адрес органа государственной власти, уполномоченного выдавать разрешения на строительство. Здесь доступны следующие варианты (п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):
- личный визит в соответствующее ведомство,
- обращение в МФЦ (многофункциональный центр),
- направление бумаг по почте (письмо следует заказывать с уведомлением о вручении),
- использование портала «Госуслуги».
- После того, как документы будут отправлены, следует дождаться окончания их проверки.
- В течение установленного законом периода времени государственный орган направит заявителю уведомление о соответствии объекта ИЖС (садового дома) всем требованиям и нормам или о несоответствии заявленных параметров.
Следует обозначить несколько наиболее распространенных ситуаций, при которых заявитель может получить отказ в согласовании строительства ИЖС или садового дома.
Сюда можно отнести такие причины:
- отсутствие всех необходимых сведений в представленном уведомлении (полный их перечень приведен в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ),
- отражение в уведомлении информации, не соответствующей действительности,
- отсутствие у представителя застройщика доверенности, дающей право на согласование строительства объекта,
- документы для получения разрешения представлены не в полном объеме,
- обращение заявителя в орган, находящийся не по месту размещения земельного участка, на котором планируется строительство дома,
- уведомление подано в отношении объекта, по которому законом предусмотрено получение разрешения на строительство, а не уведомления.
При возникновении перечисленных выше ситуаций, компетентный орган в течение 3 рабочих дней производит возврат поданного застройщиком уведомления вместе с приложенными к нему документами (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
В качестве примера можно привести следующие случаи, при которых обязательно получение разрешения на строительство объекта:
- возведение многоквартирного жилого дома,
- постройка гидротехнических сооружений,
- строительство объектов, связанных с добычей полезных ископаемых,
- проведение работ по созданию автомобильных и железных дорог, предназначенных для общего пользования,
- прочие случаи.
Выбор ведомства, в которое следует обращаться для получения такого документа зависит от вида объекта, строительство которого планируется. Здесь возможны следующие варианты:
- органы местной власти, находящиеся на территории расположения земельного участка (в большинстве случаев),
- организация «Росатом» (по объектам в области атомной энергии),
- «Роскосмос» (при строительстве/реконструкции построек в области космической инфраструктуры),
- Минстрой РФ (при возведении объекта на территории двух и более регионов),
- иные уполномоченные органы государственной власти.
В целом, процедура получения разрешения на строительство включает в себя следующие шаги:
- Подготовка заявления согласно утвержденной форме.
- Сбор документов.
- Подача полного пакета бумаг в государственное ведомство, уполномоченное выдавать разрешения на строительство. Сделать это можно через МФЦ.
- Далее нужно дождаться окончания этапа проверки представленных документов. Если все будет в порядке, заявителю выдадут разрешение.
Похожие записи:
-