Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная практика в условиях пандемии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Студенты многих специальностей могут без проблем пройти практику дистанционно. Это касается тех образовательных программ, которые связаны с информационными технологиями, журналистикой и коммуникациями, менеджментом различных отраслей, проектированием и архитектурой и пр.
Как организовать практику при дистанционном обучении
Для учащихся этих специальностей можно проводить и учебную, и производственную практику в дистанционной форме: выполнять свои задания в этих сферах студенты вполне могут в удалённом режиме.
Также можно организовать педагогическую практику дистанционно: преподаватели проводят занятия в онлайн-режиме, взаимодействия с учащимися с помощью сервисов видеосвязи. Практиканты могут поступить так же.
Администрация некоторых вузов готова зачесть в качестве практики волонтёрскую работу студентов. В первую очередь, это касается тех, кто сейчас помогает бороться с инфекцией: доставляет продукты, лекарства, помогает медикам.
Чтобы преддипломная практика прошла дистанционно, научные руководители разрабатывают новые задания.
Все вышеперечисленное касается и техникумов: учебную и другие практики в условиях дистанционного обучения организуют с учетом интересов студентов и соблюдения карантинных норм либо перенесут на следующий семестр.
Преимущества и недостатки практической деятельности в удаленном режиме
Если говорить о преимуществах прохождения практики в удаленном режиме, то это:
- можно делать работу в любое удобное время и нет нужды лично приходить в компанию, следовать ее внутреннему графику;
- можно подстроить работу под собственный режим дня;
- открытый доступ ко всем материалам, учебникам и конспектам, которые можно использовать при выполнении работы;
- можно выполнять задания в свободное от работы время, если она присутствует;
- можно сэкономить время, так как не нужно каждый день ездить в офис компании;
- выполнение работы в комфортной домашней обстановке.
Также у практики в удаленном режиме есть некоторые недостатки:
- производственная практика проходит достаточно ограниченно;
- снижаются коммуникационные навыки;
- приходится развивать в себе дисциплину, организованность;
- завышенные требования к компьютерной грамотности;
- недоступность этого формата обучения для студентов отдельных специальностей.
Производственная и преддипломная практика в период эпидемии коронавируса претерпела некоторые изменения. Хотя большинство университетов не собираются от нее отказываться, и студенты выполняют все поставленные задачи, но уже удаленно, из дома. И главное – заранее уточнить, каким образом будет проходить практика для той или иной специальности и что для этого нужно.
Виды студентов и допустимая практика
Особое внимание важно обратить на то, что не всех студентов-практикантов направят в «зону риска» (т.н. «красную зону»), то есть непосредственно в МО, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции (далее – ковидные клиники). Студенты, у которых имеются медицинские противопоказания для работы с больными COVID-19, не направляются в МО, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции. Они направляются на практику в организации, указанные в ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», за исключением ковидных клиник.
Категория «здоровья» студента влияет не только на вид учреждения, где будет проходить производственная практика, но и на вид практической деятельности.
В пп. 2 п. 3 Приказа № 379/610 указано, что студенты с противопоказаниями для работы с больными коронавирусной инфекцией привлекаются для осуществления деятельности, указанной в п. 3 Приказа № 248 (перечислены выше). Получается, что данная группа студентов также будет участвовать в борьбе с пандемией, но на «тыловых» позициях. А именно путем обработки статистической информации, связанной с коронавирусной инфекцией; участия в подготовке информационных сообщений по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией; проведения профилактических и разъяснительных мероприятий среди населения по вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией и т.д. Подчеркнем, что эти виды деятельности должны осуществляться в организациях, указанных в ч. 4 ст. 82 ФЗ № 273, за исключением МО, где оказывают медпомощь больным COVID-19.
Остальные, то есть «здоровые» студенты, не имеющие противопоказаний для работы с больными COVID-19, помимо указанной деятельности могут быть привлечены к участию в оказании всех видов медицинской помощи пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции (см. пп. 2 п. 2 Приказа № 379/610). Об условиях привлечения студентов к оказанию медпомощи больным COVID-19 далее. Здесь же заметим, что такое участие возможно исключительно под контролем педагогических работников образовательной организации и работников медицинской организации.
Наличие и отсутствие медицинских противопоказаний для работы с больными COVID-19 устанавливают, по всей видимости, в ходе медосмотра. Отдельных противопоказаний для данного вида практики законодатель пока что не определил. В любом случае все студенты обязаны пройти медицинский осмотр, получить соответствующее заключение, а данные осмотра должны быть внесены в медицинские книжки студентов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Страховая защита и гарантии
Ни Приказ Минздрава от 29.03.2020 № 248, ни Приказ Минздрава и Минобрнауки от 27.04.2020 № 378/619 не дают ответа на вопрос о том, будут ли обеспечены студенты какой-либо страховой защитой. Представляется, что студенты, привлекаемые к оказанию работ согласно п. 3 Приказа № 248 и подп. 4 п. 1 Приказа № 378/619, не будут обеспечиваться страховой защитой, как привлеченные к безопасным работам.
Однако студенты, привлекаемые непосредственно к оказанию медицинской помощи больным COVID-19 и заключившие трудовой договор с соответствующей медицинской организацией, будут обеспечиваться теми же гарантиями, что и квалифицированные медицинские работники. О стимулирующих выплатах и доплатах медикам, в том числе заразившимся COVID-19, в нашем отдельном материале (в настоящее время в работе).
Что такое сессия в колледже
Сессия волнует многих, особенно, если это сессия в колледже на первом курсе. Сразу проспойлерим: бояться там нечего.
Как проходит сессия в колледже? В это время даже самые злостные прогульщики берутся за учебу и начинают зубрить. Обычно экзаменов бывает 4 или 5, максимум 7.
Сколько сессий в году в колледже? Всего две, зимняя и летняя. Однако это не повод «забивать» на учебу в перерывах между сессиями. Следует помнить, что кроме экзаменов придется сдать несколько зачетов, а на старших курсах еще и курсовую работу.
Как пережить сессию – вопрос, который задают себе все поколения студентов. Если станет совсем невмоготу, вспомните, что профессиональный сервис для учащихся всегда придет на выручку и поможет решить возникающие проблемы с учебой.
Чем стажировка отличается от практики
На первый взгляд может показаться, что практика и стажировка для студентов – это одно и то же. Но эти виды профессиональной деятельности существенно отличаются по сути и способу достижения поставленных целей.
Критерии | Стажировка | Практика |
---|---|---|
1. Суть | Дополнительное профильное образование. Главная цель – знакомство с особенностями работы конкретной организации, использование знаний для достижения определенных целей на практике. | Обязательная часть обучения в вузе, необходимая для профессиональной подготовки студентов, сбора информации для написания дипломной работы. |
2. Кто и когда направляет | Осуществляется исключительно по желанию студента. Рекомендуется искать возможность стажировки, начиная с 4-го курса. Может проводиться в каникулярное время. | Реализуется согласно образовательной программе (4-5 курс) на основе договора, заключенного с производственной организацией. Осуществляется исключительно в учебное время. |
3. Продолжительность | Устанавливается принимающей организацией. Обычно занимает от двух до трех месяцев. Отдельные программы могут длиться около года. Занятость студента – полная или частичная. | Устанавливается учебным заведением. В зависимости от вида практики, направления и профиля подготовки может продолжаться от шести до десяти недель с восьми часовым рабочим днем. |
4. Особенности работы | Выполнение заданий, предусмотренных программой стажировки, иногда не связанных со специальностью. | Деятельность студента основана на достижении целей и задач практики, отраженных в индивидуальном плане. |
5. Трудоустройство | Часто одним из условий стажировки является отбор лучших кандидатов для замещения вакантных должностей. | Как правило, прием на постоянную работу не предусмотрен. Предложение получают только наиболее инициативные практиканты. |
Перенос практики коснулся, в первую очередь, студентов-медиков. Если многие старшекурсники и так подрабатывают и не бросают работу во время карантина, то для студентов младших курсов многие вузы практику пока отменили.
У невыпускных курсов добавлена лишняя неделя каникул, в дальнейшем возможно смещение образовательного процесса на 1 неделю в счет первой недели летних каникул. Всё будет зависеть от развития ситуации и поступающих рекомендаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Справка об отсутствии коронавируса на английском языке — это документ, который необходим для выезда за границу россиянам, а иностранцам — для въезда в Россию.
К помощи в дистанционной работе преподавателям, юристам, специалистам гостиничного дела готовы подключиться и в государственных университетах. О таком решении сообщил ТАСС ректор Рязанского госуниверситета им.
Готовы к переходу на дистант
Университет ИТМО в Санкт-Петербурге готов провести полностью дистанционную практику. Для этого имеется достаточно ресурсов, в том числе виртуальных тренажеров, аналогов лабораторного оборудования, практико-ориентированных онлайн-курсов.
В связи с профилактикой коронавирусной инфекции в 2020 году все виды практик студентов Тюменского госуниверситета также пройдут в дистанционном формате. В частности, студенты Института математики и компьютерных наук ТюмГУ в ходе дистанционной практики займутся разработкой мобильных и веб-приложений.
Как сообщила ТАСС начальник управления академического развития
Для проведения практик в Северном Арктическом федеральном университете, единственном федеральном университете в европейской части Арктической зоны РФ, в котором обучаются около 14 тысяч студентов, используются виртуальные лаборатории, площадки для организации проектной деятельности. В вузе проработали с провайдерами доступность интернета, а в общежитиях открыты оборудованные комнаты с компьютерной техникой для самостоятельной работы.
Главная задача – быть полезным
Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность.
Пример. В нашей практике был случай, когда студентка, претендовавшая на роль стажера в департаменте маркетинга, отлично продала себя на собеседовании. Более того, она сама обратилась в компанию с просьбой взять ее, очень логично и увлеченно рассказывала о том, почему ей интересен именно такой опыт, прекрасно справилась с тестовым заданием.
Через три дня после начала практики она стала просто пропадать, ссылаясь то на болезнь, то на срочные дела в вузе. Появилась снова только за пару дней до окончания практики для подписания необходимых бумаг.
Обязательно попросите руководителя провести с вами установочную встречу и узнать на ней об основных функциях и ключевых проектах, над которыми работает департамент. Во время этой встречи составьте список задач, в решении которых вы можете поучаствовать.
Постарайтесь избежать ошибок, которые совершает большинство стажеров.
- Не бойтесь задавать вопросы. Многие молодые специалисты считают, что должны прийти к наставнику с уже выполненной задачей, готовым решением. Это отличный подход. Но только в том случае, если вы досконально поняли задачу и у вас не возникло вопросов по ходу выполнения. В противном случае вы рискуете потратить большое количество времени и прийти с результатом, который совсем не соответствует ожиданиям руководителя. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Но, конечно, знайте меру, не отвлекая наставника от работы постоянно.
- Смотрите на задачу шире. Если вам дали одну конкретную задачу – например, написать пост для группы компании на Facebook, это не значит, что вы не можете, выполнив ее, подумать о том, что еще можно предложить руководителю в этой области. Вы – ценный ресурс, так как смотрите на бизнес «незамыленным» открытым взглядом и можете предложить интересные идеи, благодаря которым вас в конечном итоге и запомнят.
- Будьте активны. Мы не рассматриваем случаи, когда цель стажировки – просто получить необходимую подпись. Если вы хотите, чтобы практика стала ценным опытом, а возможно, началом карьеры в компании, ваша главная цель – сделать так, чтобы ваше присутствие в команде было ощутимо. Слушайте, что обсуждают коллеги, отмечайте, в каких направлениях им не хватает ресурсов или идей. Именно в эти направления вы должны органично встроиться и стать полезным.
Учебная практика студента: особенности оформления документации
Время писать отчеты
Оформление отчетов по практике у студентов разных специальностей будут также довольно сильно отличаться.
Если некоторым разрешают сдавать отчет чуть ли не в свободной форме, то другим приходится подчиняться требованиям строгого оформления нормативной документации.
Впрочем, юридические моменты всегда будут одинаковыми. Что всегда присутствует:
- Руководство издает приказ о прохождении студентами практики.
- Определяется программа прохождения практики.
- Определяются формы отчетности.
- Руководство заключает договор с местом, где придется проходить практику студентам.
- Руководство договаривается об условиях оплаты обязанностей, которые будут выполняться будущим специалистом.
Отличаться будут и требования к оформлению в зависимости от типа учебного заведения. У средне-специальных будут одни требования, у высших – совсем другие.
Как избежать признания ГПД трудовым договором?
Пример 2 Библиотека, являющаяся автономным учреждением, заключила договор подряда на реставрацию библиотечного фонда со студентами образовательного учреждения.
Сделать это можно благодаря прохождению практики. В представленной статье мы расскажем вам о полезной информации касательно того, что потребуется для составления специального договора, посредством которого организация возьмет студента на практику.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в Организации.
Создать условия для высококачественного овладения Практикантами профессиональными знаниями, умениями и навыками труда, отвечающие требованиям безопасности и соответствующие санитарно-гигиеническим нормам условиям труда.
С практикантом можно не заключать никакой договор. Организация не обязана заключать со студентами трудовые договоры, так как подобная обязанность законодательством не предусмотрена.
Учебная и производственная практика, предусмотренная образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между вузами и предприятиями, учреждениями и организациями.
Такой вид соглашения между юридическим и физическим лицом определяет их взаимоотношения, связанные с результатом работы. При этом стороны не вступают в трудовые отношения, по отношению друг другу они являются заказчиком и исполнителем.
Для оформления трудовых отношений необходимо заключить срочный трудовой договор, поскольку трудовые отношения со студентом, проходящим практику, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ст. ст. 58, 59 ТК РФ).
Новоиспеченным специалистам было гарантировано и прохождение профессиональной практики, и дальнейшее трудоустройство. В наши непростые времена дела обстоят совсем иначе — не каждая компания готова взять под свое крыло неопытного работника для передачи ему практических навыков.
Порой к руководителю учреждения обращаются студенты учебных заведений с просьбой пройти производственную или преддипломную практику в данном учреждении.
Место практики согласовывается с руководителем практики от кафедры. Руководитель практики от кафедры (преподаватель) согласовывает места прохождения практик с заведующим кафедрой!
Плюсы для работодателя
На работника накладывается обязанность соблюдать внутренний трудовой распорядок. За его несоблюдение работодатель вправе наложить дисциплинарное взыскание, в том числе и в виде увольнения.
Заключать трудовой договор со студентом, проходящим практику в учреждении, необходимо только в том случае, если предполагается его зачисление на вакантное место, имеющееся у работодателя. Пункт 10 Положения позволяет работодателю принять студентов в штат организации в обычном порядке при условии, что работа, предлагаемая практиканту, соответствует требованиям программы практики.
Законно ли проводить производственную практику дистанционно?
- Отчет по дистанционной практике. Пример 1
- Отчет по дистанционной практике. Пример 2
- Отчет по дистанционной практике. Пример 3
- Отчет по дистанционной практике. Пример 4
- Отчет по дистанционной практике. Пример 5
- Отчет по дистанционной практике. Пример 6
- Отчет по дистанционной практике. Пример 7
- Отчет по дистанционной практике. Пример 8
- Отчет по дистанционной практике. Пример 9
- Отчет по дистанционной практике. Пример 10
Основная задача введения по дистанционной практике – тезисно представить читателю суть предстоящей работы. Главной особенностью дистанционной практики является то, что все взаимодействие между куратором и студентом происходит в режиме онлайн с помощью телекоммуникационных технологий. А потому во введении должна быть отражена следующая информация:
- Цели работы;
- Задачи работы;
- Актуальность работы;
- Объект исследования;
- Предмет исследования;
- Место прохождения практики;
- Краткое описание проблемы и организации;
- Исходные данные, с которыми работал студент;
- Сроки прохождения практики.
Как говорилось ранее, дистанционная практика проходит с помощью телекоммуникационных технологий. А потому заключение должно отражать результаты исследования, достижение тех или иных поставленных в самом начале целей и задач, а также пояснений студента, каким путем они были достигнуты. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:
- Краткие выводы по каждому разделу работы;
Информацию по достижению целей и задач практики.
Правильный отчет по дистанционной практике предполагает следование определенному алгоритму (шаблону), на основании которого и будет дана оценка работы со стороны научного руководителя. Убедитесь, что в основной части работы Вы не забыли прописать наименование фирмы и ее вид деятельности, ФИО директора, фактический адрес, а еще разработки компании, над которыми ее сотрудники сейчас трудятся (если таковое имеется в действительности). Следующее, что важно отобразить, — должность, в которой Вы стажировались, и те обязанности, что прописаны в должностной инструкции и, подпись куратора.
Когда соберетесь переслать отчет по дистанционной практике, приложите дневник и характеристику о прохождении практики.
Чем стажировка отличается от практики
На первый взгляд может показаться, что практика и стажировка для студентов – это одно и то же. Но эти виды профессиональной деятельности существенно отличаются по сути и способу достижения поставленных целей.
Критерии | Стажировка | Практика |
---|---|---|
1. Суть | Дополнительное профильное образование. Главная цель – знакомство с особенностями работы конкретной организации, использование знаний для достижения определенных целей на практике. | Обязательная часть обучения в вузе, необходимая для профессиональной подготовки студентов, сбора информации для написания дипломной работы. |
2. Кто и когда направляет | Осуществляется исключительно по желанию студента. Рекомендуется искать возможность стажировки, начиная с 4-го курса. Может проводиться в каникулярное время. | Реализуется согласно образовательной программе (4-5 курс) на основе договора, заключенного с производственной организацией. Осуществляется исключительно в учебное время. |
3. Продолжительность | Устанавливается принимающей организацией. Обычно занимает от двух до трех месяцев. Отдельные программы могут длиться около года. Занятость студента – полная или частичная. | Устанавливается учебным заведением. В зависимости от вида практики, направления и профиля подготовки может продолжаться от шести до десяти недель с восьми часовым рабочим днем. |
4. Особенности работы | Выполнение заданий, предусмотренных программой стажировки, иногда не связанных со специальностью. | Деятельность студента основана на достижении целей и задач практики, отраженных в индивидуальном плане. |
5. Трудоустройство | Часто одним из условий стажировки является отбор лучших кандидатов для замещения вакантных должностей. | Как правило, прием на постоянную работу не предусмотрен. Предложение получают только наиболее инициативные практиканты. |
Что такое производственная практика?
Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.
Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.
Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.
В интересах работника привести документооборот в соответствие, поэтому он должен рассказать о проблеме своему работодателю по совместительству.
Необходимость в сокрытии увольнения с основного места работы отсутствует.
Работодатель может изменить условия совместительства на основной договор путем увольнения и приема либо оформления дополнительного соглашения, работник предоставляет работодателю на хранение трудовую книжку.
Если работник желает продолжать работать в режиме неполного дня, условия согласовываются с работодателем. Законодательного запрета работы в условиях неполного дня не имеется.
Договор по совместительству не меняет статуса при отсутствии основного места трудоустройства.
Для приведения документов в порядок дополнительный договор должен быть оформлен в качестве основной формы.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область
- Санкт-Петербург и область
- Регионы
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Могу ли я взять отпуск для прохождения производственной практики?
Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается. Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия. При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).