Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам в балансе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В бухучете резервы предназначаются для того, чтобы правильно анализировать активы и давать пользователям реальную информацию об обязательствах предприятия. Резервы налогового учета – законный метод экономить налоги.
Резервы налогового учета и бухучета – отличия
Отличие заключается в том, что резервы бухучета оформлять следует в обязательном порядке, налогового учета – нет. Иными словами, в последнем случае хозяйствующим субъектам дается возможность выбора.
Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.
Как правило, предприятия создают только два типа резервов:
- Резерв на отпуска;
- Резерв по сомнительным задолженностям.
Резерв по сомнительным долгам: проводки
Операции с резервом сопровождаются такими записями:
Операции |
Д/т |
К/т |
Начислен резерв по сомнительным долгам |
91 |
63 |
Списан безнадежный (ранее признанный сомнительным) долг |
63 |
62 (76) |
Списана разница превышения суммы безнадежного долга над зарезервированным |
91 |
62 |
Списанная задолженность 50 лет учитывается за балансом для отслеживания возможности уплаты |
007 |
|
При оплате дебитором долга сумма резерва по сомнительным долгам восстанавливается. Такая же проводка составляется при невостребованном резерве, например, когда оплата долга не произошла по прошествии года, наступившего за годом образования резерва |
63 |
91 |
Как правило, деньги за реализованный товар или услуги, в силу объективных причин, поступают на расчетный счет намного позже. Юридически урегулировать такую не состыковку помогает письменное соглашение, в котором обязательно прописывается порядок расчетов, и указывается окончательная дата оплаты.
Все же риск просрочки платежа со стороны покупателя или заказчика по ряду как зависящих, так и независящих от них причин, всегда присутствует. В такой ситуации дебиторская задолженность из статуса нормальной переходит в разряд сомнительной, что в значительной степени искажает как финансовые, так и налоговые показатели предприятия.
Сомнительная дебиторская задолженность — это долг, возникший в результате нарушения покупателем сроков оплаты, оговоренных договором купли-продажи. С каждым новым днем такой просрочки у продавца снижается уверенность в его возврате. Но для того чтобы задолженность, возникшая у предприятия по вине дебитора, юридически считалась сомнительной, одного чувства и желания продавца недостаточно.
Необходимо одновременное выполнение трех условий, которые законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ:
- долг образовался в связи с продажей материальных ценностей, услуг или работ;
- дата внесения платежа в счет погашения задолженности истекла;
- у образовавшегося долга нет поручителей, банковских гарантий, он не обеспечен денежным или имущественным залогом.
Каждая организация в процессе своей хозяйственной деятельности вступает в финансовые отношения с продавцами, заказчиками, покупателями, подрядчиками, фискальными органами и бюджетом. При проведении с ними расчетов всегда возникает текущая дебиторская задолженность, которая в любой момент может стать сомнительной. А это подтверждает тот факт, что от недобросовестного контрагента не защищено ни одно, даже самое успешное, предприятие.
Неконтролируемый рост дебиторской задолженности может привести к серьезным проблемам с оборотными средствами и даже стать предвестником банкротства. Именно поэтому каждый субъект хозяйственной деятельности имеет законодательное право формировать резервы по сомнительным долгам. Это дает возможность не только реально оценить финансовое состояние дел на предприятии, но и снизить налоговую нагрузку на бюджет.
Создание резерва по сомнительным долгам
Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.
Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.
Чтобы проиллюстрировать на примере создание резерва сомнительных долгов и возникающие при этом бухгалтерские проводки предположим, что компания «Ритейл-X ЛТД» осуществила следующие хозяйственные операции в 3-ем квартале 20X8 года:
- 01.07.20X8. Сальдо счета «Резерв по сомнительным долгам» составляет $7 500;
- 25.07.20X8. Дебиторская задолженность на сумму $900 признана безнадежной;
- 12.09.20X8. Клиент погасил дебиторскую на сумму $600, которая была признана безнадежной в предыдущем квартале;
- 30.09.20X8. Компания «Ритейл-X ЛТД» оценила резерв по сомнительным долгам в размере $1 500.
Отражение результатов переоценки основных средств
Типичной является ошибка, когда сумма дооценки по выбывшим (независимо от причин выбытия: реализация, ликвидация) объектам основных средств не переносится в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01).
При выбытии дооцененных основных средств в учете формируются следующие записи:
Дебет 91-2 Кредит 01
— списана остаточная стоимость по объекту основных средств;
Дебет 02 Кредит 01
— списана накопленная амортизация по объекту основных средств;
Дебет 83 Кредит 84
— списана сумма дооценки выбывшего объекта основных средств.
Экономический смысл данной операции состоит в том, что организация ранее перенесла в расходы амортизацию и суммы ранее осуществленной переоценки. И сумма добавочного капитала должна быть учтена в составе нераспределенной прибыли.
Такая ошибка обусловлена прежде всего отсутствием аналитического учета по счету 83 «Добавочный капитал», обеспечивающего учет результатов переоценок в разрезе каждого объекта основных средств.
Итогом данной ошибки является завышение показателя строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов» и, соответственно, занижение показателя строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса организации.
Ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена как для юридического лица, так и для его должностных лиц.
Должностное лицо (как правило, главного бухгалтера) могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ, п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете) за следующие нарушения:
— занижение суммы налогов и сборов на десять и более процентов сумм из-за неверных данных бухгалтерского учета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на десять и более процентов.
На сегодняшний день на рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 4.5 и 15.11 КоАП РФ» (на момент написания статьи рассматривается во втором чтении). Данный законопроект предусматривает расширение понятия грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету и увеличивает штраф для должностных лиц за его нарушение от 5000 до 10 000 руб., а за повторное нарушение — от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до трех лет.
Непредставление (несвоевременное) представление комплекта бухгалтерской отчетности в органы статистики влекут предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
И еще один законопроект № 957581-6, ужесточающий административную ответственность, находится на рассмотрении в Госдуме. Новой ст. 29.30 КоАП РФ предусматривается ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления. Предполагаемые штрафы составят:
— для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 5000 руб;
— для должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;
— для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб.
За непредставление (несвоевременное представление) в органы статистики аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, планируемые штрафы составят:
— для индивидуальных предпринимателей — от 25 000 до 40 000 руб.;
— для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.;
— для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.
Порядок создания резерва
Бухгалтерский баланс организации должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). Это значит, что дебиторская задолженность должна отражаться в бухгалтерском балансе за минусом резерва по сомнительным долгам, созданного организацией. Следовательно, резерв по сомнительным долгам необходимо формировать перед составлением бухгалтерской отчетности.
Напомним, что организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Получается, что резерв по сомнительным долгам следует формировать ежемесячно.
Обратите внимание! Новая редакция п. 70 Положения не содержит требования о необходимости проведения инвентаризации дебиторской задолженности.
Использование резерва по сомнительным долгам
Использовать сформированный резерв по сомнительным долгам организация может на покрытие безнадежных долгов.
В соответствии с п. 77 Положения безнадежная задолженность представляет собой долги, нереальные для взыскания.
Другими словами, безнадежной считается дебиторская задолженность с просроченным сроком исковой давности, которую невозможно истребовать в судебном порядке. Напомним, что общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).
Основанием для списания безнадежной дебиторской задолженности являются результаты инвентаризации, проведенной организацией (п. 77 Положения). Количество, даты проведения инвентаризаций в отчетном году, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, организация определяет самостоятельно (п. 26 Положения). Эти положения каждая организация закрепляет в своей учетной политике (п. 8 Положения).
Таким образом, организация может предусмотреть в своей учетной политике проведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) или же только на конец отчетного года. По ее результатам в бухгалтерском учете выявляется и списывается безнадежная дебиторская задолженность.
Помимо Акта о результатах инвентаризации дебиторской задолженности организации необходимо запастись приказом (распоряжением) руководителя организации о списании безнадежных долгов.
Списание сомнительных долгов, по которым были созданы резервы, оформляется записью по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами (60, 62, 76 и др.).
Несмотря на то что задолженность организации-дебитора списана, ее придется отражать за балансом в течение 5 лет с надеждой на то, что имущественное положение должника изменится или его замучит совесть, вследствие чего задолженность покупателем будет погашена.
Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.
Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:
- по истечению трех лет;
- если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
- в случае устранения и ликвидации контрагента;
- под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Характеристика счета 63 (активный или пассивный, в балансе отражается по строке… и т. п.)
После проведения регулярной (ежемесячной/ежеквартальной/ежегодной) инвентаризации перед формированием отчетности в бухучете пострадавшей организации выявляется дебиторская задолженность (по Дт 60, 62, 76, 58.3), которую любая компания (малое предприятие — не исключение!) обязана признать сомнительной и создать резерв по Кт 63 в корреспонденции с Дт 91.2. Создание этих резервов — это прочие расходы организации.
Счет 63 активный или пассивный? Конечно, счет пассивный, признание резерва учитывается по кредиту счета, а его уменьшение — по дебету.
Суммы кредитового сальдо (неиспользованного резерва) участвуют в расчетах величины дебиторской задолженности при составлении баланса и в результатах отчета о финансовых результатах. Счет 63 в балансе отражается по строке 1230 «Дебиторская задолженность» бухгалтерского баланса со знаком минус (из общей суммы дебиторской задолженности вычитается размер сомнительных долгов) и в составе строки 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.
Информацию о резервах следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Субсчетов к счету в Плане счетов нет. Аналитика по счету 63 представляет собой отдельный учет сумм по каждому сомнительному долгу.
Ответственность за нарушение требований учета
Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).
Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.
При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.
Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.
Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.
Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.
Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.
Резерв по сомнительным долгам
В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.
С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.
До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.
Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.