Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение размера платы за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 года.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Разделить квартиры по зонам риска и проверить в них показания ИПУ
Схема «Светофор» поможет УО и ТСЖ выявить источники потерь ресурса: снять показания ИПУ или установить фактически проживающих в квартире, где счётчиков нет. Но у управляющих организаций, в лицензии которых десятки домов, нет возможности обойти все помещения.
Для решения этой задачи эксперт рекомендует разделить квартиры в МКД на три зоны:
- Красная зона.
Сюда УО необходимо попасть. Это помещения без индивидуальных приборов учёта и с одним человеком прописанным, а также квартиры с нулевым расходом за два и более расчётных периода и другие случаи.
- Жёлтая зона.
В эти квартиры по возможности нужно попасть, если в них двое прописанных и нет ИПУ, или потребление меньше 30 кубометров в год.
- Зелёная зона. Квартиры, попавшие в эту зону, проверять не нужно.
Норма потребления холодной и горячей воды без счетчика
Единого норматива потребления для всех субъектов РФ нет. Для каждой области или края он свой. Было подсчитано, что в России усредненная норма горячей воды на 1 человека без счетчика составила 4,75 м3, холодной воды на человека в месяц – 6,935 м3. Это когда нет ИПУ. Когда водомер подставлен, то оплачивать коммунальную услугу следует на основе его показаний.
Эти данные имеют рекомендательное значение. В столице норма расхода воды установлена: для ГВС – 4,75 м3, для ХВС – 6,94 м3.
Факторы, которые учитывались при произведении подсчетов, на основе средних показателей:
- 30 литров – на душ каждый день;
- 200 литров в неделю на повседневные нужды;
- 200 литров в день – наполняемость бачка унитаза;
- 200 литров в неделю – мытье в ванной;
- Прочее потребление, которое связано с уборкой, мытьем посуды, стиркой и т.д.
Показатель общедомового потребления также может входить в категорию «прочие». К нему относится уборка дома, протечки в трубах и так далее.
Тарифы на питьевую воду и водоотведение на территории города Москвы (за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов)
Тарифы на питьевую воду | Тарифы на водоотведение | |||
Группы потребителей | с 01.01.2020 по 30.06.2020 | с 01.07.2020 по 31.12.2020 | с 01.01.2020 по 30.06.2020 | с 01.07.2020 по 31.12.2020 |
Население (с учетом НДС) | 40,48 | 42,30 | 29,57 | 30,90 |
Прочие потребители (без НДС) | 33,73 | 35,25 | 24,64 | 25,75 |
Организации водопроводно-канализационного хозяйства Московской области, по местам исполнения обязательств — город Москва (без НДС) | 24,81 | 25,55 | 20,75 | 21,37 |
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2023 год
Приведенные выше нормативы являются усредненными. Более точные цифры устанавливаются каждым регионом самостоятельно. При этом в зависимости от разных факторов, которые присутствуют в конкретном доме, они немного отличаются. Стоимость одного кубометра воды так же определяется властями региона, она зависит от особенностей территории и ее расположения.
В таблице отражены тарифы на воду, действующие в разных городах. Они применимы для домов многоквартирных и частных, которые подключены к сетям горячего, холодного водоснабжения, канализации, а также оборудованы сантехническими приборами (унитаз, раковина, ванна или душ).
Город | Холодное водоснабжение | Горячее водоснабжение | ||
куб.м/чел | руб. за 1 м3 | куб.м/чел | руб. за 1 м3 | |
Москва | 6,935 | 38,06 | 4,745 | 188,53 |
Санкт-Петербург | 5,36 | 25 | 3,89 | 100 |
Самара | 7,9 | 27,1 | 3,6 | 130,2 |
Пермь | 5,6 | 31,6 | 3,4 | 152,2 |
Казань | 6,73 | — | 3,44 | — |
Новосибирск | 5,193 | — | 3,687 | 89,11 |
Воронеж | 5,1 | — | 3,07 | — |
Краснодар | 4,04 | — | 2,65 | — |
Челябинск | 4,25 | — | 3,11 | — |
Екатермнбург | 5,62 | — | 5,04 | — |
Уфа | 6,356 | 12,15 | 2,582 | 57,2 |
Ростов-на-Дону | 6,5 | — | — | — |
Омск | 3,510 | — | 5,472 | — |
Следует учитывать, что цены могут отличаться в зависимости от ресурсоснабжающей организации. По каждой из них тарифы утверждаются отдельно.
Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.
На что расходуется вода | Единица измерения | Затрачиваемый объем в литрах |
Мытье в душе | сутки | 30 |
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности | неделя | 200 |
Спуск воды с бачка унитаза | день | 200 |
Прием ванны | неделя | 400 |
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка | неделя | 500 |
Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.
Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Все законы о счетчиках, действующие в 2022 году
Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование. В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.
Единого законодательного акта, который бы регулировал норму расхода воды на конкретного человека, не существует. Ее устанавливает каждый субъект Федерации самостоятельно
. Однако при этом учитывается СНиП 2.04.01-85, который устанавливает нормы расхода водных ресурсов. При этом данный стандарт может служить лишь методическим базисом при разработке собственного норматива, но не является обязательным.
При расчете потребления горячей и холодной воды используются следующие усредненные показатели расхода одним человеком в течение определенного периода:
- наполнение ванны – 200 литров воды в неделю;
- использование душа – 30 литров в день;
- вода, используемая в бачке унитаза, – около 200 литров в неделю;
- мойка посуды, умывание – 200 литров в неделю.
Стоимость кубического метра поставляемой в жилье воды различается в зависимости от местности предоставления услуг по водоснабжению. Она складывается из нескольких составляющих:
- поддержание работоспособности водопровода;
- расход электроэнергии;
- очистка воды;
- административные траты;
В стоимость горячей воды, помимо этого, закладывается стоимость ресурсов для ее подогревания.
Формула платы за воду без счетчика и пример
В России не существует единого тарифа на воду. В каждом субъекте он свой. Связано это с климатическими особенностями субъектов РФ, а также с уровнем плотности проживающих в нем людей.
Таким образом, цифра норматива не является окончательной при оплате. Сколько кубов воды потрачено гражданином ежемесячно, отражено в действующем нормативе.
Таким образом, для самостоятельного расчета того, сколько платить за потребление воды в квартире без ИПУ, надо знать действующий тариф, число людей, зарегистрированных по месту жительства, норматив и ПК.
Произведем расчет потребления ХВС и ГВС на примере Новосибирска.
Новосибирский региональный тариф ХВС = 17,16 руб. за 1м3
Норматив ХВС = 5,193 м3
Повышающий коэффициент = 1,5
Число прописанных граждан = 2
Таким образом, 17,16*5,193*1,5*2 = 267,335 рублей.
Такую сумму за потребление холодной воды должен будет заплатить собственник жилого помещения.
Теперь ГВС. Повышающий коэффициент и число прописанных граждан такое же.
Новосибирский региональный тариф ГВС = 100,10 руб. за 1м3
Норматив ГВС = 3,687 м3
Таким образом, 100,10*3,687*1,5*2 = 1107,206 рублей.
Действующий тариф можно узнать, позвонив в городской водоканал.
Если в квартире официально нет прописанных людей, то плата будет начисляться и в этом случае. Тогда вместо числа проживающих будет подставлено значение количества собственников.
Выходом в этой ситуации будет установка водомеров. Если вода не используется, то и оплачивать ничего не придется.
Также можно обратиться в управляющую компанию с требованием пломбировки водопровода. Сделают это на следующий день после обращения. Поэтому на время отсутствия начислений за потребление воды производиться не будет.
Еще одной причиной отсутствия начислений в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, могут быть документ о прохождении военной службы, больничный лист и тому подобное.
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2022 год
Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.
Таблица отображает значения субъектных нормативов и тарифов на воду без счетчика в 2022 году. Они актуальны для всех квартир, имеющих сантехническое оборудование и подключенных к сети коммунальных услуг.
Еще стоит учитывать, что в пределах города показатели могут незначительно отличаться. Все зависит от компании, которая предоставляет ресурс. Следовательно, стоимость воды без счетчика будет разниться.
Город | Горячее водоснабжение | Холодное водоснабжение | |||
Норматив | Тариф | Норматив | Тариф | ||
Москва | 4,745 | 211,67 | 6,935 | 43,57 | |
Санкт-Петербург | 3,48 | 112,81 | 4,90 | 33,12 | |
Пермь | 2,802 | 167,15 | 3,881 | 33,03 | |
Самара | 3,24 | тепловая энергия | 1682,40 | 8,13 | 31,60 |
теплоноситель | 37,55 | ||||
Уфа | 3,24 | тепловая энергия | 2134,16 | 7,55 | 25,68 |
теплоноситель | 25,68 | ||||
Омск | 3,4 | тепловая энергия | 1397,84 | 6,7 | 17,08 |
теплоноситель | 17,93 | ||||
Челябинск | 2,56 | 60,48 | 6,06 | 25,14 | |
Краснодар | 2,65 | тепловая энергия | 1621,58 | 6,69 | 38,71 |
теплоноситель | 25,33 | ||||
Казань | 3,57 | тепловая энергия | 1541,90 | 8,96 | 20,59 |
теплоноситель | 20,59 | ||||
Ростов-на-Дону | 3,45 | тепловая энергия | 2205,66 | 6,5 | 20,59 |
теплоноситель | 49,79 | ||||
Нижний Новгород | 3,77 | 88,84 | 6,74 | 19,04 | |
Саратов | 3,18 | тепловая энергия | 1909,72 | 7,55 | 25,10 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Новосибирск | 3,68 | 108,19 | 6,47 | 18,56 | |
Пенза | 3,20 | тепловая энергия | 1780,64 | 6,67 | 39,86 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Смоленск | 3,92 | 151,83 | 6,60 | 25,19 | |
Калуга | 3,20 | тепловая энергия | 2104,62 | 7,56 | 28,25 |
теплоноситель | 28,25 | ||||
Белгород | 3,17 | 110,04 | 7,45 | 25 |
Сколько придется заплатить за воду без счетчика: нормативы, формула и пример расчета
По закону установка ИПУ (индивидуальных приборов учета) является обязательной, когда нет конструктивных трудностей. Бывает, что объективно это сделать невозможно, например, из-за ветхости водопроводных труб.
Штрафов за отсутствие счетчиков нет. Но хозяина квартиры наказывают повышенной квартплатой. Если нет механических препятствий для монтажа ИПУ, но собственник отказывается их ставить, тогда оплата за использованную воду определяется с помощью повышенного коэффициента. Цифра получается весьма внушительной.
Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика был рассчитан еще в 20 веке и остается на одной отметке больше 25 лет.В 2020 году показатель также изменений не претерпел. Незначительно варьироваться он может, исходя из конструктивных особенностей здания.
Главный документ, регулирующий оказание услуг в сфере водоснабжения – это Постановление Правительства №354. В действующем своде правил содержатся формулы вычисления норматива использования ГВС и ХВС. Значения относятся к жилым помещениям с установленными счетчиками на воду и без них.
Плата за воду холодную и горячую
С платежами за холодную воду все относительно просто. Объем потребления устанавливается, как уже говорилось выше, либо по счетчику, либо по нормативу. Эта цифра умножается на действующий тариф. Полученная сумма выставляется потребителю к оплате.
Тарифы на холодную воду можно узнать там же, где и нормативы потребления. А именно — на сайтах региональных тарифных органах, ГИС ЖКХ и в своей управляющей компании. Кроме того, тарифы для населения публикуют так же местные водоканалы.
C расчетом платы за горячую воду ситуация сложнее… Начиная с 2012 года (в разных регионах это случилось в разные годы) жильцам начали выставлять платежки, где за услугу горячего водоснабжения надо платить по так называемому «двухкомпонентному» тарифу. Отдельно оплачивается потребление воды (руб/кубический метр), отдельно — за услугу по ее подогреву (руб/гигакалория).
Расходы воды определяется в таком случае по показаниям счетчика горячей воды. Расходы на подогрев воды рассчитываются исходя из соответствующего норматива — сколько нужно тепла, чтобы подогреть один кубометр воды до нужной (от 60 до 75 С) температуры. Норматив этот не один на все случаи жизни, а разный для разных типов домов. Таким образом учитываются индивидуальные особенности многоквартирного дома (наличие/отсутствие полотенцесушителей, изоляция стояков горячего водоснабжения и т. п.). Подробнее об этом см. пп. 32 и 42 «Правил предоставления коммунальных услуг».
Стоит так же отметить, что двухкомпонентные тарифы на горячую воду внедрены пока далеко не во всех регионах. И даже в тех регионах, где в большинстве домов жильцы платят по двухкомпонентному тарифу, в некоторых многоэтажках плату взимают как и раньше — за кубометры.
Формально говоря, к общему знаменателю ситуация должна прийти с 1 января 2020 года. Именно к этой дате действующее законодательство требует от региональных органов власти утвердить нормативы потребления тепла на подогрев горячей воды. И тогда двухкомпонентные тарифы станет возможным применять во всех российских регионах.
Но как это будет на практике — сложно сказать. По факту окончательно решение о введении двухкомпонентного тарифа на ГВС принимает управляющая организация (ТСЖ или УК) многоквартирного дома.
По счетчику или по нормативу?
И в завершение, ответ на часто задаваемый вопрос: как выгоднее платить за воду, по счетчику или по нормативу? Он зависит от того, сколько человек, с одной стороны, фактические проживает в квартире и сколько, с другой, официально зарегистрировано в жилом помещении.
Если живут двое, а прописано четверо, то, конечно выгоднее платить по счетчику. Если, наоборот, прописан один человек, а фактически проживает пятеро, то норматив может оказаться выгоднее. Даже с учетом повышающего коэффициента 1,5, если в квартире нет счетчиков либо у них вышел срок поверки.
Если же счетчик установлен, он исправен и срок его эксплуатации не истек, то перейти на оплату по нормативу можно просто не передавая показания счетчика. В таком случае повышающий коэффициент применяться не будет.
Впрочем, при этом надо помнить, что управляющая компания (или водоканал, если заключен прямой договор водоснабжения) имеет право раз полгода проверять показания счетчика. И собственник обязан допустить представителя УК или водоканала в жилое помещение, чтобы тот проверил состояние счетчика и снял показания. После этого плата за воду будет пересчитана исходя из текущих показаний прибора учета и действующего на данный момент тарифа.
Кроме того, управляющая компания имеет право проверить (с привлечением представителей местных органов внутренних дел) фактическое количество проживающих в квартире (п. 32 е. 1 «Правил»). И затем начислять плату по нормативу исходя из выявленного реального количества жильцов.
Как платить, если в квартире никто не прописан, и нет счетчиков на воду
Если в квартире нет постоянных жильцов, а также отсутствуют приборы учета, то начисления все равно будут производиться по нормативу, то есть рассчитываться, исходя из числа собственников жилья, вне зависимости от фактического расходования ресурса.
Разумным выходом в данной ситуации является приобретение приборов учета. Если ресурс не используется, платить ничего будет не нужно.
Однако существует и другой выход из ситуации, не предполагающий установки счетчика. Для этого следует направить в свою управляющую компанию требование, чтобы ее сотрудники установили пломбу на один из вентилей водопровода
.
Опломбировка происходит на следующий день после подачи документа
. В этом случае, при отсутствии жильцов, без счетчиков также никаких начислений происходить не будет.
Также снизить затраты собственники помещений могут путем предоставления в обслуживающую организацию документов, подтверждающих их отсутствие в квартире за указанный период. Это могут быть больничные листы, подтверждающие нахождение собственника на стационарном лечении, военный билет и иные документы, указывающие на прохождение военной службы, и так далее.
Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Разрыв в итоговой сумме для оплаты за ХВС и ГВС, при наличии установленных учетных приборов и при их отсутствии, очень серьезный. Особенно с учетом увеличивающего стоимость коэффициента, который впоследствии может быть изменен в большую сторону
. Поэтому, при первой же возможности, следует установить учетные приборы, чтобы платить за воду без переплат и лишних проблем.
Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета
В 2022-м году применение коэффициентов происходит вне зависимости от формы собственности на жилое и нежилое помещение – к собственникам, к проживающим по договору социального найма.
Если плата за коммуналку не производится более 2 месяцев, то уже формируется задолженность и будут начисляться штрафы.
Средства, полученные от повышающего коэффициента, государство рекомендует использовать для обновления оборудования и технических систем.
Устанавливать счетчики должен владелец на свои средства. А за установку общедомовых приборов учета отвечает управляющая компания.
Но если приборы учета все-таки не будут установлены, то никаких мер воздействия по закону применяться не может.
Что входит в квартплату? Обычно это:
- отопление;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- газ;
- электричество;
- вывоз мусора.
Тарифы на них ежегодно увеличиваются, обычно в январе и в июле. Темпы их роста пугают. Поэтому правительством ужесточен контроль за превышением предельной стоимости коммунальных услуг на региональном уровне.
Между тем, размер повышающего коэффициента установлен один для всех субъектов. Его повышение не ожидается.