Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования при погрузочно-разгрузочных работах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.
2.1. Перед началом работы работники обязаны надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
2.2. После получения задания у руководителя работ работники обязаны:
— подобрать технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствие требованиям безопасности;
— проверить отсутствие помех в зоне производства работ;
— погрузочно-разгрузочную площадку, проходы и проезды освободить от посторонних предметов, засыпать ямы, рытвины, скользкие места посыпать противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);
— проверить освещенность рабочих мест.
2.3. Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— отсутствие необходимых средств механизации;
— неисправностях оборудования и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
— значительный уклон площадки или загроможденность зоны работ;
— недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
— наличия помех (выступающих предметов, оголенных проводов, работающего крана) в зоне производства работ.
2.4. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
2.5. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану по тел. 101 или 112, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 103 или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары необходимо подать команду машинисту крана (крановщику) команду «Стоп», предупредить всех работающих и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасную работу с применением ПС.
3.1. Проводить погрузку грузов на автомашину без указания непосредственного руководителя работ не разрешается.
3.2. Не допускать к месту выполнения погрузочно-разгрузочных работ лиц, не имеющих отношения к этой работе.
3.3. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:
— груз на платформе тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
— борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;
— скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не превышает 5 км/ч;
— прилагаемое работником усилие не превышает 15 кг;
— при перемещении груза по наклонному полу вниз работник находится сзади тележки.
3.4. Перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.
3.5. При подъеме груза электрической талью запрещается доводить обойму крюка до концевого выключателя и пользоваться концевым выключателем для автоматической остановки подъема груза.
3.6. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.
3.7. Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.
3.8. Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг.
3.9. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.
3.10. При ручном перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:
— запрещается ходить по уложенным грузам, обгонять впереди идущих работников (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом;
— перемещать вручную груз массой до 80 кг разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м; в остальных случаях применяются тележки, вагонетки, тали. Перемещать вручную груз массой более 80 кг одному работнику запрещается;
— поднимать или снимать груз массой более 50 кг необходимо вдвоем. Груз массой более 50 кг поднимается на спину или снимается со спины работника другими работниками;
— если груз перемещается вручную группой работников, каждый идет в ногу со всеми;
— при перемещении катящихся грузов работник находится сзади перемещаемого груза, толкая его от себя;
— при перемещении вручную длинномерных грузов (бревна, балки, рельсы) используются специальные захваты, при этом масса груза, приходящаяся на одного работника, не превышает 40 кг.
3.11. Перемещение грузов неизвестной массы с помощью грузоподъемного оборудования производится после определения их фактической массы.
3.12. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность используемого грузоподъемного оборудования.
3.13. При применении для погрузки и разгрузки грузоподъёмных механизмов и приспособлений изучить соответствующую инструкцию и правила по безопасному их применению.
3.14. При перемещении грузов автопогрузчиками и электропогрузчиками (далее — погрузчики) необходимо соблюдать следующие требования:
— при перемещении грузов погрузчиками с вилочными захватами груз располагается равномерно относительно элементов захвата погрузчика. При этом груз приподнимается от пола на 300 — 400 мм. Максимальный уклон площадки при перемещении грузов погрузчиками не превышает величину угла наклона рамы погрузчика;
— перемещение тары и установка ее в штабель погрузчиком с вилочными захватами производятся поштучно;
— перемещение грузов больших размеров производится при движении погрузчика задним ходом и только в сопровождении работника, ответственного за безопасное производство работ, осуществляющего подачу предупредительных сигналов водителю погрузчика.
3.15. При совместной работе с другими работникам нужно точно выполнять распоряжения непосредственного руководителя работ.
3.16. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.
3.17. При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.
3.18. Длинномерные предметы переносить на одноименных плечах. Поднимать, опускать и сбрасывать длинномерный груз по команде непосредственного руководителя работ.
3.19. При переносе грузов на носилках идти в ногу с товарищем. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, подает работник, идущий сзади.
3.20. Перемещение груза на носилках допускается на расстояние не более 50 м по горизонтали.
3.21. При погрузке-выгрузке металлической стружки необходимо соблюдать особую внимательность, т. к. при разрыве слежавшейся массы отскакивающими стружками можно получить травму. Работа должна производиться в очках и рукавицах.
3.22. Запрещается укладывать груз на неисправные стеллажи, козлы, подмости.
3.23. Не складывать материалы навалом вплотную к заборам и стенам. Расстояние между материалом, забором или стеной сооружения должно быть не менее 25 см.
3.24. Укладывать груз в штабеля прочно, чтобы он не упал. Между штабелями оставлять проходы шириной не менее 0,8 м.
3.25. При погрузке и разгрузке груза не загромож��ать установленных проходов и проездов.
3.26. При погрузке и разгрузке сыпучих грузов необходимо соблюдать следующие требования:
— погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;
— при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;
3.27. При перевозке пылящих грузов в открытом кузове автомашины обязательно укрывать их брезентом или рогожками для предохранения от распыления.
3.28. При погрузке, транспортировке и перемещении, а также разгрузке и размещении опасных грузов необходимо соблюдать следующие требования:
— погрузка, транспортировка и перемещение, а также разгрузка и размещение опасных грузов осуществляются согласно требованиям технической документации заводов-изготовителей на эти грузы, подтверждающим классификацию опасных грузов по видам и степени опасности и содержащим указания по соблюдению мер безопасности;
— не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов при неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и предупредительных надписей (знаков опасности);
— места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортировки, грузоподъемное оборудование, применяемые механизмы, инструмент и приспособления, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, подвергаются очистке, мойке и обезвреживанию;
— погрузка опасного груза на транспортное средство и его разгрузка из транспортного средства производятся только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимого с помощью насоса с приводом, установленного на транспортном средстве и приводимого в действие двигателем транспортного средства. Водитель транспортного средства в этом случае находится у места управления насосом.
3.29. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и легковоспламеняющихся жидкостей запрещается:
— курить в кабине и вблизи транспортного средства, а также в местах нахождения опасных грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них;
— производить погрузку и разгрузку в общественных местах населенных пунктов без особого на то разрешения соответствующих органов надзора и контроля следующих веществ: безводной бромистоводородной кислоты, безводной фтористоводородной кислоты, сероводорода, хлора, двуокиси серы и двуокиси азота, хлорокиси углерода (фосгена).
3.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования.
3.2. Строповка при погрузке и разгрузке грузов, а также их складировании должны выполняться квалифицированными работниками, имеющими удостоверение стропальщика в соответствии с требованиями, изложенными в Инструкции по охране труда для стропальщика ИОТ №20.
3.3. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 7 кг, при чередовании с другой работой — не более 10 кг.
3.4. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.
3.5. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.
3.6. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.
3.7. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.
3.8. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.
3.9. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной машины, в случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, подъем груза производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.
3.10. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке.
Что следует учесть работодателю
Обратите особое внимание на следующие положения новых правил:
Важное требование: если необходимо погрузить или разгрузить объекты массой от 50 до 500 кг, организация должна применять грузоподъемное оборудование и тельферы, лебедки, тали. В старой редакции Правил такая обязанность появлялась при операциях с грузами от 80 кг. Ручная погрузка и разгрузка аналогичных грузов допускается под руководством лица, назначенного ответственным за безопасное производство работ приказом руководителя организации. Важное условие: нагрузка на одного сотрудника не должна превышать 50 кг.
В соответствии с этими требованиями в организации должен быть составлен локальный нормативный акт — инструкция по охране труда по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Пример такого документа — в нашей шпаргалке внизу статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Как провести обучение и внеплановую проверку знаний
В соответствии с п. 3.3 Порядка 1/29, при введении новых правил по охране труда все работники предприятий обязаны пройти инструктажи по усовершенствованным программам и внеочередную проверку знаний в течение 6 месяцев. А вот работодатели, руководители, специалисты по ОТ, в том числе члены комиссий, а также инженеры должны прослушать курс минимальной длительностью на базе учебного центра.
Проверку знаний рядовых работников поручите экспертам организации, которые уже успели пройти обучение. Всех остальных специалистов и руководителей могут проверить только эксперты, входящие в состав комиссии аккредитованного учебного центра. То есть они не могут сдать экзамен на базе организации, иначе его результаты будут недействительными. Сотрудников, которые в течение месяца не справятся с экзаменацией, отстраните от работы.
Учитывайте, что регуляторная гильотина только набирает обороты, поэтому в скором времени могут быть и другие изменения. К тому же изначально Минтруд анонсировал изменение 41 правила по охране труда, но на данный момент обновил только 40 из них. Следите за новостями на сайте Центра Оценки Квалификации и Обучения №1, чтобы быть в курсе событий.
6.3 . Требования при транспортировании и размещении лесо- и пиломатериалов.
6.3.1 . Лесовозные дороги, их ветки на лесосеках должны иметь технический паспорт и исполнительный профиль; должны быть обозначены предупреждающим знаком «Технологическая дорога». Их техническое состояние, включая мосты и др. сооружения, должно обеспечивать безопасность движения транспортных средств с установленной технической скоростью и установленной для данной дороги грузоподъемностью.
6.3.2 . В полосе шириной не менее 30 м от оси лесовозной дороги должны быть убраны по обе стороны дороги опасные деревья.
6.3.3 . Организация транспортирования древесины и эксплуатация лесовозных дорог, веток и усов должны осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.
6.3.4 . Хлысты и деревья, выступающие за габарит автопоезда, должны быть обозначены сигнальными щитками или флажками размером 400 ´ 400 мм с диагональными чередующимися полосами шириной 50 мм красного и белого цвета.
6.3.5 . Перевозка пассажиров в кабинах лесовозных автопоездов запрещается. Для поездки по служебной необходимости должно быть получено специальное разрешение администрации организации.
6.3.6 . Передвижение тележек, вагонеток вручную должно осуществляться только толканием. Находиться впереди движущейся тележки, вагонетки запрещается.
Скорость движения тележек, вагонеток не должна превышать 5 км/ч, при переезде через стрелки и поворотные круги — 3 км/ч.
Интервал между одиночными вагонетками, движущимися по рельсовому пути, должен быть не менее 10 м. Проезд людей на вагонетках запрещается.
6.3.7 . В местах погрузки и выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления или применяться способы, исключающие развал лесоматериалов.
6.3.8 . Для погрузки лесоматериалов на железнодорожный транспорт должны использоваться специальные эстакады стационарного, передвижного или переносного типов.
6.3.9 . При погрузке лесоматериалов кранами следует, как правило, применять грейферы.
Стропы, применяемые при погрузке лесоматериалов, должны быть оборудованы саморасцепляющимися приспособлениями, исключающими необходимость нахождения стропальщика на подвижном составе.
6.3.10 . Загрузка железнодорожных вагонов должна производиться в соответствии с утвержденными схемами укладки.
6.3.11 . Расстояние между лесонакопителем, в котором осуществляется застроповка бревен, и лесонакопителями, в которые производится сброс бревен с лесотранспортера, должно быть не менее двухкратной длины сбрасываемых с лесотранспортера бревен.
6.3.12 . Запрещается набирать пачку из штабеля с закострившимися бревнами.
6.3.13 . При выгрузке лесоматериалов должны соблюдаться следующие требования безопасности:
6.3.13.1 . До начала разгрузки подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целостности замков, стоек, прокладок;
6.3.13.2 . Сцепы или автомашины с неисправными стойками или их замковым устройством необходимо разгружать с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание лесоматериала с подвижного состава;
6.3.13.3 . При открытии стоечных замков находиться следует с противоположной стороны разгрузки.
6.3.14 . Соблюдать безопасный разрыв между разгружаемыми соседними платформами (вагонами), равный не менее одной длины платформы.
6.3.15 . При выгрузке леса из воды кранами необходимо следить за объемом выгружаемых пучков (пачек) бревен, который должен соответствовать грузоподъемности крана.
Застроповку пучков (пачек) бревен необходимо производить с бонов.
6.3.16 . Выгрузка из воды пачек бревен лебедками должна производиться по направляющим покатам.
6.3.17 . При выгрузке леса из воды элеваторами необходимо обеспечивать равномерную (без перекосов) насадку бревен на крючья поперечного конвейера, не допуская насадки на крюк по два бревна и более, бревен с двойной кривизной и крупных бревен, диаметр которых превышает размер зева крюка.
При прекращении работы оставлять бревна на цепях конвейера (элеватора) запрещается.
6.3.18 . Территория складирования лесоматериалов должна быть выровнена, грунт утрамбован, обеспечен отвод поверхностных вод, для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен-подкладок высотой не менее 15 см при влажном способе хранения и не менее 25 см — при сухом.
На слабых грунтах под бревна-подкладки должен быть сделан сплошной настил из низкосортных бревен.
6.3.19 . Лесоматериалы, подлежащие хранению на складах, должны быть рассортированы по сортаменту (породам дерева и размерам).
6.3.20 . На складе лесоматериалов должны приниматься меры по предохранению лесоматериалов от механических повреждений и растрескивания, заражения грибками и насекомыми, излишнего увлажнения. Не реже одного раза в месяц лесоматериалы должны осматриваться лицом, ответственным за хранение.
6.3.21 . Круглый лес на складе лесоматериалов должен укладываться рядовыми, клеточными или пачковыми штабелями (Рис. 2 ).
6.3.22 . Укладка и разборка плотных штабелей может производиться кранами с грейферами, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, бревнозахватами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность при работах.
6.3.23 . Верхние торцы круглых лесоматериалов, поступающих на склад, должны иметь маркировку с условными обозначениями.
6.3.24 . Подниматься и опускаться со штабелей и пакетов при их укладке и разборке следует по наклонной поверхности головки или хвоста штабеля (пакета) или по приставной лестнице.
6.3.25 . Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 длины его и не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель.
6.3.26 . Высота штабеля должна быть не более: 1,8 м при штабелевке вручную, 3 м при укладке челюстным погрузчиком, 6 м — кабель-краном, 12 м — мостовым, башенным, портальным и козловым кранами.
Формирование и разборка штабелей высотой 7 м и более должны выполняться грейферами.
6.6 . Требования при транспортировании и размещении сборных железобетонных конструкций и мелкоштучных стеновых материалов.
6.6.1 . При погрузке железобетонной конструкции ее положение на транспортном средстве должно соответствовать или быть близким к ее рабочему положению в строящемся сооружении, за исключением колонн, свай и других длинномерных изделий, которые на грузовой площадке транспортного средства должны располагаться в горизонтальном положении.
6.6.2 . Крупноразмерные конструкции из легких бетонов, не рассчитанные для работы на изгиб, а также изделия толщиной менее 20 см необходимо для перевозки устанавливать в вертикальное положение.
6.6.3 . Железобетонные конструкции для перевозки следует устанавливать на деревянные подкладки и прокладки в местах, обозначенных изготовителем соответствующими метками. Дополнительное опирание в промежуточных местах не допускается.
6.6.4 . При многоярусной погрузке железобетонных конструкций подкладки и прокладки должны располагаться строго по одной вертикали всего штабеля. Подкладки и прокладки должны быть шириной не менее 25 мм и толщиной больше высоты захватных петель и других выступающих частей транспортируемых изделий.
6.6.5 . Порядок укладки строительных конструкций на грузовую платформу транспортного средства должен обеспечивать передачу нагрузки на седельно-сцепное устройство тягача или ось (тележку) полуприцепа соответственно технической характеристике применяемого автопоезда.
6.6.6 . Зазоры между изделиями и бортами транспортного средства должны быть не менее 5 см. Крепление строительных конструкций на грузовой платформе транспортного средства должно исключать их продольное и поперечное смещение, а также их взаимное столкновение или перемещение в процессе транспортирования.
6.6.7 . При перевозке стеновых железобетонных панелей в вертикальном положении панели должны лежать всей опорной плоскостью на платформе транспортного средства или опираться на подкладки, расположенные на расстоянии не более 0,5 м друг от друга.
6.6.8 . При наклонном транспортном положении стеновые панели должны опираться нижней и боковой поверхностью на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м.
6.6.9 . При горизонтальном транспортном положении панели перекрытий должны опираться по местам установки закладных деталей.
6.6.10 . Панели, транспортируемые вертикально, должны крепиться с двух сторон, а при наклонном положении — с одной стороны, выше положения центра тяжести панели.
6.6.11 . При одновременном транспортировании нескольких панелей между ними необходимо устанавливать разделительные прокладки, предотвращающие соприкосновение панелей и возможное их повреждение от соударения или трения в процессе перевозки.
6.6.12 . Железобетонные фермы для транспортирования должны устанавливаться на транспортное средство в вертикальное положение с опиранием по концам, в местах установки закладных деталей или в узлах нижнего пояса, имеющих в этих местах более развитую арматурную сетку.
6.6.13 . Железобетонные плиты покрытий, перекрытий должны транспортироваться в горизонтальном положении с опиранием в местах расположения закладных деталей. При перевозке плиты могут укладываться стопой на подкладках толщиной, на 20 мм превышающей высоту монтажных петель.
6.6.14 . Укладка сборных железобетонных изделий и конструкций на железнодорожную платформу или в полувагон должна производиться на подкладки, равные толщине пола вагона и обеспечивающие возможность расстроповки и застроповки груза.
6.6.15 . При загрузке платформы выход груза за пределы торцевой балки не должен превышать 400 мм с каждой стороны.
6.6.16 . Для крепления груза к платформе должны применяться растяжки из проволоки диаметром 6 мм или стальной канат с натяжными устройствами, металлические кассеты и турникеты.
6.6.17 . При перевозке сборных железобетонных и др. конструкций, которые по длине не могут быть уложены на одну платформу или на один полувагон, должен применяться сцеп из нескольких вагонов с креплением транспортируемого изделия с помощью турникетов.
6.6.18 . Мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков, туфа и др.) должны транспортироваться с применением в основном пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств, как правило, общего назначения.
6.6.19 . Для установки пакетов в кузов автотранспортных средств, их выгрузки и подачи на рабочее место должны применяться самозатягивающиеся захваты, обеспечивающие безопасность производства работ, либо подхваты, подводимые под низ пакета.
6.6.20 . В зависимости от вида транспорта и типоразмера поддона для погрузки пакетов могут применяться: подхваты грейферного типа, штыревые подхваты или траверсы с прутковыми боковинами, многоштыревые подхваты, двухсторонние клещевые захваты и др.
6.6.21 . Размещение пакетов мелкоштучных стеновых материалов зависит от габаритов транспортного пакета и способа производства погрузочно-разгрузочных работ: в кузовах автомобилей, полуприцепов и прицепов грузоподъемностью 5 т при п��именении на погрузке-разгрузке подхватов целесообразна одноленточная или Т-образная установка пакетов, в большегрузных автопоездах — поперек кузова отдельными штабелями.
6.6.22 . В полувагоны грузоподъемностью 60 т пакеты мелкоштучных стеновых материалов следует устанавливать в 2 яруса вплотную друг к другу.
6.6.23 . На платформы пакеты мелкоштучных стеновых материалов следует устанавливать в один ярус.
6.6.24 . При пакетной доставке мелкоштучных стеновых материалов возврату грузоотправителю подлежат поддоны (средства пакетирования), а также элементы крепления пакетов, являющиеся собственностью грузоотправителя.
6.6.25 . Все грузозахватные приспособления, применяемые при доставке мелкоштучных стеновых материалов, подлежат осмотру и испытанию грузом в 1,25 раза более номинальной грузоподъемности, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин. и должны ежемесячно осматриваться работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
6.6.26 . Запрещается поднимать пакеты мелкоштучных стеновых материалов на поддонах к рабочим местам грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств.
6.6.27 . Выгружать и поднимать пакеты на рабочие места стропами запрещается.
6.6.28 . При подъеме пакетов на поддонах трехстоечными подхватами-футлярами угол наклона задней стенки относительно вертикали должен быть не менее 12°. После подъема груза на высоту не более 1 м стропальщик должен осмотреть открытую сторону пакета и убрать неустойчиво лежащие кирпичи и их обломки.
6.6.29 . При подъеме пакетов без поддонов с помощью самозатягивающихся захватов должна быть исключена опасность выпадения кирпичей, при этом челюсти предохранительного устройства должны быть сомкнуты. Если челюсти не сомкнуты, захват с грузом должен быть опущен на площадку и до устранения неисправности работа должна быть прекращена.
При применении штыревых подхватов необходимо после поднятия пакета на высоту около 0,5 м снизу подвести предохранительное устройство.
6.6.30 . Грузозахватные приспособления, применяемые при подъеме мелкоштучных стеновых материалов без поддонов, должны иметь снизу четырехстороннее ограждение и предохраняющее устройство.
6.7 . Требования при транспортировании и размещении штучных тарно-штучных грузов.
6.7.1 . Штучные грузы малых габаритов транспортируются и размещаются в затаренном виде (в контейнерах и средствах пакетирования).
К штучным грузам относятся также материалы, упакованные в мешковую тару (бумажные, полиэтиленовые или джутовые мешки).
6.7.2 . Контейнер — транспортное многократно используемое оборудование для перевозки и временного хранения грузов с внутренним объемом 1 м3 и более, имеющее приспособления, обеспечивающие механизированную установку и снятие его с транспортных средств. По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Средство пакетирования — приспособление (поддон, кассета, сетка обвязка, пленка и т.д.), с помощью которого формируется транспортный пакет. Транспортный пакет представляет собой единицу, сформированную из штучных грузов, в таре или без нее, с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющую форму в процессе обращения и обеспечивающую комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
6.7.3 . Универсальные контейнеры предназначены для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без нее или в облегченной упаковке и в соответствии с ИСО подразделяются на межконтинентальные (крупнотоннажные) и внутриконтинентальные (среднетоннажные массой брутто 2,5 т). К универсальным также относятся малотоннажные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т.
6.7.4 . Специализированные контейнеры магистрального и промышленного транспорта применяются для доставки грузов различными видами транспорта от изготовителя до базовых складов или до непосредственных потребителей.
6.7.5 . Специализированные технологические контейнеры применяются в технологическом процессе и, как правило, только на внутренних транспортных коммуникациях организации.
6.7.6 . Погрузочные операции с пакетированными грузами и грузами в специализированных технологических контейнерах осуществляются с помощью стропов, подвесок и траверс общего назначения, для крупнотоннажных контейнеров используются автоматические захваты-спредеры или рамные траверсы с захватными штырями.
6.7.7 . Контейнеры и средства пакетирования, подаваемые под загрузку, должны быть исправными, иметь маркировку с указанием номинальной массы брутто и массы тары.
6.7.8 . Контейнеры и средства пакетирования должны загружаться материалами, изделиями до полной вместимости и не более их грузоподъемности.
6.7.9 . Грузы в контейнерах и средствах пакетирования должны размещаться в соответствии со схемами загрузки. В схемах загрузки должны быть предусмотрены меры по исключению возможных перемещений грузов внутри контейнеров и средств пакетирования при транспортировании обеспечиваться равномерная нагрузка на пол и равномерное давление на стенки контейнера.
6.7.10 . Контейнеры и средства пакетирования, как с грузом так и без груза должны обрабатываться и храниться на контейнерных площадках (рис. 4 ).
Правила обращения с дополнительными приспособлениями
Кроме непосредственно ручного усилия и механизированной техники, в грузоподъемных работах широко используются вспомогательные приспособления. К ним относятся как простые доски, так и специальные стропы и платформы. В каждом случае предполагаются свои правила использования таких средств. Например, для фиксации груза часто задействуют металлические или деревянные упоры, щиты и рампы. В работе с ними очень важна надежность крепления – от веревок лучше отказаться в пользу проволоки или стальных канатов. Для работы с техникой нередко применяются мостики, эстакады, площадки и другие приспособления, позволяющие выполнять погрузку на высоте. В таких случаях организация погрузочно-разгрузочных работ должна предусматривать предварительную очистку поверхностей платформ, проверку их технического состояния, а при необходимости и обработку поверхностей антискользящими составами.
Согласно установленным правилам, выполнение погрузочных работ, включая упаковку, крепеж, укрытие отправляемых грузов, возлагается на грузоотправителя. Соответственно разгрузкой, демонтажом креплений должен заниматься получатель груза. Однако эти правила не регламентируют жесткого закрепления обязанностей и применяется «по умолчанию», если в договоре поставки не указано иное. Поэтому, чаще всего, отправитель и получатель груза делегируют организацию и выполнение погрузо-разгрузочных работ транспортной компании, которая выполняет его перевозку.
Дополнительные услуги прописываются в договоре на оказание транспортных услуг, в приложении к нему или оформляются отдельным договором. Указываются условия и сроки проведения ПРР, перечисляется применяемая техника, виды ПРР, включая упаковку и маркировку грузов.
Если транспортная компания принимает на себя обязанности по выполнению погрузо-разгрузочных работ, то она несет полную материальную ответственность за порчу или повреждение груза, которые могут произойти не только во время перевозки, но и в процессе упаковки, такелажа, загрузки и разгрузки груза.
К нормативным документам, регламентирующим требования по организации, технологии и безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:
Весь производственный процесс обработки грузов разделяется на основной и вспомогательный. К основному производственному процессу относится перемещение груза вручную с одного транспортного средства на другое или на место складирования (технологический процесс). Вспомогательные процессы обеспечивают выполнение основного процесса — компоновка переносимого (перемещаемого) пакета грузов, сортировка, штабелирование и др.
Технологические и вспомогательные процессы расчленяются на отдельные операции, являющиеся основными объектами построения производственного процесса. К операции относится однородная часть производственного процесса, выполняемая одним или группой исполнителей при осуществлении определенных действий над предметом труда (грузом) на одном рабочем фронте. Соответственно, операции делятся на основные (технологические) и вспомогательные. К технологическим операциям относятся захват груза, подъем, перемещение и укладку груза в требуемом положении. Вспомогательные операции включают в себя:
— открытие и закрытие люков, бортов, дверей транспортных средств;
— установка лебедок, подъемных блоков, трапов, скатов и других приспособлений;
— крепление и укрытие грузов;
— очистка транспортных средств;
— чистка и смазка приспособлений;
— переноска щитов, трапов, скатов и др.
К вспомогательным операциям относятся также подсчет, сортировка, перетаривание, маркировка грузов.
Экзаменационные вопросы погрузочно разгрузочные работы
ОХРАНА ТРУДА
Погрузочно-разгрузочные работы
Практикум – тест *
1. В каких случаях специалист, назначенный приказом по предприятию ответственным за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ, должен лично координировать и контролировать работы?
а) При работе в вечернее и ночное время (при плохой освещенности места работ).
б) При погрузке или разгрузке тяжелых, громоздких и опасных грузов.
в) Во всех случаях
2. Мостики и сходни для перемещения грузчиков с грузом могут изготавливаться из досок толщиной:
а) не менее 25 мм;
б) не менее 40 мм;
в) не менее 50 мм.
3. Допускается ли складирование материалов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ?
а) Вопрос решается специалистом, ответственным за безопасную организацию этих работ.
б) Не допускается.
в) Правилами по охране труда это не предусмотрено.
4. В каких случаях перемещение грузов должно производиться с помощью средств механизации?
а) При подъеме грузов на высоту более 1,3 м.
б) При перемещении грузов массой более 25 кг.
в) При перемещении грузов в технологическом процессе массой более 20 кг или на расстояние более 25 м.
5. Какие предельные нормы подъема и перемещения грузов вручную на расстояние до 25 м установлены законодательством для мужчин старше 18 лет?
6. Допускается ли перенос груза массой 75 кг грузчиком?
а) Допускается в присутствии руководителя работ.
б) Допускается перемещение груза при условии, что подъем (снятие) производят другие грузчики.
в) Не допускается.
7. Какие требования Правил по охране труда ПОТ РМ-007-98 необходимо выполнять при организации работ по перемещению вручную груза массой более 50 кг?
а) Погрузка и разгрузка грузов массой более 50 кг должна производиться только с применением грузоподъемных механизмов.
б) На временных площадках допускается переносить одному работнику вручную груз массой до 60 кг.
в) Переносить груз массой одного места до 80 кг разрешается вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м. Поднимать и снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо вдвоем.
8. В каких случаях съемные грузозахватные приспособления не должны находиться в местах производства погрузочно-разгрузочных работ?
а) Съемные грузозахватные приспособления неисправны.
б) Съемные грузозахватные приспособления не имеют бирок или клейм.
в) В случаях, указанных в пунктах “а” и “б”.
9. Сколько работников одновременно должны открывать (закрывать) борта кузова транспортного средства?
а) Разрешается выполнять эту работу не менее чем двум работникам.
б) Количество работников при выполнении этой процедуры не фиксировано.
в) Открывать и закрывать борта кузова автомашины должен водитель.
10. Какие средства применяются для фиксации груза в кузове автомобиля?
а) Деревянные, металлические упоры, упорные рампы, щиты.
б) Металлические канаты, проволока.
в) Для фиксации груза применяют средства, указанные в ответах «а» и «б».
11. В каких случаях работникам предоставляются перерывы для отдыха и обогревания, которые включаются в рабочее время?
а) При выполнении работ в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях, в том числе грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах.
б) При работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
в) При разделении рабочего дня на части.
12. Какая мера административной ответственности возлагается за нарушение должностным лицом законодательства об охране труда?
а) Штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
б) Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ, при повторном аналогичном правонарушении – дисквалификация на срок от одного до трех лет.
в) Штраф от 50 до 100 МРОТ.
13. Можно ли производить перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки?
б) Можно, в присутствии владельца груза.
в) Можно, в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
14. Кто выдает разрешение на эксплуатацию грузоподъемных приспособлений, тары и как часто в процессе эксплуатации производится их осмотр?
а) Разрешение выдает лицо, ответственное за безопасное производство работ. Стропальщик производит осмотр перед их применением, в процессе эксплуатации владелец производит их осмотр в установленные сроки: траверс, клещей и тары – ежемесячно, стропов – каждые 10 дней.
б) Разрешение выдает специалист по надзору за безопасной эксплуатацией машины. Стропальщик осматривает их перед применением.
в) Разрешение выдает инспектор Госгортехнадзора. Владелец траверс, клещей и тары, стропов организует их осмотр в установленные сроки – каждые 10 дней.
15. Предъявляются ли требования к положению грузчика во время перемещения катучих грузов (бочек, рулонов)?
а) Не предъявляются. Работы проводятся под руководством руководителя работ.
б) Грузчик должен находиться впереди груза, толкая его на себя.
в) Грузчик должен находиться сзади груза, толкая его от себя.
16. Какие средства индивидуальной защиты должны применяться при погрузке и выгрузке пылящих грузов?
Правила техники безопасности при выполнении транспортных и погрузочных работ на складе
Во-первых, обратите внимание на количество инструкций по охране труда на рабочем месте для всех сотрудников, составленных и утвержденных компанией.
Количество инструкций должно быть таким же, как и количество инструкций для складских операций. Они могут состоять из памяток для персонала, работающего с вилочными погрузчиками, правил для грузчиков, переносящих грузы вручную, требований к специалистам, работающим с подъемным оборудованием, и т.д.
Каждый сотрудник должен получить необходимые инструкции при приеме на работу, расписаться в их получении и затем хранить их в личном деле.
Во-вторых, не менее важен процесс подготовки к погрузке и разгрузке. Ответственными за безопасность являются начальник склада и его заместитель, начальник отдела в производственной зоне и заведующий складом.
Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах являются обязанностью кладовщика и контролируются им или его агентами. Основная ответственность в этом отношении лежит на кладовщике.
Перед началом любой погрузочно-разгрузочной операции клерк должен доложить своему руководителю:
- состояние рабочего места работника склада и физическое самочувствие сотрудников, участвующих в погрузочно-разгрузочных работах;
- где перемещаются грузы, свободны ли они от посторонних предметов, состояние тротуаров и мест движения;
- что товары будут перемещаться только по специальным и оборудованным путям;
- состояние грузоподъемного оборудования;
- выполняются ли нормы и требования в отношении нагрузки на одного рабочего (погрузка и разгрузка).
В данном разделе правил говорится о недопустимости превышения предельных нагрузок на полы, перекрытия и площадки, на которые складируются грузы, а также о размещении необходимых записей о величине допустимых нагрузок.
В разделе прописано, на каком расстоянии должны находится транспортные средства и другая погрузочная техника по отношению друг к другу, к стенам производственного здания и прочим объектам.
Описана подготовка рабочих мест и оборудования перед началом работы. Так, погрузочно-разгрузочная площадка должна быть освобождена от посторонних предметов, а также должны быть свободны проходы и проезды. Проверяется исправное состояние техники, оборудования. Освещенность рабочих мест должно быть достаточной для проведения погрузочно-разгрузочных работ.