Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как заполнить и подать уточненную декларацию 3-НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Правовая сущность корректировки
Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.
Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.
На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.
С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.
Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.
Комментарий к ст. 81 НК РФ
Комментируемая статья регулирует порядок внесения изменений в декларацию.
Сведения, указанные в налоговой декларации, должны быть достоверны и должны полностью отражать реальные, соответствующие действительности, объекты налогообложения, полученные доходы и произведенные расходы, источники доходов, налоговую базу, налоговые льготы и т.д.
Иными словами, налогоплательщик в налоговой декларации может только фиксировать реальные, соответствующие действительности, показатели элементов налогообложения.
В случае наличия в декларации ошибки исправлять ее следует по правилам статьи 81 НК РФ.
Налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.07.2012 N 03-03-06/1/339.
Например, как следует из письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154 и Постановления ФАС Московского округа от 29.07.2011 N КА-А41/7687-11, если при обнаружении налогоплательщиком после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации факта неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена указанная единая (упрощенная) налоговая декларация, налогоплательщиком представлены в налоговый орган за те же налоговые периоды налоговые декларации по соответствующим налогам, то эти налоговые декларации являются уточненными.
На основании полученных уточненных деклараций налоговый орган в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом обязан скорректировать его налоговые обязательства. В случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к доплате, налоговый орган вправе на разницу выставить налогоплательщику требование об уплате налога. В этом случае выставленное налоговым органом в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации требование не является повторным по отношению к первоначально выставленному требованию.
Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2012 N А42-1176/2011.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.01.2013 N А21-3191/2012 указал, что с правом налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2012 N А45-15887/2011 суд отклонил довод налогового органа относительно неисследования вопроса о том, кем были установлены ошибки в ранее представленных декларациях, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения. При этом суд указал на то, что положения статьи 81 НК РФ не устанавливают, кем конкретно должна быть обнаружена ошибка, данной нормой права также не предусмотрено наличие какого-либо аудиторского заключения для представления уточненной налоговой декларации.
Как отмечено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.07.2012 N А53-4104/2010, из буквального толкования статьи 81 НК РФ следует, что обязанность представления уточненной налоговой декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений в поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.
Налоговое законодательство не содержит запрета представления декларации по истечении трех лет по окончании налогового периода, соответственно, налоговый орган не вправе отказать в принятии такой уточненной декларации, игнорировать сведения, содержащиеся в ней, и обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
При этом также не имеет значения факт окончания проверки правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, и вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.
Аналогичная позиция отражена ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.03.2012 N Ф09-1207/12.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 Н�� РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Внесение изменений в налоговую декларацию
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Особенности оформления
Установленного образца заполнения и оформления не существует. Однако есть общие правила, которым нужно следовать:
- Уточненка должна быть подана на бланке, актуальном в год подачи первичной декларации.
- Не нужно указывать исправления, разницы меду ошибочным и уточненным. Вписываются только новые значения.
- В титульном листе уточненной декларации в поле с номером корректировки выставляется цифра 1 (в первичке это 0). В каждой последующей уточненке вы вписываете в данное поле ее порядковый номер: 2, 3, 4 и так далее.
Закон не ограничивает число повторно подаваемых деклараций. То есть, уточнять можно сколь угодно много. Ограничением может выступать только здравый смысл. - Если ошибка касается кодов ОКАТО, действовавших до 1 января 2014 года, то указывать нужно их.
- Закон не требует прикладывать к уточненке пояснительную записку. Все сведения будут у вас запрошены во время камеральной проверки. Несмотря на это, сделать ее все-таки желательно. В ней нужно указать: сведения о первичной декларацию, сумму налога, конкретные ошибки, изменившиеся суммы, копии документов об оплате недоимок.
Выявляйте ошибки самостоятельно!
Вносим исправления в налоговую декларацию по налогу на прибыль
Порядок отражения исправлений в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль (далее — декларации) зависит от периода, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки.
При обнаружении неполноты сведений или ошибок в декларации, поданной за прошлый квартал текущего года, уточненная декларация не представляется. Изменения отражаются нарастающим итогом в декларации, представляемой в установленный срок за очередной квартал текущего года. На титульном листе такой декларации отметка о внесении изменений и (или) дополнений не проставляется.
При этом в разрезе прошлых отчетных кварталов заполняется раздел III «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» части I декларации. Сведения, отраженные в данном разделе, не заполняются в декларации, представляемой за последующие отчетные кварталы .
Обратите внимание!
Раздел III части I декларации заполняется без нарастающего итога. В нем отражается сумма налога, подлежащая доплате (уменьшению) по сравнению с суммой налога, ранее исчисленной за этот отчетный (налоговый) период .
При внесении изменения и (или) дополнения в декларацию часть V «Другие сведения» заполняется исходя из фактических данных за соответствующий отчетный (налоговый) период, за который представляется налоговая декларация .
Если же возникает необходимость внести изменения и (или) дополнения в декларацию, поданную за прошлый квартал текущего года до наступления срока представления декларации за очередной квартал текущего года, то подается уточненная декларация.
На титульном листе такой декларации в соответствующей(их) строке(ах) необходимо проставить знак подачи уточненной декларации (знак «X») и заполнить раздел III части I «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» .
Пример. Исправление ошибки, допущенной в текущем году
Организация в августе 2017 г. обнаружила, что не отразила выручку за оказанные в марте 2017 г. услуги в сумме 1200 руб. (в т.ч. НДС 200 руб.). Себестоимость услуг списана верно. Эта ошибка исправлена в бухучете в мае 2017 г.
Способ 1. Изменения отражаются нарастающим итогом в декларации, представляемой за III квартал 2017 года. На титульном листе в строке «Внесение изменений и (или) дополнений» знак «X» не проставляют. В разделе I части I по строкам 1 и 3 следует отразить показатели с учетом ранее неотраженной выручки и НДС по услугам.
В разделе III части I «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки»:
— по строке «I квартал» отразить сумму 180 руб. ((1200 руб. — 200 руб.) x 18%);
— по строке «Итого за год, в том числе» отразить сумму 180 руб.
Как подавать уточнённые декларации по определённым видам налогов?
1) НДС
УНД по налогу на добавленную стоимость можно подавать как за текущий, так и за прошлые налоговые периоды. В случае, когда в уточнённой налоговой декларации занижается сумма НДС, подлежащая уплате, налогоплательщику придётся ждать выездную проверку налоговиков. Причём, в процессе такого аудита налоговые инспекторы производят проверку не только переплаченного в бюджет НДС, но и всех других налоговых платежей, перечисляемых предприятием. Что касается камеральной проверки, она проводится каждый раз после предоставления отчётности по налогу на добавленную стоимость.
Форма бланка УНД по НДС может меняться, поэтому следует заполнять только актуальную на момент выявления недостоверной информации форму отчётности. Как и в остальных случаях, доплату недоимки и рассчитанной пени необходимо производить до предоставления уточнёнки в налоговую.
Если же в УНД указана уменьшенная сумма НДС, переплату по нему можно засчитать в счёт следующих платежей, для чего налогоплательщиком подаётся отдельное заявление.
В случае, когда сроки уплаты налога в бюджет не истекли, нет необходимости производить расчёт пени.
2) Подоходный налог
Нередки случаи, когда необходимо скорректировать квартальный отчёт 6-НДФЛ. Допущенная неточность в отчёте может быть обнаружена как непосредственно бухгалтерией предприятия, так и налоговой инспекцией, проводящей камеральную проверку. Так, чтобы скорректировать данные по подоходному налогу, необходимо подать уточнённую декларацию по форме 6-НДФЛ.
Например, ООО «Полис» во время оформления отчёта указала ОКТМО другого района. Данная описка исправляется подачей новой декларации по корректному ОКТМО, а также предоставлением нулевой отчётности по неверно указанному коду. Параллельно с этим, необходимо предоставить в налоговую инспекцию объяснительную, в которой указать причины аннулирования первичной НД.
Порядок заполнения уточнёнки по подоходному доходному налогу прописан в Приказе ФНС № ММВ-7-11/450 от 14 октября 2015 года. Один из основных нюансов – в уточнённой форме декларации нужно проставить специальный номер корректировки «001».
Так, если предприятие/ИП самостоятельно предоставит в налоговую уточняющий отчёт 6-НДФЛ, административный штраф в размере пятисот рублей взыскиваться с него не будет.
3) Налог на прибыль
УНД по налогу на прибыль необходимо подавать только в той ситуации, когда можно по документам определить период искажения информации. Если невозможно установить точный период образования недостоверных данных, уточнять налоговую декларацию не нужно – налоговую базу и величину налога можно скорректировать в текущей налоговой отчётности.
В случае, когда налог на прибыль уплачивается в казну в большем размере, чем это необходимо, предприятие может:
подать УНД (является не обязательством, а правом бизнес-субъекта);
откорректировать обнаруженные неточности в налоговом учете и указать правильные данные в текущей декларации;
не совершать никаких действий, если искажённые сведения играют в отчётности незначительную роль.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Компания изменила «прописку»
Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).
Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.
Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.
Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».
Так сказано в п. 4.6 порядка.
При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).
Особенности оформления
Установленного образца заполнения и оформления не существует. Однако есть общие правила, которым нужно следовать:
- Уточненка должна быть подана на бланке, актуальном в год подачи первичной декларации.
- Не нужно указывать исправления, разницы меду ошибочным и уточненным. Вписываются только новые значения.
- В титульном листе уточненной декларации в поле с номером корректировки выставляется цифра 1 (в первичке это 0). В каждой последующей уточненке вы вписываете в данное поле ее порядковый номер: 2, 3, 4 и так далее.
Закон не ограничивает число повторно подаваемых деклараций. То есть, уточнять можно сколь угодно много. Ограничением может выступать только здравый смысл. - Если ошибка касается кодов ОКАТО, действовавших до 1 января 2014 года, то указывать нужно их.
- Закон не требует прикладывать к уточненке пояснительную записку. Все сведения будут у вас запрошены во время камеральной проверки. Несмотря на это, сделать ее все-таки желательно. В ней нужно указать: сведения о первичной декларацию, сумму налога, конкретные ошибки, изменившиеся суммы, копии документов об оплате недоимок.
Выявляйте ошибки самостоятельно!
Исправление ошибок в декларации — дополнительные риски и неудобства. Если же недочеты все-таки обнаружены, то нужно их в срочном порядке самостоятельно устранить, для того, чтобы дополнительных затрат в виде пеней и штрафов.
Декларация 3-НДФЛ: в каких случаях ее нужно заполнять?
Декларацию 3-НДФЛ должны подавать физлица, которые получили доходы сверх тех, по которым налог уже оплачен налоговым агентом (например, работодателем или заказчиком). Такая обязанность возложена на:
- физлиц, не являющихся ИП (подп. 1 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса);
- ИП и лиц, занимающихся частной практикой (например, адвокатов, нотариусов) (п. 1-2 ст. 227 НК РФ);
- иностранных граждан, работающих по патенту в двух случаях: если общая сумма налога, который нужно уплатить, превышает размер уже уплаченных фиксированных платежей (только для иностранцев, трудящихся у физлица для помощи в личных и домашних делах, в том числе если они покидают Россию до конца налогового периода) либо при аннулировании патента (п. 8 ст. 227.1 НК РФ).
Отметим, что обязанность представлять налоговую декларацию по НДФЛ ИП не ставится в зависимость от факта получения предпринимателем дохода в соответствующем налоговом периоде. При этом ИП не может представить в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию (письмо Минфина России от 30 октября 2015 г. № 03-04-07/62684).
Одновременно в законодательстве прямо определено, когда незарегистрированные в качестве ИП физлица должны подавать декларацию 3-НДФЛ. Эта обязанность возникает, если гражданин получил следующие виды доходов (ст. 228 НК РФ):
- вознаграждение от физлиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- от продажи имущества и имущественных прав;
- от источников, находящихся за пределами России;
- выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями и организаторами азартных игр;
- вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения;
- доходов в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций;
- других доходов, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226, п. 14 ст. 226.1 НК РФ.
В налоговых декларациях необходимо указать:
- все полученные в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 229 НК РФ;
- источники выплаты доходов;
- налоговые вычеты;
- суммы налога, удержанные налоговыми агентами;
- суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей;
- суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).
При этом в декларации можно не указывать:
- доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и п. 66 ст. 217 НК РФ);
- доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Форма
Ознакомьтесь с примером заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (Форма 3-НДФЛ), подготовленным экспертами компании «Гарант»
По общему правилу, перечисленные лица обязаны подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим (а уплатить налог – не позднее 15 июля года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Вместе с декларацией подаются документы, подтверждающие доходы и расходы налогоплательщика. Это, в частности, справка о доходах и суммах налога физического лица (форма по КНД 1175018) (форма применяется с 1 апреля 2021 г.), которую по требованию обязан выдать работодатель или любая другая организация – источник дохода.
Суммы доходов, вычетов и суммы налога, которые были удержаны налоговым агентом, из справки о доходах и суммах налога физического лица (форма по КНД 1175018) налогоплательщик переносит в декларацию 3-НДФЛ.
С 1 января 2021 года налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного НДФЛ в составе налоговой декларации (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Штраф за неподачу декларации составляет 5% неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы (ст. 119 НК РФ). Минимальный размер штрафа – 1 тыс. руб.
В НК РФ предусмотрены обстоятельства, при которых декларацию нужно подать, не дожидаясь окончания года, в котором был получен доход. К ним относятся следующие случаи:
- прекращение деятельности в качестве ИП или частной практики до конца налогового периода (декларация представляется в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности;
- выезд иностранца, доходы от деятельности которого подлежат налогообложению, за пределы России (декларация представляется им не позднее чем за один месяц до выезда) (п. 3 ст. 229 НК РФ).
Минимальный срок владения для единственного жилья — все еще 5 лет
Минимальный срок владения — это период, по истечении которого имущество можно продавать без налога и декларации. То есть налога не будет даже при наличии прибыли от продажи — и сдавать ничего не придется.
Раньше для домов и квартир минимальный срок зависел от даты приобретения. И если квартиру купили начиная с 2016 года, он составлял 5 лет. Если продать раньше этого срока, можно было попасть на уплату НДФЛ и потерять даже сотни тысяч рублей.
В 2019 году принят закон о снижении до 3 лет минимального срока владения для единственного жилья. Теперь квартиру, приобретенную после 1 января 2016 года, есть шанс продать без налога и декларации раньше, чем пройдет пять лет. Но — внимание! — эта норма касается только тех сделок, что совершены с 2020 года. А сейчас нужно подать декларацию за 2019 год — и пока это условие не работает.
Если квартиру купили в 2016 году и позже, а продали в 2019, срок минимального владения для нее все еще составляет пять лет. Придется заполнить декларацию до 30 июля и рассчитать налог.
Есть шанс уменьшить его с помощью вычетов — то есть налога может не быть. Но сдать декларацию нужно обязательно.