Стажировка водителей в организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителей в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:

  • опытное вождение 1-2 класса;
  • безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
  • опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Ответ.

Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Все о приказах и положениях о стажировании водителей транспортных средств

Министерство транспорта РФ 11.03.2021 г. утвердило приказ № 59, регламентирующий порядок проведения профессионального отбора и соответствующего обучения всеми работниками, чья должность напрямую связана с движением автотранспортных средств и городского наземного электрического транспорта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта (электротранспорта), обязаны привлекать к работе только лиц, имеющих необходимое образование и должный уровень компетенции, отвечающий надлежащему осуществлению возложенных на них обязанностей.

Приказ Минтранса 59

В каких случаях необходима стажировка?

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивается на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).

Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу

БЫЛО:

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

Возьмите у кадровиков штатную расстановку и распределите, какие должности и профессии можно освободить от инструктажей на рабочем месте, а для кого инструктаж обязателен. При этом руководствуйтесь здравым смыслом и пунктом 13 новых Правил обучения.

Отсейте из списка работников, подлежащих инструктажам на рабочем месте всех, у кого низкий риск и чей труд связан с работой на офисной оргтехнике. Ключевое слово при этом – персональный компьютер. Если компьютер или ноутбук не завязан в технологический процесс, работающего на нем можно освободить без колебаний.

Пример

Есть юрист, бухгалтер, менеджер по продажам, кадровик, оператор ПК. Их можно освободить от инструктажей на рабочем месте. А вот если работник трудится на технологическом компьютере, который является управляющим звеном конвейерной линии, подстанции линии электропередач, с него управляются процессы запуска и остановки станков, делать этого нельзя категорически.

Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утвердите у руководителя организации, и при наличии, согласуйте с вашим представительным органом работников. Ознакомьте работников, чьи интересы затронуты, с этим перечнем.

Некоторые инспекторы труда берут штатную численность на конкретную дату с указанием даты приема и проверяют, проводились ли с работником все виды инструктажей. Вклейте этот перечень в журнал регистрации инструктажей на рабочем месте для того, чтобы при проверке ГИТ инструктирующее лицо могло сослаться на № и дату приказа об освобождении.

До 1 января 2021 года порядок прохождения стажировки водителями отдельно оговаривался приказом Минтранса РФ от 11 марта 2016 года № 59.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 года № 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в котором доселе применявшееся слово «стажировка» заменено словом «испытание» и прикреплено, таким образом, к статье 70 ТК РФ, которая и оговаривает испытание при приеме на работу.

Так, Порядком оговорена в числе прочего обязанность работодателя организовать прохождение испытания для всех принимаемых на работу водителей. Без прохождения испытания водители к самостоятельной работе не допускаются.

Однако несмотря на то, что понятие стажировки из вышеупомянутого документа исчезло, сама стажировка из законодательства никуда не делась. Так, в общем виде стажировка оговаривается ст.ст. 212 и 225 ТК РФ как часть обеспечения безопасности труда при работе с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, существует Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», которым оговаривается обязанность работодателя провести обучение и стажировку на рабочем месте не только вновь принимаемых работников и работников, имеющих перерыв в работе более 1 года, но и работников, переведенных с одного места работы на другое (в случае с водителями — с одного транспортного средства на другое).

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о браке

Таким образом, обязанность проводить стажировку с водителями не отменена и не заменена испытанием, которое ввел Минтранс.

Унифицированной формы приказа о прохождении водителем стажировки не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец приказа, с которыми можно ознакомиться и которые можно применять для собственных нужд. В приказе потребуется указать:

  1. ФИО, подразделение водителя-стажера.
  2. ФИО, подразделение водителя-наставника.
  3. Дату начала и дату окончания стажировки.

С приказом оба водителя должны быть ознакомлены под подпись до начала стажировки.

Как с 2022 года проводить стажировку на рабочем месте по охране труда

  • Охрана труда
  • Пожарная безопасность
  • Промышленная безопасность
  • Безопасность дорожного движения
  • Экология
  • Электробезопасность
  • Общие требования безопасности
  • Все статьи

Одна из главных поправок, которая вступит в силу с 1 марта 2022 года, касается усиления ответственности водителей за нарушения в сфере техосмотра. Для легкового транспорта физических лиц процедуру прохождения ТО, напомним, с текущего года сделали добровольной (за исключением ряда случаев), однако это вовсе не значит, что у водителей теперь не будет проблем. Скорее, всё обстоит с точностью до наоборот. Сейчас объясним, почему.

В ГИБДД уже пообещали, что продолжат усиленно следить за техническим состоянием транспортных средств. А это означает, что на дороги вернутся облавы. Чтобы отправить автомобиль на внеочередной техосмотр, достаточно будет выявить факт внесения изменений в конструкцию ТС или критическую неисправность. Право на осмотр техники прямо на дороге у ГИБДД пока никто не отобрал. Если техническая неисправность визуально видна, вас не спасёт от внеочередного ТО даже действующая диагностическая карта. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооружённым глазом, автомобиль стражи правопорядка проверить на дороге уже не смогут.

С 1 марта 2022 года вступит в силу новый порядок выдачи медицинских справок водителям. Лица, лишённые прав за управление ТС в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, в обязательном порядке будут сдавать на анализы кровь и мочу. По задумке, это должно помочь выявить хронических алкоголиков и наркоманов. Дополнительные тесты будут проводиться на платной основе – придётся дополнительно раскошелиться.

В соответствии с принимаемыми поправками, с марта водителей начнут строже наказывать за повторные нарушения ПДД. Пока речь идёт о следующих случаях:

  • повторное вождение машины с незаконной тонировкой – 3 000 рублей вместо 500 рублей;

  • управление машины с нечитаемыми номерами – 5 000 рублей вместо 500 рублей и лишение прав на срок до трёх месяцев;

  • повторное управление автомобилем без прав – 20 000–30 000 вместо 5 000–15 000 рублей или обязательные работы на 40–60 часов.

Официальное обращение в Минтранс по стажировке и испытанию.

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Приветствую, уважаемые друзья! Первый весенний день на Блоге открою мощной, как «гелендваген» от Мерседес-Бенц, заметкой с бесплатным материалом — программами обучения по охране труда с экзаменационными билетами для водителей управляющих разными видами транспортных средств!

  1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
  2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
  3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
  4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Заполнение листа испытаний водителя

Порядок заполнения листа следующий:

В разделе сведения о проходящем стажировку:

  1. Указываем фамилию, имя, отчество испытуемого
  2. Указываем сведения о транспортном средстве, на котором проводятся испытания. Если транспортных средств несколько, то указываем их все.
  3. Указываем год рождения испытуемого
  4. Указываем стаж работы водителем
  5. Указываем номер водительского удостоверения
  6. Указываем дату, время и количество часов испытания

В разделе сведения о водителе-наставнике:

  1. Указываем фамилию, имя. отчество наставника
  2. Указываем его должность

Требования к водителю наставнику при прохождении испытания определены в п. 10 Приказа 264

Водитель наставник должен:

  1. иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 3 лет (при испытаниях на легковом, грузовом автомобиле)
  2. иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 5 лет (при испытаниях на автобусе, трамвае или троллейбусе)
  3. не быть участником дорожно-транспортных происшествий за последний год

Учитывая данные требования, необходимо назначить водителя-наставника.

В разделе прохождение испытания:

Данный раздел выполнен в виде таблицы, в которой указывается:

  1. дата испытания,
  2. количество часов,
  3. краткая характеристика выполняемого вида работы
  4. результат прохождения
  5. и подпись водителя наставника

Стажировка водителей: 5 важных вопросов

Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Читайте также:  Антибиотики будут отпускать строго по рецепту

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Но! В Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 есть только единственная скупая фраза про стажировку:

…Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов…

Вот теперь давайте обратимся к Приказу Минтранса №59. Данный документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:

…Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств…

Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.

Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.

Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей:

…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
— номер стажировочного листа;
— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
— дата и время прохождения, количество часов стажировки;
— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предприни��ателя не менее пяти лет.

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.

Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

В каких случаях проводится стажировка водителей автобусов или автомобилей:

  1. Водитель впервые садится за руль транспортного средства данного типа;
  2. Начинает работать на новом маршруте движения;
  3. Больше одного года не работал водителем;
  4. Не имеет водительского стажа, только что окончил обучение;
  5. Собирается работать в сложных горных условиях, на дорогах с повышенной опасностью.

Условия труда водителей автомобилей в 2021 году!

Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Приказ Минтранса РФ от 29.07.2020 N 264

О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:

  • закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
  • помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).

Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).

Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).
Читайте также:  Уплата земельного налога на физических лиц в 2022 году

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.

Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.

И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

Водители автотранспорта: особенности режима труда и отдыха в 2021 году

5.1.2. Проверку знаний по теоретической части стажировки водителей после повторения и обучения осуществляет специалист субъекта транспортной деятельности, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.

стажировка работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, определяется программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен.

Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.

  • для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
  • если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
  • в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
  • при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость, знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

7. Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2021 г. № 287 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2021 г., регистрационный № 40032) (далее — Квалификационные требования), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.

Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.

Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:

  • Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
  • Требования к безопасности управления ТС.
  • Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
  • Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
  • Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
  • Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
  • Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.

Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.

Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:

  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
  • При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.

Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:

  • Аварийных ситуаций и их устранения.
  • Вызова специальных спасательных служб.
  • Устранения мелких поломок ТС.
  • Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.

Здесь можно программы стажировки водителя.

Водитель – наставник.

5.1. Водитель – наставник для проведения стажировки может быть назначен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем из числа имеющихся в штате водителей или, если своего наставника нет, то может быть приглашен со стороны (по срочному трудовому договору или по внешнему совместительству).

5.2. Требования к водителю – наставнику:

а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;

б) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

в) имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе маршрутных транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) не менее пяти лет.

Стажировка подразумевает процесс

, во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.

Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.

В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений

. Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.

Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов

:

Как проводится водительская стажировка

Стажировка проводится в следующем порядке

:

  1. Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
  2. Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
  3. Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
  4. Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
  5. При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.

Как правило, за проведение стажировки отвечают

:

  1. Главный инженер
    . Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
  2. Ответственные лица, которые были назначены главным инженером
    . Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
  3. Непосредственные инструкторы
    , занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.

Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры

. В качестве основных положений следует отметить
следующие
:

  1. Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
  2. Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
  3. Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *