Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения в 44-ФЗ в 2022-2023 году: таблицы по месяцам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выше мы уже упоминали о том, что нормы Постановления № 2014 создают риски получения некорректной статистики по применению заказчикам ограничений допуска. Предлагаем посмотреть на данный вопрос с точки зрения формирования закачками отчета об объеме закупок российских товаров. Сам отчет и включаемые в него сведения понятны и какого-либо особого интереса не представляют, а вот возможные причины невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли привлекают к себе внимание.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Таким образом, как отмечается Минфином России, для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников3.
Данный метод заключается в анализе рыночных цен на идентичные товары, работы, услуги, или при их отсутствии – на однородные товары, работы, услуги.
Идентичными, как разъясняется в положениях частей 13 – 15 статьи 22 Закона о контрактной системе, являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными товарами являются те товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и/или состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.
Так, например, идентичными признаются автомобильные покрышки одной и той же марки, с одними и теми же характеристиками, но поставляемые разными продавцами. Если же покрышки будут иметь одинаковые характеристики, но марки производителя у них будут разные, такие товары могут быть признаны однородными.
Для получения необходимых данных для анализа рынка целесообразно предпринимать сразу несколько шагов, описанных в пунктах 3.7.1 – 3.7.4.8 Методических рекомендаций:
• направить запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Количество запросов нормативно никак не закреплено зависит от сформированности рынка на закупаемые товары, работы, услуги. Методические рекомендации предусматривают направление не менее 5 запросов, чтобы получить на них не менее 3 ответов, но обычно заказчики ограничиваются 3 запросами.
• разместить запрос в Единой информационной системе в сфере закупок о предоставлении информации об НМЦК;
• проанализировать данные из реестра контрактов по закупаемым товарам, работам, услугам. Контракты при этом должны быть заключены не ранее последних 3 лет и исполнены без нарушений;
• использовать общедоступную информацию.
Так, при расчёте цены на поставку бензина автомобильного можно использовать цену литра топлива, взятую из коммерческого предложения потенциального поставщика, открытые статистические данные на сайте Росстата, а также официальную информацию мониторинга цен о максимальной и минимальной стоимости топлива за месяц, публикуемую на сайте органа государственной власти субъекта.
Обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров
Согласно Постановлению № 2014 если заказчик не достиг минимальную долю закупок российских товаров, он обязан указать в отчете один из следующих кодов, обозначающий следующие причины:
- 01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
- 02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
- 03 — иное.
Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.
Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.
Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).
Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.
Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст.93 44-ФЗ.
Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.
Например, общая цена договоров, исполненных одним из участников конкурса, в сотни или даже тысячи раз превышает размер НМЦК. В этом случае участник закупки, который исполнил контракты всего лишь на сумму, сопоставимую с НМЦК, получит настолько маленький балл по данному показателю, что никакое снижение цены не поможет ему победить «тяжеловеса».
Пример правовой оценки: Оценка заявок по квалификационному критерию без указания предельного максимального количественного значения оцениваемого признака приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников закупки, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником, имеющим такой избыточный опыт.
Неустановление в извещении о закупке предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки (Решение АС Республики Карелия от 19.09.2022 по делу № А26-4568/2022 г.).
В то же время не стоит устанавливать такое предельное максимальное значение общей цены договоров, исполненных участником закупки, которое ниже НМЦК. Подобная тактика не встречает понимания у ФАС России и судов.
Пример
НМЦК составляет 2 503 702 720 руб., из чего можно сделать вывод, что сопоставимым опытом выполнения соответствующих работ является выполнение таких работ в рамках одного контракта с сопоставимой ценой, т.е. в размере 2 503 702 720 руб.
Вместе с тем заказчиком установлено предельное максимальное значение цены одного контракта, принимаемого к оценке, равное 1 251 851 360 руб., что составляет 50 % от НМЦК.
Таким образом, все контракты, цена которых составляет 1 251 851 360 руб. и более будут оценены равнозначно — в 100 баллов. С учетом изложенного, участник закупки, представивший к оценке контракт с ценой в размере, например, 2 500 000 000 руб., по результатам оценки получит 100 баллов точно так же, как и участник закупки, представивший в составе заявки контракт с ценой в размере 1 251 851 360 руб.
Опыт выполнения строительно-монтажных работ в рамках контракта с ценой 1 251 851 360 руб. не является сопоставимым опыту выполнения строительно-монтажных работ в рамках контракта с ценой в размере 2 500 000 000 руб., поскольку объем работ в рамках последнего контракта как минимум в два раза больше по сравнению с первым, и, соответственно, оценка опыта исполнения этих контрактов не может равняться одинаковому количеству баллов.
Очевидно, что такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет вразрез с целями и принципами, заложенными в Положении № 2604, а именно нивелирует саму идею электронного конкурса как процедуры выявления наиболее квалифицированного поставщика: для победы в конкурсе наиболее опытному участнику закупки приходится необоснованно снижать предложение о цене контракта, поскольку главным фактором определения победителя конкурса среди сравниваемых участников становится минимальная цена.
Решение АС г. Москвы от 07.07.2022 по делу № А40-81956/22-147-611.
Таким образом, целесообразно устанавливать предельное максимальное значение рассматриваемого показателя, равное НМЦК.
Чтобы контракт считался исполненным, достаточно документов о его исполнении. Наличие в реестре контрактов записи «Исполнение завершено» необязательно
Обратимся к примеру такой закупки.
Комиссия заказчика не засчитала представленные участником закупки контракты, потому что на момент рассмотрения и оценки заявок (28 февраля 2022 г.) они находились в реестре контрактов в статусе «Исполнение». Статус «Исполнение завершено» появился у этих контрактов позднее, в период с 1 по 4 марта 2022 г.
Правовая оценка суда: представленные участником закупки контракты подтверждали наличие необходимого опыта у участника закупки, потому что наряду с самими контрактами на момент рассмотрения заявки в ЕИС уже имелись акты об окончательной приемке выполненных работ на полную сумму. Следовательно, оснований для непринятия контрактов к оценке у комиссии заказчика не было.
Довод о том, что на момент подачи заявки на участие в конкурсе контракты находились в статусе «Исполнение», не может быть принят судом, поскольку технические изменения в карточке контракта не влияют на окончание работ по контракту. Действующее законодательство в сфере закупок не определяет отсутствие сведений в ЕИС в качестве обстоятельств, исключающих факт исполнения контрактов.
Решение АС Ставропольского края от 13.09.2022 по делу № А63-7609/2022 г.
Обоснование выбранного способа закупки
С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24
1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение П(ПИ) может быть отменено заказчиком .
Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.
Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Положения данной статьи вступают в силу с 01.01.2016 г.
Подготовка обоснования для закупок происходит в следующем порядке:
- Заказчик определяется с объектами закупки и составляет ее план.
- Составляется обоснование для каждой группы объектов.
- Происходит поиск потенциальных исполнителей (поставщиков) нужных объектов.
- Заказчик определяется с порядком выбора исполнителя и начальной стоимостью контракта.
- Составляется план-график закупки на ближайший год.
- Составляется обоснование для плана-графика.
Обоснование для плана закупок делается в виде таблицы, которая содержит перечень объектов закупки (товаров, услуг или работ каждого вида). В таблице должна быть следующая информация:
- номер закупки;
- наименования объектов;
- цель закупки;
- обоснование каждого объекта;
- ссылки на нормативные акты;
- подпись ответственного лица и дата.
При обосновании наличия в заказе товаров или услуг, имеющих иностранное происхождение, нужно указать на отсутствие таких товаров на внутреннем рынке страны или на неподходящие характеристики товаров местных производителей.
Важно учесть, что обоснование каждого объекта заказа нужно составлять исходя из целей закупки и требований законодательства к товарам, услугам и работам, которые могут закупать бюджетные учреждения. Установление таких требований регулируется ст. 19 закона № 44.
Далее составляется обоснование для плана-графика, которое должно включать следующие сведения:
- стартовую цену контракта;
- методику обоснования цены;
- обоснование цены по выбранной методике;
- способ выбора исполнителя заказа и его обоснование;
- список особых требований к заказу (при наличии) и их обоснование.
Обоснование в графике
При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.
Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. Согласно п.1 ст. 22 44-ФЗ, нужно не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК могут быть достаточно серьезными. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах.
Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. Поэтому в своём письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчика есть право на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК будет приемлемым для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).
Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором нужно прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:
- процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
- направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
- списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
- преподавательских услуг, услуг гида;
- образовательных и экскурсионных мероприятиях.
Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо также внести изменения в отдельные формы своих пояснений.
Как построить план-график по 44-ФЗ на 2020-2022 годы
13.01.2020
С 2020 года участие в процедурах на электронной площадке станет невозможным без обязательной регистрации в Единой информационной системе (ЕИС). Это одно из изменений в законе 44-ФЗ, с которым столкнутся участники закупок. Есть и другие новшества, о которых необходимо знать.
С 1 октября 2019 года вступил в силу новый облегченный порядок планирования закупок, что стало одним из существенных изменений в контрактной системе.
Главным документом для планирования остаётся план-график. С 2020 года он подобно бюджету составляется в трехлетнем разрезе: на будущий и двухлетний плановый период.
В отличие от аналогичного документа 2019 года, план-график по 44-ФЗ на 2020 год сократился с 33 граф до 14, в остальном во многом схож с планом закупок 2019 года.
Полный перечень изменений приведен в таблице 1.
При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.
Цели осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ):
- Обеспечение реализации мероприятий государственных и муниципальных программ;
- Обеспечение исполнения международных обязательств, реализации межгосударственных программ, исполняемых не в рамках государственных и муниципальных программ;
- Обеспечение выполнения иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).
Как выстроить управление закупками в компании
Так, при закупке компьютерной техники контролирующие органы обращают внимание на несколько моментов:
- соответствуют ли качественные характеристики КТРУ;
- обосновано ли предъявление дополнительных требований к объекту закупки;
- обоснована ли невозможность соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (существует с начала этого года).
Укажите качественные характеристики со ссылкой на КТРУ, так как там содержится достаточно сведений для предъявления требований к объектам закупки. А в случае, если необходимо предъявить дополнительные требования, обоснуйте такую необходимость.
Например, можно оформить это следующим образом:
При закупках автомобилей нельзя указывать конкретную марку производителя. Можно указать характеристики, которые предполагают возможность поставки нескольких марок автомобилей (как минимум трех). Даже если после указания марки будет дополнение «или эквивалент», но модели, эквивалентной описанной в документации не существует на рынке в диапазоне НМЦК – это будет нарушением. Кроме того, марка автомобиля – это не товарный знак, что также следует учитывать при формировании документации.
О необходимости указывать при закупках автомобилей технические характеристики, которые соответствовали бы нескольким маркам транспортных средств одного класса и ценовой категории, указал и Верховный суд РФ в определении по делу А63-21707/2017 от 19 марта 2019 года. Высшая судебная инстанция поддержала позицию УФАС по Ставропольскому краю.
Для того, чтобы указать характеристики, подходящие под несколько марок автомобилей, необходимо получить официальную информацию – с сайтов официальных дилеров или направив им официальный запрос. Не следует забывать и о Правилах нормирования.
При поставке продуктов питания важно, чтобы товар был вовремя отгружен, надлежащим образом принят. Для этого необходимы налаженные связи между заказчиком и поставщиком. Такой подход может привести к тому, что только местные или проверенные поставщики согласятся на закупку. Чаще всего ограничение конкуренции при закупках продуктов питания происходит при неправильном указании сроков годности в документации
Срок годности может быть определен двумя способами:
- конкретной датой, наступление которой будет означать непригодность товара;
- временным периодом, на протяжении которого товар может быть использован или употреблен.
Прописывая остаточный срок годности, Заказчик должен его обосновать. Если остаточный срок годности выражается в процентах, это может повлечь за собой установление неравных условий для производителей.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Пример обоснования закупки у единственного поставщика
Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.
Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.
Как обосновать план закупок
После того, как ПЗ будет сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. При этом аргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия, а также реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.
Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:
- реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
- реализация прочих функций и полномочий.
Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ, порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от N 555.
Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.
За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. КоАП РФ. Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.
Возможные варианты ситуаций, предполагающих закупку у определенного производителя описаны в ч.1 ст.93 44-ФЗ. Чаще всего встречаются следующие ситуации:
· Законом 147-ФЗ предусмотрено действие естественных монополий и в некоторых случаях договор может быть заключен только с определенной организацией.
· Когда поставщик определен соответствующим приказом.
· Деятельность по мобилизационной подготовке.
· Когда стоимость закупки до 600 тысяч рублей.
· Закупка печатных или электронных изданий, произведений искусства и литературы.
· Закупки, касающиеся ценностей культуры, природоохранных учреждений, других особых случаев.
· Оказания специфических услуг.
· Закупки в условиях чрезвычайных ситуаций.
· Когда в результате проведения открытого аукциона заявки претендентов не допущены к участию.
Сумма договора законом не ограничивается, но подтверждение уникальности поставщика необходимо. Для удовлетворения запросов потребителей создаются отдельные организации, сотрудники которых имеют уникальную специализацию для выполнения отдельных заказов в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Договора с ними заключаются напрямую, что значительно экономит время.
При заключении подобных контрактов особое внимание уделяется процедуре формирования цены. В договоре или в приложении к нему приводится расчет цены.
Обоснование решения о закупке у определенного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается заказчиком. Документ включает в себя следующую информацию:
· Доказательства соответствия исполнителя положениям 44-ФЗ;
· Обоснованность НМЦК;
· Основание проведение закупки данным способом.
Особых правил для доказательства необходимости осуществления закупки у выбранного поставщика в срочном порядке не предусмотрено.