Использование земельного участка: разрешенные виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование земельного участка: разрешенные виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это форма владения. Принципиальное отличие от права собственности заключается в том, что при совершении сделки купли-продажи объекта недвижимости, отчуждаться будет только капитальное строение, а земельный участок будет следовать за строением. Это значит, что земельный участок автоматически перейдет в пользование и владение нового хозяина.

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Пожизненное наследуемое владение (или ПНВ)

Вы можете продавать, дарить, сдавать в аренду, завещать строение, а земля будет передаваться в пользование и владение новых хозяев. При этом право частной собственности на землю остается у Республики Беларусь.

Кроме покупки строения на участке, получить землю можно в перечисленных случаях:

  1. Для возведения и обслуживания частного дома;
  2. Обслуживания жилого строения, зарегистрированного на данном участке;
  3. Ведения личного подсобного хозяйства в сельской местности для граждан, которые там зарегистрированы;
  4. Для нужд крестьянских и фермерских хозяйств;
  5. Коллективного садоводства;
  6. Строительства дачного дома;
  7. Для традиционных народных промыслов или ремесел.

— Не стоит упускать из виду огромный пласт вопросов, касающихся самовольных строений, и глава государства неоднократно обращал на это внимание в своих выступлениях, — продолжила специалист.

— Как правило, такие нарушения носят незначительный характер — например, забор на 20 см выходит за границы участка. Сегодня узаконить это можно только с разрешения президента.

Могилевская область не стала исключением: с 2017 года мы обращались с ходатайствами об узаконивании капитальных строений в отношении 89 субъектов хозяйствования. Учитывая значимость проблемы, в обновленном кодексе расширяются полномочия местных исполнительных и распорядительных органов. За главой государства остается компетенция в вопросах земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Сегодня в Беларуси проводится сплошная инвентаризация земельных участков, выявляются случаи их самовольного занятия как физическими, так и юридическими лицами. Итогом станет земельная амнистия.

В качестве примера снова приводят Могилевскую область, где с марта выявили больше 13 тысяч самовольных построек. Отмечается, что еще 20% земельных участков находятся в разработке — их проверяют на основании геодезических данных, аэрофотоснимков. Окончательная цифра нарушений будет установлена к сентябрю этого года. Практически во всех выявленных случаях узаконить земельные вопросы поможет обновленное законодательство.

— Говоря о самовольном занятии, надо понимать, что иногда оно допускается не по вине землепользователя, — пояснила Ирина Петрученя. — Это могли быть ошибки проектантов — при проектировании не привязались к границам земельного участка. Имеет место невнимательность и неточность самих землепользователей при установлении ограждений строений, а также просчеты при установлении границ. Так, с годами менялись технологии, сегодня они стали более точными, чем в те же 90-е годы. Кодекс позволит решить пласт тех обращений, когда при вводе в эксплуатацию выявляют эти незначительные сантиметры.

Список категорий земельных участков

Каждый вид территории создан с целью стратегического сохранения и эксплуатации недвижимых ресурсов, которые невозможно перенести в пространстве.

Исходя из свойств, которыми обладает участок земли, определяются и возможные формы использования:

  • сельскохозяйственные – в их число входят наиболее плодородные площади которые могут применяться с целью производства сельскохозяйственной продукции;
  • лесные – площади с густым растительным покровом;
  • особо охраняемые площади – земли, имеющие уникальное экологическое значение.

Законодательные органы РФ, исходя из ст.7 3К, выделяют 7 категорий земельных территорий:

  1. Сельхоз назначения для поддержания хозяйственной деятельности.
  2. Населенных пунктов в качестве административных частей.
  3. Фонд лесных насаждений.
  4. Фонд водного баланса.
  5. Промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетики.
  6. Особо охраняемые зоны (ООТ), имеющих важное экологическое, историческое, культурное или подобное значение.
  7. Запаса, к которому относятся приватизированные участки.
Читайте также:  Станции переливания крови в Москве

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

Виды разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования – подкатегория, которая устанавливает, каким образом возможно использование того или иного земельного участка владельцем.

Нижеследующий перечень является исчерпывающим:

  • Дачное строительство;
  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • Дачное хозяйство;
  • Личное подсобное хозяйство (ЛПХ);
  • Сельскохозяйственное производство;
  • Сельское хозяйство;
  • Крестьянско-фермерское хозяйство;
  • Фермерское хозяйство;
  • Малоэтажное жилищное строительство;
  • Жилищное строительство;
  • Сельскохозяйственное использование;
  • Жилая и коммерческая застройка.

Виды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Какие участки относят к землям сельскохозяйственного назначения?

Землями с/х назначения признают участки, удовлетворяющие 3-м признакам:

1. земля расположена за границами населенного пункта,

2. участок предоставлен для нужд сельского хозяйства,

3. земля предназначена для осуществления сельского хозяйства.

Обратите внимание на 1-ый признак.

Участки сельхоз назначения должны располагаться за границами населенных пунктов.

Проще говоря, в населенном пункте НЕ может быть участка, относящегося к категории земель с/х назначения.

Однако это НЕ означает, в населенном пункте нельзя заниматься сельским хозяйством.

Подробнее об этом читайте далее.

Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.

Категория земли

Доля в Земельном фонде РФ

Лесной фонд

65,6%

Земли сельхоз назначения

22,6%

Резервный фонд

5,2%

Особо охраняемые территории

2,7%

Водный фонд

1,6%

Земли поселений (населенных пунктов)

1,2%

Промышленное и иное назначение

1%

Страница 2

пахотные земли — сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары;

залежные земли — сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар;

земли под постоянными культурами — сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) или насаждениями травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного растительного сырья, а также для озеленения;

луговые земли — сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также земли, покрытые естественными луговыми травостоями (естественные луговые земли);

лесные земли — земли лесного фонда, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины, погибшие древостои, площади, занятые питомниками, плантациями и несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для ведения лесного хозяйства;

Читайте также:  Порядок обжалования приговоров и постановлений по уголовным делам

земли под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) — земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд;

земли под болотами — избыточно увлажненные земли, покрытые слоем торфа;

земли под водными объектами — земли, занятые сосредоточением природных вод на поверхности суши (реками, ручьями, родниками, озерами, водохранилищами, прудами, прудами-копанями, каналами и иными поверхностными водными объектами);

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями — земли, занятые дорогами, просеками, прогонами, линейными сооружениями;

земли общего пользования — земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами;

земли под застройкой — земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания;

нарушенные земли — земли, утратившие свои природно-исторические признаки, состояние и характер использования в результате вредного антропогенного воздействия и находящиеся в состоянии, исключающем их эффективное использование по исходному целевому назначению;

неиспользуемые земли — земли, не используемые в хозяйственной и иной деятельности;

иные земли — земли, не отнесенные к видам земель, указанным в абзацах втором — четырнадцатом настоящей статьи.

Статья 8. Распределение земель, земельных участков по категориям, отнесение земель к видам, перевод их из одних категорий и видов в другие

Земли, земельные участки распределяются по категориям земель, указанным в статье 6 настоящего Кодекса, в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.

Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

Отнесение земель к видам, указанным в статье 7 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии с их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.

Перевод земель из одного вида в другой осуществляется при:

изъятии и предоставлении земельных участков, внутрихозяйственном строительстве или изменении их целевого назначения;

проведении мероприятий по освоению новых земель, улучшению или иному изменению их состояния и характера использования, требующих материально-денежных затрат;

переводе сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные или менее продуктивные сельскохозяйственные земли;

изменении состояния земель в результате воздействия вредных антропогенных и (или) природных факторов.

Порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 9. Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется в целях планирования землепользования преимущественно из сельскохозяйственных земель, которые в случае изменения их целевого назначения, характера использования или иного ��зменения могут использоваться более эффективно, и в порядке землеустройства в каждом районе районными исполнительными комитетами по предложению территориальных органов Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

Исходя из местных условий фонд перераспределения земель формируется преимущественно для целей:

создания и развития сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств;

развития населенных пунктов;

создания и развития личных подсобных хозяйств граждан, строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (далее — жилые дома, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом), коллективного садоводства, дачного строительства;

предоставления юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, низкопродуктивных сельскохозяйственных земель для лесоразведения;

размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

В фонд перераспределения земель включаются также свободные (незанятые) земельные участки, находящиеся в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства и которые включены в перечни свободных (незанятых) земельных участков в соответствии с законодательством.

Земли, земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, используются землепользователями до их изъятия и предоставления новым землепользователям в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Земли, земельные участки исключаются из фонда перераспределения земель районными исполнительными комитетами при изменении их целевого назначения, характера использования или ином изменении, позволяющем использовать земли, земельные участки более эффективно.

Целевое назначение земель

Каждый участок земли подлежит отнесению к различным категориям и видам пользования, разрешенных для данного участка. Введение таких категорий и отдельных видов позволяет рационально использовать землю как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать охрану и защиту ее качественных характеристик.

Под целевым назначением в российском законодательстве понимается определение юридического статуса земли для установления правомочий или запретов на осуществление на ней определенной деятельности.

Конкретные категории и виды разрешенного пользования определены законодательством Российской Федерации (в частности, Земельным кодексом РФ), а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральным законодательством и подзаконными актами.

В настоящее время в нашей стране предусмотрено разделение земель, исходя из цели их назначения, по следующим категориям:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой указанной категории корреспондируют конкретные виды допустимого использования, а также запреты на осуществление определенной деятельности. Статус каждой категории подразумевает наличие перечня видов пользования, которые разрешены в отношении данного участка, поэтому изменение цели назначения участка (а также видов использования) осуществляется двумя возможными вариантами:

  • С процедурой перевода из одной категории в другую;
  • Без оформления перевода в другую категорию.

Все земельные угодья РФ разделены на соответствующие категории. Сделано это с целью разумного обеспечения использования земель и участков.

Существуют следующие категории:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения. Это сельхоз. угодья, земли, на которых построены сооружения для производства, хранения и переработки сельхоз. продукции, и земли, которые заняты внутрихозяйственными дорогами и лесополосой, которая защищает земли от вредного воздействия различных явлений. Земли такого назначения как правило находятся за чертой города.
  2. Земли населенных пунктов. Это земельные угодья, находятся в городах, селах и других населенных пунктах. Используются для застройки жилыми зданиями и сооружениями, в том числе под коммерческое использование, ведения личного подсобного хозяйства.
  3. Земельный участок промышленного (часто называют производственного) и транспортного назначения. Это участки, находящиеся за пределами населенных пунктов, Предназначены для деятельности объектов пром. назначения, энергетического, транспортного, и т.д. Так же на таких землях размещаются объекты обороны и космоса,и д.р.
  4. Особо охраняемые территории. Земли, имеющие культурную, историческую либо иную ценность.
  5. Лесной фонд. Земли, покрытые лесополосой. Предназначены для восстановления лесных угодий и ведения лесного хозяйства.
  6. Водный фонд. Это земельные участки, покрытые поверхностными водами, так же территории, на которых находятся гидротехнические и др. водные постройки.
  7. Земли запаса. К этой категории относятся угодья, находящиеся в ведении государственной или муниципальной собственности.
  8. Земли рекреационного назначения. Предназначены для организации отдыха, туризма и спортивно-оздоровительной деятельности. В состав земель входят участки, на которых расположены пансионаты, турбазы, дома отдыха и.т.д. (Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ). Запрещено использование таких участков в других целях.
Читайте также:  Размер пособия по временной нетрудоспособности в 2023 году

Это основная классификация земель РФ, регулирует ее ст. 8 Земельного кодекса.

Все вопросы по предоставлению, продаже и выделению земельных участков будут решаться исходя из выше приведенных категорий. Внутри различных категорий земель действует своя классификация земельных участков. Она зависит от типа разрешенного использования тех или иных земельных ресурсов.

Номер документа: 425-З
Дата принятия: 23/07/2008
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2009
Органы эмитенты: Парламент

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

Дачные участки — по сложившимся границам (если соседи не против)

Ряд вопросов решится по садоводческим товариществам, потому что с годами изменились технологии и подходы к оформлению таких земельных участков. Когда в 90-е годы образовывались товарищества, делались планы организации территории с размещением всех участков, нанесением проездов, детских площадок, пожарных водоемов. Со временем изначально заявленная разметка сместилась, и сегодня фактические границы не совпадают с планом организации территории: в документ необходимо вносить изменения, а это значительные денежные затраты.

С принятием обновленного кодекса этого делать не надо: если нет споров с соседями, земельный участок будет оформляться по фактически сложившимся границам.

Это даст человеку уверенность, что при наследовании, дарении или осуществлении сделок купли-продажи не возникнет лишних вопросов. Таким образом, будут сэкономлены время, деньги и нервы людей, отметила специалист.

Землепользователи в садовых товариществах — это зачастую пенсионеры. У них нет свободных средств, чтобы оплатить внесение изменений в план организации территории, как и нет понимания, почему это необходимо делать — столько лет подряд пользовались этой землей. Например, такие обращения были по Могилевскому и Осиповичскому районам. Теперь люди ждут вступления закона в силу, когда все решится просто и экономически не затратно.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *