НК РФ Статья 24. Налоговые агенты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 24. Налоговые агенты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей

Если налоговый агент не исполняет свои обязанности, он рискует попасть под административную или уголовную ответственность. Административная ответственность подразумевает штрафы за небольшие нарушения.

Например, ст. 126.1 гл. 16 НК РФ предусматривает штраф в 500 рублей за предоставление документов, содержащих недостоверную информацию. За несоблюдение сроков удержания и перечисления НДФЛ может быть наложен штраф в 20% от неперечисленной суммы.

За нарушения в крупном и особо крупном размере, когда налоговый агент причинил материальный вред государству более чем на 5 млн рублей, полагается уголовная ответственность. Хотя законодатель здесь предусмотрел возможность не прибегать к столь жестким мерам, если виновник покроет весь ущерб и оплатит все налоги, пени и штрафы.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Органы внутренних дел – родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и правопорядок.

Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России возложено на Департамент экономической безопасности.

Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России. Он является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД России являются оперативно-розыскные бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков.

В структуре криминальной милиции региональных ГУВД наряду с управлениями по борьбе с экономическими преступлениями созданы управления по налоговым преступлениям.

Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица оперативных подразделений ОВД имеют возможность, воспользовавшись предоставленными им в ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» правами, выполнить следующие действия:

– осуществить доступ на территорию и в помещения проверяемого лица и произвести их осмотр;

– воспрепятствовать совершению правонарушения;

– проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;

– провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств;

– произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов;

– проверить наличие лицензий и специальных разрешений;

– направить требование или самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации, а также ревизию деятельности проверяемого лица;

– получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;

– применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

– использовать средства документирования произведенных действий.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля.

Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел также имеют возможность:

– вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;

– подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

– задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления;

– осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями НК РФ. Придание ст. 11 НК РФ понятию «налогоплательщик» статуса «специфического» означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права или законодательства понятие «налогоплательщик» может использоваться только в том значении, которое ему придается НК РФ.

Читайте также:  Составление жалобы на школьного учителя

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложил обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы.

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на основании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй НК РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы: организации; физические лица.

Налоговые агенты, в большинстве случаев, это лица, которые выплачивают другим субъектам доходы: работодателям; банкам, которые занимаются выплатой доходов физическим лицам; российским организациям, которые осуществляют выплаты иностранным физическим и юридическим лицам; депозитариям, которые ведут учет прав по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат доходов физическим лицам.

Замечание 1

Институт налоговых агентов обуславливается тем, что государству необходимо осуществлять текущий финансовый контроль за тем, как осуществляют свою деятельность налогоплательщики. У налоговых органов нет ресурсов на оперативный и постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности тем, кто платит налоги и сборы, по этой причине лица, которые являются источником доходы, получают права и обязанности налоговых агентов.

Особенности правового положения налоговых агентов

Налоговым кодексом обозначено назначение деятельности налоговых агентов, прописаны их права и обязанности. Перечень прав налоговых агентов идентичен комплексу государственных гарантий, предоставляемых всем категориям налогоплательщиков. Спектр обязанностей приведен в п. 3 ст. 24 НК РФ:

  • организовать учет доходных начислений в пользу налогоплательщиков;
  • обеспечить достоверность и полноту учетных данных по доходным операциям налогоплательщика, суммам налоговых удержаний из них и произведенных платежах в бюджет;
  • обязанности налоговых агентов выполняет работодатель по отношению к наемному персоналу, если у него нет возможности произвести удержание НДФЛ с заработка отдельного физического лица, налоговики должны быть своевременно уведомлены об этом (такая ситуация возможна при выплате дохода в натуральной форме);
  • уведомлять налоговый орган о произведенных начислениях по доходам в пользу налогоплательщиков, удержанных суммах подоходного налога, фактически перечисленных средствах.

Данные о налоговых удержаниях должны храниться субъектом хозяйствования не менее 4 лет. Правовой статус налогового агента не позволяет ему на свое усмотрение регулировать размеры производимых удержаний или изменять порядок взаимодействия с бюджетными структурами. Законодательством гарантирована возможность получения агентами административной поддержки от государства, при необходимости – судебной защиты.

В НК РФ в статьях 21-22 обозначены основные права налоговых агентов:

  • получение достоверных и актуальных сведений о порядке налогообложения от сотрудников ФНС;
  • применять предусмотренные законодательством льготы и вычеты;
  • оформлять инвестиционный кредит при наличии оснований;
  • производить сверку расчетов с контролирующими органами с возможностью последующего зачета или возврата обязательств;
  • представлять в налоговую инспекцию пояснения по отчетности.

Удержание налога на доход с инофирм (с дохода, полученного ими в РФ)

Под определение «налоговый агент» подпадают как лица, выплачивающие иностранной организации доход и удерживающие налог на доходы у источника выплаты в соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий и организаций, так и российские предприятия, обязанные уплатить налог на добавленную стоимость из средств, перечисляемых иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе на территории России, за выполненные работы и оказанные услуги, как это определено в Законе о налоге на добавленную стоимость.

Налоговыми агентами по налогу на доходы иностранных юридических лиц в соответствии с Законом о налоге на прибыль предприятий и организаций являются предприятия, организации и любые другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам.

Изменения, внесенные в работу налогового агента второй частью НК РФ (в частности, связанные с подоходным налогом)

Согласно ст.1 Закона РФ N 1998-1 от 07.12.1991 «О подоходном налоге с физических лиц» плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и натуральной форме.

При отсутствии учета выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, действия организации — налогового агента являются грубым нарушением правил учета доходов и объектов налогообложения и позволяют привлечь налогового агента к ответственности, предусмотренной ст.120 части первой НК РФ.

Чаще всего на практике приходится иметь дело с источниками выплаты дохода при применении Закона «О подоходном налоге с физических лиц», п.1 ст.20 которого устанавливает, что организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц, а ст.22 предусматривает ответственность источника выплаты за неисполнение указанной обязанности.

Теперь регулирование отношений налогового агента упорядочено. Статья 24 Кодекса носит общий характер, и на всех налоговых агентов распространяются соответствующие положения части первой Кодекса. Так, с налогового агента могут взыскиваться налог и пени, в том числе при отсутствии денежных средств, за счет иного имущества (ст.ст.46 — 48), по счетам налогового агента в банке могут быть приостановлены операции (ст.76), с налогового агента взыскивается штраф за невыполнение обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов (ст.123), он привлекается к ответственности за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.123).

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлена обязанность предприятий, организаций, любых других лиц, выплачивающих доходы иностранным юридическим лицам, удерживать налог с их доходов от источников в Российской Федерации при каждом перечислении платежа. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода. Законом не предусмотрено начисление пеней в случае несвоевременного удержания и перечисления (неудержания и неперечисления) в бюджет указанных налогов.

Как следует из ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.1999, пени начисляются во всех случаях нарушения налоговым агентом срока исполнения обязанности по удержанию и перечислению налога.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Читайте также:  Помощь мобилизованному сотруднику в 1С

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Статус налогового агента по НДФЛ

Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.

Налоговый агент по НДФЛ – лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику. Он обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговыми агентами по НДФЛ являются, в частности, российские организации и ИП.

Физлица, не зарегистрированные как ИП, выплачивающие доход физлицам, в том числе по гражданско-правовым договорам, не признаются налоговыми агентами. В этом случае обязанность по исчислению и уплате НДФЛ возлагается на самого налогоплательщика – получателя дохода (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/3759@).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).

НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен. 2. НП – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли. 3. НП – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

Метод НП – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

Признаки метода НП:

1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. НП имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.

5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Читайте также:  Всё о том, можно ли выписать из квартиры человека, если он сидит в тюрьме

«Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, система налогов – составная часть налоговой системы России.

Система налогов и сборов устанавливается федеральным законодательством. Согласно ст. 13 НК налоги и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследование или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

В зависимости от категории налогоплательщиков налоги разграничиваются на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.).

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Прямые и косвенные налоги. Критерием выступает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. Уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальными. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

Законность налогообложения состоит в точном и неуклонном выполнение налогово-правовых норм всеми участниками налоговых правоотношений, включая и государственные (муниципальные) органы. В сфере налогообложения законность включает две составляющие.

1. В сфере налогового правотворчества: законность – соблюдение законодателем базовых идей, принципов при установлении налогов и сборов. Нарушение этих требований по форме или по существу влечет ущербность нормативных актов, делает их оспоримыми, позволяет требовать их отмены.

2. В сфере реализации (применения) налогового права. Согласно НК, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам.

1. Налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры.

3. Акты налогового законодательства должны иметь правовой характер.

4. При установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог.

5. Акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

КС РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Подобные нормы закреплены конституциями многих иностранных государств. Конституция РФ, а также НК исключают возможность установления налогов и сборов Президентом РФ или органами исполнительной власти.

Эти выводы легли в основу признания незаконно установленных Правительством РФ следующих обязательных платежей: сбора за пограничное оформление; лицензионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции, сбора за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хранению и оптовой продаже алкогольной продукции; сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства; сбора за компенсацию затрат по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство.

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *