Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Провоз багажа и ручной клади в самолёте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае с едой важны не столько правила провоза непосредственно в самолёте, сколько таможенные регламенты стран, между которыми вы летите. Причём касающиеся и ввоза, и вывоза. Ну и санкции, куда ж без этого.
Специальные условия перевозки отдельных предметов в качестве ручной клади
В качестве одного места ручной клади в соответствии с установленными для классов обслуживания ограничениями по весу, может провозиться, по желанию пассажира, один из следующих предметов:
- один музыкальный инструмент с габаритами по сумме трех измерений не более 135 см;
- одна гитара, габариты которой по сумме трех измерений превышают 135 см, при условии предварительного согласования через контакт-центр, офис продаж Аэрофлота или его официального агента не позднее 36 часов до времени вылета рейса по расписанию (количество принимаемых к перевозке гитар в салоне воздушного судна ограничено);
- одна ракетка для большого тенниса/игры в сквош, упакованная в чехол;
- набор для игры в бадминтон, состоящий из двух простых ракеток и 3-х воланов, упакованный в один чехол.
Специальные условия перевозки отдельных предметов в качестве ручной клади
В качестве одного места ручной клади в соответствии с установленными для классов обслуживания ограничениями по весу, может провозиться, по желанию пассажира, один из следующих предметов:
- один музыкальный инструмент с габаритами по сумме трех измерений не более 135 см;
- одна гитара, габариты которой по сумме трех измерений превышают 135 см, при условии предварительного согласования через контакт-центр, офис продаж Аэрофлота или его официального агента не позднее 36 часов до времени вылета рейса по расписанию (количество принимаемых к перевозке гитар в салоне воздушного судна ограничено);
- одна ракетка для большого тенниса/игры в сквош, упакованная в чехол;
- набор для игры в бадминтон, состоящий из двух простых ракеток и 3-х воланов, упакованный в один чехол.
В случае перевозки указанных предметов в качестве ручной клади, перевозка другой ручной клади (помимо вещей, провозимых сверх установленной нормы без взимания дополнительной платы) не разрешается.
Условия провоза отдельных категорий нестандартного багажа
Отдельные категории нестандартного багажа, включаемые в норму бесплатного провоза багажа
Расцениваются как одно место багажа, которое включается в установленную в норму бесплатного провоза багажа* по количеству мест, весу, но без учета габаритов (Требуется предварительное согласование перевозки негабаритного спортивного снаряжения):
- Комплект, состоящий из одного места багажа (чехла) с одной парой лыж (в том числе водных)/одним сноубордом и одной парой лыжных палок и/или одного места багажа с одной парой ботинок для лыж/сноуборда.
- Комплект, состоящий из одного места багажа (баула) с экипировкой для игры в хоккей и/или одного места багажа (чехла) с двумя клюшками.
- Один велосипед, подготовленный к транспортировке.
- Оборудование для гольфа, упакованное в один чехол.
- Комплект рыболовного снаряжения, состоящий из комплекта снастей, упакованных в один контейнер (чехол), и двух удочек, упакованных в один чехол.
- Упакованные как одно место багажа гимнастические обручи.
- Один комплект снаряжения для серфинга (или для кайтсерфинга/вейкбординга/ виндсерфинга) может включать в себя:
- доску – не более 2 шт.;
- комплект плавников для доски – не более 3 шт.;
- крепление – 1 пара;
- гидрокостюм – 1 шт.;
- гидротапки/гидросапоги – всего не более 2 пар;
- прочие аксессуары общим весом до 5 кг;
- Дополнительно в комплект снаряжения для виндсерфинга входит парус с мачтой в чехле (вес чехла входит в общий вес комплекта).
- Один комплект снаряжения для дайвинга может включать в себя:
- компенсатор плавучести – 1 шт.;
- гидрокостюм – 1 шт.;
- шлем – 1 шт.;
- перчатки – 1 пара;
- боты или ласты – 1 пара;
- манометр, регулятор (октопус), маска с трубкой и другие аксессуары общим весом до 5 кг.
Тут начинается ещё большее веселье, чем было до этого, балансирующее на грани таможенного законодательства и здравого смысла.
Из Египта нельзя вывозить кораллы. Из некоторых африканских стран — поделки из чёрного дерева. Из многих морских стран не выпустят с подобранными на пляже ракушками. Чеки на сувениры сохраняйте, как говорится, до конца поездки. Специальные правила касаются антиквариата, шкур животных. По российским таможенным нормам, нельзя вывозить (даже на себе) бриллианты стоимостью свыше $75 000.
Музыкальные инструменты многие люди в багаж не сдают. Не потому, что так делать нельзя (как раз-таки компании всеми руками и ногами за оформление их как хрупкого негабаритного багажа), а из любви к инструменту. Крупным инструментам, вроде контрабаса или виолончели, принято покупать билет, чтобы они «сидели» в соседнем кресле и с ними ничего не случилось. Небольшие инструменты проходят как ручная кладь. Если вы не профи, а просто хотите взять отцовскую гитару, чтобы сыграть где-нибудь в горах, вы можете приобрести железобетонный (фигурально выражаясь) кофр и сдать-таки инструмент в багажный отсек, убедившись, что его промаркировали как хрупкий.
Хрупким багажом может стать что угодно негабаритное: например, телевизор или любимая напольная ваза вашей бабушки, которую вы везёте в подарок другу по переписке. Желательно заранее сообщить авиакомпании, что вы повезёте, и позаботиться об упаковке. Помните: хрупкое в понимании грузчиков не означает сверхделикатность. Да и вообще, всякое может быть. Так что десять слоёв пенопласта и нормальная коробка — на вашей совести. Ну и да, за такой груз придётся доплатить. Иногда для успокоения можно воспользоваться лайфхаком музыкантов и оформить для своего груза место в салоне. Однако это тоже делается по согласованию с авиакомпанией, а не просто с покупкой двух билетов.
Другой вопрос, является ли ваза произведением искусства. Или ценна ли картина, купленная на блошином рынке. Если вы везёте что-то из-за рубежа, сохраните чек. Транспортировать картину в раме можно в ручной клади, если она подходит по габаритам. И в прозрачной плёнке — чтобы было видно, что вы не Куинджи в очередной раз украли. Для вывоза из России даже ваших собственных полотен рекомендуется оформить справку, что Минкульт не против и картина написана в наше время. Можно и без этого, но тут уж как повезёт. Ну а если вдруг правда это что-то невероятно ценное, удачи вам с документальной волокитой. Позаботьтесь о бумажках заранее.
Если вы купили шкаф, гранитную столешницу, гигантский холодильник или машину не на ходу, вам придётся отправлять их к себе грузовым бортом. А иногда и морем: это вполне распространённая практика, и хоть по морю контейнеры с грузом идут долго, зато вы так сможете перетащить хоть всё содержимое двухэтажного дома.
Для спортивных: лыжи, сноуборды, велосипеды, доски для сёрфинга и снаряжение для дайвинга спокойно сдаются в багаж. Иногда компании даже вводят бесплатную перевозку таких штук на сезон, вдобавок к багажу. Перевозка крупного спортивного снаряжения (вроде шеста для прыжков) происходит через согласование с авиакомпанией. Проблемы могут быть только у фанатов пейнтбола: ружьё для пейнтбола, согласно законам, конструктивно сходное с оружием изделие, поэтому на его вывоз нужно оформлять разрешение. Ввезти такое оборудование сложно, но можно: придётся попотеть в доказательствах, что это всё-таки не оружие, а игрушка/спортивный инвентарь, возможно, подключить юристов, знакомых с товарной номенклатурой, которой пользуются таможенники, и разными актами. Трижды подумайте, надо ли оно вам.
Для романтичных: букеты цветов разрешают возить в салоне даже в «Победе», а вот живые, несрезанные растения должны проходить контроль и получать специальные документы, что они не представляют никакой опасности.
Для путешествий с любимой зверюшкой нужно оформить ветпаспорт. На борт пускают только с кошками и небольшими собаками в переносках, которые можно разместить в салоне, а вот крупные животные должны путешествовать в багажном отсеке. В случае с экзотическими существами (змеями, ящерицами, многими видами птиц) потребуется разрешение, что и вывозить их можно, и ввозить, никакую заразу они не перевозят и невосполнимой утратой для популяции их переезд не будет.
Что нельзя брать в самолет
Все предметы и вещи, которые перечислены выше, вправе запретить к провозу в салоне самолета администрация аэропорта. Например, в таком списке, который содержится на сайте «Аэрофлота», есть довольно простые, обычные в обиходе предметы, которые мы используем в повседневной жизни, но к перевозке их в салоне самолета может запретить администрация аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта:
- штопоры
- иглы для подкожных инъекций (если нет медицинского обоснования)
- вязальные спицы
- ножницы с длиной лезвия менее 60 мм
- складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи( длина лезвия менее 60 мм)
Чтобы не возникало проблем с регистрацией и посадкой на рейс, лучше откажитесь от этих предметов в дороге, не берите их с собой в салон самолета, в том числе и в ручную кладь.
Как теперь летать «Аэрофлотом»: В багаж забирают небольшие чемоданы и рюкзаки
Компания «Аэрофлот» с 15 февраля ужесточила правила провоза ручной клади.
Теперь пассажиры обязаны предъявлять на регистрации не только багаж, но и ручную кладь, а также все остальные вещи, которые они хотят провезти на борту: сумки, пакеты из дьюти-фри, верхнюю одежду, ноутбуки, фотоаппараты и так далее.
Компания объясняет это изменениями в авиационных правилах и жалобами пассажиров на то, что места в самолетах не хватает. The Village изучил новые правила.
«Аэрофлот» установил на стойках регистрации специальные рамки для измерения ручной клади. Они рассчитаны на длину 55 сантиметров, ширину 40 и высоту 20. Чемоданы, сумки и рюкзаки большего размера теперь надо сдавать в багаж.
Это нормальная практика для других авиакомпаний (The Village в своем гиде рекомендовал покупать для поездок лоукостерами чемоданы именно такого размера), но не для «Аэрофлота».
Пассажиры этой компании привыкли к правилу о сумме «трех измерений» (115 сантиметров), которое теперь фактически отменено: если длина чемодана окажется меньше 55 сантиметров, его высота все равно не должна быть больше 20 сантиметров.
Из списка предметов, которые можно провезти в дополнение к ручной клади, компания исключила мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, видеокамеры, зонтики, папки для бумаг, газеты, журналы и книги. Теперь все эти вещи включаются в вес ручной клади, для экономкласса ограниченный 10 килограммами, для бизнес-класса — 15.
Кроме того, из дьюти-фри на борт теперь можно брать только один пакет габаритами по сумме трех измерений не более 115 сантиметров. Рюкзак для ручной клади до сих пор не ограничивался в размерах: теперь он должен весить не больше 5 килограммов, а его размер не может превышать 80 сантиметров по сумме трех измерений.
Без доплаты и ограничений по размеру и весу можно провозить портфель или дамскую сумку, верхнюю одежду, костюм в портпледе, букет цветов, лекарства, костыли, трости, ходунки, роллаторы, складные кресла-коляски и детское питание. Люлька, слинг-шарф и другие вещи для переноса детей должны весить не больше 7 килограммов и не превышать 55 сантиметров в длину, 40 сантиметров в ширину и 20 в высоту.
Одновременно «Аэрофлот» разрешил провозить в ручной клади музыкальные инструменты. Их размер по сумме трех измерений не должен превышать 135 сантиметров. Большие музыкальные инструменты можно провезти, запросив у «Аэрофлота» разрешение как минимум за 36 часов до вылета. Все остальные вещи, помимо музыкального инструмента, впрочем, надо будет сдать в багаж.
Клиенты «Аэрофлота» нововведениями остались недовольны. Глава проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики Елена Панфилова обратила внимание, что чемоданов шириной 20 сантиметров «крайне мало, да и вообще мировая практика — 24–25 сантиметров».
По ее словам, «в „Шарике“ отправляли в багаж чемоданчики, где колеса выступают за 20 сантиметров буквально на пару сантиметров, что дичь и чушь». Панфилова предложила «попытаться побороться или договориться с „Аэрофлотом“ за возврат нормального cabin approved размера чемоданчиков».
При этом она отметила, что поддерживает «отмену практики бесконечного количества сумок, пакетов и пакетиков, которые часто некоторые пассажиры тащат с собой».
Владелица сети кофеен Double B Анна Цфасман рассказала, что «отбилась, померив рулеткой», но ей все равно «настоятельно посоветовали поменять чемодан». Больше всего новыми нормативами остались недовольны фотографы. Технику сдавать в обычный багаж нельзя — она может пострадать из-за неаккуратного обращения.
«Лететь и гадать, сломают ли мою технику, украдут или потеряют, — аттракцион не для меня», — отмечает фотограф Сергей Крестов. Его коллега Виктор Бойко заявил, что с его кейсом для камер размером 50x30x24 проблем за 11 лет не возникало ни разу — ни у «Аэрофлота», ни у других компаний.
Ему удалось убедить сотрудников разрешить ему взять сумку в салон, однако «сотрудник перед паспортным контролем заворачивал на (платную) досдачу в багаж женщин, чьи сумки (по одной на каждую!) не помещались в вашу ячейку на один-два сантиметра».
«Совершенно правильно ограничивать размер ручной клади по сумме трех измерений, но какая умная душа додумалась сделать ячейку шириной 20 сантиметров?!» — возмутился фотограф.
«Коммерсанту» в пресс-службе компании заявили, что новые правила нужны для приведения стандартов компании в соответствие с федеральными авиационными правилами, измененными в октябре.
Кроме того, там сослались на участившиеся жалобы пассажиров на нехватку места для размещения ручной клади в салоне самолета.
В сообщении перевозчика отмечается, что «размещение ручной клади на борту самолета — вопрос не только комфорта, но и безопасности во время полета».
Список вещей из-за новых авиационных правил сократили также Utair и S7. Ограничения на размер сумки для ручной клади практикуют и другие авиакомпании. Лучшие условия у British Airways: максимальный вес ручной клади — 23 килограмма, а габариты — 56x45x25, худшие — у Thomas Cook Airlines (5 килограммов и 55x40x20).
Как докупить дополнительный багаж?
Если пассажир приехал в аэропорт, а багаж превышает разрешенные показатели, то не следует впадать в панику, компания готова пойти на уступки, но за дополнительную плату. При этом доплачивать придется за багаж, которые не только тяжелей указанной норме, но и за чемоданы, которые не подходят под размеры и параметры. Доплату вносят на стойки регистрации, и установленные фиксированные тарифы для подобного случая.
Если говорить о рейсах по территории России, то доплата варьируется от 2,5 до 7,5 тысяч рублей. Например, 2,5 платят, если перевес не превысил разрешенных 32 килограмма, если больше, то и значение вырастит. На международные рейсы действуют идентичные правила, то доплата составляет от 50 до 200 евро.
Если пассажир намерен перевести груз весом от 32 до 50 килограмм, а параметры в сумме превышают 203 сантиметра, то случай рассматривается авиакомпанией. Операция проводится по предварительному согласию.
Правила, касающиеся международных рейсов, и специальные условия
Если вы планируете перелет за границу, то изучения правил «Аэрофлота» будет недостаточно. Так как авиакомпания на подобных маршрутах подчиняется нормативам, установленным аэропортом места назначения.
Например, при перелетах эконом классом в Дели, Шанхай, Пекин, Ханой, Тель-Авив, Вашингтон, Нью-Йорк и города азиатской части России пассажиры имеют право на оформление двух багажных единиц.
На международных рейсах «Аэрофлота» нормы провоза багажа на перелетах по маршруту Москва — Токио и Санкт-Петербург — Токио зависят от тарифа и класса приобретенного билета. К примеру, у представителей бизнес класса в стоимость перелета уже входит провоз трех сумок. А вот в эконом-классе («Аэрофлот») норма провоза багажа ограничена двумя багажными единицами.
Специальные условия действуют для тех, кто принимает участие в бонусной программе от авиакомпании. Если у вас золотой, платиновый или серебряный уровни, то вы вполне имеете право на следующие поощрения от перевозчика в дополнение к уже имеющимся бесплатным единицам:
- для платинового уровня две единицы багажа;
- одна единица для серебряного и золотого уровней.
Особенности перевозки
Запомните, что все предназначенное для путешествия в салоне воздушного судна подлежит тщательному досмотру и взвешиванию. При игнорировании данного правила сотрудники перевозчика вправе не пустить вас на борт.
Если суммарный вес всех вещей из категории «ручная кладь» превышает норму, то вам придется сдать их в багаж и заплатить за перевес.
Случается, что перечень вещей, превышающих нормативы, числится за маленьким пассажиром, не достигшим двух лет (обычно такие детишки летают, располагаясь на руках родителей). По правилам авиакомпания оставляет за собой право отказать в провозе ручной клади даже за дополнительную плату.
Тара, в которой вы везете жидкости, не может превышать объемом сто миллилитров. Главное, чтобы в сумме все жидкости не превысили один литр. Если подобная ситуация все же произошла, то излишек будет изъят у пассажира.
Собирая вещи, не стоит забывать и про запрещенные к провозу предметы. Их список довольно внушителен, но прежде всего, хочется выделить несколько пунктов. Откажитесь от упаковки в ручную кладь игрушечного оружия, негабаритных средств передвижения, токсичных материалов и жидкостей. У авиакомпании существует запрет на провоз на борту самолета радиоактивных веществ и предметов, боеприпасов, горючих веществ и колющих предметов. С недавних пор введен запрет и на мощные батареи для телефонов и ноутбуков. Прежде чем взять на борт свой любимый гаджет, поинтересуйтесь характеристиками устройства. Возможно, его лучше сдать в багажное отделение.
Если размеры багажа больше
Багаж свыше утвержденных перевозчиком параметров для бесплатной перевозки является сверхнормативным. Тарифы компании «Аэрофлот» указаны в Таблице 2. В таблице под зоной «РФ1» понимается европейская часть РФ, под зоной «РФ2» — азиатская часть РФ.
Тарифы актуальны на сентябрь 2021
Класс обслуживания | Категория | Перевозка внутри зон «РФ1» и «РФ2», руб. | Перевозка между «РФ1» и «РФ2», руб. |
---|---|---|---|
Тарифы «Эконом» «Лайт», багаж не предусмотрен | 1-я позиция, 23 кг | 3 000 р. | 4 000 р. |
2-я позиция, 23 кг | 3 000 р. | 4 000 р. | |
3-я позиция, 23 кг | 7 500 р. | 9 000 р. | |
«Эконом», «Комфорт» 1 чемодан 23 кг |
2-я позиция, 23 кг | 3 000 р. | 4 000 р. |
3-я позиция, 23 кг | 7 500 р. | 9 000 р. | |
«Эконом» «Комфорт» 2 чемодана по 23 кг | 3-я позиция, 23 кг | 7 500 р. | 3-е место багажа |
«Бизнес», 1 чемодан 32 кг | 2-я позиция, 32 кг | 3 000 р. | 4 000 р. |
3-я позиция, 32кг | 7 500 р. | 9 000 р. | |
«Бизнес», 2 чемодан по 32 кг | 3-я позиция, 32 кг | 7 500 р. | 9 000 р. |
Тарифы за превышение веса места багажа | |||
«Эконом», «Комфорт» | от 23кг до 32кг | 2 500 р. | 3 000 р. |
«Эконом», «Комфорт», «Бизнес» | от 32кг до 50кг | 5 000 р. | 6 000 р. |
Тарифы за превышение размера места багажа по сумме 3-х измерений | |||
«Эконом», «Комфорт», «Бизнес» | от 153 см до 203 см | 2500 руб. | 3000 руб. |
больше 203 см | 5000 руб | 6000 руб. |
Требования к сдаваемому багажу
В «Аэрофлоте» вес багажа должен быть не более 23 кг, а размер не превышать 158 см в сумме трех изменений. Пассажиры эконом-класса провозят одно багажное место, бизнес-класса — два места. Дополнительные места багажа бесплатно разрешается перевозить участникам мильной программы «Аэрофлот Бонус» и пассажирам рейсов в Израиль, Китай, США и Японию. Подробности — на сайте авиакомпании и по бесплатному телефону колл-центра «Аэрофлота».
Объединять багаж пассажиров не разрешено, т. е. если летите вдвоем, то нельзя взять чемодан, например, в 30 кг и упаковать туда вещи двоих пассажиров, у каждого пассажира должен быть свой собственный багаж.
Перевозка электронных курительных устройств
Разрешено провозить в ручной клади на «Аэрофлоте» портативные электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями (например, электронные сигареты, электронные тонкие сигары, электронные сигары, электронные трубки, персональные парогенераторы, электронные системы подачи никотина).
Но надо соблюдать следующие условия:
— электронные курительные устройства должны быть для личного пользования (не на продажу);
— запасные батареи должны быть по отдельности защищены во избежание короткого замыкания (путем размещения в оригинальной торговой упаковке или за счет иного метода изоляции клемм);
— удельная мощность ионно-литиевых батарей не должна превышать 100 Втч.
Использование устройств на борту самолета запрещено. Зарядка устройств или батарей во время полета тоже запрещена.
Особенности перевоза инвалидного кресла
По правилам необходимо за пару дней до отправления заявлять об устройствах на батарейках, слишком больших или тяжелее 32 кг. Но лучше предупредить перевозчика о наличии техники ранее, чем за 36 часов до отправления, так надежнее. При звонке стоит рассказать о размерах, модели, наличии батареи. Складной механизм регистрируют как дополнение к ручной клади, если в самолете осталось свободное место. Тогда путешественник проследует на своей технике до трапа, а потом ее передадут проводникам.
То, что не подходит по габаритам и килограммам, без дополнительной оплаты провезут в багажном отсеке. Устройства с механическими составляющими тоже допускаются к перелету. С него заранее придется снять батарею и заизолировать контакты. Если нужны услуги персонала аэропорта или помощь, необходимо за несколько дней позвонить и попросить о них.