Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.

Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:

  1. Потребительский кооператив, союз или общество.
    Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
  2. Фонд.
    Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
  3. Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
  4. Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
    Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений.
  5. Учреждения.
    Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
    Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.

Какую отчётность сдаёт АНО на УСН

Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.

АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно, отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:

  • на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
  • организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.

По этим пунктам сдаются декларации.

Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:

  • ИФНС, ФСС и ПФР;
  • ОПС, ОМС и ФСС;
  • Росстат;
  • Минюст.

Заполнение и подача отчетов 1-СОНКО и 1-НКО

Указания по правильному оформлению, написанию представлены вместе с формами в соответствующих приложениях 1 и 2 Приказа № 540. В частности, рассматривается построчное заполнение отчетов и особенности их представления. Для каждой формы предусмотрены отдельные указания. При заполнении 1-НКО следует принять во внимание следующие моменты:

  1. Общероссийские, региональные общественные структуры готовят отчет для сдачи без учета деятельности подотчетных им организаций.
  2. НКО на УСН отчитываются общим порядком.
  3. При заполнении 1-НКО числовые показатели записывают в тыс. руб. целыми числами без запятых.
  4. Если показателей нет, то сдавать нужно нулевой отчет, т. е. заполнять нужно только титульный лист, а в конце проставлять подпись. Нули, прочерки при этом не ставятся.

При оформлении отчета 1-СОНКО необходимые данные заносятся на основании информации, имеющейся в первичных учетных документах, сметах, а также налоговой, бухгалтерской документации. При заполнении бланка руководствуются следующими указаниями.

Специально для подготовки обеих форм (1-НКО и 1-СОНКО) руководитель юрлица назначает ответственных должностных лиц. Таким образом назначенное лицо обретает полномочия представлять необходимую статистику в отчетах от имени юрлица.

Если у обязанного юрлица имеются обособленные подразделения, то оба отчета оформляют в целом по НКО с учетом сведений из числа данных этих подразделений. Далее процесс заполнения бланков осуществляется согласно указаниям, предусмотренным отдельно для каждой формы.

Финансы под контролем

Начнем с того, что финансовые потоки некоммерческих организаций вызывают особый интерес у контролирующих структур. И контроль усиливается в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Очередные поправки в соответствующие нормативно-правовые акты внесены совсем недавно.
По сути, для некоммерческих организаций вводится обязательный контроль любых денежных поступлений. Осуществляться он будет в рамках ФЗ №115. И расходы НКО остаются в зоне особого контроля. Конечно, есть и исключения. Перечень операций, не попадающих под обязательный контроль, приведен в упомянутом выше федеральном законе. Правда, большинство из этих исключений для некоммерческих организаций теперь не действуют.
Получается, что контролироваться будут операции на любую сумму. Особое внимание – к переводам от иностранцев.
Заявленные ранее «технические» поправки оказались самыми что ни на есть существенными. Юристам и бухгалтерам некоммерческих организаций еще предстоит разобраться, что со всем этим делать. А мы пока вернемся к актуальной теме отчетности.

Читайте также:  Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году

По закону НКО обязаны регулярно формировать и представлять в министерство специальную отчетность. Просрочки и игнорирование требований чреваты юридическими, финансовыми последствиями.
Справедливости ради стоит отметить, что отчитываются перед Минюстом не только некоммерческие организации. Всего министерством утверждено 4 основные формы:
• СП0001 – об объеме полученных средств (форма актуальна для структурного подразделения неправительственной некоммерческой иностранной организации).
• ОН0003 – об иностранном имуществе и финансировании (получение, источники, цели использования).
• ОН0002 – о целях использования имущества и расходования средств.
• ОН0001 – о руководстве организации и ее деятельности.
Отчеты сдаются ежегодно до 15 апреля. Исключение – при особых распоряжениях Минюста. В этом году, например, срок был перенесен на 3 месяца (приказ №50 от 31.03.2021).


Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Что собой представляют новые формы 1-СОНКО и 1-НКО

Как было отмечено выше, как 1-СОНКО, так и 1-НКО представлены Приказом № 540. Новые форы отчетности можно найти, скачать, заполнить также на сайте Росстата (в том числе территориальных органов).

Форма (№) Бланк Что включает

1-СОНКО

6 разделов

(данные по видам деятельности НКО, по формам работы и их итогам, о наличии помещений, количестве участников)

1-НКО

3 раздела

(сведения об

источниках, объемах формирования средств и имущества, об их использовании, а также о количестве участников НКО)

Следует заметить, что полный список отчетности, которую следует подавать в Росстат, зависит от категории юрлица, заявленных видов экономической деятельности и т. д. согласно указаниям по заполнению новых отчетов.

Отчетность по неактуальным устаревшим формам не принимается. Посему до заполнения, подготовки, отправки отчетов следует проверить их на предмет обновлений. Стандартно Росстат обновляет шаблоны на протяжении года.

Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст

При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:

№ п/п Наименование принципа. Суть принципа.
1. Достоверность. Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.
2. Краткость. Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации.
3. Точность. Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется.
4. Соответствие форм. Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Почему у Союза НКО, который помогает организациям выстроить грантовый менеджмент, у самого не так много грантов и субсидий?

Стратегическая цель Союза НКО — достижение показателя доли участия некоммерческого сектора в ВВП России на уровне 10%. Сейчас эта доля составляет немногим менее 1%.

Мы глубоко убеждены, что достижение этой цели невозможно только за счет грантов и субсидий, а обеспечивается, прежде всего, финансово устойчивой деятельностью, предполагающей наличие постоянных денежных потоков (речь идет о деятельности, приносящей доход).

Читайте также:  Заявление на патент при регистрации ИП в 2022 году

И в данном контексте Союз НКО принял принципиальную позицию, что будет придерживаться на собственном примере этой финансовой модели. Такая концепция предполагает, что доля грантов и субсидий в структуре доходов любой из организаций, входящих в экономический кластер Союза НКО, будет составлять не более 25%.

Мы против грантоедства и — за социальные инвестиции!

Однако, Союз активно развивает направления, связанные с выстраиванием системы грантового менеджмента в некоммерческих организациях. И только за 2019 год в НКО с помощью этой системы было привлечено более 448 млн бюджетных средств в формате грантов, субсидий, госконтрактов, инвестиций и др.

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Какие отчеты изменятся?

Вот список документов, формы которых получили новые редакции:

  • отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
  • отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
  • отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
  • отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
  • отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Читайте также:  Что такое судебное представительство? Правила 2022 года

Распространенные ошибки по заданной теме.

Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:

– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;

– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;

– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.

Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст

НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.

НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.

Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.

Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.

Концепция стандарта по бухучету в НКО Архангельская Л.Ю.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Проект на заседание

ОК НКО 07.02.2017

ФСБУ «Некоммерческая деятельность»

Вопросы на обсуждение

Общие положения

1. Настоящий стандарт устанавливает правила ведения бухгалтерского учёта и отчётности в некоммерческих организациях (кроме государственных и муниципальных учреждений) при осуществлении ими уставной некоммерческой деятельности с использованием средств целевого финансирования.

2. Некоммерческие организации (далее по тексту – «НКО») вправе применять настоящий стандарт для всей совокупности своей деятельности.

3. Некоммерческие организации, осуществляющие исключительно приносящую доход (коммерческую) деятельность, настоящий стандарт не применяют.

4. Некоммерческие организации, применяющие упрощённые способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность, применяют настоящий стандарт в той степени, в какой это не противоречит ведению учёта упрощёнными способами.

5. Настоящий стандарт применяется совместно с другими ФСБУ и иными правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности. В случае наличия противоречий между настоящим стандартом и иными ФСБУ и/или правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности, применяются положения настоящего стандарта.

6. Термины и определения

целевое финансирование
фонд имущества и обязательств Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» для отражения использования средств целевого финансирования на формирование запасов и прочих активов, кроме основных средств и НМА
фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» при признании объекта ОС и НМА, приобретаемых для использования в уставной деятельности НКО, не приносящей доход.
Фонд резервов Фонд, формируемый НКО в разделе «Целевое финанси-рование» при создании резервов под обесценение запасов, по безнадежным долгам по операциям, предусмотренным уставной деятельностью, результаты которых не приносят доход НКО и относятся на уменьшение целевых средств


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *