Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации по размещению и установке дизель-генератора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установлены следующие уровни взрывозащиты электрооборудования: «электрооборудование повышенной надежности против взрыва», «взрывобезопасное электрооборудование» и «особовзрывобезопасное электрооборудование».
В маркировку по взрывозащите электрооборудования в указанной ниже последовательности входят:
знак уровня взрывозащиты электрооборудования (2, 1, 0);
знак Ех, указывающий на соответствие электрооборудования стандартам на взрывозащищенное электрооборудование;
знак вида взрывозащиты (d, i, q, o, s, e);
знак группы или подгруппы электрооборудования (II, IIА, IIВ, IIС);
знак температурного класса электрооборудования (Т1, Т2, ТЗ, Т4, Т5, Т6).
В маркировке по взрывозащите могут иметь место дополнительные знаки и надписи в соответствии со стандартами на электрооборудование с отдельными видами взрывозащиты. Примеры маркировки взрывозащищенного электрооборудования приведены в табл. 7.3.8.
При определении взрывоопасных зон принимается, что
а) взрывоопасная зона в помещении занимает весь объем помещения, если объем взрывоопасной смеси превышает 5% свободного объема помещения;
б) взрывоопасной считается зона в помещении в пределах до 5 м по горизонтали и вертикали от технологического аппарата, из которого возможно выделение горючих газов или паров ЛВЖ, если объем взрывоопасной смеси равен или менее 5% свободного объема помещения (см. также 7.3.42, п. 2). Помещение за пределами взрывоопасной зоны следует считать невзрывоопасным, если нет других факторов, создающих в нем взрывоопасность;
в) взрывоопасная зона наружных взрывоопасных установок ограничена размерами, определяемыми в 7.3.44.
Примечания: 1. Объемы взрывоопасных газо- и паровоздушной смесей, а также время образования паровоздущной смеси определяются в соответствии с «Указаниями по определению категории производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности», утвержденными в установленном порядке.
2. В помещениях с производствами категорий А, Б и Е электрооборудование должно удовлетворять требованиям гл. 7.3 к электроустановкам во взрывоопасных зонах соответствующих классов.
Место расположения и монтажа дизель-генераторов
ДГУ может быть установлена стационарно – в помещении или вне зданий, на отдельной площадке. Есть вариант мобильных устройств – на специальных передвижных платформах, прицепах или кузовах автомобиля. В каждом случае при установке первым делом должны быть обеспечены безопасные условия работы персонала, а также сохранность агрегата, защита его от внешних воздействий и несанкционированного доступа.
В зависимости от внешней защитной компоновки дизельные генераторы выпускают в следующем исполнении:
-
Открытого типа, где все оборудование смонтировано на одной раме и открыто, защитные кожухи прикрывают движимые элементы конструкции. Устанавливаются внутри помещений.
-
В контейнере – установка и все комплектующие системы помещены в контейнере.
-
В кожухе – установка защищена кожухом от воздействия агрессивных факторов атмосферной среды. Кожухами оборудуют передвижные агрегаты.
Как подготовить помещение для монтажа ДГУ?
Вы на финишной прямой: поставщик оборудования найден, модель подобрана, договор заключен. Дизельная электростанция отправляется к вам. Осталось только выбрать место, где она будет стоять.
Вот тут-то очень важно не совершить ошибку и не пустить все на самотек. Наспех приспособленный агрегат, может превратиться в перманентную головную боль.
Основные требования к помещениям для электростанций изложены в «Правилах устройства электроустановок», изданных Главгосэнергонадзором России в 2002 году и «Нормах технологического проектирования дизельных электростанций», НТПД-90 (актуальны на момент публикации статьи в 2015 году). Но вам не нужно мучительно разбираться в сухих официальных строчках этих документов. Мы прочитали законы за вас и решили пересказать все понятным языком.
Готовить помещение для дизель-генераторной установки следует с умом. В этом процессе должна быть учтена масса факторов:
- достаточная вентиляция оборудования,
- защита от неблагоприятных природных факторов (дождь, снег, лед, ветер, мороз, жара, затопление, прямой солнечный свет),
- защита от загрязнений, разносимых воздухом (пыль, дым, масляный туман, пары, выхлопной газ),
- защита от ударов (деревьями, строительными конструкциями, автомобилями, погрузчиками),
- защита от проникновения персонала, не уполномоченного работать с ДГУ,
- защита от пожаров.
Расстояние от дизельной установки до здания
Дизель генераторная установка является мощным источником тепла и при работе установки может быть значительное повышение температуры в помещении. Что в свою очередь может негативно сказаться на производительности ДГУ.
Поэтому следует еще в момент монтажа ДГУ установить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию.
При монтаже вентиляции следует правильно сориентировать потоки воздуха. Воздух должен поступать со стороны генератора проходить вдоль двигателя и системы радиатора и выходить за пределы помещения, через воздуховод.
Воздушные отверстия для обеспечения нормальной циркуляции воздуха должны быть достаточного размера и на отверстиях должны быть установлены подвижные жалюзи.
Расположение ДГУ в помещении:
- Впускное воздушное отверстие;
- Выпускное воздушное отверстие;
Лучше всего расположить дизельную электростанцию в отдельном здании, созданном специально для этой цели. В таком случае будет проще учесть все нормативные требования. Однако способ этот затратный: постройка и оборудование нового здания требует вложений.
Разместить дизель-генератор можно и в уже существующем техническом помещении: подвале, пристройке, мансарде. Конечно, предварительно проверив, соответствует ли оно нормам. Скорее всего, потребуется модификация: создание дополнительных вентиляционных проемов, расширение воздушных трактов, усиление противопожарной безопасности.
Выдержка из правил
Высота машинного зала, в котором планируется установка агрегата, должна составлять не менее 3,6 м.
Минимальные расстояния от стен:
- до переднего торца агрегата мощностью до 500 кВт — 1м, свыше 500 кВт — 2 м;
- до заднего торца агрегата — 1,2 м;
- до обслуживаемой стороны агрегата — 1,5 м;
- до необслуживаемой стороны агрегата — 1м.
Не важно, установите ли вы ДГУ в новое здание или доработаете существующее. Учтите, что в комнате для электрогенератора всегда:
- Температура не опускается ниже + 5°C
- Предусмотрено освещение
- Достаточно места вокруг и над электростанцией
- Входной проем превышает габариты оборудования на 400 мм
- Приняты меры по снижению уровня шума
Преимуществом станет расположение дизельной установки вблизи электрощита. Такая дислокация гарантирует минимальную длину кабелей. А вот от чего стоит расположить электростанцию подальше, так это жилые и общественные здания, склады горючих материалов и легковоспламеняющихся жидкостей. Это необходимо, чтобы не подвергать материалы и людей экологической и пожарной опасности.
Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.
В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.
При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).
Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.
Помещение для дизель-генераторной установки должно иметь проёмы в наружных стенах для притока наружного воздуха и для отвода горячего. Проёмы должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи).
Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.
———
Площадь проёма для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора дизельного генератора. Площадь проёма для притока должна быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.
———
При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки ДГУ, поэтому в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию.
Если ДГУ будет эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера или в зимнее время, то следует предусмотреть рециркуляционные жалюзи на выпускном коробе радиатора (для поддержания температуры +20°С в помещении или контейнере).
При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.
Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.
Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.
Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.
——————————————-
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
- Бетонные стены 30-45 дБ (А)
- Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
- Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
- Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
- Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
- Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Закрытое исполнение сильно упрощает подготовку рабочего пространства для электростанции.
Специальных требований для установки контейнера с ДГУ нет. Главное условие для установки — жалюзийные решетки агрегата должны располагаться на расстоянии не менее 1,5 м от ближайших построек или прочего оборудования.
Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа
Для снижения вибрации электростанции в процессе ее работы конструктивно предусмотрены виброизоляторы. Но они не всегда обеспечивают снижение вибрации и необходимо принять дополнительные меры. Во-первых, это жесткое крепление к фундаменту на ранее подготовленные монтажные приспособления. Во-вторых, применение дополнительных амортизаторов, которые нужно установить между основанием дизель-генератора и фундаментом. В-третьих, наличие глушителя выхлопной системы, а также шумоизолирующего кожуха – данные элементы могут входить в стандартную комплектацию либо приобретаться дополнительно.
Кроме того, эффективным способом снижения вибрации будет реализация гибкого соединения системы отвода выхлопов. То же самое касается и электрических цепей – их подключение к дизельному генератору должно осуществляться посредством использования гибких проводников.
В процессе подбора генератора для своего дома выбирать придётся из трех типов генераторов:
Дизельные генераторы, работают на дизельном топливе (солярке). Небольшая цена солярки, и безопасность её хранения (по сравнению с бензином), увеличивает их популярность. Как следствие выбор дизель- генераторных установок (ДГУ) на рынке гораздо выше. Мощности до 200 кВт.
- Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
- В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
- Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
- Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
- Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
- Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
- Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.
Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.
Установка дизель генератора в помещении и на улице: этапы
1.1. Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.
Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется по ведомственным нормативным документам.
Повысительные подстанции при ДЭС проектируются по «Нормам технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ».
1.2. Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в
строительстве и эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту окружающей природной среды.
1.3. В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектированиеДЭС следует осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования. При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с
заказчиком применение общепромышленного оборудования.
1.4. Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование, составленным, как правило, на основании ТЭО, ТЭР или решений директивных органов.
1.5. Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качества резервного источника.
1.6. ДЭС , как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения. Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей,
расположенных в одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров, радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны
располагаться у наружных стен с оконными проемами.
1.7. Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Не допускается размещать ДЭС, встроенные в производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.
1.8. Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат.
Мощность резервного агрегата принимается равной мощности рабочего.
Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск электродвигателей. Количество рабочих
агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся номенклатурой электроагрегатов.
На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально обосновываться.
1.9. Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом допустимого перерыва электроснабжения.
1.10. В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов.
Согласование основных технических решений с заводом-изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.
1.11. Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ.
Для механизации трудоемких работ при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.). Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.
1.12. В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов
машинного зала.
1.13. Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует принимать согласно «Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности» (приложение 2), а для помещений, не вошедших в Перечень — по ОНТП 24-86 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
Категория помещений по сравнению с указанной в «Перечне…» может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.
1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III-а.
2.1. При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.
2.2. Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.
2.3. В комплекс ДЭС могут входить:
- главный корпус;
- повысительная трансформаторная подстанция;
- склад топлива и масла;
- сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
- сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
- другие вспомогательные сооружения.
Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.
2.4. Наружное ограждение ДЭС , расположенной на территории промпредприятия, не предусматривается.
2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.
При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из въездов должен быть предусмотрен пост охраны.
2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой. Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.
2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой канализации.
3.1. При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП 2.01.02-85, 2.09.03-85, 2.09.02-85, 2.09.04-87, а для сейсмических районов — также СНиП II-7-81.
3.2. Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения. Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.
3.3. Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать
габариты оборудования не менее чем на 400 мм.
3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и перекрытиями 3 типа.
Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания противопожарной стеной 2 типа.
Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений, а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.
3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС , как правило, должны быть наружу.
3.6. Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств, аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании
главного корпуса.
3.7. В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать бытовые и вспомогательные помещения:
- гардеробные с умывальниками;
- уборные;
- душевые;
- комнату для приема пищи;
- мастерскую;
- склад ЗиПа и материалов.
Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании.
Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.
3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами из несгораемого материала массой не более 50 кг, выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м , и иметь дренажные устройства.
3.9. Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла,
а также удовлетворяющего условиям безыскровости.
3.10. Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий заводов-изготовителей.
3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго выхода через другие помещения — отделяться от них тамбуром.
При расположении помещения баков выше первого этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.
3.12. Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.
3.13. В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.
3.14. Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд зрительной работы принимается для машзала VIII-в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном
обслуживании — IV-г.
4.1.1. При выборе типов дизельных электроагрегатов в дополнение к требованиям пп.1.8, 1.9 следует также учитывать степень загрузки и характер режима работы ДЭС , климатические факторы и наличие источников технической воды на их охлаждение. При этом для резервных ДЭС предпочтительно применение агрегатов с воздушно-радиаторной системой охлаждения.
4.1.2. При использовании дизельных электроагрегатов в условиях, отличных от нормальных по температуре, барометрическому давлению и влажности, снижение мощности определяется по техническим условиям на
поставку агрегатов. При отсутствии в технических условиях поправок мощности номинальная мощность для конкретных условий применения должна быть рассчитана в соответствии с ОСТ 24.060.28-80.
4.1.3. Дизель-генераторы необходимо размещать с учетом удобства эксплуатации и ремонта. При этом требуется соблюдать следующие минимальные расстояния в свету от выступающих частей корпуса агрегата до ограждающих элементов зданий:
- от переднего торца дизеля мощностью: до 500 кВт — 1 м, свыше 500 кВт -2 м;
- от торца генератора — 1,2 м (уточняется в проекте с учетом выема ротора);
- между дизель-генераторами и от стены до агрегата со стороны обслуживания — 1,5 м;
- от стены до необслуживаемой стороны агрегата — 1 м.
Допускается местное сужение проходов обслуживания дизель-генераторов до 1 м на участке длиной не более1 м.
4.1.4. Высота помещений ДЭС принимается:
- машинного зала, исходя из условий обслуживания оборудования грузоподъемными средствами, но не менее 3,6 м;
- других производственных помещений и подвальных помещений машинного зала — не менее 3 м;
- проходов на путях эвакуации — не менее 2,0 м;
- в местах нерегулярного прохода людей — не менее 1,8 м.
4.1.5. Каналы в полу машинного зала и других помещений для прокладки трубопроводов должны обеспечивать удобство монтажа и обслуживания коммуникаций. Расстояние между осями трубопроводов в канале принимать в соответствии с СН 527-80.
4.1.6. Технологические каналы должны выполняться в соответствии со СНиП 2.09.03-85.
4.1.7. Ширина проходов в свету между выступающими частями оборудования в насосной ГСМ и в помещении расходных баков должна быть не менее 1 м. Допускается уменьшать ширину проходов до 0,7 м для насосов шириной до 0,6 и высотой до 0,5 м.
4.1.8. В машинном зале ДЭС совместно с дизельными электроагрегатами может устанавливаться необходимое для работы ДЭС тепломеханическое и электротехническое оборудование, в том числе:
- пусковые баллоны и компрессоры;
- насосы для перекачки масла и топлива производительностью не более 4,0 м /ч;
- аккумуляторные батареи закрытого типа;
- насосы в холодильники системы охлаждения;
- циркуляционные цистерны масла, входящие в комплект дизельного электроагрегата;
- расходные баки топлива и масла суммарной емкостью не более 5 м , приведенной к маслу согласно требованиям СНиП II-106-79.
4.1.9. Проектирование складов нефтепродуктов для дизельных электростанций необходимо выполнять в соответствии со СНиП II-106-79.
Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа
Планируем расположить три контейнера ДЭС на площадке..какие противопожарные расстояния между ними должны быть
Заводом предусмотрено в контейнерах газовое пожаротушение, степень огнестойкости IV, категория В.
По СП 4.13130.2013 9 метров, но с учетом автоматического газового пожаротушения можно уменьшить до 6.
Учитывая плотность застройки хотелось бы эту группу контейнеров ближе поставить, уменьшив расстояния между ними. до какой степени можно уменьшить противопожарные расстояния между контейнерами?
В соответствии с п.5.1.5 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.
В соответствии с п.6.9.2. СП 4.13130.2013 отдельно стоящие здания котельных по степени огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности, высоте зданий и площади этажа в пределах пожарного отсека принимаются в соответствии с требованиями для зданий производственного назначения.
Здания отдельно стоящих, пристроенных и встроенных котельных выполняются I и II степени огнестойкости класса пожарной опасности С0; III степени огнестойкости классов пожарной опасности С0 и С1.
Здания отдельно стоящих котельных, относящихся ко второй категории по надежности отпуска тепла потребителям, могут также выполняться IV степени огнестойкости класса пожарной опасности С0, С1.
Соответственно, мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) могут выполняться IV степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, С1.
Мобильное (инвентарное) здание или сооружение — здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации (п.1 таблицы 2 ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения»).
Мобильное (инвентарное) здание или сооружение контейнерного типа — мобильное (инвентарное) здание или сооружение, состоящее из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемое на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части (п.3 таблицы 2 ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения»).
В соответствии с п.6.1.3 СП 4.13130.2013 расстояние между производственными зданиями не нормируется:
а) если сумма площадей полов двух и более зданий III и IV степени огнестойкости классов C1, C2 и С3 не превышает площадь полов, допускаемую между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасной категории, низшей степени огнестойкости и низшего класса конструктивной пожарной опасности здания;
б) если стена более высокого или широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной 1-го типа.
Соответственно, существует два варианта, при которых противопожарные расстояния между тремя мобильными (инвентарными) сооружениями контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) не будут нормироваться:
Мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) являются сооружениями IV степени огнестойкости, класса пожарной опасности С1, категорий «В» по взрывопожарной и пожарной опасности и общая площадь трех сооружений не превышает допустимую площадь пожарного отсека для производственного сооружения IV степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, категорий «В», согласно п.6.1.1, таблицы 6.1 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013).
В соответствии с п.6.1.1, таблицей 6.1 СП 2.13130.2012 для одноэтажных сооружений категории «В», высотой до 18 м площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 25000 кв.м. допускается принимать степень огнестойкости IV и класс конструктивной пожарной опасности С1.
Соответственно, если сумма площадей полов 3 (трех) мобильных (инвентарных) сооружений контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) IV степени огнестойкости, класса пожарной опасности С1, категории «В» не превышает 25000 м(2), то расстояние между данными сооружениями не нормируется.
Мобильные (инвентарные) сооружения контейнерного типа дизельных электростанций (дизельных электрогенераторов) необходимо разделить между собой противопожарными стенами 1-го типа (REI 150).
Требования к устройству противопожарных стен 1-го типа установлены разделом 5.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (ред. от 23.10.2013).
🔥Условия размещения резервуара для топлива дизельной электростанции
Разрабатывается рабочая документация (одностадийное проектирование) на дизель-электростанцию (резервный источник).
Географическое расположение: условия крайнего севера, ЯНАО.
Диапазон температуры наружного воздуха — -53…+40°С.
Территориальное расположение: территория торгового центра.
Исполнение: контейнерного типа.
Степень автоматизации — 3 согласно ГОСТ 13822-82 .
Мощность: в качестве аварийного источника питания 1650 кВА.
Территориальное расположение соответствует действующим ТНПА:
согласно [2], статья 70, п.6, расстояние от ДГУ до ближайших домов и общественных зданий выбрано более 20 м;
согласно [3], раздел 2.6, п.4, выбросы в работе аварийного источника питания (проектируемая ДГУ) по нормированию не учитываются.
Прошу уточнить:
1. Какой максимальный объем топливного бака допускается устанавливать в одном контейнере с ДЭС:
— с устройством противопожарной перегородки для отделения машинного отсека от топливного;
— без устройства противопожарной перегородки для отделения машинного отсека от топливного.
Открытые распределительные устройства
4.2.45. В ОРУ 110 кВ и выше должен быть предусмотрен проезд для передвижных монтажно-ремонтных механизмов и приспособлений, а также передвижных лабораторий.
4.2.46. Соединение гибких проводов в пролетах должно выполняться опрессовкой с помощью соединительных зажимов, а соединения в петлях у опор, присоединение ответвлений в пролете и присоединение к аппаратным зажимам — опрессовкой или сваркой. При этом присоединение ответвлений в пролете выполняется, как правило, без разрезания проводов пролета.
Пайка и скрутка проводов не допускаются.
Болтовые соединения допускаются только на зажимах аппаратов и на ответвлениях к разрядникам, ОПН, конденсаторам связи и трансформаторам напряжения, а также для временных установок, для которых применение неразъемных соединений требует большого объема работ по перемонтажу шин.
Гирлянды изоляторов для подвески шин в ОРУ могут быть одноцепными. Если одноцепная гирлянда не удовлетворяет условиям механических нагрузок, то следует применять двухцепную.
Разделительные (врезные) гирлянды не допускаются, за исключением гирлянд, с помощью которых осуществляется подвеска высокочастотных заградителей.
Закрепление гибких шин и тросов в натяжных и подвесных зажимах в отношении прочности должны соответствовать требованиям, приведенным в 2.5.84.
4.2.47. Соединения жестких шин в пролетах следует выполнять сваркой, а соединение шин соседних пролетов следует выполнять с помощью компенсирующих устройств, присоединяемых к шинам, как правило, сваркой. Допускается присоединение компенсирующих устройств к пролетам с помощью болтовых соединений.
Ответвления от жестких шин могут выполняться как гибкими, так и жесткими, а присоединение их к пролетам следует выполнять, как правило, сваркой. Присоединение с помощью болтовых соединений разрешается только при обосновании.
4.2.48. Ответвления от сборных шин ОРУ, как правило, должны располагаться ниже сборных шин.
Подвеска ошиновки одним пролетом над двумя и более секциями или системами сборных шин не допускается.
4.2.49. Нагрузки на шины и конструкции от ветра и гололеда, а также расчетные температуры воздуха должны определяться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При этом прогиб жестких шин не должен превышать 1/80 длины пролета.
При определении нагрузок на конструкции дополнительно следует учитывать вес человека с инструментами и монтажными приспособлениями при применении:
- натяжных гирлянд изоляторов — 2,0 кН;
- поддерживающих гирлянд — 1,5 кН;
- опорных изоляторов — 1,0 кН.
Тяжение спусков к аппаратам ОРУ не должно вызывать недопустимых механических напряжений и недопустимого сближения проводов при расчетных климатических условиях.
4.2.50. Расчетные механические усилия, передающиеся при КЗ жесткими шинами на опорные изоляторы, следует принимать в соответствии с требованиями гл. 1.4.
4.2.51. Коэффициент запаса механической прочности при нагрузках, соответствующих 4.2.49, следует принимать:
- для гибких шин — не менее 3 по отношению к их временному сопротивлению разрыва;
- для подвесных изоляторов — не менее 4 по отношению к гарантированной минимальной разрушающей нагрузке целого изолятора (механической или электромеханической в зависимости от требований стандартов на примененный тип изолятора);
- для сцепной арматуры гибких шин — не менее 3 по отношению к минимальной разрушающей нагрузке;
- для опорных изоляторов жесткой ошиновки — не менее 2,5 по отношению к гарантированной минимальной разрушающей нагрузке изолятора.
Комплектные, столбовые, мачтовые трансформаторные подстанции и сетевые секционирующие пункты
4.2.122. Требования, приведенные в 4.2.123 — 4.2.132, отражают особенности трансформаторных подстанций наружной установки комплектных (КТП), столбовых (СТП), мачтовых (МТП) с высшим напряжением до 35 кВ и низшим напряжением до 1 кВ, а также сетевых секционирующих пунктов (ССП) напряжением до 35 кВ.
Во всем остальном, не оговоренном в 4.2.123 — 4.2.132, следует руководствоваться требованиями других параграфов данной главы.
4.2.123. Присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата «предохранитель-разъединитель» с видимым разрывом цепи.
Управление коммутационным аппаратом должно осуществляться с поверхности земли. Привод коммутационного аппарата должен запираться на замок. Коммутационный аппарат должен иметь заземлители со стороны трансформатора.
4.2.124. Коммутационный аппарат МТП и СТП, как правило, должен устанавливаться на концевой (или ответвительной) опоре ВЛ.
Коммутационный аппарат КТП и ССП может устанавливаться как на концевой (ответвительной) опоре ВЛ, так и внутри КТП и ССП.
Шумоизоляция помещения для ДГУ
Если этот фактор учитывался при проектировании помещения, то соотношение стоимости и качества звукоизоляции помещения будет оптимальным. Если же пользователь генераторной установки предполагает использовать неприспособленное помещение, то организация звукоизоляции будет более трудоемким и дорогостоящим делом. Существует два типа звуковой изоляции помещения.
Изоляция от проникновения звука:
Препятствует проникновению шума через стены. В этом случае основную роль играет толщина стен.
Поглощение звука:
Используются специальные материалы, поглощающие звуковую энергию. Данный метод применяется на вентиляционных отверстиях. Из-за этого приходится увеличивать входное
и выходное воздушные отверстия. Внутренние перегородки в помещении также могут покрываться звукопоглощающим материалом, чтобы понизить уровень шума в зале и, соответственно, выход звука сквозь стены, через вентиляционные отверстия и дверь.
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
— Бетонные стены 30-45 дБ (А)
— Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
— Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
— Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-32 дБ (А)
— Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
— Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Комплекс работ по вводу в эксплуатацию ДГУ
Строительно-монтажные работы
— Строительство помещения для ДГУ или переделка в соответствии с проектом уже существующего помещения.
— Устройство фундамента под ДГУ (отдельно стоящий, изолированный от несущих конструкций здания) или устройство площадки под контейнерную ДГУ.
— Монтаж ДГУ на фундамент.
— Устройство проемов под жалюзи и выхлопной трубопровод.
— Монтаж вспомогательного оборудования (впускные и выпускные жалюзи, глушитель газовыхлопа, дополнительный бак).
— Изготовление и монтаж выхлопного трубопровода и трубопровода обвязки дополнительного бака (если есть).
— Испытание и сдача заказчику работ.
Электромонтажные работы
— Монтаж шкафа AВР, защитных автоматических выключателей, ручных переключателей, электроприводов жалюзи.
— Подготовка подключения AВР к сети
— устройство силового кабеля с постановкой наконечников, сборка схемы подключения (без подключения к сети). Маркировка кабеля.
— Подключение ДГУ к шкафу AВР силового и контрольного кабеля (в каналах, коробах, воздушные линии или траншеях в зависимости от проекта) с установкой наконечников, в случае необходимости. Маркировка кабеля.
Расстояние до жилого дома
Кроме норм ПУЭ такой документ как СанПиН определяет допустимую силу звуковых частот и регламентирует наименьшее расстояние от ЦТП до ближайшего жилого дома в 7 м. Также на удаленность КТП от жилых домов в большой степени влияет сила излучения. Если мощность подстанции достигает 40 МВА, то дистанция до ближайшего жилого дома должна быть не менее 300 м. Для многоквартирных домов подстанция, имеющая мощность 60 МВА должна располагаться от окон квартир на 700 м.
При определении расстояния от КТП до водопровода необходимо учитывать близость расположения фундамента подстанции. Оптимальное расстояние согласно нормам электробезопасности должно составлять от 5 до 10 м. Но иногда бывают случаи, при которых необходимо принять решение в индивидуальном порядке, особенно когда подстанцию подлежит установить вблизи частого дома.