Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС ПРИ АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
- Покупка, продажа и аренда земельных участков сроком более года регистрируются в Росреестре.
- Допустимо ставить на учет земельные участки, используя разработанные в организации формы первичных документов.
- При продаже части участка необходимо произвести его разделение, а не списание и постановку на учет новых объектов.
- НДС операции покупки-продажи земли не облагаются.
- Аренда земли частного характера облагается НДС.
- Субаренда любой земли облагается НДС.
- В расходы по налогу на прибыль можно включить затраты на участок только при его продаже.
- В ином случае включаются в расчеты по налогу на прибыль затраты по ЗУ государственного, муниципального характера, если на них имеются строения или предполагается их возведение.
ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки
Стандарт не применяется в отношении земельных участков, которые передаются в аренду или субаренду для геологоразведки. Правило актуально для всех сторон договора. Если арендатор по первичному договору указанной деятельностью не занимается, но сдает землю в субаренду геологоразведочной компании, стандарт учета не применяется всеми сторонами: арендодателем, арендатором, субарендатором.
Нередко в субаренду сдается часть участка. Если субарендатор занимается геологоразведкой, а арендатор – нет, договор считается комбинированным. В отношении учета субаренды земли ФСБУ 25/2018 не применяется. Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке, как раз с использованием норм и правил упомянутого стандарта.
Как учитывать аренду и субаренду участка для геологоразведки? Используйте МСФО (IFRS) 16.
Бухгалтерская первичка и учет
Первичные документы для учета аренды земли одинаковые у арендатора, арендодателя. Подтверждением сделки служит договор с актом приема-передачи участка. Оплата подтверждается банковскими документами. Ежемесячное начисление расходов в учете арендатора делается на основании бухгалтерской справки или акта об оказании услуг аренды.
Важно: в любом подтверждающем документе должны присутствовать реквизиты договора аренды (ФЗ №402 от 6.12.2011).
Договор аренды может попадать под общий или упрощенный учет. Начнем с последнего: способ применяется, если нет субаренды, выкупа и соблюдается минимум одно условие из п. 11 ФСБУ 25/2018. Арендные платежи включаются в текущие расходы. Участок, арендованный для собственных нужд, отражается в учете за балансом по договорной стоимости. Не указана стоимость в договоре? Попросите арендодателя прислать бухгалтерскую справку с соответствующими сведениями. Можно отражать в учете землю и по кадастровой стоимости. Это условие должно быть зафиксировано в договоре. Принятие земельного участка на забалансовый учет отражается проводкой Дт 001.
Затраты по аренде учитываются по-разному и зависят от целей использования арендованной земли. Если строится недвижимость для собственных нужд, в первоначальную стоимость объекта включаются арендные платежи и предварительные расходы (расходы на заключение договора аренды). Это отражается проводкой Дт 08 Кт 76 (60).
Если земля арендуется не для строительства, учет ведется по дебету счета 20, 23, 25, 26, 29, 91-2 и кредиту счета 60 (76).
Если по окончании срока договора аренды арендатор выкупает земельный участок, для учета купли-продажи применяются новые стандарты бухучета: ФСБУ 5/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020.
Правовые основы сдачи в аренду земельных участков
В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).
Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.
Казенные учреждения, согласно положениям пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признают объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду также не подлежит обложению НДС. Подтверждением этого служит позиция Минфина России, выраженная в п. 2 Письма от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями». В связи с этим в данной ситуации у арендаторов земельных участков также не возникает обязанности по уплате НДС в бюджет (Письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344).
Нужно ли уплачивать НДС при аренде муниципальной земли
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, относятся согласно статьям 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам.
Они зачисляются в бюджет собственника имущества (федеральный, региональный или муниципальный) по нормативу 100%.
НДС не облагаются пошлины и сборы, которые взимают государственные органы и должностными лицами при предоставлении организациям определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.
Указанное следует из подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Земля – это природный ресурс (п. 1 ст. 1 Земельного кодекса, п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса).
Поэтому арендная плата, которую уплачивает организация за аренду муниципального земельного участка, НДС не облагается.
На это обращал внимание Минфин в письмах от 09.02.2018 № 03-07-11/8159, от 18.10.2012 № 03-07-11/436.
Однако, в случае, если организация решит передать земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, в субаренду, то в таком случае ей следует исчислить НДС в общем порядке (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).
Решаем, нужны ли НДС-документы
Несмотря на то, что арендатор-спецрежимник платить НДС не должен, он является налоговым агентом . Рассмотрим, какие же у него будут обязанности.
Год 2013-й и ранее: вспоминаем, как было
До 2022 г. при аренде муниципальных земельных участков надо было выставлять счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой «Без налога (НДС)» .
Если арендатор-спецрежимник не делал этого, то налоговая инспекция при выездной проверке может оштрафовать его за отсутствие счетов-фактур — это является грубым нарушением правил учета объектов налогообложения .
Если требуемых счетов-фактур не оказалось более чем за один квартал, штраф ждет немаленький — 30 тыс. руб.
Налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года, предшествующие году, в котором инспекцией вынесено решение о проведении проверки . Поэтому, если у вас нет нужных счетов-фактур, это может быть проблемой даже сейчас.
СОВЕТ
Если в 2011-2013 гг. при аренде муниципальной земли вы не составляли счета-фактуры с отметкой «без НДС», то лучше заполнить их и зарегистрировать в журнале учета сейчас (но прошлыми периодами).
Также надо было сдавать в инспекцию НДС-декларации по итогам каждого квартала . Учтите, что до 2022 г. штрафы за несдачу в срок деклараций распространялись только на налогоплательщиков . Поэтому инспекция могла оштрафовать налогового агента лишь на 200 руб. за каждую несданную декларацию .
Должностным лицам организации (к примеру, бухгалтеру) мог грозить административный штраф за просрочку сдачи налоговой декларации — от 300 до 500 руб. Причем такой штраф также полагается за каждую несданную декларацию, а их в календарном году надо было сдать четыре.
Но наказать могут только в течение года со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации .
Взаимосвязь учета и применяемых налоговых режимов
Ведение учета бухгалтером доходов от поступаемой арендной платы, прямо зависит от налогового режима. Согласно официальным данным, около восьмидесяти процентов индивидуальных предпринимателей используют «специальные» режимы налогообложения. Упрощенка, патент, единый вмененный налог. Упрощенная система подразумевает немудреный расчет налога (шесть процентов от валового дохода арендодателя или пятнадцать с разности доходов и затрат). Работающие по патенту, вообще избавлены от необходимости сдавать какие-либо расчеты.
Физические лица промышляющие таким видом бизнеса, обязаны платить тринадцать процентов от суммы полученного дохода, в качестве налога. Поэтому при подсчетах выясняется, что выгоднее, даже с перечислением денег в пенсионку, соцстрах, подать заявку и работать по упрощенному методу.
Компании, работают с НДС при сдаче в аренду имущества крайне редко. Это связанно с уплатой большого количества дополнительных налогов, подачей разнообразной отчетности. Рациональным решением выглядит использование упрощенки.
Вопрос – ответ по теме НДС при аренде
Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?
Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.
Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?
Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.
Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?
Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.
НДС с арендной платы у арендатора
Есть некоторые особенности расчета НДС с арендной платы у арендатора
Важно, чтобы были соблюдены условия, прописанные в статье 169 НК РФ. Так, сдача в использование недвижимости облагается налогом, имущество используется для облагаемых операций, арендодатель выдает счет-фактуру, стоимость за услугу принята к учету, присутствует акт приема и передачи недвижимости
Акт по услугам обычно составляется ежемесячно. Чтобы оформить вычет по платежам, его не требуется представлять. Нет оснований для отказа в вычете, если договор не зарегистрирован. При перечислении аванса, с него налог также можно компенсировать.
При использовании недвижимости, которая принадлежит государству, есть вероятность возникновения обязанностей налогового агента. Тогда с оплаты за пользование нужно будет внести НДС согласно статье 161 Налогового Кодекса.
Земельный налог в 2021-м: идём на снижение
В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.
Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.
Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.
Ставка 10% применяется при реализации:
- продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
- услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.
Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.
При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.
Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.
По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:
- Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
- Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
- Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.
Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.
В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.
Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.
Изменения 2021 по земельному налогу
Многие организации желают снизить НДС. Это возможно, но приходится руководствоваться Налоговым кодексом. Возмещение НДС – это возможность вернуть часть уплаченных средств. Дело в том, что сумма налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке величина налога.
Компании, ИП и лица, перевозящие товары через таможенную границу, могут возместить НДС. При этом перечисленные категории должны применять общую систему налогообложения. Предприниматели и организации на спецрежимах не могут требовать возврат налога.
Право на возврат части уплаченных средств есть только у тех лиц, которые выполнили конкретные требования. Рекомендуется ознакомиться с условиями, чтобы не столкнуться со сложностями.
- Документальное подтверждение. Потребуются первичные официальные бумаги, а также счета-фактуры, которые доказывают проведение операций.
- Сделка должна быть реальной. Важно, чтобы она была направлена на получение дохода от деятельности предпринимателя.
- Оприходование услуг, товаров и работ.
- Все участники сделки должны быть добросовестными. Речь идет, в том числе, о контрагентах второго и третьего звена.
Заявительный порядок возврата удастся использовать определённым категориям плательщиков. Они должны отвечать установленным условиям. Возврат налога будет осуществлён ещё до того, как завершится камеральная проверка.
- Компании, которые уплатили за 3 года налоги на сумму от 7 миллиардов рублей.
- Организации, которые подали вместе с декларацией банковскую гарантию.
- Компании и ИП, которые считаются резидентами территории опережающего социально-экономического развития.
- Резиденты свободного порта Владивосток.
- ИП и компании, который уплачивали НДС с использованием договора поручительства.
Заявитель должен заполнить декларацию по налогу на добавочную стоимость и получить гарантию от банка на ту сумму, которая указана в документе. Понадобится сдать документацию в налоговую, а также направить заявление ИФНС на использование ускоренного порядка.
По результатам проведенных сравнительных и проверочных процедур налоговая инспекция должна составить итоговый документ – акт проверки. В нем должна найти отражение следующая информация:
- обнаруженные разногласия или ошибки с официальным подтверждением (указанием конкретных первичных документов, в которых выявлены противоречия);
- удостоверение факта отсутствия каких-либо ошибок при заявлении налогового вычета и соответствующего возмещения НДС;
- резолютивная часть – заключение о допустимости возмещения налога или мотивированный отказ.
Если проверка прошла без претензий со стороны контролирующей инстанции, то в течение 7 дней сумма возмещенного НДС должна поступить на банковский счет заявителя. Это произойдет, если налогоплательщик изначально ходатайствовал о возврате денег из бюджета.
Если же на лицевом счете организации (ИП) зафиксирована недоимка по НДС, сложившаяся в предыдущие отчетные периоды, то возмещенный налог будет перенаправлен на погашение задолженности.
На возврат НДС налоговой инстанции отведен конкретный срок – 12 дней с момента вынесения благоприятного решения. Если за указанный срок бюджетные деньги не поступили на счет заявителя, то он может увеличить свои финансовые требования, подсчитав проценты за просрочку.
Налоговым правом предусмотрена возможность ускоренного проведения процедуры возмещения НДС для отдельного разряда налогоплательщиков. Если в течение последних трех лет организация перечислила в государственную казну 10 миллиардов рублей налоговых сборов, она может претендовать на получение возврата НДС в упрощенном порядке.
В течение 5 суток после сдачи налоговой декларации подается заявление о возврате НДС, а еще через 5 дней подразделение ФНС выносит решение о досрочной компенсации налога.
Ускоренное возмещение обеспечивается банковской гарантией, по которой возвращенные налогоплательщику деньги будут перечислены обратно в госбюджет, если результат камеральной проверки будет не в пользу заявителя.
Изменения в главу 21 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2021 года, были приняты несколькими федеральными законами в течение 2021 года. Мы расскажем о самых важных поправках.
С 1 января 2021 года в НК РФ будет официально закреплен порядок восстановления НДС, если налогоплательщик переходит на ЕНВД только по некоторым видам деятельности. Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, нужно будет восстановить в том квартале, в котором они переданы или начинают использоваться в деятельности, переведенной на ЕНВД (пп.
2 п. 3 ст.
170 в ред. Федерального закона от 29.09.2020 N 325-ФЗ (далее — ФЗ N 325-ФЗ).
Если же организация или ИП переходят на ЕНВД «целиком», то восстановить НДС, как и прежде, необходимо в последнем квартале перед переходом на ЕНВД.
Эксперт
М.И. Филипенко
Вопрос № 1
Фирма арендует нежилое помещение по договору аренды от 30.01.2006. Договор заключен с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля. В договоре и в счете НДС не выделен.
Надо ли нам в этом случае уплачивать НДС? Если надо, то можно ли принять налог к вычету?
Ответ на вопрос №1
Напоминаем, что плательщиками НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления являются налоговые агенты. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы (п. 3 ст. 161 НК РФ). А это значит, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет, то есть у организации возникает обязанность по уплате НДС.
Возникает вопрос, как налоговым агентам определять налоговую базу по данным операциям?
О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Заключая договор аренды, организациям необходимо помнить, что в отдельных случаях им придется выполнять функции налогового агента по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ: удержать НДС из арендной платы, перечислить налог в бюджет и отчитаться перед налоговыми органами по «агентскому» НДС. Давайте разберемся, в каких случаях это делать необходимо. |
Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?
Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.
Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:
- является составной частью арендной платы;
- прямо связана с оплатой аренды земельного участка.
Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.
Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.
Пример
В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.
Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).
При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж).
Что такое налог на аренду земельного участка (НДС)?
Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России. В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Учитывая данные нормы, плата за аренду, вносимая организациями или гражданами, арендующими землю у государственных органов или муниципалитета, освобождается от НДС согласно пункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС. Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению.
Второй раздел декларации по такой операции не заполняется. Декларацию необходимо заполнить в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения».
Земельные участки ндс не облагаются
Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При продаже права на заключение договора аренды участка земли уплачивается НДС Кучиновой. На основании пп. 1 п. 1 ст.
Важно
Как отражаются в учете организации, применяющей общий режим налогообложения, операции по аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета)? Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 80 000 руб., расчетные документы на сумму арендной платы выставляются арендодателем ежемесячно. Земельный участок используется в основной производственной деятельности организации.
Организация применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. Гражданско-правовые отношения Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется организации в аренду на основании заключенного договора аренды (п.
2 ст. 22, пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ)
Субарендатор или арендатор перечисляет средства за арендную плату в размере установленного размера и плюс величина налога. Оговорки насчёт муниципальной и госсобственности Самый простой и безопасный способ аренды земли без НДС – заключение договора напрямую с государством.
В таком случае арендатор освобождается от налога на надбавочную стоимость. Случаются такие моменты, когда будущий арендатор хочет получить участок в пользование от местных властей. Ситуация может развиваться по-разному. Если земля находится в собственности муниципалитета, то проблем возникнуть не должно. С другой стороны, органы местной власти могут предоставить участок в аренду, который либо уже находится в аренде, либо не находится в собственности у органов власти.
В первом случае подразумевается субаренда, а поэтому НДС платить необходимо.