Владимиру Путину доложили о темпах мусорной реформы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Владимиру Путину доложили о темпах мусорной реформы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Самой засекреченной частью «мусорной реформы» осталась формула, по которой были рассчитаны подушевые нормативы, ведь одно из главных нововведений состоит в том, что плата теперь начисляется не по квадратным метрам, а на каждого человека. Ещё до оглашения тарифов (это случилось буквально в канун Нового года, в последних числах декабря) стала известна норма: 3,08 кубометра на жителя многоэтажки и 3,12 куба – на обитателя частного дома. Откуда взялись эти цифры, министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер пояснил на одной из пресс-конференций просто: де, расчёты велись по формулам Москвы.

В начале марта руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью НТВ рассказал, что россияне переплачивают 100% себестоимости по большинству коммунальных платежей. В качестве примера Артемьев привёл тарифы на воду, которые в соседних регионах с аналогичными климатическими условиями могут отличаться в 54 (!) раза. «Такая ситуация не только по воде. По теплу – в восемь раз, по водоотведению – в 56 раз, в 12 раз ещё по электроэнергии, – продолжил чиновник. – И, как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это всё пробил через соответствующую энергетичес­кую комиссию и так далее».

«Чушью собачьей» назвал Артемьев разговоры о том, что россияне недоплачивают «коммунальным монстрам».

– Мы давно им всё переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи замки, – пояснил главный антимонопольщик страны.

Для борьбы с завышенными тарифами на ЖКХ, по мнению Артемьева, необходимо разработать закон об основах тарифного регулирования.

М-да. Неожиданное откровение. Мы-то думали, что ФАС существует, значит, в её руках все механизмы укрощения аппетитов зажравшихся монополис­тов существуют. Выходит, нет. Вон оно чё.

Мусор легко взрывается

В середине марта в Ростове-на-Дону прошёл митинг против «мусорной реформы» в том виде, в каком она проходит. Митингующие хотели собраться на Театральной площади. Туда народ не пустили, митинговали неравнодушные граждане в Александровке. На ту дату собрали 21 тысячу подписей против завышенных норм (но этот список продолжает расти).

Дойдут ли эти протесты до сознания и совести «мусорных королей»? Вряд ли. Ведь деньги не пахнут, как заметил ещё в начале нашей эры римский император Веспасиан. С тем и вошёл в историю. Его российская коллега, императрица Екатерина II, тоже оставила после себя немало мудрых мыслей. «Лучше простить десятерых виновных, чем наказать одного безвинного», – она знала, что говорит. Не забудут люди, не получившие услугу по вывозу мусора, тех грабительских квитанций никогда.

Обращение с ТКО требует знаний и навыков. Мусор, свозимый на полигоны, укладывают слоями определённой высоты, потом прикатывают, уплотняют, потом протыкают такой «пирог» на всю глубину в нескольких местах, чтобы не скапливались газы, образующиеся при гниении отходов, иначе может произойти взрыв. Бывали случаи.

Где мусорная реформа началась, а где отложена?

Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом.

На 3 года откладывают начало в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За этот срок вышеназванные города должны разработать порядок обращения с отходами.

В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр.

При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01.01.2020. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране. Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор.

Кто отвечает за вывоз и утилизацию ТКО?

Согласно поправкам в ФЗ-89, в регионе назначается единый оператор по управлению твердыми коммунальными отходами. Организация выбирается на конкурсной основе. За тендер отвечает исполнительная власть региона. Конкурс проводится согласно Постановлению Правительства РФ № 881 от 5 сентября 2016 г.

Оператор заключает с гражданами договор, по которому обязуется за плату производить вывоз и утилизацию бытовых отходов. Граждане оплачивают услугу согласно утвержденному в регионе тарифу.

Когда конкурс не состоялся либо оператор отказывается от обязанностей по вывозу ТКО, глава субъекта вправе назначать компанию самостоятельно. Вывоз мусора имеет право производить организация, которая полностью отвечает требованиям закона. Операторами могут работать не только коммерческие, но и муниципальные и государственные унитарные предприятия с лицензией.

Компании по вывозу мусора существовали до внедрения новых правил. Однако их большое количество привело к неразберихе в данной области. Реформа значительно сократила число операторов.

Проверку мусора осуществляют граждане и активисты ОНФ. Проводятся рейды по выявлению незаконных свалок и недобросовестных операторов.

Перспективы и необходимость реформы в РФ

Завалы бытовых отходов, загрязнение окружающей среды стали национальной проблемой страны. Увеличение количества пластика происходит в геометрической прогрессии. Свалки мусора грозят перерасти в экологическую катастрофу.

Читайте также:  Анкета на загранпаспорт старого и нового образца: скачать образец

Президент поручил Дмитрию Медведеву разработать ряд мер по изменению ситуации. Результатом стали свежие поправки в законодательство и решение реформировать существующую систему.

Несмотря на массовые выступления, реформа продвигается своим ходом. Депутаты при разработке концепции предусмотрели долговременные цели. Необходимость менять всю систему утилизации мусора назрела давно. Предлагается организовать переработку вторичных отходов – стекла, пластика, бумаги. Вместо полигонов надо строить линию современных мусоросжигательных комплексов. Система золоуловителей и фильтров делает такие заводы безопасными для окружающей среды.

Необходимо воспитать в гражданах ответственность за выброс мусора. Реформа способствует сокращению незаконных стихийных помоек. Раздельный сбор и сжигание остатков должно привести к сокращению свалок.

Закон о вывозе мусора

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса. Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2021 года. То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Лидеры мусорного рынка — это преимущественно компании, работающие в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Выручка этих компаний оценивается в миллиарды рублей в год. Это объяснимо, ведь на крупные города приходится больше всего отходов.

При этом городам федерального значения — Москве, Санкт-Петербургу и аннексированному вместе с Крымом Севастополю — разрешили отсрочить реформу на три года. Севастополь этим правом не воспользовался и присоединился к новой системе сразу.

В апреле 2019 года издание The Bell вместе с телеграм-каналом Trash Economy составили рейтинг крупнейших игроков рынка транспортировки и переработки мусора на основе данных о выручке компаний за 2017 год.

В топ-3 игроков мусорного рынка вошли «Вива-Транс» малоизвестного предпринимателя Андрея Половинкина, «Хартия» Игоря Чайки, сына экс-генпрокурора Юрия Чайки, и «МКМ-Логистика», в число совладельцев которой ранее входили сыновья экс-главы ВЭБа Степан и Павел Дмитриевы, а также сын президента Сбербанка Олег Греф.

По итогам 2018 года, по оценке Би-би-си, рейтинг изменился:

  • «Хартия» Игоря Чайки вышла на первое место с выручкой 3,64 млрд рублей;
  • «Вива-Транс» опустилась на второе место с выручкой 3,53 млрд рублей;
  • На третьем месте оказался Автопарк №1 «Спецтранс» (принадлежит Анатолию Язеву и его детям — одной из богатейших семей Санкт-Петербурга) с выручкой 2,57 млрд рублей.

Взлетевшие до небес тарифы

С 1 января 2022 года региональный оператор Северной столицы «Невский экологический оператор» получил монопольное право на обращение с ТКО. Дебютировал монополист скандально: в первые недели его работы улицы города оказались завалены гниющим мусором, который никуда не вывозился.

Беспомощность городских властей и нового регоператора народ увековечил в песнях и мемах, а депутаты городского Заксобрания даже создали «тепловую карту», чтобы отслеживать особо злачные места. Постепенно ситуация с вывозом выровнялась, но все изменилось до первых квитков, которые получили жители за январь.

Одно из ключевых новшеств, которые принесла с собой мусорная реформа — люди начали платить за вывоз отходов не своей управляющей компании, а региональному оператору по единому тарифу: 6,40 рубля за квадратный метр.

Передел рынка переработки

«Невский экологический оператор» не раз заявлял, что будет стараться сохранить имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора отходов и развивать многофракционный сбор. «Извлечение из ТКО максимальной доли вторресурсов для переработки заложено в экономическую модель регоператора. Сейчас перед нами стоит задача выстроить единую региональную систему накопления отходов, но нужно время на перенастройку», — заявляют представители регоператора.

Однако встроить в новую систему уже имеющуюся инфраструктуру раздельного сбора пока не удается. Причина — конфликт интересов, заложенный в методике расчета прибыли регоператора. Дело в том, что она зависит от количества смешанных отходов, которые они вывозят от населения по единому тарифу, и может уменьшиться, если доля собранных вторресурсов будет расти. Иными словам, регоператор теперь не заинтересован в том, чтобы часть отходов собиралась раздельно и не попадала в смешанные.

«Еще в прошлом году на одной из встреч с заготовителями будущий регоператор дал понять, что РСО ему не нужен, и налаживать его самостоятельно он не хочет. Также он заявил, что ставить на своей площадке частные контейнеры не позволит, — вспомнил Анатолий Пынин. — Разговор был таким: мы никого не знаем. Мол, показывайтесь, кто, есть кто и какие у вас мощности, а дальше мы еще посмотрим. Смысл следующий: если это мелкая рыба, которая забирает небольшой процент общего мусора, и погоды не делает — у таких организаций проблем не будет».

Несмотря на подобные заявления, в 2022 году ситуация для большинства небольших переработчиков кардинально поменялась.

«Уже ощущаю. Предупреждения-угрозы о снятии моих контейнеров мусоровывозящими компаниями. С регоператором отношений никаких — на достучаться», — рассказал индивидуальный предприниматель Константин Будуров, предприятие которого занимается раздельным сбором стекла. Сейчас у переработчика около двух сотен контейнеров, и пока компания пытается работать, как раньше.

Как изменится порядок обращения с ТКО

Перед тем как мусор попадет в пункт утилизации, он должен быть разобран в сортировочных комплексах. Из него выделят все полезные фракции (пластик, бумага, стекло) и отправят на вторичную переработку. Поэтому население будут всячески стимулировать к раздельному сбору мусора, чтобы сортировка происходила легче. Собранный в разные контейнеры мусор все равно в дальнейшем подвергнется более тщательному разбору. Вывозить распределенные по категориям отходы должны специальные машины, чтобы не произошло смешивания.

Пищевые отходы повезут на полигон, все остальные — на сортировочный комплекс.

Переход на раздельный сбор мусора будет постепенным. Первыми его опробуют те регионы, где уже существуют условия для этого.

Раньше мусор чаще всего просто вывозили на свалки, теперь его должны переработать, а затем утилизировать. Для этого планируется построить современные полигоны и мусороперерабатывающие заводы. Все этапы должны осуществлять региональные операторы, тогда как раньше вывозом занимались одни компании, а утилизацией – другие.

Все мусорные потоки указываются в территориальной схеме обращения с отходами.

Регионы оказались не готовы

Лишь 7% твердых коммунальных отходов в России утилизируется. Нацпроект “Экология” ставит цель: довести показатель к 2024 году до 60%. Для этого планируется построить 210 комплексов по переработке ТКО. Однако и существующие заводы не загружены полностью, так как не налажен раздельный сбор мусора. Глава профсоюза работников жизнеобеспечения считает, что прежде чем вводить реформу по всей стране, необходимо было запустить “пилотные” проекты. Как сделать так, чтобы и властям, и региональным операторам, и жителям стало выгоднее утилизировать, а не захоранивать отходы? Подводим первые итоги “мусорной реформы”.

Кто сдаёт продует вторичный…

Ежегодно в России образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), из них утилизируется лишь 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах либо пополняет несанкционированные свалки — сейчас их более 22 тысяч. Мусор занимает 7 млн гектаров, каждый год эта площадь увеличивается на 10%. Согласно нацпроекту “Экология”, к 2024 году 60% мусора должно направляться на переработку, для чего планируют построить 210 комплексов по обработке и утилизации ТКО.

К началу реформы в России функционировало 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. Сейчас они перерабатывают в основном отходы производств. По подсчетам Министерства природных ресурсов России, в среднем семья из четырех человек выбрасывает в год около 150 кг пластмассы, примерно 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок.

При этом, по данным декабрьского опроса ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин сортирует бытовой мусор, а почти половина опрошенных готовы это делать. 33% респондентов сдают опасные отходы (батарейки, ртутные лампы, электронику) в специальные пункты приема.

Так что же нужно, чтобы основная цель реформы — раздельный сбор мусора и его переработка — была достигнута? И что этому мешает?

Как сказал вице-премьер Алексей Гордеев, “в первую очередь надо ввести на всех площадках накопления мусора контейнеры двух типов. Один из них предназначен для сухих отходов (бумага, пластик, стекло и металл), второй — для мокрых. Первая категория ТБО подлежит повторному использованию и может быть востребована в промышленности. Предполагается, что во вторичный оборот пойдет 35% ТКО”.

Региональные же операторы должны наладить вывоз раздельно собранного мусора двумя видами мусоровозов в места, где отходы перерабатываются или сжигаются. Казалось бы, все просто. Однако европейские и азиатские страны, где этот процесс налажен, десятилетиями приучали своих граждан к раздельному сбору мусора и создавали соответствующую инфраструктуру.

Анна Гаркуша, член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области, считает, что для вовлечения жителей в раздельное накопление отходов следует вести учет по фактическим объемам накопления.

— Тогда управляющие компании и товарищества собственников жилья начнут искать возможности для внедрения раздельного накопления отходов в своих дворах, объединять усилия, сотрудничать с муниципалами. Раздельное накопление невыгодно региональным операторам. Нужно “прооперировать” нормативно-правовую базу так, чтобы заработок регоператора зависел не от количества вывезенных смешанных ТКО, а от количества вторсырья, отправленного на утилизацию. Тогда регоператор сам будет и контейнеры на площадках ставить, и с заготовителями сотрудничать. Эти важные корректировки законодательства позволят разрубить гордиев узел: региональным операторам, населению и товаропроизводителям будет выгодно одно и то же — побольше утилизировать и поменьше захоранивать.

Слова эколога подтверждает ситуация в городе Набережные Челны, где с приходом единого регоператора на рынок вывоза мусора возникли проблемы.

— Мы с 2015 года устанавливали по всему городу контейнеры для раздельного сбора мусора, а также контейнеры для опасных бытовых отходов. Теперь развиваться в этой сфере невозможно, мы не можем продолжать ее на законных основаниях, все отдано региональному оператору “Гринта”. А он не обязан это делать, — рассказал депутат горсовета, директор компании “Проминдустрия” Николай Атласов.

По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, без госсубсидий развитие переработки мусора нерентабельно. Проекты смогут окупиться лишь при должной поддержке правительства и на крупных полигонах, считает эксперт. Остается и еще одна проблема — убедить жителей близлежащих районов, что мусоросжигание не будет их отравлять.

Рискованный эксперимент

Александр Василевский, председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, считает, что регионы были не готовы к запуску реформы.

— У нас не было “пилотных” проектов. Сначала следовало изучить международный опыт и попытаться в течение семи, десяти лет приучать людей к раздельному сбору мусора в одном регионе. У нас равняются на Японию. Я считаю, это неудачный пример. В Японии живут японцы. Нам все же ближе норвежцы. Они 20 лет приучали людей к раздельному сбору мусора, и даже сейчас не все проблемы решены. А у нас все пытаются решить наскоком, через революцию, что плохо заканчивается.

Читайте также:  Что делать, если першит в горле?

В России накоплено уже 100 — 120 млрд тонн твердых бытовых отходов, и задаваться решением мусорной проблемы, по мнению профлидера, нужно было еще позавчера.

— Если по всей территории нашей страны равномерно распределить мусорные свалки, на каждый квадратный метр придется по 5 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Их переименовали в твердые коммунальные отходы (ТКО), чтобы включить в платеж за коммунальные услуги. Я считаю это очередным бессмысленным и ужасным налогом. Если посчитать 5%, на которые увеличилась платежка, то по России в целом это около 200 млрд рублей ежегодно. 30 лет идет реформа ЖКХ, тарифы выросли в десять раз, а отрасль не получила ничего: самая низкая зарплата, огромная текучесть кадров, — отметил Василевский.

Глава профсоюза особенно обеспокоен неконтролируемым выбросом опасных отходов, ведь последствия могут тяжело отразиться на грядущих поколениях россиян.

— Если в воду попадает 1 грамм лития, который содержится в батарейках, источник воды будет отравлен навсегда. Самый простой способ заставить людей не выбрасывать батарейки вместе со всем остальным мусором — не продавать их, пока человек не сдаст старые, — предлагает Александр Василевский.

Между тем, на вопрос “Российской газеты”: “Как планируется решать проблему утилизации опасных бытовых отходов, в частности батареек и энергосберегающих ламп?” глава Минприроды Дмитрий Кобылкин сказал, что в стране есть лишь одна (!) профессиональная точка сбора таких отходов — в Челябинске.

— Там работает завод, созданный энтузиастом, это была скорее частная инициатива. Есть компании, которые сами утилизируют то, что производят. Это хорошая практика, должна существовать ответственность производителей, — сказал министр.

И лишь к 2024 году “Росатом” планирует построить семь заводов.

Марина Климова из Алтайского края в письме в редакцию “Солидарности” предлагает такой способ решения проблемы ТКО: “Нужно принять закон о залоговой стоимости товаров, в котором должна быть прописана обязанность всех торгующих предприятий принимать использованный товар и возвращать залог. Торгуешь батарейками — принимай батарейки, торгуешь лампочками — принимай лампочки, торгуешь мебелью — принимай мебель, торгуешь обувью — принимай обувь, торгуешь газировкой — принимай бутылки. Населению сложно сдавать ТКО на пункты сбора, их просто нет в шаговой доступности, а магазины есть на каждом шагу”.

Расширенная ответственность производителя

В 2020 году Владимир Владимирович Путин поручил разработать концепцию Расширенной Ответственности Производителей (РОП) и импортеров товаров и упаковки за переработку отходов. Минприроды быстро решило эту задачу, но эксперты экономической сферы выразили беспокойство, предположив, что такие изменения принесут дополнительные затраты отраслям, вызовут резкий скачок цен на производимую продукцию. По этой причине возникли проблемы с запуском данной программы. Сегодня многие компании даже не знают о РОП.

Расширенная ответственность производителя — это механизм регулирования, согласно которому производители и импортеры должны утилизировать продукцию после утраты ее потребительских свойств. Они могут сделать это самостоятельно или заплатить за эту работу государству особый налог — экологический сбор.

Уточним, что Минприроды предложило увеличить нормативы по утилизации упаковок с текущих 10-45% до 100%, а для товаров рост нормативов составит 10% в год. Решение было принято совместно с РЭО. Запуск реформы планируется с 1 января 2022 года. Но Минэкономразвития и Минсельхоз выступили против, было предложено перенести ее на 2024-2025 годы. Представители Минэкономразвития рассказали о возможных рисках нововведений:

  • Риск остановки оборота продукции, может возникнуть дефицит товаров первой необходимости из-за требований вносить все данные о них в государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ГИС УОИТ).
  • Риск резкого подорожания товаров и, как результат, снижение прибыли производителей.
  • Достичь 100% утилизации мусора невозможно, так как существуют неперерабатываемые упаковки, бракованные товары и тд.

В Минприроды 29 сентября 2021 года проходило совещание по этому поводу, однако ведомства не смогли привести доказательства своей точки зрения и согласование реформы перешло к правительству. В конечном итоге, в Минсельхозе подтвердили предложение о поэтапном повышении нормативов.

Недавно Денис Буцаев, генеральный директор РЭО, сообщил, что нормативы, которые устанавливаются правительством, соответствуют реформе РОП. Ее запуск все-таки планируется на начало 2022 года.

Благодаря реформе расширенной ответственности производителя доходы с экосбора вырастут как минимум на 100 млрд рублей. Поскольку в настоящий момент экологический сбор платят около 20 тысяч компаний из 4 млн существующих на рынке, после запуска реформы число плательщиков значительно увеличится.

Раздельный сбор мусора

Разделение мусора является одной из важнейших новинок, которая реализуется в ходе мусорной реформы. Закон прямо запретил захоронение мусора, если предварительно не произошла его сортировка.

Из общего объема мусора выделяются те элементы, которое можно отправить на вторичную переработку. Прежде всего речь о бумаге, стекле и пластмассе.

Участвовать в разделении мусора предлагают в том числе самим жителям. Для этого устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. А при транспортировке мусора из таких контейнеров должен использоваться транспорт, в котором смешивание отходов исключено.

Переход к полному разделению мусора повсеместно будет происходить несколько лет. И в 2020 году этот процесс продолжится. Контейнеров для раздельного сбора будет появляться все больше.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *