Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность директора после увольнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от вида деятельности и занимаемой должности, специалиста можно привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Все зависит от серьезности выявленного правонарушения и сферы, в которой трудился данный сотрудник.
Ответственность работника после увольнения
Увольнение не является поводом для того, чтобы освободить должностное лицо от ответственности. Это в первую очередь касается лиц, являющихся материально ответственными. В противном случае призвать работника к ответу за недобросовестное выполнение работы не получится. В этом случае наказание понесет его непосредственный руководитель, который не заметил нарушения в процессе рабочей деятельности данного специалиста.
Что касается бухгалтера или руководителя предприятия, а также кадровика или инженера по ОТ, сроков давности привлечения к ответственности данных специалистов не существует. поскольку нарушение, которое они допустили, может быть выявлено через несколько лет после их увольнения. Как правило, данный факт обнаруживается при очередной или внеочередной проверке или аудите.
Далее действующее руководство организации должно будет принять решение о серьезности выявленных нарушений и ущербе, которое понесло предприятия. В ряде случаев все может закончиться мирно, и уволившегося работника не будут тревожить. Но если обнаруженные недостатки будут серьезными, то на служащего будет заведено дело об административном или уголовном правонарушении.
Уголовное дело может быть заведено на главного бухгалтера или экономиста предприятия, если будут выявлен факт хищения денежных средств из фирмы или подлога, причинившего организации материальный ущерб на значительные суммы. Также привлечь к уголовной ответственности можно лицо, которое продавало секретные документы или технологии изготовления определенных видов продукции.
Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ
1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.
2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.
Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.
3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).
Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.
По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.
6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.
В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.
7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.
Ответственность генерального директора ООО после увольнения
Бывший руководитель компании будет нести ту же ответственность, что и действующий, если правонарушение было совершено в период его руководства компанией:
- Материальную – если в результате действий или решений руководителя был нанесен материальный ущерб, даже бывший директор ООО будет нести материальную ответственность.
- За долги ООО – может наступить в том случае, если будет доказано, что имело место преднамеренное банкротство. В таком случае законом предусмотрена субсидиарная ответственность как руководителя, так и учредителей предприятий, если будет доказана, что он действовал по их распоряжению.
- Административную. Гендиректор, может быть привлечен в качестве должностного лица. Так руководитель компании может быть оштрафован на сумму до 5 тыс. рублей: за нарушение санитарных и противопожарных норм, прав потребителей и правил торговли определенными видами товаров. За незначительные нарушения Налогового кодекса – несвоевременная сдача отчетности, отсутствие лицензии, работа без кассового аппарата, нарушения порядка ведения бухгалтерского и кассового учета, сокрытие сведения от ФНС, несвоевременное внесение изменений в учетную информацию и пр. При этом нужно понимать, что ответственность ООО как компании за нарушение не отменяет ответственности генерального директора.
- Так же ему может грозить дисквалификация или штраф. До 30 тыс. рублей при наличии таких нарушений: • Таможенного законодательства, закона регулирующего деятельность в сфере рекламы, закона о регистрации юридических лиц. • За недобросовестную конкуренцию, непредоставление информации антимонополному комитету, за незаконное использование товарного знака принадлежащего другой компании. • За преднамеренное или фиктивное банкротство. • За предоставление некачественных услуг или производство некачественных товаров. • За нарушение устава общества и нарушение порядка ведения общих собраний.
Штрафы более 30 тыс. рублей – за незаконное привлечение иностранных рабочих, несоблюдение пожарной безопасности и за незаконные валютные операции.
- К уголовной ответственности руководитель может быть привлечен: • За более чем двухмесячную невыплату зарплаты с корыстными целями. • За коммерческий подкуп. • За увольнение беременной женщины. • За отмывание денег полученных преступным путем. • За недобросовестную конкуренцию нанесшую ущерб в крупных размерах – свыше 1 млн. рублей.
Строго говоря, практически любое административное нарушение может вылиться в уголовное преследование, если нанесен государству, юридическому или физическому лицу ущерб в особо крупном размере.
Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
***
Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Юридические и физические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (далее – КоАП).
Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям и должностным физическим лицам, является штраф.
Сумма штрафа подлежит уплате организацией и самим должностным физическим лицом.
Из письма в редакцию:
«Мы – производственная организация, занимающаяся распиловкой древесины и ДСП.
Для работы на станке по распиловке ДСП был привлечен 17-летний рабочий, который впоследствии получил тяжелую травму кисти рук.
Причинами несчастного случая явились неправомерный допуск к работе на деревообрабатывающем станке лица моложе 18 лет, а также то, что не была проведена проверка знаний данного работника по вопросам охраны труда, удостоверение на право производства работ на данном оборудовании у работника отсутствовало, работы выполнялись не под наблюдением бригадира или опытного рабочего.
При проверке контролирующих органов к административной ответственности в виде штрафа были привлечены должностные лица организации:
– главный инженер – в размере 30 базовых величин (БВ);
– инспектор по кадрам – 10 БВ;
– организация – 300 БВ.
Как без ошибок и безболезненно для работников удержать с них штрафные санкции? Как отразить в бухгалтерском учете взыскание и уплату административных штрафов?..
Главный бухгалтер
Татьяна Викторовна»
В данном письме приятного мало: и молодой неопытный работник тяжело пострадал, и должностные лица, проигнорировав нормы законодательства, должны заплатить немалые денежные средства из своего личного бюджета.
Рассмотрим вариант уплаты штрафов работниками организации.
При этом напомним, что начисление административных штрафов, налагаемых на организацию, следует производить записью: Д-т 90-8 – К-т 76-7.
Для начала обратимся к нормам КоАП.
Административным правонарушением признают противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП).
Таким образом, исходя из данного определения обязательными условиями привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также вины конкретного лица и иных условий, предусмотренных КоАП.
Вина физического лица – это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 3.1 КоАП).
Административная ответственность выражается в сумме штрафа
Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. При этом нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере (ст. 9.17 КоАП):
– от 10 до 50 БВ;
– на юридическое лицо – до 300 БВ.
То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере:
– от 30 до 50 БВ;
– на юридическое лицо – от 100 до 400 БВ.
Административная ответственность налагается на должностное лицо только теми органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или службе (государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами).
Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, зависит от вида вины (умышленная или неосторожная) (ст. 3.1–3.3 КоАП).
Как определить сумму штрафа?
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством РБ на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки (п. 1 ст. 6.5 КоАП).
Минимальный размер штрафа, исчисляемого в БВ и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 1/10 БВ, а максимальный размер штрафа не может превышать 50 БВ, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – 200 БВ.
Справочно: организация не вправе уплатить штраф за должностное лицо, поскольку назначение штрафа состоит:
– в воспитании и предупреждении совершения новых правонарушений как самим лицом, допустившим правонарушение, так и другими лицами;
– восстановлении справедливости;
– основании для взыскания с физического лица возмещения вреда (ч. 2, 4 ст. 6.1 КоАП).
Штраф может быть уплачен работником самостоятельно или перечислен организацией с дальнейшим его удержанием из заработной платы.
Существуют 2 варианта оформления удержаний из заработной платы:
1) по письменному заявлению должностного лица (часть четвертая ст. 107 Трудового кодекса РБ (далее – ТК));
2) по договору займа, в соответствии с которым одна сторона (заемщик) поручает другой стороне (займодавцу) перечислить сумму денежных средств в счет его обязанности по уплате штрафа (п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, если иное не установлено законодательными актами. Возврат займа заемщик осуществляет в срок и в порядке, предусмотренных договором займа (ст. 760, 763 ГК).
При использовании 2-го варианта нужно учитывать, что оформившая договор займа организация является налоговым агентом и должна исчислить и уплатить подоходный налог за счет собственных средств с суммы займа не позднее дня фактического перечисления штрафа. По мере погашения займа из заработной платы сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности, возвращается организации (часть первая п. 9, часть третья п. 10 ст. 175 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Однако можно рассмотреть и такой вариант, как оказание материальной помощи оштрафованному работнику.
Материальная помощь может быть выплачена работникам по различным основаниям: рождение ребенка, чрезвычайные обстоятельства либо по иным причинам.
Данный вариант в Вашей ситуации можно использовать только в крайнем случае и при обоснованных причинах необходимости оказания материальной помощи тому либо иному должностному лицу.
Справочно: с 1 апреля 2012 г. базовая величина установлена в размере 100 000 руб. (постановление Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 «Об установлении размера базовой величины»).
Административная ответственность руководителя организации
Самое распространенное наказание — штраф. Для должностных лиц его размер составляет 5000-10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 до 100 000 рублей. За серьезные нарушения руководителю грозит предупреждение или же дисквалификация —невозможность занимать руководящие должности и управлять юридическим лицом сроком от 6 месяцев до 3 лет.
- непредставление или нарушение сроков предоставления налоговой отчетности (наши эксперты подготовили очень полезный материал про санкции за неуплату налогов, читайте его здесь);
- несоблюдение правил работы с наличкой;
- работы без кассового аппарата;
- ненадлежащего управления юрлицом;
- невыплаты заработной платы и пр.
Кого Привлекать К Административной Ответственности Если Должностное Лицо Уволилось
Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.
В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Можно ли привлечь к ответственности должностное лицо после его увольнения
отсутствие события административного правонарушения; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г.
Верховным Судом РФ указано, что если трудовые отношения с руководителем предприятия (организации), осуществлявшим организационно-распорядительные функции, на данный момент прекращены, то это не является причиной исключения возможного возбуждения дела об этом лице и допущенном правонарушении того или иного характера, поскольку именно во время выполнения служебных обязанностей было совершено правонарушение.
Ответственность должностного лица после увольнения
Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
шаркел не согласен с вами вкорне не буду упоминтать про состав административного правонарушения долго и нудно, а также про место и время его совершения, так к примеру ген дир не вовремя отправил бух отчетность сразу увольняется из конторы и он ничего государству не должен. Вопрос 10: Подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае, если к моменту возбуждения дела такое лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия? Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рекомендуем прочесть: Расчитать Стоимость Абонемента На Электричку
Административный штраф на должностное лицо после увольнения
После этого все имеющиеся документальные сведения, полученные в ходе расследования, формируются и направляются в уполномоченную организацию, которая решит вопрос о назначении соответствующего наказания. Такой организацией может выступать, например, трудовая инспекция, если дело разрешается в досудебном порядке, либо судебное учреждение – если дело уже дошло до более серьезного разбирательства. Помимо данных организаций, некоторые административные дела входят в компетенцию определенных должностных лиц либо организаций, в частности:
Следует также отметить, что виновное должностное лицо может быть наказано в отдельном порядке, а может и вместе с наложением наказания на всю организацию. Второй вариант нередко применяется в тех случаях, когда, например, на организацию выписывают отдельный денежный штраф, а должностных лиц еще и отстраняют от исполнения своих профессиональных обязанностей на определенный временной период.
Нарушения трудового законодательства
Есть свой перечень штрафных санкций и за нарушение трудового законодательства, в таких случаях наказание будет назначено не только работодателю, но и самому работнику-иностранцу:
- Работа без оформления (без зачисления в штат и заключения трудового договора).
- Оформление трудового договора с нарушениями или ошибками.
В обоих случаях работодатель будет привлечён к административной ответственности, но суммы штрафов будут разными, в зависимости от того, кем окажется нарушитель:
- физлицу придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей;
- должностное лицо будет платить больше — от 10 до 20 тысяч рублей;
- юрлицо в случае нарушения ТК РФ получит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.
Важно: сам иностранец в случае нелегальной работы заплатит штраф в размере 5000 рублей и будет выслан из Российской Федерации за нарушение Трудового кодекса.
Если нарушены условия охраны труда (нормативные требования), то админответственность может быть такой:
- просто нарушены нормы охраны труда — от 2 до 5 тысяч рублей заплатит должностное лицо, а юридическое — от 50 до 80 тысяч рублей;
- неправильно проведена оценка условий труда — от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица, от 60 до 80 тысяч рублей штрафа для юридического;
- работник-иностранец допущен к работе без прохождения обязательного обучения и, что важно, без проверки того, насколько он знает требования охраны труда, или же без прохождения медосмотра (психического освидетельствования), при наличии противопоказаний с медицинской стороны для выполнения работы — от 15 до 25 тысяч рублей денежного взыскания назначат должностному лицу, от 110 до 130 тысяч рублей придётся заплатить юридическому;
- работники-мигранты не обеспечены средствами индивидуальной защиты — от 20 до 30 тысяч рублей отдаст в качестве штрафа должностное лицо, а юридическое заплатит от 130 до 150 тысяч рублей.
Важно: при повторном нарушении по всем вышеперечисленным пунктам должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от года до трёх вместе со штрафом в сумме от 30 до 40 тысяч рублей, а юридическому лицу грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а параллельно штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Общий алгоритм инвентаризации.
Процедура инвентаризации характеризуется четкой регламентацией, которая позволяет гарантировать сохранность материальных ценностей, и снижает риск наступления непредвиденных ситуаций.
Стандартный процесс состоит из следующих этапов:
- издание руководством приказа о проведении инвентаризации;
- формирование комиссии с указанием ее членов;
- проведение ревизии с сопоставлением факта и учетных данных;
- составление документации с результатами инвентаризации;
- отражение полученных итогов в бухгалтерском учете;
- оценка несоответствий и определение круга виновных лиц.
Если в ходе инвентаризации выявлен ущерб, то устанавливается взаимосвязь между его появлением и действиями материально-ответственного лица. В этом случае ответственное лицо пишет объяснительную записку, а на основании анализа ситуации руководством принимается решение. При выявлении виновности сотрудника составляется распоряжение о взыскании с него причиненного убытка.
Передача ценностей оформляется актом приема-передачи, которые составляется по определенной форме с указанием информации в обязательных для заполнения подразделах.
В документе должны быть зафиксированы следующие сведения:
- полное наименование организации;
- данные об увольняемом сотруднике;
- информация о новом материально-ответственном лице;
- перечень возвращаемых ценностей;
- период исполнения обязанностей материально-ответственного лица;
- дата и подписи участников процесса.
Возможно ли увольнение без инвентаризации и во время больничного листа.
При смене либо увольнении материально-ответственного лица в обязательном порядке проводится инвентаризация. Порядок процедуры регламентируется нормами действующего законодательства, положением о ведении БУ и приказами Минфина. При проведении комплекса мероприятий в обязательном порядке должен присутствовать сотрудник, который несет ответственность за сохранность материальных ценностей.
Исключение может составлять ситуация болезни, когда работник предварительно подписал согласие на проведение инвентаризации в его отсутствие. При этом увольняемому сотруднику необходимо предоставить, документ с диагнозом из медицинского учреждения. Инвентаризация должна быть проведена не позднее даты, которая будет считаться для материально-ответственного лица последним рабочим днем.
При увольнении работодателю потребуется провести все необходимые расчеты:
- плата за фактически отработанное время;
- суммы компенсации за неиспользованный отпуск;
- выплаты по выходным пособиям.
По результатам инвентаризации составляется акт в части приема-передачи товаров и ценностей, которые должны быть переданы в чужое ведение. Документ подписывает увольняемый сотрудник, принимающая сторона, директор, начальник отдела и главный бухгалтер.
Срок передачи материальных ценностей
С момента написания заявления об увольнении, у работника начинается двухнедельная отработка. Ее последний день — это день расчета и выдачи работнику его трудовой книжки (ст. 62, ст. 140 ТК РФ). Стоит помнить, что задерживать эту процедуру работодателю запрещено законом. Поэтому передача материальных ценностей, которые были вверены сотруднику, должна пройти до окончания срока его отработки.
В соответствии со ст. 80 ТК РФ пенсионеры наделены правом не отрабатывать двухнедельного срока при увольнении по собственному желанию. В этом заключается принципиальное отличие при увольнении материально ответственного лица — пенсионера. В подобных случаях работодателю необходимо производить учет и изъятие материального имущества у ответственного лица — пенсионера в сжатые сроки, если сам работник не согласится на отработку для передачи вверенного ему имущества организации.
Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).
Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.
Для того, что более менее понимать, что к ним относится, некоторые суды приводят в пример выдержки из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Согласно указанным документам:
Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные функции — управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций (учреждений, воинских частей и подразделений), совершение иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.
Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.
Работа с иностранными гражданами
Очень сильно, не повезло кадровикам, работающим с иностранными гражданами.
По моим ощущениям из всей массы административных штрафов на кадровиков они лидируют либо встают наравне с общими основаниями по статье 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства». Причем основная масса судов, признают кадровиков должностными лицами.
Кадровиков, работающих с иностранными гражданами привлекают по:
- ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – например, за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения или патента (штраф от 25 000 до 50 000 рублей) или за не уведомление (штраф от 35 000 до 50 000 рублей);
- ст. 18.9 «Нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.