Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «14 популярных вопросов об ортодонтическом лечении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исправление прикуса не может начаться без консультации специалиста. Пациент должен определиться с дальнейшим планом действий, узнать предположительные сроки лечения и оценить свои финансовые возможности.
Обычно ортодонтическое лечение назначается для достижения эстетичного вида зубных рядов. Асимметрия челюстей может возникнуть как в процессе жизни, так и вследствие генетической предрасположенности.
Выовнять зубной ряд и исправить дефекты ― основная задача при посещении ортодонта. При грамотном подходе к лечению специалист устранит пространство между челюстями и критические изъяны аномального прикуса.
Помимо этого, квалификация специалиста позволяет устранить следующие дефекты:
- патологические изменения размеров челюсти;
- аномальное положение челюстных костей относительно черепа;
- анатомические нарушения зубных дуг;
- искажение формы и размеров отдельных зубных единиц.
Рекомендуемые штатные нормативы стоматологического отделения (кабинета, лаборатории)
№ п/п | Наименование должности | Количество должностей |
---|---|---|
1 | Заведующий стоматологическим отделением-врач-специалист | 1 на 8 должностей врачей-стоматологов всех специальностей |
2 | Заведующий ортопедическим отделением, заведующий ортодонтическим отделением-врач- специалист | 1 при наличии не менее 4-х должностей врачей-стоматологов-ортопедов и (или) врачей-ортодонтов |
3 | Заведующий стоматологическим кабинетом (разных профилей) — врач-специалист | 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля |
4 | Заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования | 1 (для лабораторий, в штате которых предусмотрено не менее 10 должностей зубных техников) |
5 | Старшая медицинская сестра | 1 на 1 должность заведующего отделением, 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля |
6 | Старший зубной техник | 1 вместо должности зубного техника (для поликлиник, в которых предусмотрено не менее 15 должностей зубных техников, а также на каждые 10 должностей зубных техников, свыше 15 должностей зубных техников) |
7 | Врач-стоматолог (врач-стоматолог- терапевт, зубной врач) | 5 на 10 000 человек взрослого населения |
8 | Врач-стоматолог-хирург | 1, 5 на 10 000 человек взрослого населения |
9 | Врач-стоматолог-ортопед | 1, 5 на 10 000 человек взрослого городского населения;
0, 7 на 10 000 человек взрослого сельского населения; 0, 8 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов |
10 | Врач-ортодонт | 1 на 10 000 человек взрослого городского населения;
0, 5 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов |
11 | Врач-анестезиолог-реаниматолог | 0, 25 на 10 000 человек взрослого городского населения;
0, 12 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов |
12 | Врач-рентгенолог | 1 на 15 000 рентгеновских снимков в год |
13 | Медицинская сестра | 1 на 1 должность врача стоматолога-хирурга 1 на 2 должности других врачей стоматологического профиля |
14 | Гигиенист стоматологический | 1 на 6 должностей врача стоматологического профиля в отделении, 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля |
15 | Медицинская сестра-анестезист | 1, 5 на 1 должность врача-анестезиолога- реаниматолога |
16 | Зубной техник | 2, 5 на 1 должность врача-стоматолога- ортопеда;
2 на должность врача-ортодонта |
17 | Рентгенолаборант | 1 в смену |
18 | Медицинская сестра по физиотерапии | 1 на 15 000 условных процедурных единиц в год |
19 | Медицинский статистик | 1 на 20 должностей врача стоматологического профиля |
20 | Медицинский регистратор | 1 на 6 должностей врача-специалиста |
21 | Сестра-хозяйка | 1 на отделение |
22 | Санитарка | 1 на:
1 должность врача-стоматолога хирурга; 2 должности врача-стоматолога других специальностей; 2 должности врача-стоматолога-ортопеда и врача ортодонта; 2 должности медицинских сестер отделения физиотерапии; регистратуру; 20 должностей зубных техников |
Правила организации деятельности стоматологического кабинета в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях
1 настоящие Правила определяют организацию деятельности стоматологического кабинета в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и организациях (далее — стоматологический кабинет).
2. Стоматологический кабинет организуется как структурное подразделение стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации либо как структурное подразделение образовательной организации, организации, предприятия.
3. Медицинская помощь в стоматологических кабинетах оказывается врачами- стоматологами, врачами-стоматологами-терапевтами и гигиенистами стоматологическими стоматологического кабинета либо входящими в штат подразделений стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации.
4. При отсутствии стоматологических кабинетов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, медицинская помощь обучающимся в образовательных организациях, призывникам в призывных пунктах и сотрудникам предприятий и организаций при стоматологических заболеваниях оказывается в стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) медицинских организаций.
5. Структура и штатная численность стоматологического кабинета утверждаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
6 на должность заведующего стоматологическим кабинетом назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальностям «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».
7 на должность врача-стоматолога стоматологического кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая».
8 на должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием назначаются медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, по специальностям «стоматология», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «сестринское дело».
9. Оснащение стоматологического кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
10. Основными функциями стоматологического кабинета являются:
- выявление заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки рта, лечение их неосложненных форм и направление пациентов с осложненными формами указанных заболеваний к врачу-стоматологу, врачу-стоматологу-терапевту, врачу-стомато логу-хирургу, врачу-стоматологу-ортопед у, врачу-ортодонту в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
- выявление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и предпосылками их развития, дефектами коронок зубов и зубных рядов с направлением их к врачу-стоматологу соответствующего стоматологического профиля в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
- проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, осуществление гигиенического образования и обучения рациональной гигиене рта;
- методическое обеспечение рационального питания с целью профилактики стоматологических заболеваний;
- предоставление информации о деятельности стоматологического кабинета, данных о состоянии стоматологического здоровья обслуживаемого контингента и предложений по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья, руководству медицинской организации, в структуру которого он входит;
- внедрение в клиническую практику современных достижений в области оказания медицинской помощи и проведение анализа эффективности их применения.
- представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.
Какие задачи решает ортодонт и с какого возраста лучше обращаться
Сложности с прикусом у малыша можно предсказать еще до появления первого молочного зуба. Следует лишь обратить внимание на зубы его родителей. В большинстве случаев это явление генетическое, и если родители знают о проблеме, они должны начать как можно раньше наблюдать за прикусом ребенка.
В первый раз к ортодонту ребенка нужно привести в промежутке между 3 и 5 годами. В это время уже можно заметить какие-либо аномалии зубочелюстного аппарата и начать их корректировать. Чем раньше начнем действовать, тем скорее увидим результат, а лечение принесет наименьшее количество неприятных ощущений.
Основных причин аномалий прикуса у детей несколько. Помимо генетики, нередкой причиной нарушений зубочелюстного аппарата являются вредные привычки у детей. Так, если младенец на искусственном вскармливании, ему следует подбирать ортодонтическую соску с отверстием внизу. При этом язык находится в физиологичном положении. Если вы пользуетесь пустышкой, постарайтесь отказаться от нее к году. Дальнейшее использование таких сосок может привести к тому, что резцы перестанут смыкаться, возникнет так называемый «открытый прикус», или резцовая дизокклюзия. К тем же проблемам может привести сосание пальца.
Дыхание ртом, а не носом, храп или скрип зубами может служить тревожным звонком. А если ребенок во время игры выдвигает нижнюю челюсть вперед или грызет карандаш, его следует немедленно отучить от этих привычек. Кроме собственно челюстей, родителям стоит обратить внимание и на осанку ребенка, а также на его походку. Даже небольшие изменения в скелете могут повлиять на формирование челюсти, положение височно-нижнечелюстных суставов, чрезмерное напряжение челюстных мышц, что в конечном итоге неизбежно влияет на прикус и состояние зубов.
Большинству родителей знакома ситуация, когда при виде врача ребенок меняет свое поведение. У него начинается истерика, появляются слезы, он не дает провести какие-либо медицинские манипуляции.
Чтобы такого не случалось, и посещение клиники прошло спокойно, психологи рекомендуют родителям подготовить малыша. Для этого нужно:
- Записываться к врачу на прием, когда ребенок находится в состоянии активного бодрствования.
- Прийти в клинику немного раньше времени, погулять по ней, рассмотреть что-нибудь интересное (например, яркие плакаты, цветы и др.).
- Взять любимую игрушку, чтобы ею при необходимости отвлекать кроху.
- В кабинете врача держать малыша на руках, поглаживать его, чтобы у него сложилось чувство безопасности.
Деткам, старше 3-х лет уже нужно доступно объяснять необходимость посещения клиники и говорить правду о процедурах, которые его ожидают. Он должен быть подготовлен морально к неприятному и долгому для него обследованию и лечению. Также важно:
- Создать положительный образ ортодонта. Не нужно в присутствии детей высказывать критичное мнение о врачах и предстоящем лечении.
- Не делать сравнение между не плачущими детками и своим ребенком, поскольку такая тактика ему мешает преодолеть страх, и только понижает самооценку.
- Не заставлять вести себя хорошо. Если все же ребенок не может сдержать эмоции, его нужно просто обнять и успокоить.
- Хвалить и поддерживать. Если малыш проявил мужество и не заплакал, обязательно надо похвалить его и сказать, что им гордятся.
- Не ругать и не запугивать, если началась истерика.
Также важно ответственно подойти к выбору врача. Для этого родителям стоит почитать отзывы о них, поговорить с теми, кто уже прошел лечение.
Важно! При правильном поведении родителей, страх ребенка перед врачом очень быстро проходит.
В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.
Критерии выбора врача
С учетом сложности зубных аномалий вообще, и детских в частности, выбор специалиста для лечения действительно имеет значение. Вот некоторые его аспекты, на которые следует обратить внимание:
-
Специализация врача. Проблемой с зубными аномалиями должен заниматься именно ортодонт, а не врач другой специализации. И даже не детский стоматолог.
Слишком тонкими и специфическими особенностями характеризуются зубные аномалии. К слову сказать, в России до начала второй половины прошлого века ортодонтия являлась частью ортопедии. Но практика показала, что это неоправданно.
Профессионализм ортодонта, его индивидуальные качества. Надежнее всего выбрать специалиста по рекомендации знакомых или родственников, которые лечились у него.
Никакого другого механизма удачного выбора, кроме рекомендаций, пока не придумано. И не стоит слишком уж доверять отзывам в интернете. Часто они пишутся по заказу.
Опыт лечения детей. Причем важна не только чисто профессиональная подготовка, но и умение наладить с ребенком психологический контакт.
Одна удачная фраза врача может избавить малыша от страха, который он испытывает, находясь в стоматологическом кресле. А неудачная – ввернуть в сильнейший стресс.
А если управился за несколько минут, и вдобавок посоветовал заняться лечением аномалии после 12 лет, когда можно использовать брекеты, от услуг такого специалиста лучше отказаться.
Ортодонтическое лечение на аппарате ALF
Первый этап ортодонтического лечения – диагностика, в которую входят фотометрия, анализ рентгеновских снимков, сканирование зубов для создания моделей челюстей и расчетов по ним, консультации остеопата и миофункционального терапевта.
Для выдвижения и расширения верхней челюсти и создания места для зуба слева сверху будет использован аппарат АЛФ. В Семейном стоматологическом центре «Диал-Дент» этой методикой владеет врач-ортодонт О.А. Баранова, которая прошла специальное обучение. Аппарат ALF изготавливают в Канаде в специализированной зуботехнической лаборатории по индивидуальным слепкам зубов пациента, с учетом расчетов ортодонта и задач лечения. Строение каждого аппарата индивидуально и служит определенным ортодонтическим целям.
Аппарат АЛФ мягко воздействует через нёбо на черепные структуры, способствует гармонизации лицевого скелета и нормализации работы дыхательных путей. В случае с пациенткой аппарат помогает вернуть жевательный зуб в зубной ряд. Пациентка носила аппарат полгода, посещая врача 1 раз в два месяца для отслеживания состояния.
Поддержка остеопата и миофункционального терапевта во время комплексного лечения
Во время комплексного стоматологического лечения пациенты проходят через сложные этапы привыкания организма к ношению аппаратов и брекетов, к новому положению челюстей и зубов. Остеопатическая коррекция и поддержка миофункционального терапевта оказывают неоценимую помощь. Мягкими методиками остеопат снимает излишнее напряжение с височных суставов, выполняет релиз черепных швов, помогая организму восстановить ресурс через правильное положение. Миофункциональный терапевт с помощью индивидуально подобранного комплекса миогимнастики помогает мышцам языка, губ, щек начать работать правильно, поддерживая курс, заданный врачом-ортодонтом.
Миофункциональный терапевт Т.Б. Цукор назначила упражнения на активизацию подвижности языка, коррекцию произношения, для расслабления губ и щек и миогимнастику для выравнивания положения нижней челюсти. Все эти упражнения сначала выполняются в центре под руководством специалиста, а потом их нужно выполнять самостоятельно в течение 4-6 месяцев.
Результат достигнут и подошло время снять аппаратуру. Однако лечение не закончено. Теперь начинается особый ретенционный период — закрепление достигнутого результата. Ведь процесс перемещения зубов приводит тому, что зубы после лечения находятся в нестабильном состоянии и без поддержки со стороны они могут сместиться. Для поддержания достигнутого результата служат специальные аппараты — ретейнеры. Чаще всего применяются несъемные, проволочные ретейнеры – тонкая флекс-дуга, которая крепится с помощью материала к передним зубам с внутренней (язычной) стороны. Ее не видно и она практически не вызывает дискомфорта.
Так же могут использоваться съёмные ретейнеры: позиционеры (каппы).
Каким будет результат посещения ортодонт–центра?
- В ходе консультации ортодонта в Москве пациент получит представление о современных методах выравнивания зубов и коррекции прикуса. Это необходимо, чтобы он мог осознанно выбрать оптимальный для себя вариант из нескольких предложенных.
- Его ознакомят с разработанной программой лечения на выбранных брекетах, поясняя, каким будет результат каждого из ее этапов.
- С пациентом будет заключен договор с согласованной стоимостью ортодонтического лечения и подробно описанной системой оплаты.
- Лечащий врач назовет ориентировочный срок коррекции и расскажет, почему он может меняться в сторону увеличения.
Судя по анализу запросов в интернете, люди чаще всего путаются и не знают, как правильно назвать нужного им врача: ортодонт или ортопед, и чем они отличаются друг от друга. Ортодонтом может быть только стоматолог, и занимается он диагностикой и лечением аномалий зубочелюстного аппарата. Ортопед в широком понятии занимается лечением проблем, связанных с костно-мышечной системой. Стоматолог-ортопед, в свою очередь, специализируется на восстановлении целостности зубных рядов и протезировании.
А теперь подробнее о том, чем занимается ортодонт в стоматологии. Перед тем, как назначить лечение, специалист должен определить, с какой конкретно проблемой ему предстоит иметь дело. Для этого проводится тщательная диагностика, которая включает не только визуальный осмотр полости рта, но и рентген-обследование. Только изучив снимки обеих челюстей пациента, врач может составить полную и достоверную клиническую картину, а также выбрать оптимальный метод лечения. Все проблемы, которые входят в сферу компетентности ортодонта, можно разделить на 3 большие группы:
-
врожденные патологии: такие нарушения обычно связаны с неправильной формой или положением молочных и постоянных зубов, их недоразвитостью или отсутствием, и, как правило, эти проблемы становятся следствием сбоев в формировании челюстной системы у ребенка в раннем возрасте или еще на стадии развития плода,
-
генетическая наследственность: проблемы, которые дети получают от своих родителей. Это может быть неправильный прикус, большие межзубные промежутки, скученность или сверхкомплектность (аномально большое количество зубов),
-
приобретенные дефекты: такие проблемы обычно возникают уже спустя несколько лет после рождения, например, искривление положения передних зубов из-за привычки ребенка засыпать с большим пальчиком во рту.
Специфика работы детского ортодонта
Посещение ортодонта, профилактические мероприятия и терапия допустимы для детей любого возраста начиная с появления первых зубов. В период становления молочного прикуса формируется вся зубочелюстная система ребенка. Своевременная профилактика, осмотр и коррекция помогут избежать тяжелого и длительного лечения у доктора в последующем.
Раннее обращение – залог быстрого и безболезненного лечения без употребления таблеток и медицинских препаратов. При своевременном выявлении проблем и патологий детям с 3–5 лет прописывают пальцевой массаж полости рта и миогимнастику.
Детский врач ортодонт занимается исследованием и лечением аномалий раннего либо позднего выпадения молочных зубиков у ребенка. Для предупреждения деформации коронок и их смещения ортодонтом будут установлены шинирующие распорки. Они не позволят сузиться пространству между зубами и поспособствуют ровному и правильному формированию постоянного зубного ряда.
Для постановки диагноза ортодонт:
-
направляет пациента на обзорный рентгеновский снимок — ортопантомограмму (круговой снимок зубов) или телерентгенограмму (прямая и боковая проекция черепа);
-
создает оттиски и слепки, позволяющие получить модель челюсти (возможно также получить трехмерное изображение путем сканирования зубов);
-
делает фотографии лица и ротовой полости;
-
при необходимости направляет пациента на КТ;
-
проводит видеосъемку при наличии у пациента функциональных нарушений прикуса.
Если вы уже носите брекеты и меняете место жительства, узнайте у врача, сколько примерно приемов осталось до конца лечения. Возможно, приезжать в свою клинику для активации системы будет проще, чем искать нового врача. В этом случае срок лечения может немного растянуться. Например, при обычных условиях врач назначил бы вам прием через 5 недель после активации, но вы сможете приехать только через 7 недель. В этом случае 2 недели вы проносите систему без прогресса, так как старая дуга уже выполнит свои задачи. Несколько таких отсрочек, и срок лечения увеличится на пару месяцев.
Также на новом месте жительства желательно найти клинику, в которой врач будет готов принять вас в экстренных обстоятельствах: например, отклеится брекет, дуга выпадет из пазов. В этих случаях, особенно в первые месяцы лечения, нельзя медлить, так как из-за ослабевшей тяги зубы могут очень быстро принять неправильное положение.
В стоматологии к «вредным» привычкам можно отнести сосание соски, пальца, губ, закусывание губ или языка, привычное удерживание во рту различных предметов. Если вы обнаружили вредные привычки у своего ребенка, посещение ортодонта рекомендуется вне зависимости от возраста ребенка и стадии формирования его прикуса. Чем опасны вредные привычки? Они формируют неправильный прикус. Механизм нарушения прикуса связан с длительным присутствием какого-то предмета, который не должен находиться между зубов — будь то палец или язык. Так, например, сосание пальца, соски (если привычка сохраняется у детей более 2 лет) — приводит к формированию узкой верхней челюсти, выступанию передних зубов вперёд, формированию открытого прикуса (когда зубы верхней и нижней челюсти не смыкаются друг с другом по вертикали). Также это может приводить к формированию дистального прикуса (когда верхняя и нижняя челюсть не соответствуют друг другу, если смотреть сбоку).
В дальнейшем выступание передних верхних зубов вперед из-за вредной привычки приводит к повышенному риску травмирования зубов, вплоть до их потери. Если вы обнаружили какую-то вредную привычку у вашего ребёнка, важно обратиться к стоматологу-ортодонту как можно раньше для получения рекомендаций и упражнений для устранения вредной привычки и коррекции прикуса, если уже произошли нарушения.