Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медкомиссия-2022: что изменится для водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров

Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).

Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.

Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).

Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.

Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).

Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.

Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).

Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).

Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.

Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Особенности проведения осмотра

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:

  • в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
  • в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.

Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).

Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:

  • от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
  • до 20000 рублей за 45-50 человек.

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Этап 1 Экспертиза объекта лицензирования для определения соответствия объекта лицензирования лицензионным требованиям. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:

  • План БТИ помещения для медицинского кабинета
  • Свидетельство О собственности на указанное помещение.
  • Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде.

Этап 2 Получение Санитарно-Эпидемиологического заключения на осуществление медицинской деятельности. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:

  • Устав предприятия (Удостоверенная копия)
  • Свидетельство о постановке на учет в Налоговом органе – ИНН (Удостоверенная копия)
  • Выписка из ЕГРЮЛ, свежая не старше 10 дней (Удостоверенная копия)
  • Свидетельство о праве собственности на помещение (Удостоверенная копия)
  • Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев. (Удостоверенная копия)
  • Свидетельство о регистрации Предприятия – ОГРН (Удостоверенная копия)

Этап 3 Оформление лицензии на медицинский кабинет. При этом от Лицензианта требуются следующие документы:

  1. Устав предприятия + изменения к уставу, если таковые были (Удостоверенная копия)
  2. Свидетельство о постановке на учет в Налоговом органе – ИНН (Удостоверенная копия)
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, свежая не старше 10 дней (Удостоверенная копия)
  4. Свидетельство о праве собственности на помещение (Удостоверенная копия)
  5. Договор аренды (или Субаренды) и акт приема-передачи помещения Лицензианту – в случае если объект недвижимости находится у Лицензианта в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев. (Удостоверенная копия)
  6. Свидетельство о регистрации Предприятия + свидетельства о вносимых в устав изменений, если таковые были – ОГРН (Удостоверенная копия)
  7. Информационное письмо о постановке на учет в органах статистики – Коды статистики (Удостоверенная копия)
  8. Протокол (или решение) о создании предприятия + протоколы (решения) о вносимых изменениях в уставные документы, если таковые имеются (Удостоверенная копия)
  9. Платежное поручение об оплате Государственной пошлины за предоставление лицензии.
  10. План БТИ на помещение, в котором будет размещаться медицинский кабинет (Удостоверенная копия)
  11. Выписка об основных средствах предприятия приобретенных Лицензиантом для осуществления Фармацевтической деятельности.
  12. Сведения о наличии специалиста с высшим образованием (Удостоверенная копия). При отсутствии специалистов мы сможем подобрать вам необходимых специалистов.
  13. Действующий сертификат специалиста о прохождении курсов повышения квалификации по специальности (Удостоверенная копия).
  14. Приказ о назначении на должность заведующего (Удостоверенная копия)
  15. Трудовой договор с заведующим (Удостоверенная копия)
  16. Приказ о назначении Генерального директора (Удостоверенная копия).
  17. Перечень имеющегося медицинского оборудования для кабинета в соответствии с заявленными видами медицинской деятельности.
  18. Сертификаты соответствия на медицинское оборудование.
  19. Регистрационные удостоверения на медицинское оборудование для кабинета предрейсового осмотра.
  20. Санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинское оборудование.
  21. Накладные на медицинское оборудование.
  22. Выписка о нахождении медицинского оборудования на балансе предприятия.
  23. Договоры на техническое обслуживание медицинского оборудования.
  24. Договора на гарантийное обслуживание медицинского оборудования + гарантийные талоны.
Читайте также:  Что будет с ценами в начале 2023 года: нас ждут сюрпризы

Этап 4 Проведение выездной экспертизы объекта лицензирования и представленных документов. Выездную экспертизу проводят: Департамент здравоохранения или Росздравнадзор.

Этап 5 Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности. Получает лицензию сам Лицензиант с предоставлением Доверенности, паспорта и печати. (Если получает сам директор, то необходимо представить Приказ о назначении на должность).

Если лицо, проводящее медосмотр, является штатным сотрудником компании, лицензию на такого рода деятельность требуется оформить руководителю предприятия. Это довольно сложный процесс, после которого организация приобретает статус лечебного учреждения.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Нужен ли QR-код для прохождения медкомиссии на права?

В последнее время по интернету гуляет слух о том, что для прохождения медицинской комиссии у водителя или кандидата в водители обязательно должен быть QR-код о прохождении вакцинации от коронавируса. Якобы при отсутствии такого кода в больницу не пустят.

Однако эти новости являются фейком. Правила посещения общественных мест и отдельных учреждений регулируются региональным законодательством. И по состоянию на 2021 год в ни в одном субъекте РФ нет ограничений на посещение государственных и частных больниц лицами, не прошедшими обязательную вакцинацию от Covid. Также не требуются ни ПЦР-тесты, ни справки о медотводе, ни QR-коды при наличии антител к коронавирусу.

Поэтому, если вы вдруг встретите подобные новости в интернет-источниках, не верьте им. Проходить медкомиссию на получение, замену или возврат водительских прав могут все водители, вне зависимости от того, есть ли у них сертификат о вакцинации или он отсутствует.

Читайте также:  Что делать, если не отдают долг?

Что нового в прохождении водительского медосмотра с 1 марта 2022 года

Нововведений, на самом деле, немного.

В основном изменения в прохождении медосмотра коснутся тех водителей, кто возвращает права после их лишения за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или отказ от медосвидетельствования, а также был привлечён к ответственности в рамках КоАП.

С 1 марта 2022 года таким автолюбителям будет сложнее (и дороже!) пройти медкомиссию – их отправят на дополнительное обследование. Оно включает прохождение химико-токсикологического исследования (ХТИ):

  • анализ на выявление хронического алкоголизма в крови (тест на карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT))
  • и анализ мочи для выявления присутствия опиатов, каннабиноидов, метадона, барбитуратов и т.д.

» Однако вас смогут отправлять на сдачу проб для ХТИ и без предыдущего лишения прав, даже если вы никогда не нарушали ПДД. Это возможно при соответствующем заключении врача психиатра-нарколога.

Если в ходе общения он выявит у вас признаки зависимости от алкоголя или наркотиков, то для подтверждения (или опровержения) этого диагноза вас направят на дополнительное обследование.

Заподозрить такую зависимость врач может на основе одновременно 3 признаков из 18 возможных. Все эти признаки перечислены в абзаце 5 п. 10 Порядка прохождения медкомиссии.

Вот они:

  1. неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественного порядка, попытками диссимуляции;
  2. заторможенность, сонливость или возбуждение;
  3. эмоциональная неустойчивость;
  4. ускорение или замедление темпа мышления;
  5. гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
  6. инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
  7. сухость кожных покровов, слизистых, или гипергидроз;
  8. учащение или замедление дыхания;
  9. тахикардия или брадикардия;
  10. сужение или расширение зрачков;
  11. вялая реакция зрачков на свет;
  12. двигательное возбуждение или заторможенность;
  13. пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
  14. неустойчивость в позе Ромберга;
  15. ошибки при выполнении координационных проб;
  16. тремор век и (или) языка, рук;
  17. нарушение в виде дизартрии;
  18. признаки внутривенного введения веществ (попросту — следы от инъекций).

По каким причинам происходит отстранение водителя от выхода на линию?

Врачебный контроль необходимо вести тщательно и регулярно. Медики работают, чтобы не только предотвратить выход в рейс работника в состоянии опьянения различного типа, но и на ранних стадиях выявляют хронических заболевания и патологии. Именно они могут стать причинами потери сознания за рулем, аварии, которая произойдет из-за резкого и внезапного снижения концентрации.

Законом определены конкретные проблемы физического и психологического характера, при которых появляются поводы для не допустить водителя выполнять свои профессиональные обязанности:

  • опьянение в результате приема алкоголя или запрещенных веществ;
  • изменение давления, сильно отличающееся от стандартных показателей данного пациента;
  • признаки обострения болезни, нетипичного и тревожного развития;
  • высокий или слишком низкий уровень ЧСС;
  • хроническое заболевание в стадии обострения;
  • пребывание под воздействием психотропных препаратов.

Преимущества «СитиМед»

Предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей – это:

  • большое количество клиник в Москве и Московской области – выбирайте ближайшую к вам и записывайтесь на прием;
  • выгодные и доступные условия партнерства для постоянного сотрудничества;
  • большой штат дипломированных врачей;
  • быстрое прохождение предрейсового и послерейсового медосмотра с учетом нормативов;
  • возможность заказать медосмотр с выездом на вашу территорию.

Как проходит предрейсовая медицинская комиссия

Протокол проведения осмотров водителей закреплен приказом Министерства Здравоохранения России еще в 2014 году. Он подразумевает выполнение определенных действий медицинским работником:

  • У водителя собирают данные о самочувствии, длительности отдыха/сна, имеющихся жалобах.
  • Проводится стандартный осмотр пациента – оценивается состояние слизистых, кожных покровов, размеры глазных зрачков, измеряется температура тела.
  • Измеряется частота пульса и артериальное давление. Если в анамнезе у водителя есть гипертония/гипотония, то полученные данные необходимо сопоставлять с более ранними показателями.
  • С помощью алкотестера устанавливается факт трезвости пациента.

По результатам обследования медработник принимает решение о допуске работника на линию. Для получения соответствующего штампа в путевом листе необходимо, чтобы отсутствовали:

  • симптомы любого заболевания;
  • жалобы на плохое самочувствие;
  • явные признаки недосыпания;
  • симптомы наркотического или алкогольного опьянения.

Результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Представители клиники сообщают работодателю результаты проведенного медицинского осмотра водителя. Специалисты выносят одно из возможных заключений:

1. Подтверждение наличия признаков воздействия на организм вредных производственных факторов, определенных заболеваний и состояний, которые являются противопоказанием для управления транспортным средством. К этому заключению также относят признаки наркотического или алкогольного опьянения, остаточных явлений злоупотребления спиртными напитками и сильнодействующими препаратами.

Если медицинский работник со средним профессиональным образованием выявляет подозрительные признаки, он должен направить водителя в медицинскую организацию, которая окажет необходимую помощь. В таком случае работник должен быть на время отстранен от выполнения своих трудовых обязанностей до выяснения всех обстоятельств.

2. Отсутствие признаков заболеваний и состояний, которые являются противопоказанием для управления транспортным средством. У водителя не должно быть жалоб на самочувствие, которые считаются потенциально опасными и могут рассматриваться как причины для временного отстранения от осуществления профессиональной деятельности.

Медицинский работник, который осуществляет предрейсовый или послерейсовый медосмотр водителя, должен поставить на путевых листах штамп, подтверждающий успешное проведение осмотра и наличие допуска к управлению автомобилем. Специалист также подписывает этот документ. Результаты проведенного медосмотра обязательно вносят в регистрационный журнал. Они могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде.

Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2022 году

Медицинское освидетельствование водителей

Цель медицинского освидетельствования водителей — определить патологические состояния и противопоказания, которые не позволяют управлять транспортным средством. Осмотр может быть внеочередным, если во время периодического медосмотра специалисты обнаружили признаки возможных патологий. Обязательное освидетельствование водитель оплачивает из собственных средств. Процедуру проходят также при необходимости заменить водительское удостоверение.

Для внеочередного освидетельствования водитель должен предоставить результаты медицинского заключения, которое подтверждает отсутствие определенных нарушений, препятствующих управлению транспортным средством.

В медицинском центре «Здоровая семья» вы сможете легко и просто пройти медицинское освидетельствование, посвятив этому немного своего свободного времени. В одном месте можно пройти осмотры, сдать анализы, сделать флюорографию и получить готовый документ. Наш центр имеет разрешение на выдачу легальных медицинских справок, с которыми у вас не будет никаких проблем в дальнейшем.

Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом

При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.

Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:

  • ФИО и должность;
  • информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • дата, с которой работник будет отстранен;
  • возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.

Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.

График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха. В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов.

Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.

Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.

Оплата стоимости оказанных услуг по проведению пред-; послерейсовых осмотров возложена на работодателя или ИП. Водитель не должен покрывать расходы (включая дорогу) из своего кармана, если только он не работает на себя.

Кроме этого сотрудник, управляющий источником повышенной опасности, обязан каждые 5 лет проходить медосвидетельствование у психиатра. Согласно ст.213 ТК за справку обязана заплатить транспортная компания. Данное положение введено Законом №122-ФЗ (22/08-04 г.) на основании Норматива №317-ФЗ (25/11-13 г.).

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *