Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки опасных грузов ПОГАТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ДОПОГ – Дорожная перевозка опасных грузов – это свод правил, с соблюдением которых доставляют вещества, описанные выше. Разработан и принят документ был в 1957 году. Но с того времени он регулярно редактируется. Полная версия ДОПОГ опубликована на сайте Минтранса РФ. Перевозчик опасных грузов должен обязательно получить разрешение на транспортировку. Выдают его компании, аккредитованные Министерством транспорта. Чтобы допуск был выдан, ТС должно соответствовать всем предъявляемым требованиям. Водитель, которые выполняет перевозки опасных грузов, должен пройти аттестацию ДОПОГ с предварительным обучением.
2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
2.5.2. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
— сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
— инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
— внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
— наблюдение за погрузкой и креплением груза;
— соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
— организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
— сдача грузов по прибытии на место назначения.
Опасные грузы: перевозка по требованиям ДОПОГ
Требования к транспортному средству и водителю указаны во втором приложении документа. В первых разделах описаны общие положения, классы и перечень веществ, этапы перевозки опасных грузов, требования к емкостям, погрузочно-разгрузочным мероприятиям.
Что указывают в документах для транспортировки?
Перевозка опасных грузов выполняется только после оформления транспортных документов. В них содержится следующая информация:
- При какой температуре воспламеняются опасные грузы, если показатель не выше 61 градуса.
- При какой температуре разлагаются опасные грузы, если показатель не выше 50 градусов.
- Классы подклассы веществ высокой опасности, номер ООН, номер знака.
- Соответствие упаковки ГОСТ 26319 (не обязательно, если опасные грузы относятся к класса 2, 7, 6.2, 9.2).
- Если выполняется перевозка опасного груза 9 класса, необходимо указание условий, в которых груз представляет опасность для людей и окружающей среды.
Согласование маршрута транспортировки ОГ
В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:
- транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
- маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
- перевозимый груз является особо опасным.
В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.
Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:
- маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
- транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
- в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).
Правила транспортировки ОГ в колонне
При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:
- при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
- должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
- в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
- в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
- в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
- дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.
Требования к водителю
Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:
- перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
- водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
- он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.
Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.
Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:
- Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
- Перевозка особо опасного груза;
- Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.
Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:
- Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
- Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
- При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.
Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:
- Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
- Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
- Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.
Соглашение ДОПОГ имеет два приложения — «А» и «В». Они в свою очередь имеют 9 подробных частей.
Первое приложение содержит общие правила и пожелания, которые затрагивают характеристику самых опасных веществ:
- Первая раскрывает общие положения.
- Вторая описывает классификацию веществ.
- Третья представляет перечень всех опасных грузов, а также некоторые особенности положения по ограничению.
- Четвертый раздел представляет требования к таре, что может быть применена для данного груза.
- В пятой части описаны этапы перевозки.
- Шестая состоит из списка требований, что предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
- В седьмой части подробно описаны требования к условиям перевозки, загрузочно-отгрузочных работах, а также условия приема и обработки.
Все оставшиеся части содержаться во втором приложении. В нем раскрыты основные требования к транспортным действиям и оборудованию:
- требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также подробное описание автомобильных средств, допущенных к перевозке определенного вида опасных грузов, описание документов.
- требования к конструкции транспорта.
Что такое «опасный груз»
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.
Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:
- тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
- маркировка используемой тары;
- точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.
Как происходит международная перевозка опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортное средство. Оптимальным вариантом с точки зрения безопасности и экономичности перевозок опасных грузов является автомобильный транспорт. Регулирует эту сферу соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Для решения таких задач используется подготовленные автомобили, оборудованные в соответствии с принятыми нормативами:
-
Оснащенные более крепким баком для топлива, который разделяется от аккумулятора с помощью надежной перегородки;
-
Имеющие не менее 1 упора, предохраняющего от отката машины;
-
Обладающие высоконадежной основной и аварийной АВС;
-
Электроцепи имеют особые чувствительные предохранители;
-
Система отвода выхлопных газов максимально удалена от опасного груза и т.д.
Спецавтотранспорт для перевозки международных опасных грузов можно классифицировать:
-
Автоцистерна;
-
Лесовозы;
-
Специально оборудованные микроавтобусы;
-
Площадки для контейнера с опасным грузом;
-
Самосвал.
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
- Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
- ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
- Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
- Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
- Напряжение в пределах 24 Вт;
- Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
- Требуется наличие исправных предохранителей;
- Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
- Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
- Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
- Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
- ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
- Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
- При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
- ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
- Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Основная задача ADR – обеспечить эффективную доставку опасных грузов и упростить их международную транспортировку.
Действующее соглашение, как и ДОПОГ 2021, применяют к перевозкам, которые осуществляются по территории как минимум двух государств, являющихся инициаторами соглашения.
Чтобы торговля в рамках ЕС была более единообразной и свободной, члены Евросоюза используют приложения к ДОПОГ 2021 в качестве основы для регулировки автоперевозок опасных грузов. В прил. А содержатся общие положения соглашения и описание опасных грузов, а прил. В содержит положения об автотранспорте и особенностях доставки. Впоследствии ADR приняли многие государства, которые не являются членами Евросоюза.
В состав ДОПОГ 2021 входят 17 статей. Основной является статья №2, определяющая условия для выполнения перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Согласно статье, упаковка и маркировка опасных грузов, а также устанавливаемые на автотранспорт знаки опасности должны отвечать требованиям прил. А. При этом оснащению и конструкции автомобиля необходимо соответствовать прил. В. Лишь в этом случае становится возможной выдача разрешения ДОПОГ на перевозку опасных грузов.
Существуют особые требования и ограничения, которые могут применяться участниками ДОПОГ в отношении автомобильного транспорта. Требования касаются автотранспорта, который используется в комбинированных перевозках и проезжает через транспортные терминалы, например, порты. Также особые требования ADR предъявляются к маршруту доставки, местам стоянки автомобиля и к поведению в чрезвычайных ситуациях.
Что касается дополнительных ограничений ДОПОГ, они касаются проезда через существующие сооружения (мосты, эстакады), движения автомобиля по маршруту, исключающему проезд промзоны и жилые районы, а также перемещения в определенные даты.
Международные соглашения
Сейчас действуют несколько документов международного уровня, которые регулируют процесс транспортировки опасных грузов:
-
Оранжевая книга ООН;
-
Базельская конвенция;
-
Правила транспортировки радиоактивных веществ, разработанные Международным агентством атомной энергетики;
-
Конвенция гражданской ответственности за нанесённый ущерб в ситуациях, связанных с перевозкой опасного груза;
-
Соглашение о межгосударственных перевозках разрядного и опасного груза, используемого странами СНГ.