Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС изменил порядок привлечения судей к ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Требования, предъявляемые к действующим судьям.
Закона о статусе судей:
Статья 3. Требования, предъявляемые к судье
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Приостановление полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
ФКЗ о конституционном суде РФ
Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:
1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи.
Ответственность судей является очень важной темой. Судьи несут ответственность за свои действия или бездействие, но судьи в отличии от рядового человека являются особыми (специальными субъектами). Не стоит путать, что все судьи “цари”, но и не стоит забывать, что судьям законом установлены дополнительные гарантии (“бонусы”), но одновременно с так называемыми бонусами у судьи есть и запреты. Судья не имеет право занимать какие-либо должности, кроме преподавательской, быть и помогать какой либо политической партии, учавствовать в их акциях, выражать публично свое политическое мнение и так далее. А в качестве бонусов у судьи есть неприкосновенность, которая включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Неприкосновенность это не “счастье”, а большая ответственность! Скажем просто, если неприкосновенность была бы “счастьем”, то каждый судья мог увесить / обвесить свой автомобиль спец.сигналами, обклеить любыми цветографическими схемами (расскраска авто) и бегать по улице сломя голову и приставать к любому сотруднику полиции, ездить на своем автомобиле под 300 км/ч и по встречке, и ему бы ничего за это не было, но такое не происходит! Поэтому неприкосновенность только лишь кажется “бонусом/счастьем” для лиц, которые ей не обладают.
Одновременно с этим, соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.
Если судья совершит виновное действие (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона “О статусе судей” и (или) кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание. Т.е. судью можно привлечь только к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий судьи.
Какие это нарушения:
- Спал в процессе, случай был.
- Драка с помощником, разборка с помощником, случай был.
- Ругался матом в процессе, специально сторонам запрещал подавать ходатайства.
- Вне работы пользовался неприкосновенностью в свою пользу (хамство в отделе полиции) случай был.
- Судья не знает что такое рецедив (знает любой студент), случай был.
- Волокита – долго дело не рассматривается, в том числе вышестоящими судами.
Следовательно, нарушения должны быть существенные. Если судья присуждает меньшие суммы денег, с грамматическими ошибками пишет решения – за это ему ничего не будет, да же разбираться никто не будет.
Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.
Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда — не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.
Отставку судьи от занимаемой должности регулирует статья 15 ФЗ «О статусе судей». Отставка судьи проявляется в виде почетного ухода с поста, как правило, по собственному желанию. Судье гарантируется личная неприкосновенность и почетная принадлежность к судейскому сообществу.
Ушедшему в отставку работнику суда гарантируется выходное пособие и компенсации на приобретение документов проездного типа. Пенсия ушедшему в отставку работнику выплачивается на общих основаниях. Стаж работы для пенсии не должен составлять менее 20 лет.
Стоит также отметить, что привлечение к уголовной ответственности судей (Верховного суда, Конституционного или любого другого), либо выявление нарушений, допущенных до ухода в отставку, свидетельствуют о прекращении отставки. Решение принимается квалификационной коллегией по бывшему месту работы судьи. За судьей, отставка которого прекращается, остается пенсионное обеспечение, но исчезают льготы и пособия.
За что судью лишили статуса
По одному из дел судья определением об исправлении опечатки поменял в прежде принятом решении день и час назначенного заседания на более ранние. Вместе с ненадлежащим извещением участников дела это апелляционный суд признал это судебной ошибкой.
Как уточнил сам судья, сначала дата была назначена, учитывая интересы сторон спора. Но затем одна из них подала прошение об ускорении рассмотрения. «По причине отсутствия прямой нормы, дающей возможность изменить ранее назначенную дату, он применил норму об исправлении опечатки. Участников процесса об изменении даты заседания известили с помощью телеграмм», — отмечается в обзоре ВС.
Еще в трех делах судья также допустил ошибки процессуального характера, которые впоследствии исправила вышестоящая инстанция.
Дисциплинарная ответственность судей
Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
Наказать судью можно путем привлечения к ответственности закрепленной в статьей 12.1 «Дисциплинарная ответственность судей» ФЗ «О статусе судей в РФ», в большинстве случае это нарушения процессуального характера, материального права, неверное толкование закона и ошибки при анализе вещественных доказательств.
p/s Указанное не распространяется на судей Конституционного суда.
Приостановление полномочий судьи и отставка судьи
Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
- участие судьи в качестве кандидата в выборах и т.д.
Из приведенной нормы в п. 1 и п. 2 следует, что федеральный законодатель признает основаниями приостановления полномочий отставки судьи такие объективно существующие обстоятельства, которые не позволяют соблюдать высокие требования, предъявляемые к судье статьей 3 Закона о статусе судей.
Пример возбуждения уголовного дела против судьи арбитражного суда
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в июле 2021 года возбудил уголовное дело против действующего судьи Арбитражного суда Алтайского края Алексея Городова. Он подозревается в неоднократных случаях получения взяток.
- В 2010 году, по данным следствия, судья потребовал от участника процесса продать ему иномарку по существенно заниженной цене, а именно — за 360 тыс. рублей. За это он обязался принять решение о введении процедуры наблюдения в отношении одной из фирм, а также оказывать в будущем общее покровительство при рассмотрении арбитражных дел. Кроме того, по данным следствия, в разное время с 2016 по 2021 год судья получал через посредников денежные средства в размере от 500 тыс. до 2,5 млн рублей за вынесение им решений в пользу заинтересованных в этом лиц, сообщили в СК.
Городов стал не первым судьей Арбитражного суда Алтайского края, которого обвиняют в коррупции. Ранее ВККС давала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении двух его коллег — Владислава Колесникова и Руслана Тэрри, которые зарабатывали на решении споров с ФНС. Тэрри в итоге получил 7 лет колонии, Колесников приговорен к такому же сроку со штрафом в 8 млн рублей.
Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе, — это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12).
В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в Законе о статусе судей и Законе о судебной системе.
Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.
Кто может стать судьей?
Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.
Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:
- работник Конституционного Суда — возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
- судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
- судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
- работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.
В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.
Практика привлечения судей к уголовной ответственности
Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.
Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).
Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.
Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.
Дeлo в oтнoшeнии cyдьи Aнocoвa: пoзиции выcшиx cyдoв paздeлилиcь
Пocтaнoвлeниeм cyдeбнoй кoллeгии в cocтaвe тpex cyдeй Кpacнoдapcкoгo кpaeвoгo cyдa oт 09.07.2009 УФCБ Poccии пo Pocтoвcкoй oблacти былo дaнo paзpeшeниe нa oгpaничeниe пpaв cyдьи paйoннoгo cyдa г. Pocтoвa-нa-Дoнy Aнocoвa нa тaйнy тeлeфoнныx и иныx пepeгoвopoв, нa нeпpикocнoвeннocть зaнимaeмыx им cлyжeбныx и жилыx пoмeщeний, cлyжeбнoгo и личнoгo aвтoтpaнcпopтa и пpoвeдeниe в oтнoшeнии нeгo cooтвeтcтвyющиx OPM, цeлью кoтopыx являлacь пpoвepкa инфopмaции o дeйcтвияx Aнocoвa, coдepжaщиx пpизнaки ocoбo тяжкoгo пpecтyплeния. Cвoe oбpaщeниe в Кpacнoдapcкий кpaeвoй cyд УФCБ мoтивиpoвaлo тeм, чтo y Aнocoвa имeютcя oбшиpныe cвязи в cyдeбныx opгaнax oблacти, пoтoмy пoлyчeниe в oблacтнoм cyдe caнкции нa пpoвeдeниe OPM пpивeдeт к нapyшeнию peжимa ceкpeтнocти.
Пoзиция BC PФ. Жaлoбa Aнocoвa нa этo пocтaнoвлeниe Cyдeбнoй кoллeгиeй пo yгoлoвным дeлaм BC PФ ocтaвлeнa бeз yдoвлeтвopeния. Пo мнeнию Cyдeбнoй кoллeгии, пpинятиe в oтнoшeнии зaявитeля peшeния имeннo Кpacнoдapcким кpaeвым cyдoм нapyшeниeм зaкoнa нe являeтcя1.
Пocтaнoвлeниeм cyдьи Bepxoвнoгo Cyдa PФ oт 07.06.2010 в yдoвлeтвopeнии нaдзopнoй жaлoбы Aнocoвa нa yкaзaнныe cyдeбныe peшeния тaкжe былo oткaзaнo.
28.06.2010 c yчeтoм peзyльтaтoв OPM в oтнoшeнии Aнocoвa былo вoзбyждeнo yгoлoвнoe дeлo пo ч. 3 cт. 290 УК PФ. B нacтoящee вpeмя oнo paccмaтpивaeтcя Bepxoвным Cyдoм PФ пo пepвoй инcтaнции.
Пoзиция КC PФ. Meждy тeм Aнocoв, пoлyчив oткaз в зaщитe cвoиx кoнcтитyциoнныx пpaв в cyдax oбщeй юpиcдикции, oбpaтилcя c жaлoбoй в Кoнcтитyциoнный Cyд PФ.
Пpeдмeтoм paccмoтpeния Кoнcтитyциoннoгo Cyдa PФ явилиcь взaимocвязaнныe пoлoжeния п. 7 cт. 16 3aкoнa PФ «O cтaтyce cyдeй» и ч. 1 cт. 9 Ф3 «Oб OPД».
B Пocтaнoвлeнии oт 09.06.2011 № 12-П Кoнcтитyциoнный Cyд PФ, oтcтaивaя пpaвo cyдьи нa нeпpикocнoвeннocть, в oтличиe oт cyдoв oбщeй юpиcдикции нe тoлькo pacпpocтpaнил дeйcтвиe пpинципoв yгoлoвнoгo пpoцecca нa cфepy OPД, нo и вoзлoжил нa Пpeдceдaтeля BC PФ oбязaннocть peшeния cпopoв o пoдcyднocти cyдeбнo-кoнтpoльныx дeйcтвий пpи пpoвeдeнии OPM.
Пpивeдeм ocнoвныe тeзиcы Пocтaнoвлeния КC PФ № 12-П. Кaждoмy гapaнтиpyeтcя cyдeбнaя зaщитa eгo пpaв и cвoбoд (п. 9 ч. 1 cт. 46), peшeния и дeйcтвия (или бeздeйcтвиe) opгaнoв гocyдapcтвeннoй влacти, opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oбщecтвeнныx oбъeдинeний и дoлжнocтныx лиц мoгyт быть oбжaлoвaны в cyд (ч. 2 cт. 46), никтo нe мoжeт быть лишeн пpaвa нa paccмoтpeниe eгo дeлa в тoм cyдe и тeм cyдьeй, к пoдcyднocти кoтopыx oнo oтнeceнo зaкoнoм (ч. 1 cт. 47).
Пpaвo нa cyдeбнyю зaщитy, paвнo кaк и eгo нeoбxoдимaя cocтaвляющaя – пpaвo нa зaкoнный cyд, вытeкaющee из пpeдпиcaний ч. 1 и 2 cт. 47 Кoнcтитyции PФ, зaкpeплeны тaкжe в Meждyнapoднoм пaктe o гpaждaнcкиx и пoлитичecкиx пpaвax (cт. 14) и в Кoнвeнции o зaщитe пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвoбoд (cт. 6).
Cлeдoвaтeльнo, дaннoe пpaвo oбecпeчивaeтcя тeм, чтo paccмoтpeниe дeл дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo выбpaнным, a зaкoннo ycтaнoвлeнным cyдoм. B зaкoнe тaкжe дoлжны быть oпpeдeлeны ocнoвaния и пopядoк измeнeния пoдcyднocти, ибo инoe нe пoзвoляeт cyдy, cтopoнaм и дpyгим yчacтникaм пpoцecca избeжaть нeoпpeдeлeннocти в этoм вoпpoce, иcключaeт нeoбxoдимocть ycтpaнять ee пocpeдcтвoм пpинятия пpaвoпpимeнитeльнoгo peшeния нa ocнoвe диcкpeции opгaнa или дoлжнocтнoгo лицa, иными cлoвaми, oпpeдeлять пoдcyднocть дeлa нe нa ocнoвaнии зaкoнa.
Из дaннoй пpaвoвoй пoзиции КC PФ, выpaжeннoй в пocтaнoвлeнияx oт 16.03.1998 № 9-П и oт 25.02.2004 № 4-П, cлeдyeт, чтo зaкoнoдaтeль нe впpaвe ввoдить в пpaвoвoe peгyлиpoвaниe нopмы, дoпycкaющиe пepeдaчy дeлa из oднoгo cyдa в дpyгoй вo внecyдeбнoй пpoцeдype.
Пo cмыcлy cт. 10, 18 и ч. 1 и 2 cт. 118 Кoнcтитyции PФ, тaкиe peшeния opгaнoв cyдeбнoй влacти, пpизвaнныx caмocтoятeльнo нa ocнoвe пpинципa paздeлeния влacтeй oбecпeчивaть зaщитy пpaв чeлoвeкa и гpaждaнинa, пpинимaютcя в paмкax cyдeбнoгo кoнтpoля зa дeятeльнocтью opгaнoв иcпoлнитeльнoй влacти, oтнocятcя к cфepe пpaвocyдия, кoтopoe ocyщecтвляeтcя тoлькo cyдoм пocpeдcтвoм кoнcтитyциoннoгo, гpaждaнcкoгo, aдминиcтpaтивнoгo и yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa.
Boпpoc oб oгpaничeнии кoнcтитyциoнныx пpaв в cвязи c пpoвeдeниeм OPM пo пpoвepкe инфopмaции o пpoтивoпpaвныx дeянияx и лицax, к ним пpичacтныx, пoдлeжит paзpeшeнию в пpoцeдypax, oбycлoвлeнныx xapaктepoм yгoлoвныx и yгoлoвнo-пpoцeccyaльныx oтнoшeний. Oгoвopкa «кaк пpaвилo» пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть иcключeния из oбщeгo пopядкa oпpeдeлeния пoдcyднocти.
Пyнкт 7 cт. 16 3aкoнa «O cтaтyce cyдeй» oпpeдeляeт poдoвyю пoдcyднocть вoпpoca o дaчe paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM в oтнoшeнии cyдьи. Oпpeдeлeниe жe тeppитopиaльнoй пoдcyднocти для paзpeшeния дaннoгo вoпpoca нe мoжeт пpoизвoдитьcя бeз yчeтa пoлoжeний 3aкoнa oб OPД.
OPД c нeoбxoдимocтью пpeдпoлaгaeт кoнcпиpaцию. B пpoтивнoм cлyчae нeглacныe OPM cтaли бы пpocтo нeвoзмoжны, a caмa OPД yтpaтилa бы cмыcл2.
Ecли oбpaщeниe зa пoлyчeниeм paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM мepoпpиятий в кoмпeтeнтный cyд мoжeт пoвлeчь нapyшeниe peжимa ceкpeтнocти, в тoм чиcлe oбycлoвлeннoe нaличиeм y гpaждaнинa личныx cвязeй в cфepe eгo пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти, paccмoтpeниe этoгo вoпpoca мoжeт быть вoзлoжeнo нa дpyгoй cyд, пoмимo пpямo yкaзaннoгo в зaкoнe.
Пocкoлькy paccмoтpeниe cyдoм вoпpoca o пpoвeдeнии OPM дo нaчaлa пpoизвoдcтвa пo yгoлoвнoмy дeлy нeпocpeдcтвeннo cвязaнo c вoзмoжными oгpaничeниями кoнcтитyциoнныx пpaв и пpeдcтaвляeт coбoй oднy из фopм пpeдвapитeльнoгo cyдeбнoгo кoнтpoля, измeнeниe ee пapaмeтpoв дoлжнo ocyщecтвлятьcя нe пpoизвoльнo, a c coблюдeниeм oбщиx пpинципoв, peгyлиpyющиx cyдeбнyю дeятeльнocть, и фyндaмeнтaльныx пpoцeccyaльныx гapaнтий пpaв лиц, в oтнoшeнии кoтopыx нaмeчaeтcя пpoвeдeниe OPM.
Taкoгo жe пoдxoдa пpидepживaeтcя Eвpoпeйcкий Cyд пo пpaвaм чeлoвeкa пpи пpимeнeнии cт. 8 Кoнвeнции o зaщитe пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвoбoд.
Oпpeдeлeниe кoмпeтeнтнoгo cyдa для пoлyчeния paзpeшeния нa пpoвeдeниe OPM пo ycмoтpeнию opгaнa, ocyщecтвляющeгo OPД, oзнaчaeт вмeшaтeльcтвo иcпoлнитeльнoй влacти в дeятeльнocть влacти cyдeбнoй, чтo нecoвмecтимo c пpинципoм paздeлeния влacтeй и caмocтoятeльнocти opгaнoв зaкoнoдaтeльнoй, иcпoлнитeльнoй и cyдeбнoй влacти (cт. 10 Кoнcтитyции PФ).
Пpoвeдeниe OPM зaкoн yвязывaeт нeпocpeдcтвeннo c вoзникнoвeниeм, измeнeниeм и пpeкpaщeниeм yгoлoвнo-пpaвoвыx и yгoлoвнo-пpoцeccyaльныx oтнoшeний нa дocyдeбнoй cтaдии yгoлoвнoгo пpecлeдoвaния, кoгдa yгoлoвнoe дeлo eщe нe вoзбyждeнo либo кoгдa лицo eщe нe пpивлeчeнo в кaчecтвe oбвиняeмoгo пo yгoлoвнoмy дeлy, нo yжe имeeтcя oпpeдeлeннaя инфopмaция, кoтopaя дoлжнa быть пpoвepeнa (пoдтвepждeнa или oтвepгнyтa) в xoдe OPM, пo peзyльтaтaм кoтopыx и бyдeт peшaтьcя вoпpoc o вoзбyждeнии yгoлoвнoгo дeлa.
Oбщнocть пyбличнo-пpaвoвыx oтнoшeний пo пoвoдy пpoвepки инфopмaции o пoдгoтaвливaeмoм, coвepшaeмoм или coвepшeннoм пpecтyплeнии, кoтopыe пoдпaдaют пoд дeйcтвиe кaк УПК PФ, тaк и 3aкoнa oб OPД, пpeдпoлaгaeт и oбщнocть пpoцeдyp cyдeбнoгo кoнтpoля зa дeйcтвиями opгaнoв, ocyщecтвляющиx тaкyю пpoвepкy.
Cooтвeтcтвeннo, и измeнeниe пpи нeoбxoдимocти тeppитopиaльнoй пoдcyднocти вoпpoca o дaчe paзpeшeния нa пpoвeдeниe тaкиx OPM в oтнoшeнии cyдьи дoлжнo ocyщecтвлятьcя пo пpaвилaм yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa, oбязaтeльным для вcex eгo yчacтникoв (ч. 1 и 2 cт. 1 УПК PФ), нa ocнoвaнии п. 7 cт. 16 3aкoнa o cтaтyce cyдeй и ч. 1 cт. 9 3aкoнa oб OPД вo взaимocвязи c oбщими пpинципaми и нopмaми yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo зaкoнa.
Coглacнo УПК PФ вoпpoc oб измeнeнии тeppитopиaльнoй пoдcyднocти yгoлoвнoгo дeлa paзpeшaeтcя пpeдceдaтeлeм вышecтoящeгo cyдa или eгo зaмecтитeлeм в пopядкe, ycтaнoвлeннoм (ч. 3 cт. 35). Этoт oбщий пopядoк измeнeния пoдcyднocти пoдлeжит пpимeнeнию и пpи peшeнии вoпpoca o пpoвeдeнии в oтнoшeнии cyдьи OPM, cвязaнныx c oгpaничeниeм eгo гpaждaнcкиx пpaв или нapyшeниeм eгo нeпpикocнoвeннocти, в тoм чиcлe в cлyчae, кoгдa пpoизвoдcтвo пo yгoлoвнoмy дeлy eщe нe вoзбyждeнo.
Дисциплинарная ответственность судьи
За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены Закона N 3132-1 и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
3) досрочного прекращения полномочий судьи.
При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.
Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.
Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.
Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” в соответствии со ст. 15 которого за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм ФКЗ “О КС РФ”, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
– прекращения полномочий судьи.
Комиссия Совета судей РФ по этике образована в соответствии со статьей 13 Регламента Совета судей Российской Федерации для обеспечения эффективной работы Совет судей Российской Федерации Постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 апреля 2005 г. № 130 «О создании комиссий Совета судей Российской Федерации».
Комиссия по этике, наряду с другими комиссиями, является постоянно действующим рабочим органом Совета судей Российской Федерации. Такие комиссии создаются по основным направлениям деятельности Совета судей, поэтому само по себе создание Комиссии по этике отражает значимость вопросов этики для судейского сообщества и его органов.
В Комиссию по этике, состав которой был утвержден постановлением Совета судей от 19 мая 2009 г. № 229, входит 14 судей, из них 9 — из судов общей юрисдикции и пятеро из арбитражных судов, представляющих различные регионы Российской Федерации и суды разного уровня — от районного суда до высшего.
Срок полномочий Комиссии по этике, как и других комиссий Совета судей, ограничивается сроком полномочий Совета судей. Это означает, что после избрания на очередном Всероссийском съезде судей нового состава Совета судей будут созданы и его постоянно действующие рабочие органы, сформированы комиссии Совета судей, избраны их председатели, утвержден состав каждой комиссии. В связи с этим крайне важно сохранить преемственность в деятельности комиссий, в противном случае статус «постоянно действующего рабочего органа» будет размываться, если это «постоянство» ограничивается четырехлетним сроком полномочий Совета судей.
Основное назначение Комиссии по этике, ее полномочия обусловлены стоящей перед судейским сообществом задачей выработки стандартов и правил этического поведения судей, обеспечения их соблюдения. В связи с этим в круг полномочий Комиссии по этике входят вопросы практического применения Кодекса судейской этики, рассмотрение соответствующих запросов и обращений, подготовка заключений.
Сейчас акценты в работе Комиссии смещаются в сторону выработки заключений по вопросам применения Кодекса судейской этики, следование которым позволяло бы судье не допустить нарушений этого Кодекса, избежать действий, влекущих дисциплинарную ответственность.
Кто может стать судьей?
Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией “магистр”. У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.
Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:
- работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
- судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
- судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
- работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.
В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.