Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В классе ребёнка больше 30 человек: законно ли это и что могут сделать родители». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.
В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.
Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.
Подводя итог, отметим, что напрасно мы относимся к проблеме наполняемости так легко. Безусловно, многие вспоминают, как сами учились в очень больших классах. Учителя до сих пор друг другу рассказывают, что в журналах не хватало строчек. Разве это хорошо? Ведь не просто так были придуманы все эти нормы и правила.
Сейчас существует много факторов, которые негативно влияют на здоровье детей. Поэтому то, какая должна быть наполняемость классов, освещенность кабинетов и прочее, нужно четко представлять и всегда соблюдать. Родители не могут находиться со своим ребенком двадцать четыре часа, поэтому образовательное учреждение играет огромную роль в воспитании детей, обучении и здоровье.
Пусть лучше учеников будет меньше, чем обучение станет неэффективным. Большое количество народа в классе ведет к тому, что учитель физически не может охватить всю аудиторию. Потому половина учащихся плохо усваивает материал. Чтобы такого не случалось, нужно соблюдать санитарные нормы.
Особенным деткам нужно еще больше внимания и времени, чтобы усвоить материал. В большом классе сделать это очень трудно. Часто дети не ведут себя на уроке тихо. Из-за этого у ребенка, имеющего проблемы со слухом или зрением, усложняется процесс восприятия темы. Кроме того, каждому ребенку нужно адаптироваться, но лучше это делать в классе с небольшим количеством детей. По этой причине СанПин предусмотрел отдельные нормы для детишек с особенностями.
Школа — это то место, где человек проводит самые важные годы жизни. Именно детство и юность запоминаются на всю оставшуюся жизнь. От школы в большей степени зависит, какие это будут воспоминания. Школа — это второй дом, который должен быть максимально комфортным для детей.
Сколько детей должно быть в классе по закону?
Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания.
Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в классе 40 человек и учитель просто не успевает уделить внимание каждому ученику?
По закону в классе не должно быть больше 25 детей и это правило нужно выполнять в каждой школе. Пункт 26
«Типового Положения об общеобразовательном учреждении»
, утвержденном Правительством РФ 19 марта 2001 года № 196 гласит: «наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 учеников».
Поэтому учеников в классе может быть даже двое, но не больше 25 человек. В Уставе школы должно быть указано, что детей в классах может быть меньше 25. В сельских школах количество детей в одном классе определяется, исходя из потребностей
О наполняемости классов
С 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.
По мнению Общероссийского профсоюза образования норматив являлся
«единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми»
. В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обратился в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с просьбой разъяснить внесение данных изменений.
Какое должно быть количество обучающихся в условиях инклюзии и обучения в пролонгированные сроки?
В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.
Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:
- глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
- слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
- слепые до 9 человек;
- слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
- обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.
В условиях инклюзии количество человек колеблется:
- глухие, слепые, обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра – при двух учащихся с нозологиями в классе не более 15 человек, а при одном ученике не более 20 человек;
- слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие – при 2х учениках с ОВЗ не более 20 учащихся, при одном не более 20.
- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи при количестве 25 учеников – не более 5 с нозологией, и аналогично с детьми с задержкой психологического развития.
Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:
- Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата до 5 человек в группе, слабовидящие до 9, а слепые до 7 человек.
- По специальным программам для детей с умственной отсталостью в сопровождении с дополнительной нозологией, наполняемость до 5 человек.
Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.
Российские школы в 2022/2023 учебном году примут 17,5 млн учеников — это:
- Четыре с лишним Татарстана — по состоянию на 2022 год в республике проживает 3 886 395 человек.
- На полмиллиона больше, чем в 2020/2021 и 2021/2022 годах — по 17 миллионов школьников.
- На миллион больше, чем в 2019/2020 учебном году — тогда за парты сели 16,5 миллиона детей.
- На 3,4 миллиона учащихся больше, чем в 2015/2016 учебном году — 14,1 миллиона человек.
- На 5,4 миллиона больше числа детей, которые учились в 2010/2011 учебном году, — 12,1 миллиона школьников.
- Примерно на 3,6 миллиона больше, чем в 2006/2007 учебном году — 13,9 миллиона детей.
- В 4,1 раза больше числа студентов в России — 4,22 миллиона.
- На 5 миллионов больше числа школьников в Германии — 12,5 миллиона.
- В 3,1 раза больше, чем в Турции — там в средней школе учатся 5,5 миллиона школьников.
- В 16,5 раза меньше количества учащихся в Китае — 289 миллионов.
- Чуть меньше численности населения Нидерландов — там проживает 17,6 миллиона человек.
- Три Дании — население этой страны составляет почти 5,8 миллиона человек.
- В 3,1 раза меньше численности школьников в США — 55 миллионов.
Победители и призёры олимпиад
Победителями и призёрами каждого этапа олимпиады становятся школьники, набравшие нужное количество баллов по предмету. На школьном и муниципальном уровне ВсОШ победителем может стать только участник, набравший более 50 % баллов от максимально возможного количества. Поэтому возможна ситуация, когда победителя школьного или муниципального этапа олимпиады нет совсем.
Победителем заключительного тура Всеросса становится участник, набравший больше всех баллов.
Диплом победителя и призёра Всероссийской олимпиады школьников действует четыре года. Для поступления в вуз достаточно предъявить сам диплом ВсОШ. Подтверждать уровень знаний баллами по ЕГЭ не нужно.
Дипломы победителей и призёров олимпиады дают право на льготное поступление в профильный вуз. Если школьник выбрал другую специальность, диплом может быть преобразован в 100 баллов по ЕГЭ по профильному предмету. Сам экзамен сдавать не нужно.
Если вы приняли решение участвовать в олимпиаде, нужно подготовиться к прохождению туров. В свободном доступе есть задания ВсОШ прошлых лет. Изучите их, найдите алгоритм и логику решения. При подготовке к каждому туру ВсОШ нужно изучать задания именно этого тура. Не беритесь сразу за задания финала — начните со школьной олимпиады. При подготовке составьте расписание — определите количество часов на изучение заданий, на повторение материала, на выполнение олимпиадных задач. Главное — правильно подойти к подготовке и выполнять задания ВсОШ с уверенностью в своих силах.
Задания с развернутым ответом: немного статистики
Многие думают, что эта часть ЕГЭ по математике очень сложная. Поэтому ребята, которые не рассчитывают на высокие баллы, даже не приступают к ней. И очень зря! С помощью этих заданий можно заработать дополнительные баллы и побороться за высокое место в рейтинге.
Сейчас будет немного статистики. В среднем около 35% учеников получают полные 2 балла за решение № 12, а вот неравенство № 14 дается хуже, только около 12% с ним справляются на полный балл. Геометрия даётся ещё хуже: стереометрию № 13 полностью решают 2% выпускников, планиметрию (№ 16) менее 5%. А вот с экономической задачей (№ 15) справляются около 20%, а это целых 2 балла! Что касается № 17 и 18, то они даются ещё хуже, но на то они и самые сложные, хотя 1 балл за № 18 по статистике получают около 25% сдающих — там нужно просто привести пример.
В этот учебный год, в отличие от предыдущих, не планируются сдвиги дат, либо какие-то другие мероприятия, связанные с пандемией. Ученики, заканчивающие 11 класс, будут сдавать ЕГЭ в обычном режиме, а это значит, что русский язык будет доступен для сдачи в трех периодах:
- досрочный
- основной
- осенний период
На данный момент запланированы следующие даты проведения экзамена:
Период | Основная дата | Резервные дни |
Досрочный | 24.03.2023 | 15.04.2023 |
Основной | 30.05.2023 и 31.05.2023 | 23.06.2023 и 02.07.2023 |
Осенний | 08.09.2023 | 20.09.2023 |
О чём молчат чиновники?
Напомним, в 2010 году главный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с параграфом 10.1 «наполняемость классов» не должна была превышать 25 человек.
Однако спустя 5 лет, постановлением №81 от 24.11.2015 Геннадий Онищенко внёс изменения в этот СанПиН. Абзац про ограничение в 25 человек получил новую формулировку:
Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
Таблица сравнения редакции №72 (25.12.2013) с №81 (24.11.2015) СанПиН 2.4.2.2821-10. Полный текст СанПиН 2.4.2.2821-10 с учётом изменений №3 от 24.11.2015.
Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся?
Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.
Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.
Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:
- Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
- Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
- Для первого и четвертого классов цифра та же.
- Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
- Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
- Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.
Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.
«2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.»
«2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.»
По результатам опроса, проведенному в теме «Сколько учеников в классе Вашего ребёнка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 человек», что не удивительно и полностью отвечает тенденциям сегодняшнего времени.
По закону, в одном классе не может быть меньше 5 детей.
Кроме того, наполняемость школьников также не может составлять больше:
- 24 учащихся в начальных классах;
- 30 учеников в классе средней, старшей или профильной школы.
Кроме того, начальная школа может обеспечивать обучение детям (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут учиться в одном соединенном классе.
Наполняемость таких классов-комплектов составляет не менее 5 и не более 12 человек. Обучение в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями, или в любой другой форме, которая является наиболее удобной для детей.
К тому же, если количество учеников не позволяет образовать класс, учащиеся могут продолжить обучение в этом учебном заведении не на очном обучении или в другом учебном заведении поблизости.
Нормы количества обучающихся в одном классе
Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.
Что учитывают при составлении расписания:
- Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
- Равномерное распределение часов у педагогов.
- Биоритмы учащихся.
- Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
- Дополнительные занятия.
Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.
Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.
Требования к сложным предметам в расписании школы:
- Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
- Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
- Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
- Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.
Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.
Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть — ура! — исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?
Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:
- для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
Как будет оцениваться ЦЭ?
На централизованном экзамене знания будут оценивать по 100-балльной шкале. Обработкой бланков ответов будет заниматься Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).
Набранные на ЦЭ баллы будут переводить в 10-балльную отметку по официальной шкале РИКЗ. Уже известна шкала перевода белорусского/русского языков и математики:
Белорусский и русский языки | ||||||||||
Количество баллов в сертификате ЦЭ | 1-2 | 3-6 | 7-14 | 15-25 | 26-32 | 33-41 | 42-53 | 54-67 | 68-81 | 82-100 |
Отметка по 10-балльной системе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Математика | ||||||||||
Количество баллов в сертификате ЦЭ | 1-2 | 3-9 | 10-18 | 19-28 | 29-37 | 38-45 | 46-54 | 55-63 | 64-76 | 77-100 |
Отметка по 10-балльной системе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кто получит по 10000 на детей в августе 2021 года?
Окончательные выводы из представленной выше статистики делать преждевременно (об этом станет известно точно не позднее августа), однако такое существенное расхождение в количестве школьников в 2021 году (более 17 млн человек) и анонсированным Минтрудом количеством получателей новой выплаты 10000 рублей к началу учебного года (более 20 млн человек) наводит на определенные размышления.
В то же время нельзя не отметить, что заявленное количество будущих получателей новой разовой выплаты в размере 10000 рублей хорошо согласуется с общим количеством детей в России в возрасте от 6 до 18 лет (до 17 лет включительно) по данным Росстата — даже несмотря на то, что по проекту правил от Минтруда для получения права на новую выплату ребенок должен достигнуть возраста 6 лет не позднее 01.09.2021.