Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать стюардессой в аэрофлоте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Быть стюардессой — это полезная и увлекательная работа, и в то же время сложная работа, которая сопряжена со своими проблемами. Как правило, у каждой работы есть свои недостатки, и стюардесса не исключение.
Качества, которыми должны обладать стюардесса/стюард
- Хорошие внешние данные, отсутствие лишнего веса, размер одежды не более 46.
- Рост не ниже 165 и не выше 180 см.
- Соблюдение гигиены, аккуратность, пунктуальность, чувство юмора.
- Терпение и отличная реакция в экстренных ситуациях.
- Знание основ дипломатии, этики и корректности.
- Устойчивая психика и моральные принципы.
- Хорошая дикция и правильная речь.
- Не должно быть видимого пирсинга или татуировок.
- Умение плавать.
- Гендерный признак не важен, но на некоторые рейсы берут только мужчин (если полёт опасный, или в самолёте летит мужская спортивная команда).
Кем устроиться в Аэрофлот?
На официальном сайте Aeroflot размещено множество вакансий. Им требуются не только капитаны и стюардессы, но и инженеры, а также разнорабочие:
- Командир воздушного судна. Лётчики получают в Аэрофлоте больше всех. Оплата труда капитана зависит от количества наработанных часов и типа воздушного судна. Например, пилоты на дальних рейсах получают оклад в 300 000 рублей. На среднемагистральных суднах зарплата может достигать 270 000 рублей.
- Второй пилот. Он может стать командиром воздушного судна только налетав не менее 4 000 часов. До этого ему придётся довольствоваться окладом до 140 000 рублей.
- Стюардесса. Зарплата стюардессы аэрофлота может начинаться с 40 000 рублей. При этом оплачивается только время, проведённое в воздухе. Если рейс задерживают в аэропорту, то никаких прибавок нет. При переводе в бизнес-класс зарплата повышается. Там опытная стюардесса может получать до 120 000 рублей.
- Авиатехник. В обязанности авиатехника входит контроль технического состояния воздушных судов. В среднем ему платят 90 000 рублей, но это сильно зависит от региона.
- Главный специалист по информационной безопасности. Занимается мониторингом работы систем безопасности, выявлением компрометации в сети и скрытых атак. Его зарплата составляет 90 000 рублей.
- Аэродромный рабочий. В его обязанности входит поддержание в нормальном состоянии взлётно-посадочной полосы, и других сооружений в аэропорту. Минимальный оклад — 20 000 рублей;
- Водитель электрокара. Осуществляет перевозку VIP-пассажиров, а также помогает им с багажом. Средняя зарплата 35 000 рублей.
- Инженер. Поддерживает самолёты в состоянии летной готовности. Зарплата 130 000 рублей;
- Сборщик обедов. Занимается комплектовкой питания для воздушных судов. Средняя зарплата 30 000-40 000 рублей;
- Диспетчер по организации перевозок. В обязанности входит регистрация на рейсы пассажиров и багажа, а также контроль соблюдения норм перевозки ручной клади. Средняя зарплата 40 000 рублей;
- Веб-аналитик. Его зарплату составляет 73 000 рублей.
- Ведущий эксперт. Разрабатывает планы ремонта и модернизации самолётов. Составляет аналитические отчеты и обеспечивает мониторинг качества. Средняя зарплата 38 000 рублей.
- Терапевт. Контролирует состояние здоровье сотрудников, принимает участие в подготовке и организации лётно-врачебной комиссии. Зарплата 30 000 рублей.
- Авиатехник по приборам. Занимается техническим обслуживанием бортовых систем самолётов. Может получать зарплату от 40 000 рублей.
Качества, которыми должны обладать стюардесса/стюард
- Хорошие внешние данные, отсутствие лишнего веса, размер одежды не более 46.
- Рост не ниже 165 и не выше 180 см.
- Соблюдение гигиены, аккуратность, пунктуальность, чувство юмора.
- Терпение и отличная реакция в экстренных ситуациях.
- Знание основ дипломатии, этики и корректности.
- Устойчивая психика и моральные принципы.
- Хорошая дикция и правильная речь.
- Не должно быть видимого пирсинга или татуировок.
- Умение плавать.
- Гендерный признак не важен, но на некоторые рейсы берут только мужчин (если полёт опасный, или в самолёте летит мужская спортивная команда).
Статистика зарплат для ‘стюардесса’ по городам
Лидеры по количеству вакансий для ‘стюардесса’: Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
Лидеры по уровню средней зарплаты для ‘стюардесса’: Санкт-Петербург, Москва, Сочи.
Обзор зарплат для ‘стюардесса’ по городам
Населённый пункт | Средняя зарплата, руб. | Медианная зарплата, руб. | Вакансий с зарплатой | Всего вакансий |
Москва | 85588.0 | 67000.0 | 17 | 27 |
Санкт-Петербург | 86000.0 | 67000.0 | 16 | 18 |
Сочи | 37000.0 | 37000.0 | 6 | 9 |
- Работаю стюардессой уже пять лет, пришла в авиацию сразу после окончания института. Сначала считала, что это временно, на пару лет буквально, просто хотелось путешествовать. Но потом, как говорится, втянулась, и сейчас я просто люблю свою работу. Многие черпают представление о работе стюардессы из каких-то фильмов и сериалов, но на самом деле такие ужасные внештатные ситуации, как там показывают – это все выдумки сценаристов. А в реальной жизни подобное встречается крайне редко. Да, бывают пассажиры, которые уже на борт поднимаются не очень трезвыми, бывает, что приходится успокаивать тех, кто боится летать, но в основном все это мелочи. Что касается зарплаты, то у меня сейчас получается порядка 70 тысяч рублей, но это в принципе не предел. Со временем я могу дорасти до должности старшего бортпроводника, тогда зарплата будет существенно выше. Ну и не стоит забывать о таком бонусе как возможность путешествовать, хотя не всегда в командировке удается посмотреть новые города.
- Я работаю стюардессой уже семь лет. При этом многие считают, что бортпроводницами могут быть только совсем юные барышни. На самом деле нет, если ты следишь за собой, находишься в хорошей форме, и здоровье соответствует норме, то и до 50 лет можно летать. Я, например, вернулась в компанию уже после декрета, как только восстановила здоровье и прошла повторное обучение. Сейчас у меня зарплата составляет 90 тысяч рублей, так что с финансовой точки зрения чем больше летаешь, тем лучше. Конечно, многих еще привлекает возможность посмотреть другие страны. Но обычно перерыв между рейсами 14-15 часов, так что особого времени на экскурсии нет. Да и работаешь обычно на одном и том же направлении. Вот в отпуск уже можешь выбирать то, что тебя больше привлекает, тем более что есть возможность существенной экономии на перелете (в нашей компании членам семей также предоставляют скидки на билеты).
Условия работы в Аэрофлоте
О работе в Аэрофлоте много отзывов на сайтах про авиацию и условия труда. Отзывы на 70% негативные, на 20% нейтральные и всего 10% — позитивные. Около 75% бывших и действующих сотрудников Аэрофлота НЕ рекомендуют устраиваться в эту компанию. По их отзывам, в Аэрофлоте все направлено на экономическую эффективность. И руководят компанией «эффективные» менеджеры в худшем понимании этого слова. Это означает – экономия на всем, в первую очередь на сотрудниках. Из позитивных отзывов главное, что любят сотрудники Аэрофлота – это работа в небе, самолеты и связанная с этим романтика воздушных путешествий. Но, как отмечают сами сотрудники, это больше подходит молодым людям, которым не надо заботиться о семье, и которые готовы к большим физическим и моральным нагрузкам.
Если мы попытаемся подробно описать все условия работы в компании Аэрофлот, то наша статья получится очень большой. Мы рекомендуем почитать отзывы сотрудников Аэрофлота на тематических сайтах. Мы же ограничимся кратким перечислением основных плюсов и минусов.
Несмотря на общее впечатление романтичности и престижности данной профессии, работа бортпроводника во многом до конца непонята и поэтому недооценена. Большинство видят сложность профессии лишь в том, что самолет может разбиться, а потому экипаж рискует погибнуть. Однако за высокой зарплатой и очевидным риском скрывается ряд существенных недостатков:
- из-за длительного хождения на каблуках и пребывания стоя многие страдают варикозным расширением вен;
- по той же причине возникают проблемы с позвоночником, поскольку борт самолета к тому же еще неустойчив, т. к. находится в воздухе, а не на земле;
- ненормированный рабочий график, стресс, постоянное общение с большим количеством людей вызывают проблемы со сном и в итоге бессонницу – профессиональное заболевание стюардесс;
- проблемы с личной жизнью все также из-за ненормированного рабочего графика (иногда выходные дни у бортпроводников проходят заграницей, т. е. вдали от семьи и близких);
- проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка из-за перепадов давления на разной высоте, влияния озона, радиации, шума, частых смен климатических поясов и постоянного стресса;
- ранний уход на пенсию;
- стопроцентная готовность к рейсу в любое время;
- абсолютная трезвость за 24 часа до рейса;
- вызвать на работу могут в любое время;
- продажи товаров на борту самолета.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
Первое, что необходимо сделать, это заполнить анкету на официальном сайте авиакомпании. На сайте Аэрофлота трудно найти ярлык, который привел бы вас к анкете, поэтому лучше забить в поисковике «Вакансия бортпроводника Аэрофлот». Первая ссылка содержит информацию по нужному вопросу.
После необходимо заполнить и отправить онлайн-анкету. Вопросов в анкете очень много, в основном они касаются знания иностранных языков, личных качеств кандидата и его внешних данных.
К заполнению анкеты следует отнестись очень серьезно, т. к. от нее зависит, какое первое впечатление вы произведете на работодателя и продолжится ли ваше сотрудничество. Не пытайтесь впечатлить начальника, однако и не преуменьшайте имеющего опыта и навыков. Будьте искренними и максимально профессиональными.
Если анкета сработает как надо, вас пригласят на собеседование, а это значит, что вы приблизитесь к своей мечте еще на один шаг.
Главная задача на собеседовании не растеряться и проявить смекалку
Работодателю важно узнать насколько вы стрессоустойчивы, как вы будете реагировать при разных обстоятельствах, насколько вы коммуникабельны, и на что вы готовы пойти ради работы. Не удивляйтесь, если вас попросят продать псевдо-пассажиру ручку или предположат обрезать свои волосы ради должности бортпроводника
Кроме того, приготовьтесь к каверзным и абсурдным вопросам, которые могут не касаться профессиональной деятельности.
Спрашивают абсолютно все: от знака зодиака до того, по какой причине вы сидите, положив ногу на ногу.
Собеседование может проходить в форме приватной беседы с начальником или руководителем отдела или же в форме групповой беседы с другими кандидатами одновременно. Длительность собеседования может доходить до 12 часов.
Советуем прочитать:
Мне было 19 лет. Я родом из Татарстана, но с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве, что позволяло получать неплохие деньги и путешествовать. После трех лет работы мне захотелось все бросить и уйти оттуда, не отказываясь при этом от хорошей зарплаты и путешествий. Я случайно увидела по телевизору объявление о наборе в школу бортпроводников и решила позвонить.
Я проходила учебу в Москве при Аэрофлоте — это одна из немногих российских авиакомпаний, которые самостоятельно готовят для себя сотрудников. Механизм поступления несложный: сначала подаешь заявку, затем проходишь кастинг и начинаешь учиться. Конечно, в Казани тоже существует школа бортпроводников, но я ей поначалу не доверяла из-за непонимания, будут ли действительны их сертификаты в авиакомпаниях, смогу ли я устроиться на работу, если пройду обучение здесь. Мне было спокойно от мысли о том, что после обучения я сразу устроюсь на работу в Аэрофлот. Такие удобные условия накладывают на тебя определенные ограничения: по контракту необходимо отработать в авиакомпании установленное количество времени, а если этого не происходит — выплатить неустойку. Скажу сразу: я свой контракт не отработала.
Отбор бортпроводников авиакомпания проводит два-три раза в месяц: это зависит от сезона и в целом нужды в специалистах. Первое обязательное правило кастинга — дресс-код: нужно надеть классическую одежду — строгую белую рубашку, черную юбку, желательно «карандаш», закрытые черные туфли на каблуке высотой примерно семь сантиметров. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке: у них есть парадная форма. Макияж должен быть умеренным: неяркая помада, небольшие стрелки, спокойный маникюр. Длинные волосы нужно собрать, а короткие волосы не должны быть ниже линии воротника из-за требований безопасности. Из украшений — только серьги-гвоздики и обручальные кольца.
Когда я проходила кастинг, претендентов было человек 70 — как девочек, так и мальчиков. Все высокие, стройные, красивые, нервничают, будто пришли на отбор в модельное агентство или на киносъемки. Ты заходишь в комнату к комиссии, отдаешь заполненную анкету и отвечаешь на самые разные вопросы — о себе и поведении в моделируемых ситуациях. Часто собеседования проходят на английском языке и тебе дают задания, основанные на летной практике. Поэтому, если вы собираетесь на отбор, изучите хотя бы терминологию — как на английском называются аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и так далее. Если профессиональных знаний у вас нет, то, скорее всего, комиссия будет ориентироваться на внешние данные претендента. Спустя некоторое время после собеседования с тобой связываются по телефону и сообщают результат. Сколько человек тогда взяли из моего потока, я не знаю.
После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.
На каком-то этапе медосмотра начинает казаться, что ты идешь в космонавты: тебя еще заставляют бегать и плавать. Нормативов вроде выполнить 20 отжиманий за минуту или пробежать километр у нас нет. Но физическая выносливость элементарно важна для бортпроводника, чтобы хотя бы открыть дверь самолета для пассажиров и возить тяжелые тележки с едой. Если медосмотр не пройден, учиться дальше вам смысла нет: это значит, вы не подходите для работы бортпроводником по состоянию здоровья. Если медосмотр пройден, значит, на время учебы вам предоставляют общежитие рядом с аэропортом и стипендию — примерно средняя зарплата по казанским меркам.
Какой график работы у стюардесс
Профессия сложная. Отличительной особенностью является ненормированный рабочий день. Также его можно охарактеризовать как непредсказуемый. Выходных практически не бывает. Своим личным временем можно распоряжаться только в отпуске.
Какой график у бортпроводника зависит от факторов:
- план полетов. Он постоянно меняется, могут вызвать в любое время. В случае если находится человек на выходном, гарантии того, что он останется дома нет никакой, так как в любое время могут «выдернуть» на работу;
- выходным днем считается даже тот день, который работник провел вне дома. Например, улетел с другой город, а следующий перелет домой запланирован через 3 дня;
- особенное напряжение связано с рейсами в период отпусков. Если период не востребован пассажирами, то могут дать даже до 5 выходных подряд.
Сколько зарабатывают стюардессы за рубежом
Доходы бортпроводников различаются и в разных странах. Зарплата зависит от общего экономического развития страны и популярности авиакомпании на мировом рынке.
Страна | Средняя зарплата, тыс. руб. |
США и Австралия | 200 |
Германия и Великобритания | 165 |
ОАЭ | 165 |
Казахстан | 115 |
Беларусь | 70 |
Украина | 40 |
Турция | 120 |
Литва | 65 |
Самые высокие зарплаты у стюардесс в США, но устроиться туда работать довольно сложно. В России есть представительство Emirates Airline, куда набирают бортпроводников со знанием языка. Меньше всего получают профессионалы с Украины.
Профессия стюардессы относится к разряду опасных, сопряжена с большим количеством стресса. Однако многие авиакомпании готовы платить своим сотрудникам больше, чем они бы получали на другой работе.
Преимущества и недостатки профессии бортпроводника
Многие выбирают профессию стюарда временно, чтобы успеть посмотреть на весь мир, пока находятся в активном молодом возрасте. Эта работа имеет и другие преимущества:
- гибкий график – работать нужно будет не каждый день и при необходимости можно поменять даты смен;
- возможность предоставления льгот авиакомпании, а также регулярные премии за хороший труд;
- длительный отпуск и достойная зарплата;
- возможность получать от пассажиров чаевые.
Также необходимо учесть, что бортпроводник должен:
- в течение всего полета находиться на ногах;
- рисковать жизнью, спасая пассажиров в экстремальных ситуациях;
- выдерживать чрезмерную физическую нагрузку – приходится выдерживать длительные перелеты, перепады давления, смену часовых поясов, резкие перемены климата;
- быть готовым к эмоциональному переутомлению, высок риск столкнуться с проблемными в плане поведения пассажирами.
Профессиональные обязанности
Для того чтобы стать бортпроводником необходимо быть коммуникабельным, т.е. уметь легко общаться с любым клиентом. Так же следует знать иностранные языки, обязательно владеть английским и свободно объясняться на нем. Нужно обладать хорошим здоровьем, не иметь хронических заболеваний и аллергий.
Работодатель часто предъявляет к соискателям и дополнительные требования, например, соискатель должен иметь документ воинского учета (военный билет для военнообязанных) и уметь хорошо плавать.
Не сможет стать бортпроводником человек с явно выраженными дефектами кожи и шрамами на теле. Кроме того, нельзя иметь татуировки на открытых участках тела.
Как стать стюардессой
Шанс стать стюардессой есть далеко не у каждой девушки. Важно иметь хорошие внешние данные и рост не ниже 165 см (но не выше 190 см). До 18 лет в бортпроводницы не берут, как и после того, как девушке исполняется 27. Определяющее условие для устройства на работу в авиакомпанию — отличное знание английского языка, и его необходимо освежить в первую очередь.
Дальше можно отправлять своё резюме в интересующую компанию и договариваться о времени собеседования.
Как правило, успешно проходят его девушки:
- с миловидной внешностью;
- стройные (вес — от 54 до 65 кг);
- без проблем со здоровьем и дефектов речи;
- с высшим образованием (желательно в областях медицины, психологии или управления).
При успешном прохождении экзамена на знание английского, собеседования и медкомиссии (включающей тест на устойчивость к турбулентности) будущую стюардессу допускают до курсов. Их каждая авиакомпания организует самостоятельно — какой-то общей «школы стюардесс» просто не существует (хотя в коммерческих вузах потихоньку начинают появляться соответствующие направления). Учёба длится до трёх месяцев.
График работы стюардесс в России
Распорядок дня, недели, месяца у бортпроводников России могут быть заполнены разными видами рейсов. Прежде всего поездки делятся: на долгосрочные/краткосрочные, дальние/близкие расстояния, с разворотом и без него. Сложно судить, сколько придется перемещаться из одного терминала в другой за пару ближайших дней.
Стюардессы привязаны к графику работы (полетному плану), но часто накладываются изменения, замены. Если брать основное время, то смена длится 10-12 ч. В нее входит:
- предполетный медосмотр, заполнение бумаг, подготовка к встрече пассажиров;
- размещение людей в салоне, раздача напитков и еды, выполнение ряда иных задач;
- после прилета снова заполнение документов и возможно через пару часов обратный вылет (когда разворотный рейс).
Обратный полет может быть через несколько дней, тогда стюардессы и пилоты находятся в городе ожидания. Есть время отоспаться, погулять и спокойно подготовиться к возвращению. В летнее время промежуток между прилетом и возвращением значительно короче, так как рейсов выполняется в 2-3 раза больше.
Зарплата исчисляется из оклада и часов налета. Чтобы отработать график полетов, необходимо налетать от 70-90 ч в месяц.
Недостатки в работе бортпроводниц
Многие девушки хотят стать стюардессами, потому что желают не только заработать денег, но и посмотреть другие страны. На деле все не так радужно. Чаще всего кроме небольшой прогулки по чужеземному аэропорту девушки ничего не имеют от своих путешествий. Кроме того, частые перелеты никак не способствуют обустройству личной жизни, ведь молодой человек или супруг вряд ли потерпит постоянное отсутствие своей избранницы.
Нельзя забывать и о постоянных нагрузках на здоровье. Перепады давления, частая смена климатических и часовых поясов вначале неощутимы, но уже через несколько месяцев сбивают жизненный ритм девушки, начинаются проблемы со сном, появляется нервозность. Считается, что мигрень и некоторые нервные расстройства являются профессиональным «атрибутом» бортпроводниц.
Сколько зарабатывают стюардессы в России
Бортпроводник – это специалист, который отвечает не только за удобство и комфорт пассажиров самолета, но и за безопасность. К стюардессам есть жесткие требования:
- Идеальное состояние здоровья, без хронических заболеваний.
- Наличие сертификата после обучения с подтвержденной квалификацией.
- Немаловажным условием является внешность – авиакомпании отдают предпочтение женщинам в возрасте от 18 до 35 лет с ростом от 165 до 180 см и размером одежды не больше 46-го.
Заработная плата бортпроводницы зависит от нескольких факторов:
- Работодатель. Доход работников крупных авиакомпаний выше, чем у сотрудников небольших региональных авиаперевозчиков.
- Типы перелетов. На международных линиях можно заработать больше, чем на внутренних, но для этого нужно в совершенстве знать иностранные языки (хотя бы английский).
- Количество часов/смен. Чем больше рейсов в месяц, тем больше сумма.
-
Опыт работы. Заработная плата старшего бортпроводника выше, чем у рядовых стюардов и стюардесс. В профессии существует своя градация:
- 3 класс – стажер.
- 2 класс – специалист с опытом от 1-2 лет.
- 1 класс – профессионал.
- Регион. Вне зависимости от сферы деятельности, зарплаты в Москве выше, чем в других городах, например, в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и т. д.
- Процент от продажи товаров Duty Free на борту самолета.
Также бортпроводники получают дополнительные бонусы от компаний-работодателей: льготные тарифы на авиабилеты, программы ДМС, служебные квартиры и пр. Расскажем подробнее, сколько в среднем зарабатывают стюардессы в России в 2021 году.