Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение местоположения границ земельных участков.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Уточнение с увеличением площади
Процедура уточнения осуществляется по инициативе определенных категорий землепользователей. Заказ работ по детализации границ земельного участка и подписание акта согласования уточненных границ вправе производить:
- собственник надела;
- обладатель права постоянного бессрочного использования;
- арендатор земельного участка по договору;
- обладатель права пожизненного владения;
- владелец решения исполнительной власти о передачи надела из состава государственных участков в безвозмездное пользование.
Для уточнения границ своей части земли землепользователь выполняет ряд действий:
- выбирает одну из геодезических компаний;
- подписывает соглашение на уточнение границ;
- предоставляет кадастровому инженеру доступ к участку для осуществления топографической съемки;
- согласовывает с соседями проект межевания, выполненный кадастровым инженером по факту результатов измерений;
- регистрирует готовый план межевания в кадастровой палате.
Основания для проведения
Существует масса оснований для проведения работ по уточнению границ. Первым и самым главным является покупка земельного участка. Если предыдущий хозяин не удосужился провести такие работы – вам лучше не повторять его ошибки.
Далее, следующим шагом вам просто необходимо получить уточнение земельных участков в случае, если вы осуществляете какую либо сделку с земельным участком.
Существенным основанием для проведения работ по уточнению границ является жалобы соседей и притязания вас или их самих на какой либо клочок земли. В этом случае также необходимо провести подобные работы на земельном участке.
Также основанием для проведения работ по установлению границ земельных участков является иск. Если по мнению ваших соседей вы заняли место на земле, вам не принадлежащее, они имеют право подать иск в суд. Именно поэтому, для того, чтобы не доводить дело до разбирательства, а также защитить свои права на землю, вам придется обратиться к прохождению этой процедуры.
Иск об изменении границ земельного участка
Иск об изменении границ земельного участка подается в суд по месту расположения участка. Но по сути это иск не об изменении, а об установлении координат поворотных точек земельного участка и внесении их и новой площади земельного участка на кадастровый учет. Никакого стандартного иска в данном вопросе не существует, однако каждый иск при работе над изменением границ и площади земельного участка может содержать следующую информацию:
- В шапке иска об изменении границ земельного участка: наименование суда по месту нахождения земельного участка; наименование истца; наименование ответчика (число ответчиков зависит от количества соседей чьи границы требуется снять с учета, в качестве ответчика будет включена и местная администрация); Управление Росреестра
- В теле иска об изменении границ земельного участка указывается: все правоустанавливающие документы на земельный участок с предысторией возникновения права собственности на него у истца; все финансовые документы подтверждающие оплату земельного участка конкретной площади; сведения о досудебном порядке попытки решения спора с приложением землеустроительного дела в котором отражены координаты поворотных точек участка в натуре и указана причина по которой участок не может быть поставлен на кадастровый учет во внесудебном порядке.
- В просительной части иска указывается требование о об изменении вашего земельного участка и внесение в ЕГРП сведений о новых координатах поворотных точек и площади земельного участка, а также требование об исключении сведений о координатах поворотных точек соседних земельных участков в случае создания ими помех при восстановлении границ вашего участка.
Выборочная судебная практика
К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков.
В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы.
Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.
К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется.
Однако судебное решение является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд.
Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.
Уточнение местоположения границ земельных участков
- УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
- Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
- ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
- а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
- б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
- в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».
В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
- ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
- Документы, на основании которых проводится уточнение границ
- Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
- Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
- К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
- 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
Как изменить границы участка?
Изменение (уточнение) контура земельного участка – это процедура документирования отклонений от составленного ранее межевого плана, которая может быть проведена двумя способами. Первый – это пересмотр конфигурации контурной линии, которая определяет участок, но с сохранением его площади. Таким образом, в одном месте часть площади уменьшается, в другом, соответственно, увеличивается. Но общая площадь, указанная в кадастровом паспорте, остается неизменной.
Второй вариант – это процедура изменения (уточнения) межи с изменением и конфигурации границ, и общей площади надела. Может проводиться при исправлении ошибки, которая попала в кадастровый учет, или при добавлении определенной бесхозной территории, но не большей площади, которая определена в Земельном кодексе. В противном случае проводить межевание нового участка необходимо отдельно (как, например, при покупке).
Выборочная судебная практика
К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому — иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков. В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано — причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились — суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы. Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.
К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется. Однако судебное решение — является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд. Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.
Как начать процедуру изменения границ?
За услугой проведения замера границ следует обратиться в геодезическую компанию или в кадастровую палату с заявлением.
К нему прилагаются:
- Документ, подтверждающий правовладения ЗУ.
- Кадастровая выписка.
- Ситуационный план.
- Документ, разрешающий внести изменения в государственный кадастр.
- Паспорт заявителя.
После того, как заявитель предоставил необходимые документы, он заключает договор и оплачивает услуги с геодезической компанией о проведении кадастровых работ.
Если межевание проводятся повторно, то владелец участка должен обосновать необходимость повторного проведения кадастровых работ и предоставить межевое дело.
Обоснованием может служить:
- Решение суда.
- Административный акт.
- Решение Росреестра.
Главное условие для проведения работ – участок должен иметь регистрацию в государственном кадастре.
Увеличение и уменьшение площади при уточнении и изменении границ
Уточнение границ земельного надела с одновременным увеличением площади происходит при необходимости оформления прирезки из земель общего пользования. Такой вариант возможен, когда землепользователь самовольно передвигает фактические границы участка, к примеру, забор либо ограждение, за счет общественных земель – дорог, просек. Увеличение допустимо в случае, если площадь надела меньше нормы, если по документам нельзя определить площадь и ее рассчитают, исходя из фактического положения на протяжении 15 лет.
В результате проведения геодезических работ по уточнению границ возможно также уменьшение площади земельного надела. Основанием для уменьшения площади участка является одна из причин: ошибка в кадастровом и межевом плане либо факт незаконного вторжения на чужую территорию. Для земель различных категорий может быть разная предельная величина площади, и выше предельной увеличить ее не получится. Таким образом, увеличить или уменьшить площадь можно при присоединении либо разделении, выделении участка и при проведении работ по межеванию.
По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.
N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Процедура уточнения границ земельного участка
Данную процедуру по общим правилам осуществляют в следующем порядке:
- Подготовительный этап – в него включается поиск организации, которая будет осуществлять уточнение границы и площади земельного участка, а также сбор необходимых для кадастрового инженера документов:
- выписку из ЕГРН на земельный участок;
- кадастровый паспорт (в случае наличия);
- архивные документы (при их необходимости кадастровому инженеру);
- Осуществления съемки земельного участка, перед выездом кадастрового инженера надлежит заблаговременно, за 10 дней оповестить соседей для присутствия последних при съемке земельного участка и для дачи пояснений согласны ли они с произведенными замерами земельного участка.
- Подготовка межевого плана, который включает работу кадастрового инженера по обобщению полученных данных и оформлении на их основании межевого плана совместно с актом согласования;
- Согласования межевого плана. Согласование осуществляется с собственниками соседних земельных участков, в том числе и когда происходит уточнение границ земельного участка с уточнением смежного, представлять интересы собственника также могут представители по доверенности. Отдельно следует учесть, что если в Вашим участком граничит государственная или муниципальная земля, то согласование происходит с представителями государственного или муниципального органа власти. При готовности акта согласовании и передачи его кадастровому инженеру последний готовит межевой план совместно с актом для передачи в регистрирующий орган;
- Регистрация уточненных границ. Любое уточнение границ земельного участка, в том числе уточнение части границы земельного участка заканчивается регистрацией данного уточнения в органах Росреестра. Межевой план передается в данный орган либо непосредственно заказчиком, либо кадастровым инженером. По результатам рассмотрения сотрудники данного органа либо вносят соответствующие изменения в кадастровый учет, либо отказывают в уточнении границ. Следует учесть возможность судебного оспаривания данного отказа.
Как внести изменение в государственный кадастр
В отношении исправления ошибок, то это специальная процедура, предусмотренная законом. Исправление ошибок производится либо по инициативе кадастрового органа, либо по заявлению любого лица, либо по решению суда. В любом случае о выявленной ошибке уполномоченный орган выносит решение и устраняет ошибку в течение пяти дней, о чем уведомляются заинтересованные лица.
Рекомендуем прочесть: Какие льготы положены малоимущим семьям в 2020
Сведения об объекте недвижимости в виду различных причин со временем могут меняться. Такие изменения целесообразно отражать в кадастре. В противном случае возникшие противоречия могут стать препятствием для совершения сделок и иных манипуляций с недвижимостью, либо сильно затруднить их совершение, а также негативно влиять на реализацию иных прав собственника.