Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовные преступления в сфере экономической деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.
Экономические преступления: классификация
Экономические преступления можно условно классифицировать следующим образом:
1) преступления против общего порядка осуществления внутриэкономической деятельности — преступления, заключающиеся в незаконном отказе в государственной регистрации юридического лица или выдаче лицензии, манипуляциях с реестром недвижимости, незаконном предпринимательстве без государственной регистрации, производство немаркированной продукции и тому подобное (ст. ст. 169, 170, 170.1, 170.2, 171, 171.1, 171.2, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175, 185.6, 191.1, 200.3 УК РФ);
2) преступления против порядка кредитования и порядка удовлетворения требований кредиторов — незаконное получение кредита, когда сведения, представленные в банк, не соответствуют действительности, преднамеренное банкротство, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности т.е. деньги есть, но не платит (ст. ст. 172.1, 176, 177, 195, 196, 197 УК РФ);
3) преступления против добросовестной конкуренции, такие как ограничение конкуренции — незаконное недопущение к торгам, принуждение к совершению сделки, незаконное получение и разглашение коммерческой и налоговой тайны и т.д. (ст. ст. 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185.3, 185.6 УК РФ);
4) преступления против порядка обращения денег, драгоценных металлов, драгоценных камней и ценных бумаг, а также порядка учета прав на ценные бумаги. Типичный пример — не внесение депозитарием в реестр владельцев акций сведений о залоге акций (ст. 170.1 (в части манипуляций с реестром владельцев ценных бумаг и системой депозитарного учета), ст. ст. 185, 185.1, 185.2, 185.4, 186, 187, 191, 192 УК РФ);
5) преступления против порядка осуществления внешнеэкономической деятельности — провоз наличных денег через границу без декларирования, например (ст. ст. 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2 УК РФ);
6) преступления против порядка уплаты налогов и сборов. Показательное преступление в этой области — это сокрытие денег или имущества от налогового взыскания (ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).
Теперь пора перейти к основному предмету нашей статьи. Каким образом действовать при осуществлении экономической деятельности, чтобы избежать неприятных последствий.
Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля
Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности по поводу предметов, находящихся под экспортным контролем, в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметы преступления исчерпывающе перечислены в заголовке статьи.
Основное их свойство заключается в том, что они находятся под экспортным контролем и могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Объективная сторона характеризуется следующими деяниями.
Незаконный экспорт указанных выше предметов означает их вывоз за пределы Российской Федерации без соблюдения порядка и установленных правил, которые определяются Правительством РФ (без лицензии, в результате предоставления поддельных документов и т. д.). Передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю любыми способами, в результате чего они переходят в обладание других лиц. Незаконное выполнение работ и незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю — два самостоятельных деяния, которые могут совершаться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Преступление окончено в момент совершения любого из перечисленных деяний.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий в Российской Федерации.
В ст. 189 УК РФ содержится специальная оговорка: уголовно наказуемые деяния не должны содержать признаки контрабанды сильнодействующих, ядовитых и прочих предметов, перечисленных в ст. 226.1, или государственной измены (ст. 275 УК РФ).
При контрабанде предметы преступления перемещаются через таможенную границу с использованием способов, перечисленных в ст. 226.1 УК РФ, а при государственной измене виновный передает их иностранной разведке для использования в ущерб внешней безопасности.
Квалифицированные виды
В ч. 2 ст. 189 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, группой лиц по предварительному сговору, а в ч. 3 ст. 189 УК РФ — в отношении предметов, используемых для создания оружия массового поражения, средств его доставки, совершенные организованной группой.
Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).
Объективные признаки
Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок вывоза за границу и возвращения на территорию Российской Федерации культурных ценностей в целях их сохранения для последующих поколений. Предмет преступления — предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» они могут временно вывозиться за границу только на основании свидетельства, выданного федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за их ввозом и вывозом (в том числе временным), например для выставок, но с обязательством обратного возвращения в установленный срок.
Деяние заключается в невозвращении, т. е. неисполнении обязанности возвратить указанные предметы на территорию Российской Федерации.
Преступление считается оконченным по истечении срока, на который был разрешен вывоз культурных ценностей, за исключением случаев, когда возврат их невозможен в силу объективных причин (стихийное бедствие и т. п.).
Лица, не возвратившие культурные ценности на территорию Российской Федерации, присвоившие их за ее пределами или передавшие третьим лицам, подлежат дополнительно уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ).
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — собственник культурных ценностей или уполномоченное им лицо, а также представитель организации (музея, библиотеки), уполномоченный на вывоз культурных ценностей и их возвращение.
Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ).
Объективные признаки
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, направленные на соблюдение установленного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядка зачисления либо репатриации (возвращения) денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета резидента в уполномоченном банке или банках, расположенных за пределами территории РФ.
Предмет преступления — денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ.
В соответствии со ст. 1 указанного выше закона резиденты — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе их филиалы и иные подразделения, находящиеся за границей; нерезиденты — иностранные граждане и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами территории РФ.
Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.
Объективная сторона преступления включает совершение любого из двух (или нескольких) альтернативных деяний, перечисленных в уголовно-правовой норме.
Первое из них состоит в нарушении требований валютного законодательства РФ, в соответствии с которыми, исходя из условий внешнеторговых договоров (контрактов), на счета резидента в уполномоченном банке или в банках, расположенных за пределами территории РФ, должны быть зачислены причитающиеся резиденту денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ, полученные от одного или нескольких нерезидентов, за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на них.
Признаки экономических преступлений
Не каждое деяние можно отнести к экономическим преступлениям. Для признания вины уголовным судом проступок должен обладать такими признаками:
1) Умысел;
2) Корыстный мотив;
3) Связь с профессиональной деятельностью;
4) Значительный ущерб;
5) Перераспределение материальных благ в результате преступной деятельности;
6) Наступление указанных в законе последствий.
Экономические преступления не могут совершаться по неосторожности. Обязательный элемент состава преступления – умысел и корыстный мотив. Целью преступной деятельности является перераспределение материальных благ и получение наживы. Чаще всего злоумышленник действует систематически, а правонарушение связано с его профессиональной занятостью.
Для ряда деяний обязательный признак – наступление предусмотренных законом последствий, опасных для общества. Они считаются оконченными только тогда, когда наступает четко прописанный в законодательстве вред законодательно охраняемым отношениям. Как правило, это связано с причинением ущерба в особо крупном размере. Также должна быть доказана причинно-следственная связь между действием (бездействием) и наступлением преступных результатов.
Некоторые виды экономических преступлений могут дополнительно квалифицироваться по другим статьям УК РФ. Так, ст.180, предусматривающая незаконное использование знаков индивидуализации товаров, может также повлечь за собой ответственность по ст. 159
Мошенничество.
В составе преступления обязательно наличие следующих четырех элементов.
Выявление и расследование преступлений в сфере экономической деятельности
Выявление преступления предполагает обнаружение деяния, которое содержит признаки преступления. Деятельность, преследующая такую цель, может осуществляться различными способами.
Одним из самых распространенных из них является осуществление оперативно-розыскной деятельности. Она проводится специальными подразделениями в структуре правоохранительных органов путем опросов, наведения справок, наблюдения и иных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Выявление налоговых преступлений также может быть сопряжено с выездными налоговыми проверками, которые проводятся полицией по запросу соответствующих налоговых органов (ст. 36 Налогового кодекса РФ). Порядок проведения проверок регламентируется совместным приказом МВД и ФНС (Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»).
Также преступления в сфере экономики могут выявляться и иными методами, прямо не связанными с деятельностью правоохранительных органов, например путем:
- документального анализа, построенного на исследовании документов бухгалтерского, статистического, оперативно-технического учета, отражающих информацию о результатах совершенных хозяйственных операций;
- бухгалтерского анализа, который предполагает исследование записей бухгалтерского учета (регистров аналитического и синтетического учета) и отчетности;
- экономического (финансового) анализа, которое заключается в сравнении технико-экономических и финансовых показателей (важно понимать, что они не должны противоречить друг другу).
После выявления признаков преступления начинается деятельность, урегулированная нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ. Этап, предшествующий судебному разбирательству, который именуется досудебным производством, состоит из 2 последовательных стадий: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Понятие, система и юридическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.
Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:
- преступления, которые посягают на основы банковской и предпринимательской деятельности (ст.ст. 169-173.2, 183, 179, 195-197 УК РФ);
- преступления, связанные с оборотом имущества, которое было приобретено преступным путем (ст.ст. 175, 174 УК РФ);
- преступления, которые посягают на основы кредитно-финансовой деятельности (ст.ст. 177, 176, 185-187 УК РФ);
- преступления, которые связаны с экономической монополией (ст.ст. 180, 178, 181, 192, 191УК РФ);
- преступления, которые связаны с перемещением материальных ценностей из-за границы РФ или за границу (ст.ст. 190, 189, 193 УК РФ);
- преступления, которые посягают на систему налогов/сборов, которая установлена в Российской Федерации (ст.ст. 198-199.2, 194 УК РФ);
- преступления, которые связаны с уклонением страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3, 199.4 УК РФ);
- преступления, которые связаны с тайным провозом товаров через границу (ст. 200.1, 200.2 УК РФ);
- преступления, связанные в сфере закупок товаров (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).
Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.
Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности. Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным. Также к факультативным объектам можно отнести здоровье граждан и их личную свободу (ч. 2 ст. 179 УК РФ).
Большую часть преступных посягательств, следует отнести к числу предметных (ст. 174, 169, 175, 198- 199.2, 180-195 УК РФ).
Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия. Также, должностное лицо привлекают к уголовной ответственности, если он своими активными действиями неправомерно ограничивает законные интересы и права юридического лица или индивидуального предпринимателя либо оно своим пассивным поведением уклоняется от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ).
Диспозиции норм, которые предусматривают ответственность за преступления в экономической сфере, имеют, как правило, ссылочно-бланкетный характер. Так, для надлежащей квалификации деяний, как преступлений, отсылают правоприменителей к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к статьям ГК Российской Федерации (ст. 180 УК РФ), к Налоговому кодексу (ст. 198-199.2 УК РФ), к Федеральному закону № 39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 (ст. 185 УК РФ), к Федеральному закону от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 192 УК РФ).
Для квалификации деяний как преступлений, в некоторых случаях, становятся обязательными способы их совершения, к примеру:
- использование лицом своих служебных полномочий (ст. 170, п. «б» ч. 2 ст. 174, п. «а» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
- применение насилия или угроза такового (ч. 3 ст. 178, ч. 3 ст. 170.1, п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ);
- осуществление группового преступного поведения (п. «а» ч. 2 ст. 172, п. «б» ч. 2 ст. 171.2, п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
- похищение документов, угрозы, подкуп и иные незаконные способы (ст. 183 УК РФ).
Составы преступлений в сфере экономической деятельности, по законодательной конструкции, могут быть:
- формальными (ст. 170, ч. 1, 2 ст. 170.1 ст. 171.1, 171.2, 173.1, 173.2, 174, 177, 175, ч. 1 ст. 179, ст. 181, ч. 1 ст. 169, ч. 1, 2 ст. 183, ст. 184, 185.5, 186, 187, ст. 189-193, ч. 1, 2 ст. 194, 198-199.2 УК РФ);
- материальными (ч. 1, 2 ст. 185.2, ч. 4 ст. 183, ст. 185, 185.1, ст. 176, ст. 195-197 УК РФ).
Но также можно выделить преступления с материально-формальным составом (ч. 2 ст. 169, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 3 ст. 170.1, ст. 172, 171, 178, ч. 2 ст. 179, ч. 3 ст. 183, ч. 3 ст. 185.2, ст. 180, ст. 185.3, 185.4, 185.6 УК РФ).
Специфика преступлений экономической направленности
У уголовного преступления в сфере экономической деятельности есть свои отличительные особенности. Это:
- совокупность интересов нескольких лиц, как физических, так и юридических;
- долгое и тщательное планирование;
- для расследования необходимо иметь актуальные знания в нескольких отраслях права – налоговом, таможенном, трудовом и прочее;
- необходимо разбираться в процессуальных тонкостях ведения дела. В противном случае, оно «развалится»;
- сам преступник может обладать знаниями бухгалтерского, налогового и экономического законодательства.
Преступления против собственности (11 составов) включены в главу 21 УК РФ. К таковым, в частности, относятся:
• кража (ст. 158);
• мошенничество (ст. 159, 159.1.-159.6 УК РФ);
• присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ);
• грабеж (ст. 161 УК РФ);
• разбой (ст. 162 УК РФ);
• вымогательство (ст. 163 УК РФ);
• хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ);
• причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ);
• неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами (ст. 166 УК РФ);
• умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ);
• уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ).
Как видно из данного перечня преступлений, корыстную мотивацию имеют составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 158–164 УК РФ.
Мотивы совершения других преступлений не связаны с неправомерным завладением имущества (т. е. с его хищением).
Так, если кражи совершаются путем тайного хищения чужого имущества (ст. 158 УК РФ), то для грабежа характерен открытый способ завладения указанным имуществом (ст. 161 УК РФ).
Под разбоем понимается нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ст. 162 УК РФ).
В соответствии с примечанием к ст. 158 УК РФ под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу.
Краткая характеристика краж
Место совершения кражи. Чаще всего кражи совершаются из торговых помещений (магазинов), складов и других мест хранения или сбыта материальных ценностей, квартир, жилых домов, дач, гаражей и других помещений, принадлежащих отдельным гражданам, а также их рабочих кабинетов в офисе.
Нередко похищаются личные вещи граждан на вокзалах и в поездах, а также совершаются карманные кражи на рынках, в магазинах, в городском транспорте и на улицах.
Способы совершения краж весьма разнообразны. Их можно классифицировать следующим образом:
• кражи государственного или общественного либо личного имущества граждан из помещений; они могут совершаться как путем взлома (преступники взламывают замки, отжимают или выбивают двери, выставляют стекла), так и без взлома (например, путем подбора ключа);
• кражи личного имущества граждан, не связанные с проникновением в помещение (карманные кражи, кражи из сумок, в том числе путем разрезания сумок и карманов; обирание пьяных; кражи чемоданов, сумок и других вещей);
• кражи, совершаемые путем злоупотребления доверием; среди них различаются кражи с проникновением в помещение, когда потерпевший пускает вора к себе в квартиру, и без проникновения в помещение (типичный пример – так называемые «кражи-подсидки» на вокзалах, когда пассажир доверяет свое имущество малознакомому лицу и ненадолго отлучается);
• кражи из автоматических камер хранения;
• кражи транспортных средств;
• кражи из автомобилей и др.
Краткая характеристика грабежей и разбоев
Большинство грабежей и разбойных нападений совершаются с целью завладения личным имуществом граждан. Обычно такие преступления совершаются без подготовки.
Преступники действуют группой или в одиночку. Как правило, в малолюдных местах, в вечернее время.
Обстоятельствами, подлежащими установлению но делам о разбойных нападениях и грабежах, являются:
• место, время, способ совершения;
• применял ли преступник насилие;
• в отношении кого было совершено нападение или грабеж;
• что именно похищено и стоимость похищенного, кто совершил разбой или грабеж, сколько человек участвовало, знал ли кто о готовящемся или совершенном преступлении.
Среди способов разбоев и грабежей можно выделить следующие:
• нападения на открытой местности либо в помещениях, совершаемые с использованием фактора внезапности, без применения насилия;
• нападения на открытой местности, а также во дворах и подъездах домов с применением или с угрозой насилия;
• нападения в жилых помещениях с проникновением в эти помещения под каким-либо предлогом либо с применением насилия и т. д.
На первоначальном этане расследования краж, грабежей и разбоев складываются следующие типичные ситуации
Лицо, подозреваемое в совершении кражи, грабежа или разбойного нападения, задержано на месте преступления или непосредственно после его совершения.
В этом случае рекомендуется произвести: задержание подозреваемого, его личный обыск, при необходимости – освидетельствование; осмотр места происшествия; допрос подозреваемого и обыск по месту его жительства; допрос свидетелей – очевидцев; назначение судебно-медицинской, криминалистической и других экспертиз.
Подозреваемый в совершении преступления не задержан, но имеется информация, позволяющая организовать его розыск и задержание. В этом случае целесообразно произвести: допрос потерпевшего, его освидетельствование и осмотр одежды; осмотр места происшествия; допрос свидетелей; назначение судебных экспертиз; оперативно-розыскные мероприятия.
Осмотр места происшествия следует проводить немедленно вслед за поступлением заявления потерпевшего о нападении.
В этом случае перед осмотром необходимо кратко изложить обстоятельства нападения в протоколе заявления с тем, чтобы подробно допросить потерпевшего после осмотра.
Если с момента нападения прошло значительное время, целесообразно вначале детально допросить потерпевшего об обстоятельствах нападения.
Данные осмотра места происшествия в сочетании с показаниями потерпевшего позволяют воспроизвести обстоятельства совершенного преступления и собрать важные доказательства.
Осмотру следует подвергнуть не только место, где совершена кража или нападение, но и ведущие к нему дороги, прилегающие участки местности и помещений.
Глава 23 УК «О преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях» помещена законодателем в разделе 8, предусматривающем ответственность за преступления в сфере экономики. В связи с этим сферу экономических общественных отношений можно было бы определить в качестве родового объекта данных преступлений. Однако такой вывод является условным, поскольку само название гл. 23 УК РФ прямо указывает на определенную несогласованность с названием как всего раздела 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», так и входящих в него глав (гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).
Родовой объект преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях не является частью типового объекта преступлений в сфере экономики, поскольку общественные отношения рассматриваемых преступлений не являются родом экономических отношений, т. е. отношений, обеспечивающих владение, пользование и распоряжение имуществом.
Кроме того, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях от других преступлений, предусмотренных в разделе 8 УК, отличаются, по крайней мере, двумя моментами. Они совершаются, во-первых, в связи с управленческой деятельностью указанных организаций и, во-вторых, специальным субъектом, т. е. лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо их представителем. Таким образом, помещение гл. 23 в разд. 8 УК РФ, несомненно, носит условный характер.
Более правильным решением с точки зрения построения Особенной части Кодекса было бы поместить рассматриваемую группу преступлений в самостоятельный раздел с одноименным названием. В противном случае к числу преступлений в сфере экономики следовало бы отнести и преступления против интересов государственной службы, для которых названные экономические отношения также могут являться факультативным объектом.
В литературе по данному вопросу существуют и иные позиции. Так, Б. В. Волженкиным высказано сомнение в целесообразности наличия самостоятельной главы «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В частности, он указывает, что «вообще самостоятельное существование данной главы ввиду отсутствия особого правоохраняемого объекта сомнительно, а находящиеся в ней четыре состава преступлений вполне могли найти место в других главах Кодекса»[2].
Свою позицию автор обосновывает отсутствием «особой» ценности охраняемого объекта. Однако представляется, что интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления коммерческих организаций, в надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций в соответствии с задачами и на благо организаций, но не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом.
Весьма противоречивое мнение относительно объекта рассматриваемых преступлений высказано С.В. Изосимовым. Он полагает, что у группы преступлений, объединенных в гл. 23 УК РФ, нет единого объекта. Поэтому не должно быть в Уголовном кодексе самостоятельной главы, предусматривающей ответственность за данные преступления. Последние могут как посягать на права и законные интересы граждан и организаций, так и причинять вред другим охраняемым законом интересам общества и государства.[3] С таким мнением трудно согласиться. Основой классификации объектов преступных посягательств является совокупность однородных отличительных признаков и качеств правоохраняемых интересов, взятых под охрану уголовно-правовыми нормами. Законодатель определяет однородные общественные отношения и интересы, нуждающиеся в уголовно-правовой защите, а затем по этим интересам группирует уголовно-правовые нормы и объединяет их в главы и разделы.
Объединяющим признаком рассматриваемой группы преступлений с другими преступлениями, предусмотренными разделом 8 УК РФ, служит то, что они совершаются в связи с экономической и другой предпринимательской деятельностью коммерческих и иных организаций. Анализ составов преступлений, предусмотренных гл. 23 УК РФ, показывает, что установленная в них ответственность может быть возложена только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, т. е. осуществляющих в ней постоянно или временно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
При выполнении этими лицами деятельности иного рода, причинившей вред организациям, гражданам, государству, ответственность наступает не по признакам составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Стало быть, законодатель делает акцент на вред, причиняемый нормальной деятельности коммерческих и иных организаций, а не экономическим отношениям.
Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам гр��ждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и 202 УК); здоровье человека (ст. 203 УК).
Особенностью рассматриваемых преступлений является их совершение в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.
Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ, под коммерческими понимаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ (полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000, № 4, п. 7).
Некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов.
Идея появления в российском уголовном законодательстве проступка не нова. Еще в 2018 году ВС РФ вносил в Госдуму законопроект о переводе в эту категорию 80 уголовных составов, которые не предусматривают наказания в виде лишения свободы. Однако правительство высказалось против — не определены источники финансирования реализации этой идеи, и не учтены интересы потерпевших, которым причинен вред. Как следствие, проект так и не был принят, а ВС РФ решил и вовсе отозвать его в связи с разработкой нового.
На этот раз идеи ВС РФ оказались еще более смелыми — уголовными проступками должны стать 112 видов преступлений, совершенных впервые. Среди них не только относящиеся к небольшой тяжести, но и ряд преступлений их категории средней, за которые полагается лишение свободы.
«С учетом статистических данных о судимости за 2019 год категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 82 668 лиц, в том числе на 60 698 (71,22%) лиц, совершивших преступления в сфере экономики», — говорится в сопроводительных материалах к проекту.
При этом ВС РФ убежден, что реализация его инициативы не потребует дополнительного финансирования.
Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности
Для регулирования и защиты экономических отношений наиболее приемлемыми являются правовые методы, не связанные с применением принуждения (санкций). Лишь в качестве крайней меры в целях их защиты может использоваться метод номической деятельности правового принуждения. Это допускается при таких формах посягательств на экономические отношения, которые причиняют вред не только частным интересам их участников, но и публичным интересам.
Граница между правонарушениями в сфере экономики и преступлениями меняется вместе с изменением типа экономического регулирования. Сужение или, напротив, расширение круга уголовно наказуемых деяний зависит главным образом от уровня развития экономических отношений, уровня жизни, социальной стабильности, развитости традиций честного партнерства и т. п.
Преступления, совершаемые в сфере экономики, довольно тесно граничат с правонарушениями в сфере других отраслей права (прежде всего, административного). При этом граница между наказуемыми в административном порядке и уголовно-наказуемыми деяниями довольно тонка и подвижна.
Виды экономических преступлений
Наибольшую опасность представляют преступления, совершаемые в финансовой сфере. Простые манипуляции с вычислительной техникой дают возможность преступникам делать фиктивные ценные вклады, получать несуществующие прибыли.
Исследования уязвимости существующих вычислительных систем показали, что практически все стадии прохождения информации в ЭВМ могут быть подвергнуты преступному воздействию. Преступник может ввести в ЭВМ ложные или устаревшие данные, фиктивные счета и т.п.
Коммерческая взятка определяется как дача или получение вознаграждения с целью повлиять на какого-либо служащего, чтобы он нарушил или не исполнил свои обязанности, возложенные на него его корпорацией или частным лицом. УК штата Нью-Йорк определяет это преступление следующим образом: «Лицо виновно в даче или получении коммерческой взятки, если оно предоставляет или дает согласие предоставить какую-либо выгоду или предлагает такую выгоду любому служащему, агенту или доверенному лицу без согласия своего начальника или главы корпорации. Любой служащий, агент или доверенное лицо виновен в получении коммерческой взятки, когда он без согласия своего директора или работодателя вымогает, принимает или соглашается принять какое-либо вознаграждение от другого лица и когда он понимает и соглашается, что это вознаграждение окажет влияние на его поведение при ведении дел его работодателя или главы корпорации».
Субъектами данного преступления признаются следующие лица: служащие или агенты; администраторы, попечители или другие доверенные лица; юристы, врачи, бухгалтеры, оценщики или другие профессиональные советники или информаторы; директора, партнеры, управляющий либо арбитр.
Обычно считается, что взятка представляет собой денежное вознаграждение, которое прямо передается агенту или доверенному лицу. Однако обычно все это происходит в завуалированной форме. Это может быть, например, приглашение на прием, оплаченный взяткодателями. Взятка может передаваться не непосредственно получателю, а через его жену, мужа, семью. В законодательстве штага Айова взяткой, например, признается получение для своего пользования, прямо или косвенно, любого подарка, комиссионных, скидки, вознаграждения. В законодательстве штата Миссисипи взяткой признается получение денег, товаров, движимого имущества, права на какие-либо действия агентом или его женой.
Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или уголовном законодательстве.
До настоящего времени многостороннего соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).
По общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо ценностей через границу различных государств. Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и культурному развитию государств.
В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее время наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические, бандитские, откровенно фашистские группировки, а также террористов и просто уголовников.
Предметом контрабанды также являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещества. По данным ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение».
На практике международно- правовая борьба с такой контрабандой не ведется потому, что оружие является законным объектом внешней торговли, а экспорт оружия — законным инструментом внешней политики.
В силу своей общественной опасности контрабанда известна национальному праву всех государств.
Легализация преступного дохода.
Легализация преступных доходов получила широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Механизм этих преступлений сложный. Добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и помещаются в разных странах на счета коммерческих банков.
На эти средства официальным путем приобретаются или создаются предприятия и банки, скупается иностранная валюта, заключаются внешнеэкономические и другие контракты. Соучастниками таких преступлений являются работники банков, скрывающие свои действия под предлогом сохранения банковской тайны.
Это преступление к числу международных уголовных отнесено Страсбургской конвенцией об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Государства-участники взяли на себя обязательства объявить «отмывание» таких денег преступлением, принять законы о порядке розыска, изъятия и конфискации незаконно полученных средств, о снятии всех ограничений от разглашения либо недобросовестного использования работниками банков информации о вкладах своих клиентов.
Государства обязались юридически закрепить право доступа уполномоченным работникам правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное выявление этих преступлений.
Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, уже внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г действует закон, в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы.
Еще раньше в Нидерландах начал действовать закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах.
Определенный вклад в усиление борьбы с этими преступлениями внесли Международная конференция по предотвращению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г Курмайер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г
На Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. Содержащиеся в ней запреты ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства в условиях постоянно возрастающего количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности.
Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные главой 22 УК общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Объединяя в самостоятельную главу преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, закон исходит из общности видового объекта посягательства. Таковым являются упорядоченные законом и иными нормативными актами общественные отношения, возникающие по поводу осуществления экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Непосредственными объектами выступают конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования определенной сферы экономической деятельности.
С объективной стороны большинство преступлений в сфере экономической деятельности совершаются путем действий (например, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены только путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и др.).
Обязательный признак ряда преступлений в сфере экономической деятельности – наступление предусмотренных законом общественно опасных последствий. Эти преступления имеют материальные составы (например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.). Такие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных в законе последствий, как правило, крупного ущерба. В преступлениях в сфере экономической деятельности, составы которых сконструированы по типу материальных, надо установить наличие причинной связи между деянием и преступным результатом.
В систему преступлений в сфере экономической деятельности входят также деяния, содержащие формальные составы, например воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др. Для признания этих преступлений оконченными достаточно установить факт совершения деяния (действия или бездействия).
Объективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности в значительном числе случаев закрепляется в бланкетных диспозициях (ст.169, 170, 171, 172 УК РФ и др.). Установление признаков объективной стороны составов этих преступлений предполагает использование нормативных актов, относящихся к другим отраслям права: гражданскому, финансовому, административному и др.
С субъективной стороны все преступления в сфере экономической деятельности характеризуются умышленной виной. Обязательным признаком субъективной стороны некоторых составов являются мотив и цель. Так, регистрация незаконных сделок с землей предполагает корыстную или иную личную заинтересованность со стороны должностного лица. Состав лжепредпринимательства образуют предусмотренные в ст.173 УК РФ действия, имеющие целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.
Субъектами преступлений в сфере экономической деятельности могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. На основании прямого указания закона субъектами некоторых преступлений в сфере экономической деятельности являются только должностные лица. Таковы составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, регистрации незаконных сделок с землей. Субъектами отдельных преступлений выступают как должностные, так и иные (частные) лица (например, при злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности, незаконном использовании товарного знака и др.).
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов протекает в различных сферах: предпринимательства, денежно-кредитной, финансовой, торговли, оказания услуг населению и т. п. В зависимости от той или иной области экономической деятельности все преступления, посягающие на нормальное функционирование общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, традиционно классифицируются на несколько групп.
Исходя из непосредственного объекта, т.е. сферы экономической деятельности, в которой они совершаются, преступления в области экономической деятельности условно можно подразделить на следующие виды: 1) преступления в сфере предпринимательства: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК РФ); незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ); лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ); приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ); недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст.179 УК); незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ); преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ); фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ);
2) преступления в денежно-кредитной сфере: незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181 УК РФ); злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ); злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 1851 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ); изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ);
3) преступления в сфере финансовой деятельности государства: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ); сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ).
Виды преступлений в экономической сфере
К экономическим преступлениям относят очень большой список нарушений закона, которые объединяет несколько общих черт: во-первых, действия направлены на незаконное обогащение, во-вторых, они редко напрямую связаны с насилием (то есть, грабеж к экономическим преступлениям не относится). В целом же перечень экономических преступлений принято делить на несколько видов:
- незаконные действия в кредитной сфере – сюда относят различные махинации, связанные с получением кредитных средств и погашением обязательств по ним, например, незаконное получение кредита или уклонение от его погашения;
- коррупционные преступления – сюда относят деяния, которые предусматривают получение незаконной выгоды за выполнение своих должностях обязательств, например, дача или получение взятки (для госслужащих), а также коммерческий подкуп (для частных юридических лиц);
- правонарушения, связанные с банкротством – довольно часто процедурой банкротства злоупотребляют, инициируя ее даже в тех ситуациях, когда для этого нет незаконных оснований. Среди статей УК в этой сфере – преднамеренной или фиктивное банкротство, незаконные действия при банкротстве и др.;
- получение выгоды за счет злоупотребления доверием – очень широкая сфера преступной деятельности, где правонарушители обманом, махинациями и другими незаконными методами отнимают средства у физических и юридических лиц. В первую очередь речь идет о таком преступлении как мошенничество, также сюда относят обман потребителей и некоторые другие нарушения закона;
- преступления в таможенной сфере – сюда относят действия, связанные с незаконным ввозом и вывозом товаров, материальных ценностей, другого имущества. Прежде всего, речь идет о контрабанде, также в эту категорию включают незаконный экспорт технологий, ввоз и вывоз оружия, нарушения ввоза/вывоза предметов, имеющих культурную ценность, валюты, уклонение от платы таможенных сборов и т.д.;
- действия, нарушающие установленный порядок совершения экономической деятельности – речь идет о нарушениях, направленных на обход действующих правил ведения бизнеса, например, легализация доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность, недобросовестная конкуренция и т.д.;
- нарушения в сфере авторского права – сюда включается использование чужих зарегистрированных торговых знаков, лозунгов, другой интеллектуальной собственности;
- преступления, связанные с оборотом денежных средств и ценных бумаг – выпуск поддельных наличных денег, подделка кредитных карт, махинации с выпуском акций и т.д.
Кроме того, уголовные преступления в экономической сфере включают также такие действия как создание препятствий для ведения хозяйственной деятельности, валютные преступления, уклонения от уплаты налоговых и других сборов.
Виды экономических преступлений
Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:
- Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
- препятствий со стороны должностных лиц;
- незаконных производства и сбыта товаров;
- ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
- легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
- Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
- получения кредита посредством предоставления ложной информации;
- неуплаты кредиторских взносов;
- нарушений процедуры банкротства;
- преднамеренное или фиктивное банкротство.
- Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
- ограничения конкурентноспособности;
- принудительного заключения сделки или отказа от него;
- использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
- Разглашение коммерческой тайны УК РФ
- Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
- незаконной эмиссии ценных бумаг;
- изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
- нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
- Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
- перевозки контрабандных товаров;
- неуплаты таможенных взносов.
- Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).
Не каждый проступок в экономической отрасли может быть квалифицирован по нормам УК. Для этого обязательное соблюдение установленных признаков, на которые ориентируются правоприменители в процессе своей деятельности.
Для начала важно, чтобы присутствовали правовые нарушения, где происходит разногласие между совершенным деянием и отраженными на законодательном уровне требованиями. Иногда можно напрямую их определить к конкретной статье УК.
Проявление умысла со стороны лица при составлении официального документа. К тому же это обычно проявляется с неправильной стороны. Чаще всего такое происходит при составлении декларации, подаваемой за истекший период. Кроме этого, вносят фиктивные данные при отгрузке товара, отображения не действительных данных в накладных, что ведет к проявлению последствий в виде ущерба для предприятия.