Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «33. Строительство оснований из щебня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Состав исполнительной документации на земляные работы
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ.
То есть вам доставили весь оплаченный товар.
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
7.1. Обеспыливание щебеночных и гравийных покрытий автомобильных дорог переходного типа в летнее время позволяет значительно уменьшить запыленность воздуха. В результате существенно увеличиваются скорость движения автомобилей и, следовательно, пропускная способность дорог, срок службы двигателей автомобилей, снижается количество дорожно-транспортных происшествий и улучшается экологическая обстановка прилегающих к дороге районов.
7.2. Обеспыливание щебеночных и гравийных покрытий можно производить следующими способами:
- механическое удаление пыли;
- распределение по поверхности покрытия смачивающих материалов и гигроскопических солей;
- смешение материала покрытия с вяжущими.
Два последних способа более долговечны и обеспечивают высокие эксплуатационные качества покрытия.
Методика определения запыленности воздуха на дорогах с щебеночно-гравийными покрытиями приведена в прил. 5 настоящего Руководства.
7.3. Обеспыливание гигроскопическими солями основано на поглощении ими паров воды. При этом поверхностный слой покрытия, на котором находятся соли, увлажняется, а пылеобразование резко уменьшается или полностью прекращается. В качестве солей используют хлористый кальций, хлористый натрий, каркаллит, различные отходы производства, содержащие соли, а также воду морскую, лиманную.
7.3.1. Гигроскопические соли следует применять в районах с умеренным и умеренно жарким климатом при относительной влажности воздуха не менее 0,35-0,45. Соли могут быть как сухие, так и в виде растворов.
7.3.2. Покрытие перед обеспыливанием следует выровнять, при необходимости произвести ремонт и очистить от грязи и рыхлого несвязного материала. Россыпь сухих солей целесообразно производить пескоразбрасывателями, а розлив растворов — поливомоечными машинами.
После россыпи сухих солей по поверхности разливают воду (1,0-1,5 л/м2). В ветреную погоду для предотвращения раздувания солей и разбрасывания колесами проходящих автомобилей следует осуществлять предварительный розлив воды (0,8-1,2 л/м2).
Расход солей в виде растворов за один проход поливомоечной машины на 1 м2 устанавливают на месте: раствор не должен стекать за пределы полосы обработки.
7.3.3. После обеспыливания машины и механизмы следует тщательно очищать и мыть во избежание развития коррозии. Особое внимание следует уделять очистке труднодоступных мест рабочих частей машин и внутренних поверхностей цистерн, использующихся для приготовления и розлива солей.
7.4. Обеспыливание покрытий автомобильных дорог вяжущими материалами основано на склеивании частиц пыли между собой и с материалом покрытия
Для обеспыливания покрытий дорог можно применять:
- нефтяные жидкие битумы;
- каменноугольные дегти;
- топочные мазуты;
- битумные и дегтевые эмульсии;
- сырые тяжелые нефти;
- универсин;
- синтетические смолы — карбамидоформальдегидную и др.;
- лигносульфонаты технические, сульфидный щелок;
- лигнодор;
- отходы промышленности, содержащие вязкие нефтепродукты, масла, смолы и т.д.
7.4.1. Вяжущие материалы могут быть применены в различных климатических условиях.
В результате такого обеспыливания на поверхности покрытия формируется прочный защитный слой, обеспечивающий высокие эксплуатационные качества покрытия.
Работы проводят в сухую погоду. Органические вяжущие (битумы, дегти, нефти) перед розливом целесообразно подогреть до температуры 30-70°С.
7.4.2. При обеспыливании путем поверхностного розлива вяжущих следует выполнить следующие технологические операции:
- выравнивание и ремонт проезжей части, удаление с поверхности покрытия пыли, грязи и рыхлого несвязного материала;
- распределение вяжущих;
- присыпка полосы обработки песком, мелким гравием, щебнем из расчета 0,5-1,0 м3 на 100 м2 покрытия (при использовании органических вяжущих для предотвращения их прилипания к колесам автомобилей);
- прикатка обработанной полосы легкими катками (1-3 прохода).
Кроме того, в состав работ в зависимости от материала покрытия и требуемой толщины обработанного слоя включаются рыхление верхнего слоя на глубину 3-5 см для улучшения проникания вяжущего с последующим уплотнением этого слоя 2-5 проходами легкого катка, а также розлив воды для обеспечения оптимальной влажности материала покрытия.
7.4.3. Розлив вяжущих производится автогудронаторами на всю ширину обработки. Расход вяжущего за 1 проход на 1 м2 покрытия устанавливается на месте: оно не должно стекать за пределы полосы обработки.
Во-первых, для закупки. Благодаря этому показателю легко вычисляется необходимое количество. Во-вторых, для того чтобы понять на сколько осядет сыпучий материал после уплотнения.
Как вычислить необходимое количество щебня
Объем формы, которую нужно заполнить (м3 ) × удельный вес (кг/ м3 )× коэффициент уплотнения.
1 м3 фракции 0–5 мм равен 1,5 т;
1 м3 фракции 40–70 мм равен 1,47 т.
- замеряется размер бортов грузового автомобиля;
- узнаем общий объем щебня;
- полученную цифру умножаем на стандартный коэффициент уплотнения для привезённой фракции.
В результате мы легко проверили реально привезённое количество щебня.
Для расклинцовки, трамбовки, расчёта бетона (точнее его состава) нужна величина насыпной плотности. Это показатель плотности щебня в неуплотненном состоянии.
Насыпная плотность рассчитывается следующим образом:
1) взвешивается пустой специальный сосуд;
2) взвешивается наполненный сосуд;
3) вычисляется разность;
4) делим на объём сосуда.
Стройка это область, в которой должны быть только чёткие измерения. Если есть несоответствие с нормами это чревато аварийными последствиями. Утрамбовка щебня это самый ответственный этап при закладке фундамента, строительстве дороги. После проведённых работ проводятся контрольные замеры для исправления несоответствий с проектными значениями. БПД-КМ — это плотномер водобалонного типа определяющий фактическую плотность. Предназначен для контроля за качеством плотности сложения грунта из гравийных и щебёночных оснований. Точность прибора до 0,01 г/см³. Для определения плотности используется методика ГОСТ 28514–19.
На 1 квадратный метр асфальтового покрытия (независимо от зернистости асфальта) толщиной 1 см потребуется 25 кг асфальтобетона.
То есть, если вы планирует укладывать асфальтовое покрытие толщиной 50 мм, вам потребуется 125 кг асфальта на 1 квадратный метр асфальтовой дороги.
Для того, чтобы узнать сколько тонн щебня понадобится на 1 метр квадратный щебеночного основания, необходимо знать:
- толщину вашего основание в уплотненом виде,
- удельный вес щебня, который вы будете использовать для щебеночного основания (Удельный вес вы можете узнать у поставщика или в сертификате качества на этот щебень — не зависит от фракции щебня, для щебня Песчаника обычно удельный вес составляет — 1,3 тн/м3, для гранитного щебня — 1,47 тн/м3),
- коэффициент уплотнения щебня при укатке катком или вибротромбовкой — 1,3.
Посчитаем расход щебня на 1 кв.м. для основания толщиной 200 мм: Объем такого основания состави 0,2 м (толщина) х 1,0 м (ширина) х 1,0 (длина) = 0,2 м3
Расход щебня на 1 кв.м. основания из щебня Песчаника М1000 составит: 0,2 м3 (объем 1 кв.м. основания) х 1,3 т/м3 (удельный вес щебня Песчаника) х 1,3 (коэффициент уплотнения) = 0,34 т/м2
Итак для устройства 1 кв.м. щебеночного основания толщиной 200 мм из Щебня Песчаника М1000 потребуется примерно 0,34 тонн щебня
- на 1 м3 кирпичной кладки стен расходуется 0,25 м3 раствора и 400 шт рядового одинарного кирпича
- на 1 м2 кладки перегородок расходуется 0,06 м3 раствора и 84 шт рядового одинарного кирпича
Для устройства 1 м3 подстилающего слоя из песка потребуется 1,11 м3 песка. То есть переводной коэффициента уплотнения песка составляет 1,11м3.
Пример расчета расхода песка на 1 м2 песчаного основания толщиной 100 мм: Вычисляем объем 1 м2 такого основания — 0,1 м (толщина) х 1,0 (ширина) х 1,0 (длина) = 0,1 м3 Расход песка в тоннах — 0,1 м3(объем) х 1,11 (коэффициент уплотнения) х 1,41 (удельный вес речного песка — следует уточнять удельный вес по паспорту качества на песок) = 0,16 тн
Итого, для устройства 1 м2 подстилающего слоя из песка толщиной 100 мм понадобится 0,16 тн речного песка.
Для оклейки 100 м2 кровли рубероидом в 1 слой на битумной мастике понадобится:
- рубероида — 110 м2,
- Грунтовка битумная — 80 кг,
- Мастика битумная — 196 кг.
На 100 м2 цементной стяжка толщиной 15 мм потребуется 1,53 м3 цементно-песчаного раствора. На каждый последующий 1 мм изменения толщины стяжки расходуется 0,102 м3 раствора (для 100 м2)
На 1 м3 кладки из природного бутового камня потребуется:
- Камень бутовый — 1,03 м3,
- Раствор кладочный — 0,37 м3
на 100 м2 оклейки простыми бумажными обоями по оштукатуренным стенам:
- обои бумажные с подборкой рисунка — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей сухой — 2,1 кг
на 100 м2 оклейки плотными тисненными обоями по оштукатуренным стенам:
- Обои с подборкой рисунка — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей сухой — 3,0 кг
на 100 м2 оклейки линкрустом по оштукатуренным стенам:
- Линкруст — 112 м2,
- Бордюр — 44 м,
- Клей типа «Бустилат» — 34,1 кг
на 100 м2 оклейки моющими пленочными обоями на бумажной основе по оштукатуренным стенам:
- Обои пленочные — 108 м2,
- Клей типа «Бустилат» — 25,7 кг
на 100 м2 оклейки моющими пленочными обоями на тканевой основе по оштукатуренным стенам:
- Обои пленочные — 107 м2,
- Клей типа «Бустилат» — 34,1 кг
На 100 м2 известковой окраски стен требуется:
- Известь негашеная — 16, 5 кг,
- Краски сухие силикатные — 0,4 кг,
- Шпатлевка купоросная — 1,5 кг
На 100 м2 известковой окраски потолков требуется:
- Известь негашеная — 18,35 кг,
- Краски сухие силикатные — 0,5 кг,
- Шпатлевка купоросная — 1,65 кг
На 100 м2 водоэмульсионной окраски стен требуется:
- Краска водоэмульсионная — 39, 5 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 5,0 кг
На 100 м2 водоэмульсионной окраски потолков требуется:
- Краска водоэмульсионная — 39,5 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 5,5 кг
На 100 м2 масляной окраски оштукатуренных стен валиком требуется:
- Краска масляная — 37,9 кг,
- Шпатлевка масляно-клеевая — 50,7 кг
Коэффициент уплотнения грунта, песка, щебня
Следует сказать, что методы определения несущей способности нормированы БСН 46-83 и описаны в этой инструкции и предполагают два способа: измерение прогиба построенной конструкции под колесом грузового автомобиля прогибомером или измерением прогиба построенной конструкции нагруженной через штамп стандартного диаметра от давления грузового автомобиля.
По измеренному прогибу рассчитывается общий модуль упругости построенной конструкции ( щебень+песок+зем.
полотно). Если задаться или также измерить прогиб подстилающего песчаного слоя и земляного полотна, то можно по ВСН 46-83 рассчитать фактический модуль упругости щебеночного слоя и сравнить его с расчетным (нормативным). Как видно из вышеприведенного, данные предложения контроля качества уплотнения трудоемки и в чистом виде не показывают плотность контролируемого щебеночного слоя.
Документация Нормативный документ Форма Образец Специализированные журналы скачать образец Журнал производства земляных работ скачать образец Журнал верификации закупленной продукции (журнал входного контроля) скачать образец Журнал авторского надзора за строительством (если по договору осуществляется авторский надзор) скачать образец Акты геодезической документации Акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства Акт разбивки осей капитального строительства на местности Исполнительные схемы Геодезическая схема котлована или траншеи (с габаритными размерами и высотными отметками) скачать образец Снятие мохового или дернового слоя, выторфовывание, корчевка пней Механизированная разработка грунта Разработка грунта вручную Засыпка пазух котлованов Устройство песчаного основания Устройство щебеночного основания Возведение и уплотнение земляного полотна Закрепление грунтов (уплотнение, цементация, замачивание, дренирование, устройство термических или грунтовых свай, заглушение ключей, заделка трещин, устройство грунтовых подушек) Акты, протоколы и прочие документы Протокол испытания основания (естественного, песчаного, щебеночного) Заключение лаборатории о качестве и состоянии грунтов (при необходимости) Прочие документы Паспорта, сертификаты качества, пожарные сертификаты, санитарно-гигиенические заключения на строительные материалы, изделия и конструкции Комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, согласованными с авторами проекта Документы о согласовании отступлений от проекта при строительстве Разрешительная документация Информационный лист монтажной организации Свидетельство СРО монтажной организации Приказы на ответственные лица Копия аттестации испытательной лаборатории Рабочая документация со штампом Заказчика «В производство работ» Проект производства работ (копия титульного листа и листа ознакомления) Представленный состав исполнительной документации на земляные работы является приблизительным.
Точный состав исполнительной документации зависит от требований заказчика.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ.
То есть вам доставили весь оплаченный товар.
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Протокол уплотнения щебеночного основания образец
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
�迮�郋迡� 郋郈�迮迡迮郅迮郇邽� 郈郅郋�郇郋��邽 迣��郇�郋赲 郋�郇郋赲訄郇邽邿 郱迡訄郇邽邿 邽 �郋郋��迠迮郇邽邿
Коэффициент уплотнения рассчитывается на основании данных лабораторных испытаний, где масса подвергается трамбовке и проверке на различных приспособлениях. Здесь есть свои методы:
1. Замещение объемов (ГОСТ 28514-90).
2. Стандартное послойное уплотнение щебня (ГОСТ 22733-2002).
3. Экспресс-методы с применением одного из трех типов плотномеров: статического, водобаллонного или динамического.
Результаты можно получить сразу же или по истечении 1-4 дней, в зависимости от выбранного исследования. Одна проба для стандартного испытания обойдется в 2500 рублей, всего их понадобится не меньше пяти. Если данные нужны в течение дня, используют экспресс-методы по итогам отбора как минимум 10 точек (по 850 руб. за каждую). Плюс придется оплатить выезд лаборанта – еще около 3 тысяч. Но на строительстве крупных объектов не обойтись без точных данных, а тем более без официальных документов, подтверждающих соблюдение подрядчиком требований проекта.
Как узнать степень трамбовки самостоятельно?
В полевых условиях и для нужд частного строительства тоже выйдет определить искомый коэффициент по каждому размеру: 5-20, 20-40, 40-70. Но для этого сперва понадобится узнать их насыпную плотность. Она изменяется в зависимости от минералогического состава, хоть и незначительно. Гораздо большее влияние на объемный вес оказывают фракции щебня. Для расчета можно пользоваться усредненными данными:
Фракции, мм | Насыпная плотность, кг/м3 | |
Гранит | Гравий | |
0-5 | 1500 | — |
5-10 | 1430 | 1410 |
5-20 | 1400 | 1390 |
20-40 | 1380 | 1370 |
40-70 | 1350 | 1340 |
Коэффициент уплотнения асфальта
В проектах часто нормируется не степень уплотнения грунта (указан не коэффициент уплотнения), а плотность скелета грунта (г/см3 или т/м3). В этом случае необходимо определить фактическую плотность и влажность грунта на объекте и вычислить требуемую плотность скелета грунта.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Записи должны производиться четко и ясно, непосредственно у места погружения свай-оболочек. Ведение черновых записей на отдельных листках, тетрадях и т.п. с последующим переписыванием в журнал запрещается. Подчистки и исправления отдельных записей не допускаются.
Протокол уплотнения грунта сам идет приложением к Акту подготовки основания под. Для чего нужен акт пробного уплотнения Дополнительно протокол.
Акт уплотнения грунта укаткой (форма акта, расчет)
Допустим, максимальная плотность скелета грунта 1,95 г/см3 (т/м3), а плотность скелета грунта после уплотнения на объекте 1,88 г/см3 (т/м3). Разделим фактическую плотность на максимальную и найдем коэффициент уплотнения: Купл= 1,88/1,95=0,96.
В проектах часто нормируется не степень уплотнения грунта (указан не коэффициент уплотнения), а плотность скелета грунта (г/см3 или т/м3). В этом случае необходимо определить фактическую плотность и влажность грунта на объекте и вычислить требуемую плотность скелета грунта.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки.
Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94.
Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
В случае применения стандартного способа с обязательным отбором проб грунтов с уплотняемого слоя, отобранные пробы анализируются в лабораторных условиях, т.е. делается стандартное уплотнение, проводится определение максимальной плотности при оптимальной влажности по ГОСТ 22733-2016. Исходя из полученных данных, вычисляется коэффициент уплотнения.
Данный метод более точный, но длительный по времени, поэтому он используется как заверочный в случае применения экспресс методов. Если при использовании экспресс методов на все работы уходит 1-2 дня, то на лабораторные испытания и определения уплотнения грунтов методом стандартного уплотнения — до 3-5 дней.
Результаты, полученные в результате, позволяют дать рекомендации для повышения плотности при низкой степени уплотнении.
Некоторые заказчики требуют от производителей материала предоставить данные по коэффициенту уплотнения в самом начале добычи материала, и важным фактором расчёта данных является послойное уплотнение песка. Ниже приведены варианты уплотнения по региональным параметрам:
Климатические зоны | |||||
I-III | IV-V | I-III | IV-V | ||
Верхний слой | Меньше 1,5 метров | 0,95-0,98 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Нижний слой без наличия влаги (жидкости) | Свыше 1,5 метров | 0,92-0,95 | 0,92 | 0,92 | 0,90-0,92 |
Слой подтапливания | Более 1,5 метров | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
При помощи этих данных можно с лёгкостью произвести измерение уплотнения песка прибором. Вместе с этим, необходимо помнить, что в конкретной ситуации потребуется учитывать воздействие дополнительных параметров на грунт, (как в одну сторону, так и в другую-большую или меньшую величину показателя).
Распоряжение Минтранса РФ от 23.05.2002 N ИС-478-Р
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
Прибор БПД-КМ является плотномером водобаллонного типа, измеряющим объем лунки с последующим определением фактической плотности после взвешивания материала, взятого из лунки. Предназначен для контроля качества уплотнения щебеночных и гравийных оснований и покрытий из смесей, зерновой состав которых отвечает требованиям ГОСТ 25607-94. Определение плотности сложения грунта осуществляется по общепринятым методикам в соответствии с ГОСТ 28514-90 «Определение плотности грунтов методом замещения объема». Плотность сложения испытываемого слоя определяется с точностью до 0,01 г/см3.
Качество почвы должно соответствовать разрезу, который приводится в плане. Специальная комиссия, основываясь на сведениях проекта, определяет возможность установки фундамента на отметки, которая приводится в проекте или же вносит определенные изменения в зависимости от обстоятельств.
Зрительный осмотр вырытого котлована делает специалист в области геологии. Геолог ��акже дает описание открытого грунта на стенках котлована.
Внимание
И опираясь на эти описания, выполняет освидетельствование качества почвы. Полученные данные, специалист в области геологии сопоставляет со сведениями, которые представлены в отчете, сделанном на основании геологических исследований.
Выполнив весь комплекс соответствующих работ, геолог оставляет акт, подтверждающий, что котлован был освидетельствован. В акте освидетельствования дается описание вскрытой почвы, указывается расположение грунтовых вод, если они есть.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ.
То есть вам доставили весь оплаченный товар.
ГОСТ — методы испытаний щебня При определении технических характеристик щебня по ГОСТ в рамках лабораторных испытаний реализуется следующий алгоритм действий. После отбора нескольких точечных проб на объекте строительства или в карьере происходит их объединение в общую пробу. Далее для проведения дальнейших испытаний происходит получение аналитической пробы методом квартования.
В соответствии с техническим заданием на выполнение испытательных работ и методиками ГОСТ, определяются необходимые физико-механические характеристики материала.
Основываясь на полученных результатах, выдается заключение относительно соответствия испытанной пробы требованиям ГОСТ.
Методы испытания основных характеристик щебня по техническим условиям ГОСТ Износостойкость. Характеризует предел прочности материала на сжатие, дробимость, истираемость.
Щебень, нерудный материал, широко используемый в строительстве, получают дроблением горных пород с последующим разделением на группы с зернами определенного размера – фракции.
Одна из характеристик, определяющих эксплуатационные свойства щебня – коэффициент уплотнения, показывающий насколько уменьшается объем материала при трамбовке или естественной усадке с сохранением прежней массы.
Этот параметр позволяет грамотно сформировать заказ и спрогнозировать усадку насыпного слоя при воздействии определенной нагрузки. От точности его определения зависит прочность дорожных покрытий, оснований зданий, устойчивость строительных конструкций.
Определение коэффициента уплотнения при перевозке В нормативах нет требования, обязывающего поставщиков указывать степень сжимаемости груза, но при транспортировках на дальние расстояния эта величина обычно вносится в договор.
Однако не стоит забывать, что трамбовка на площадке порой выполняется только по верхнему слою, и в этом случае расчетный коэффициент не вполне соответствует фактической усадке подушки. Особенно этим грешат домашние умельцы и полупрофессиональные строительные бригады из ближнего зарубежья.
Хотя по требованиям технологии каждый слой засыпки должен укатываться и проверяться отдельно. Еще один нюанс – степень трамбовки рассчитывается для массы, которая сжимается без бокового расширения, то есть ограничена стенками и не может расползтись.
На площадке такие условия для засыпки любой фракции щебня создаются не всегда, так что небольшая погрешность сохранится.
Учитывайте это при расчете осадки крупных конструкций.
Уплотнение при транспортировке Найти какое-то стандартное значение сжимаемости не так просто – слишком много факторов на него влияет, о чем мы говорили выше.
Поступаете следующим образом:
- Сначала из досок изготавливаете ящик с внутренними размерами: шириной – 1 м, длиной – 1 м, высотой – 0,4 м.
- Ящик, ручную трамбовку, лопату и толстую рейку длиной 1,2÷1,3 м грузите в багажник и едете к продавцу щебня.
- Наполняете ящик щебенкой (обычно гору этого полезного строительного материала располагают рядом с бытовкой продавца) и разравниваете его рейкой (одновременно удаляя все излишки).
- Трамбуете щебень в ящике.
- С помощью линейки или рулетки измеряете расстояние от верхнего края ящика до уровня утрамбованного щебня.
- Делаете нехитрые вычисления и получаете искомый Ктр.
Например, после трамбования расстояние от верхнего края до уровня щебня составило 10 см = 0,1 м. Объем полного ящика с не утрамбованным щебнем V₁ = 1·1·0,4 = 0,4 мᶟ. Объем щебня после трамбовки V₂ = 1·1·0,3 = 0,3 мᶟ.
Уплотнение при трамбовке При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается.
В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно. Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000.
Коэффициент уплотнения любого сыпучего материала показывает, насколько можно уменьшить его объем при той же массе за счет трамбовки или естественной усадки.
При перевозке щебня (как и любого другого сыпучего материала) от места производства до строительной площадки происходит уменьшение его объема. Величина уплотнения зависит от длительности транспортировки и дорожных условий.
ГОСТ определяет только предельную величину коэффициента уплотнения при транспортировке (Ку) в размере не более 1,1÷1,15 (независимо от размера фракций).
По согласованию между изготовителем и потребителем его величина может быть меньше предельной ГОСТовской (это должно быть отражено в договоре на поставку).
Например: вы заказали 10 мᶟ щебенки. В сопроводительных документах указано, что в машину было загружено 10 мᶟ сырья в разрыхленном состоянии и Ку при транспортировке составляет 1,09.
Измерив кузов машины при помощи рулетки, и произведя нехитрые математические вычисления, вы с легкостью вычисляете объем доставленного материала V=9,3 мᶟ.
Применяем заявленный в документах Ку и получаем объем отгруженного сырья V₁=V·1,09=9,3·1,09=10,14 мᶟ. То есть вам доставили весь оплаченный товар.
При подготовке оснований фундаментов зданий или дорожного покрытия щебенку трамбуют (катком, виброплитой или ручной трамбовкой). После трамбовки объем материала естественно уменьшается. В расчетах необходимого количества материала используют коэффициент уплотнения щебня при трамбовании (Ктр).
Можно воспользоваться усредненной табличной величиной этого коэффициента (для определенной фракции и марки по прочности), заказать лабораторное измерение коэффициента (экономически оправдано при строительстве крупных строительных объектов или проведения дорожных работ в больших объемах) или рассчитать его самостоятельно.
Например: вы решили обустроить подушку из щебня толщиной 0,3 м под ленточный фундамент с внешними размерами 8⨯10 м и шириной ленты 0,4 м. Для подсыпки выбрали щебенку с фракциями 20÷40 мм и маркой по прочности М1000. Средняя табличная величина коэффициента уплотнения при трамбовании для данной категории материала составляет 1,38. Объем щебня в уплотненном состоянии (после трамбовки):
V₂ = (10·0,4·2 + 7,2·0,4·2)·0,3 = 4,13 мᶟ
Необходимый объем материала в разрыхленном состоянии, который надо приобрести для проведения вышеописанных работ:
V₁ = V₂·1,38 = 4,13·1,38 = 5,696 ≈ 7 мᶟ
Допустим, вы делаете ленточный фундамент и вам необходимо на дно выкопанной траншеи засыпать подушку из щебенки, которую вы планируете уплотнить с помощью ручной трамбовки. Но возникает резонный вопрос: сколько кубометров строительного материала заказать у ближайшего поставщика. Расчеты можете сделать самостоятельно, обязательно учитывая уплотнение щебня при трамбовке.
При проведении процесса уплотнения необходимо соблюдать:
1. Влажность должна соответствовать оптимальному значению W
2. Определить толщину уплотняемого слоя Н и количество проходов уплотняющей техники по одному следу п по вышеприведенным выражениям. Окончательные значения Н и п устанавливаются путем пробной укатки (РД 0219.1.20-2001) (табл. 2.10).
3. Обеспечить равномерное уплотнение по ширине и длине захватки.
Для правильного составления сметы необходимо знать плотность песка, для этого используется информация предоставленная производителем, на основании обследований и относительный коэффициент уплотнения при доставке. Из-за чего изменяется уровень уплотнения Песок проходит через трамбовку, не обязательно специальную, возможно в процессе перемещения.
Посчитать количество материала полученного на выходе достаточно сложно, учитывая все переменные показатели. Для точного расчета необходимо знать все воздействия и манипуляции, проведенные с песком.
Конечный коэффициент уплотнения зависит от разнообразных факторов:
- способ перевозки, чем больше механических соприкосновений с неровностями, тем сильнее уплотнение;
- длительность маршрута, информация доступна для потребителя;
- наличие повреждений со стороны механических воздействий;
- количество примесей.
Минимальный срок выполнения работ с выдачей Протокола испытаний – 5 дней. Испытания материалов проводятся в соответствии с действующими ГОСТами и другими нормативными документами.
Результаты выполненных испытаний оформляется в виде Протокола испытаний. Протокол испытаний может быть использован в судебной строительной экспертизе для решения спорных вопросов. Испытание грунта, щебня и песка часто используется или необходимо в обследовании дорог или при проведении геологических изысканий ГОСТы и нормативы
- ГОСТ 5180-84
- ГОСТ 8267-93
- ГОСТ 8735-88
- ГОСТ 12536-79
- ГОСТ 22733-2002
- ГОСТ 23558-94
- ГОСТ 25100-95
- ГОСТ 25584-90
Протоколы испытаний Запросить коммерческое предложение Закажите испытание грунта, песка, щебня конструкций Центр Проектирования и Инжиниринга.
протокол уплотения трубы
Российская Федерация, 650021, Кемеровская область, г.Кемерово, ул.Западный проезд ,3а Тел/факс: (384-2) 57-07-30; 57-02-59 |
Аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.22СН62 действителен по 12 сентября 2016г. |
ПРОТОКОЛ №62/4 от 19.07.2012г
Объект: «Водопропускная труба на км 343+050 автомобильной дороги М-53 «Байкал » – от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы».
Производитель работ: ОАО «Кемеровоспецстрой» |
Назначение: Засыпка тела трубы |
Место отбора пробы: ПК 0+98 |
Цель отбора: Определение коэффициента уплотнения |
Нормативный документ (ГОСТ, ТУ и др.): |
Исходный материал: Песок |
Условия отбора/хранения образцов(t) :+17°С/+20°С |
Дата отбора:18.07.2013г |
Используемое оборудование при отборе: Кольцо металлическое (диаметром 5 см) |
Дата испытания: с 18.07.2013г. по 19.07.2013г |
Размер, объем выборки (кг, шт, и др.): 24 шт |
Уплотнение при транспортировке
Следует отметить, что найти какое-то стандартное значение сжимаемости на самом деле непросто, так как слишком много факторов оказывают на него влияние. (Все они перечислены выше). Коэффициент уплотнения щебня поставщик может указывать в сопроводительной документации, хотя ГОСТ 8267-93 и не требует этого напрямую. Однако при транспортировке гравия, в особенности его больших партий, зачастую выявляют значительную разницу объемов при загрузке и на строительном объекте, куда он был доставлен. Поэтому поправочный коэффициент, который учитывает уплотнение щебня, обязательно вносится в договор и контролируется в пункте приема. Единственное упоминание в действующем ГОСТ: коэффициент уплотнения, независимо от фракции, не должен быть выше 1,1. Поставщики, безусловно, знают об этом, и, дабы избежать возвратов, стараются сделать небольшой запас. К измерениям часто прибегают во время приемки, когда щебень доставляют на стройплощадку, так как заказывают его не тоннами, а кубометрами. Для этого кузов грузовика с находящимся в нем щебнем, нужно обмерить изнутри рулеткой, после чего рассчитать объем доставленного гравия, а потом умножить его на коэффициент 1,1. Такой расчет позволит приблизительно определить, сколько кубов было засыпано в кузов грузовика до отправки. Если полученная с учетом уплотнения цифра будет меньше той, что указана в сопроводительных документах, значит, кузов автомобиля был недогружен. Равна или больше указанной в документах – можно смело разгружать щебень.
Коэффициент уплотнения: назначение
Коэффициент уплотнения это специальное нормативное число, определяемое СНиП и ГОСТ. Такое значение показывает, во сколько раз щебень можно уплотнять, т.е. уменьшать его наружный объем при трамбовке или перевозке. Значение обычно составляет 1,05-1,52. Согласно существующим нормативам, коэффициент уплотнения может быть следующим:
- песчано-гравийная смесь 1,2,
- строительный песок 1,15,
- керамзит 1,15,
- щебень гравийный 1,1,
- грунт 1,1 (1,4).
Пример определения коэффициента уплотнения щебня или гравия можно привести следующий:
- Можно допустить, что плотность массы составляет 1,95 г/см³, после того как было проведено уплотнение, значение стало равно 1,88 г/см³.
- Для определения значения надо разделить фактический уровень плотности на максимальный, что даст коэффициент уплотнения щебня 1,88/1,95=0,96.
Как правильно определять коэффициент уплотнения щебня фракции 20 40
Для точного проведения замеров потребуется лабораторное исследование. Потому что с применением специального оборудования повышается достоверность полученных данных.
Чтобы определить уровень уплотнения в исследуемый участок вводится специальный наконечник и по тому, насколько наконечник вошел в плотный щебень, а также каково было удельное сопротивление и определяется уровень уплотнения щебня.
Коэффициент зависит от того с каким материалом проводить исследования. Наконечником может служить обычный конус или усеченный. То, насколько отклонилась стрелка индикатора во время деформации кольца и зависит показатель коэффициента уплотнения щебня.
Сложности в определении показателя плотности щебенки особой нет. Для этого плотномер обязательно следует держать вертикально. Затем погрузить наконечник с силой в плотную смесь.
Как правильно определять коэффициент уплотнения щебня фракции 20 40
Для точного проведения замеров потребуется лабораторное исследование. Потому что с применением специального оборудования повышается достоверность полученных данных.
Чтобы определить уровень уплотнения в исследуемый участок вводится специальный наконечник и по тому, насколько наконечник вошел в плотный щебень, а также каково было удельное сопротивление и определяется уровень уплотнения щебня.
Коэффициент зависит от того с каким материалом проводить исследования. Наконечником может служить обычный конус или усеченный. То, насколько отклонилась стрелка индикатора во время деформации кольца и зависит показатель коэффициента уплотнения щебня.
Сложности в определении показателя плотности щебенки особой нет. Для этого плотномер обязательно следует держать вертикально. Затем погрузить наконечник с силой в плотную смесь.
Насыпная плотность для расклинцовки и других видов строительства
Достаточно часто нужно узнать плотность щебня насыпи после транспортировки в автомобиле. Эта процедура может быть полезна для определения необходимого устройства для трамбовки, количества бетона и его состава, для расклинцовки.
Рассчитать плотность насыпи можно на основании простой процедуры:
- необходимо подготовить пустой сосуд для наполнения щебнем и взвешивания, необходимо определить его вес;
- наполнить тару щебнем и взвесить;
- необходимо определить чистую массу материала, то есть отнять от веса наполненного сосуда, его собственную массу;
- разделить вес на объем сосуда.
При закладке фундамента необходимо четко достичь коэффициента уплотнения уставленного в нормативных документах. Иначе это чревато аварийностью и быстрым разрушение постройки, при чем данное замечание касается всех видов строительства.
После проведения мероприятия трамбовки необходимо замерять и проконтролировать плотность. Это можно сделать при помощи простого расчета, определить массу и объем засыпанного щебня и толщину слоя. Таким образом можно узнать, на сколько уменьшился объем материала после трамбовки.
Коэффициент уплотнения (запас прочности) по таблице СНИП
Нормальное значение уплотнения щебня представляется в виде таблицы СНИП. Существует определенная формула, благодаря которой можно рассчитать коэффициент уплотнения, важнейшим условием является фракция. Итак, рассмотрим насыпную плотность материала:
Фракция, мм | Насыпная плотность | |
Гранитный щебень | Гравийный щебень | |
0-5 | 1500 | |
5-10 | 1430 | 1410 |
5-20 | 1400 | 1390 |
20-40 | 1380 | 1370 |
40-70 | 1350 | 1340 |