Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С марта 2023 года водителей в РФ начнут штрафовать за неправильные шины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По правилам дорожного движения, водитель всегда вовремя обязан осуществлять замену резины на своем автомобиле. Прежде всего, это касается сезонной смены шин. Еще существует способ, который позволит проверить, пора ли менять резину. Это остаточная высота протектора. Любой водитель знает, что в смену сезона (весна и осень) важно вовремя поменять резину (с зимней на летнюю и наоборот). Это делается в первую очередь с целью безопасности на дорогах. И это правило касается любого вида транспорта как легкового, так и грузового. Чтобы износ резины был минимальным, важно вовремя осуществлять балансировку. При замене узлов ходовой части автомобиля необходимо производить развал-схождения. Это поможет в будущем избежать неравномерного износа протектора.
Что важно знать о замене покрышек
Безусловно, никто не отменял естественную замену шин на случай их износа. Как понять, когда следует менять резину? Для этого рекомендуем произвести визуальный осмотр шин и ощупать их на случай каких-либо повреждений (порезы, разрывы, трещины, вздутия и т.д.). Резина попросту может быть пересохшей на вид. Это тоже повод для ее обновления. Это вы можете сделать самостоятельно. Например, для измерения толщины протектора есть специальные приборы, при помощи которых это с легкостью можно осуществить.
Некоторых водителей волнует не только когда, но и зачем менять резину. Понятно, что по закону в 2022 году необходимо установить вместо летних покрышек зимние при наступлении холодов. Но с какой целью проводится обратная замена?
Зимние шины изобретены специально для поездок по дорогам, покрытым льдом. Шипы улучшают сцепление автомобиля с поверхностью трассы, поэтому риски скольжения сводятся к минимуму. Использование зимних покрышек в теплое время года может дать обратный эффект.
Использовать их не следует по 3 основным причинам:
- лишний шум при движении;
- неблагоприятное влияние на дорожное покрытие, вплоть до разрушения;
- плохое сцепление с дорогой.
Летняя шина выигрывает у зимней по интенсивности торможения.
Журнал «За рулем» совместно с НАМИ проводил исследования поведения летних покрышек при околонулевых температурах воздуха.
Торможение тестировали на легковом автомобиле Skoda Octavia. Сначала водитель разгонял ее до скорости 100 км/ч, а затем резко тормозил до 5 км/ч. Полная остановка не производилась, чтобы исключить погрешности в работе электроники на малых скоростях. Вывод экспертов оказался парадоксальным. Летняя резина лучше всего работает при осенних температурах воздуха в пределе 3-12 градусов тепла. Если температура воздуха растет, то сокращается и тормозной путь. При +35 градусах летние покрышки имеют примерное такое же сцепление с асфальтом, как и при -5. Тем самым если асфальт чист и сух, то летние покрышки будут ездить по нему хорошо даже в холода.
Если проводить испытания зимних колес при осенних температурах воздуха в интервале 3-12 градусов тепла, то они серьезно отстают от летних. Разница в тормозных путях летних и зимних шин составляет… два корпуса автомобиля! Для шипованных шин разница на асфальте еще больше.
По сравнению с летними шинами зимние даже при -5 градусах имеют гораздо больший тормозной путь. А вот за пределами -5, когда наступают сильные морозы, летняя шина «дубеет» и резко теряет в характеристиках.
Когда менять шины по закону?
Законодательно смена летних и зимних покрышек должна производиться в течение трех переходных месяцев, без точного указания сроков. Правила эксплуатации покрышек приводятся в разделе 5 в Техническом регламенте Таможенного Союза.
В пункте 5.5. вводится запрет на «эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами». Отличить одни колеса от других можно по соответствующей зимней маркировке.
Но лучше всего при смене шин ориентироваться на косвенные признаки. Дорожные службы совместно с региональными властями весной вводят режим ограниченного использования междугородних и региональных трасс. Владельцы грузовиков с нагрузкой более 2,5 тонн на ось должны будут приобретать специальные пропуска для проезда, чтобы компенсировать причиняемый дорогам вред.
Сроки введения этих сезонных ограничений, как и их продолжительность, определяются местными властями исходя из заключений синоптиков. Специалисты изучают температуру земли, ее глубину промерзания, оценивают просушку верхних и нижних слоев насыпей и составляют таблицы по допустимой грузоподъемности транспортных средств. В зависимости от результатов на дорогах устанавливаются специальные знаки 3.12 с изображением моста грузовика и обозначением максимально допустимой нагрузки на ось.
Для простых автомобилистов такие знаки сигнализируют, что дороги достаточно прогрелись и вобрали в себя такое количество тепла, чтобы уже не устраивать ледовых капканов по ночам. В это время уже можно менять зимние колеса на летние.
Могут ли оштрафовать за летнюю резину и что выбрать: шипы, липучку или всесезонку?
Похолодание до -5 обещают синоптики в Ревде уже в ночь со вторника, 26 октября, на среду, 27 октября. А к выходным — затяжные дожди со снегом. Это значит, что ситуация на дорогах станет опасной, и самое время менять резину на колесах автомобилей. Еще в начале октября об этом автолюбителей предупредило областное УГИБДД. Но как показал наш опрос во «ВКонтакте», многие только планируют «переобуть» машину. Кто прав: сделавшие это пораньше или ждущие заморозков и снега? Мы постарались ответить на самые популярные вопросы в наших карточках.
Когда все-таки правильно менять резину с летней на зимнюю?
Могут ли оштрафовать за летнюю резину?
Если на шине есть маркировка M+S — значит, это всесезонка?
Но разве на голом асфальте шипованные шины не быстрее износятся?
Законно ли использовать «липучку»?
Когда лучше менять зимние шины на летние?
Резина, из которой производятся зимние и летние шины, отличается по составу. Объясняется это тем, что покрышки работают в разных температурных режимах и климатических условиях. Зимние шины хорошо справляются с низкими температурами, но при этом плохо проявляют себя в теплую погоду.
Принято считать, что такие покрышки не стоит использовать при достижении среднесуточной температуры более +5 градусов. Нарушение этого принципа повлечет лишние расходы, так как резина начинает быстро изнашиваться и разрушаться.
При этом стоит учитывать, что в России есть регионы, с резко меняющимся климатом. Утром лежит снег, а днем воздух прогревается до +10 градусов и выше. И невозможно предсказать, вернется ли зима или настанет теплая весна. Поэтому многие автолюбители считают, что лучше дождаться устойчивой плюсовой температуры, а потом уже менять резину. В большинстве регионах России, такой момент наступает к концу апреля или началу мая.
Требования к летней резине в 2022 году
Как было указано ранее, вопрос когда можно переобувать машину на летнюю резину регламентируется Техрегламентом ТС в 5 разделе указано, что :
- на автомобилях должны устанавливаться шины, которые рекомендуются изготовителями для климатических условий страны;
- размеры покрышки должны соответствовать колесным дискам авто;
- индексы нагрузки и скорости должны соответствовать максимальным характеристикам авто, которые указаны в технической документации к транспортному средству. К примеру, индекс скорости Н обозначает, что максимально допустимая скорость авто 210 км/час. Индекс нагрузки 82 значит, что на одно колесо максимальная нагрузка 475 кг;
- высота протектора летнего комплекта резины не должна быть ниже 1,6мм для легковых авто и грузовых до 3,5т. Для автобусов показатель должен быть как минимум 2мм, для мотоциклов 0,8мм. Касательно грузовых авто и прицепов с массой более 3,5т минимальный протектор — 1мм;
- запрещается эксплуатация шин с различными повреждениями. К ним относят пробои, порезы, расслоение шин и разррушение материала вплоть до обнажения корда.
Когда лучше поменять шины?
Четко определять момент, когда пора «переобуть» колеса, должен владелец транспортного средства в зависимости от региона проживания. В южных областях процедура монтажа зимней резины отодвигается ближе к декабрю, в северных районах – при наступлении сентября. Точная дата зависит от прихода холодов – опытные водители рекомендуют менять скаты, когда среднесуточная температура воздуха понизится до +5–7 °С.
Если вы ежедневно пользуетесь автомобилем для утренних и вечерних поездок на работу, резину надо менять раньше – когда максимальная дневная температура установится на отметке не выше 10 °С. Причина проста: ночью становится холоднее, приходят заморозки, утром летние шины моментально «задубеют». Аналогичная ситуация сложится вечером.
Через сколько сезонов менять летнюю резину
Современные летние покрышки служат 5-6 лет при средней интенсивности эксплуатации. В 90% случаев вопрос замены возникает по причине износа протекторной части, если нет серьезных повреждений корда или порезов. При маленьком пробеге, некоторые экземпляры выдерживают до 15 лет непрерывной эксплуатации. Точный показатель зависит от качества резины и стиля вождения.
Время смены шин не привязано к сезону – параметр определяется пробегом. Для легковых машин типа Шевроле Круз, Лада Гранта, Опель Вектра срок эксплуатации одного комплекта ограничивается примерно на 50000-60000 км. пробега. На грузовиках резина служит дольше, в среднем до 70000 километров езды.
Параметры актуальны для качественной резины при аккуратном вождении, в случае, когда у автомобиля нет проблем с ходовой частью (сбит развал-схождение, повреждены элементы подвески, кузов). В зависимости от серьезности поломки, время службы сокращается.
Узнать, когда следует заменить покрышки, на новый комплект помогут специальные индикаторы на рабочей поверхности. На 80% моделей между шипами расположены специальные вставки.
Когда нужно менять шины на зимние для въезда в другие страны
Если вы собираетесь въезжать на машине в другие страны, то нужно знать сроки смены шин в конкретной стране. Иначе можете получить штраф за неправильную резину.
Перечисляем сроки, когда в разных странах Европы нужно иметь зимние шины на авто:
- Австрия – с 01 ноября до 15 апреля;
- Чехия – с 01 ноября до 30 апреля;
- Словения – с 15 октября до 15 апреля;
- Румыния – с 01 ноября до 31 марта;
- Германия – замена обязательна после начала заморозков;
- Латвия – с 01 декабря до 01 марта;
- Эстония – с 01 декабря до 01 апреля;
- Финляндия – с 01 декабря до 01 марта;
- Швеция — с 1 декабря до 31 марта.
Нужно ли менять зимнюю резину на летнюю
Теоретически можно оставаться в “зиме”, но это крайне нежелательно.
Приведем аргументы технического характера:
-
снижение безопасности (материал меняет свойства в зависимости от погодных условий, неподходящие шины не способны проявить весь требуемый функционал);
-
увеличение расхода горючего примерно на 10% (мотор тратит больше мощности из-за расплавившегося материала);
-
износ протектора (зимний комплект в тепле становится мягким и быстрее теряют рельефность);
-
понижение комфорта;
-
сокращение эксплуатационного срока ходовой части автомобиля.
Как правильно сменить шины
Если вы купили новый комплект шин, то можно сразу приступать к его установке. А вот старые шины, полгода ждавшие своего часа, требуют определённых проверок.
Прежде всего, убедитесь, что покрышки всё ещё можно эксплуатировать. Согласно Правилам дорожного движения, минимально допустимая глубина протектора шин легковых автомобилей составляет 1,6 мм (летние шины) и 4 мм (зимние шины). При меньшем остатке ездить на шинах уже нельзя.
Измерить остаток протектора можно особым инструментом — штангенциркулем. Существуют и специальные измерители глубины протектора колёс, в том числе цифровые.
Другое важное требование ПДД к шинам: они должны быть одинаковыми (по крайней мере на каждой из осей). Современные автомобили, оснащённые множеством умной электроники — ABS, системами курсовой устойчивости и увеличения тормозного усилия — чувствительны даже к неравномерному износу шин, что уж говорить о разном размере или рисунке протектора. Но опасные эксперименты водителей с так называемой разнопаркой (комплектами, собранными из разных моделей шин) уже уходят в прошлое.
Также перед установкой нужно визуально оценить состояние шин. При долгом хранении, особенно в неподходящих условиях (например, при большой влажности, что не редкость в частных гаражах), резина может деформироваться, потрескаться или рассохнуться. Устанавливать шины с такими дефектами нельзя: на большой скорости любая трещина в резине становится крайне опасной и грозит взрывом покрышки.
К слову, для сезонного хранения шин можно использовать «шинный отель Гиперавто», где постоянно поддерживаются правильная температура и влажность. Специалисты Гиперавто несут полную материальную ответственность за шины, а в назначенный вами день сами привозят колёса на шиномонтаж, что очень удобно.
Кроме глубины протектора и отсутствия внешних дефектов, перед установкой шин нужно проверить равномерность их износа (шина не должна быть «съедена» с одной из сторон), а также возраст. Натуральный каучук, из которого сделана резина, сохраняет свои свойства в течение 5 лет с момента производства шины. Старение резины сильно сказывается на эффективности сцепления с дорогой, поэтому ездить на старых, пусть и не изношенных шинах, не стоит.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Рекомендуем: Как правильно проверять маслосъемные кольца и что для этого нужно?
Зимняя липучка или шипованная резина должна применяться в тот период, когда летние покрышки не способны справиться с возможным обледенением дорожного покрытия. Не менее важно качество выбираемого комплекта. Тут хочу напомнить вам про материал о китайских шинах.
Нововведения с 11 ноября
Начиная с 11 ноября текущего года в силу вступают поправки в Техрегламент “О безопасности колесных транспортных средств.” Отныне все владельцы автомобилей, которые относятся к категории “В”, будут обязаны использовать зимние покрышки в период с декабря по февраль. Однако в отдельных регионах в связи с погодными условиями данные сроки могут отличаться.
Еще одно требование к автовладельцам – на одной оси должны быть установлены шины одного вида. К тому же теперь в законе прописано точное название модели покрышки. Имеется в виду, что если на автомобиле стоит зимняя резина одинакового типа, но разного наименования модели – это грозит штрафом. Однако, как и раньше, закона об использовании покрышек не по сезону нет. Максимум, что может грозить водителю – штраф 500 рублей за изношенные шины.
Нюансы использования всесезонной резины
Всесезонная резина имеет свои плюсы и минусы, которые надо учитывать при управлении автомобилем. Они вытекают из ее конструктивных особенностей. Всесезонные шины – средние во всем. Летом они чуть мягче и шумнее летних покрышек, отличаются большим коэффициентом сопротивления и увеличивают расход топлива. По грунтовке на них лучше не ездить, поскольку более широкие протекторы быстро забиваются мелкими камнями и грязью.
Проблема сцепления с дорогой возникает и зимой. На обледеневшей трассе всесезонки не могут соперничать с шипованной зимней резиной. Водители должны быть предельно осторожны. При морозах ниже -10°С всесезонная резина просто дубеет, а со временем начинает трескаться и крошиться. С другой стороны, такие покрышки можно использовать в мягкие малоснежные зимы. Всесезонная резина прекрасно подходит для поездок по свободным от снега и льда, хорошо убранным городским улицам. В таких условиях покупка универсальных шин избавит от необходимости по два раза в год терять время и деньги в очереди на шиномонтаж.