Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о системе управления охраной труда: рекомендации эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала определим, что представляет собой Система Управления Охраной Труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 приведено следующее определение: «Система управления охраной труда – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей» [3]. Довольно простое, но в тоже время достаточно ёмкое определение, ведь элементов в системе управления множество.
Зачем требуется контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур?
Прежде всего, разберёмся в назначении процедуры: зная причину, понимаешь суть. Итак, для чего требуется обеспечить контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур? Существует несколько целей:
- оценить соответствие состояния условий и охраны труда нормативным требованиям государства, а также обещанием, данным самим работодателем (в Политике по охране труда);
- обеспечить реально действующую двустороннюю связь между работником и работодателем в рамках охраны труда;
- получить исчерпывающую информацию о правильности и эффективности реализации процедур СУОТ, а также информации для совершенствования всей системы в целом.
Рекомендации Роструда — алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:
1-я часть — проверка документов системы управления охраной труда (СУОТ);
2-я часть — проверка рабочих мест.
В рамках проверки документов СУОТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и другое), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.
Положение о системе управления охраной труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
- приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
- положение о системе управления охраной труда.
Политика и цели в области охраны труда. Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:
- документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
- политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда
Анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики. Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):
- результаты специальной оценки условий труда;
- статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
- предписания органов государственного надзора (контроля);
- акты проводимого в организации контроля и тому подобное.
Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя). Локальные нормативные акты, подлежащие проверке распределение обязанностей в сфере охраны труда может быть закреплено:
- в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» Положения о СУОТ работодателя;
- в отдельных локальных нормативных актах;
- в планах мероприятий по реализации процедур;
- в трудовых договорах;
- в должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
Система управления охраной труда на предприятии
Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве
Система управления охраной труда (СУОТ) — целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.
Основные функции системы :
1. Организация и координация работ в области охраны труда.
2. Планирование работ в области охраны труда.
3. Контроль состояния охраны труда.
4. Учет и анализ показателей состояния охраны труда.
[2]
5. Стимулирование работы по ОТ.
Основные функции системы:
1. Обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда.
2. Обеспечение безопасности производственного оборудования.
3. Обеспечение безопасности производственных процессов.
4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений.
Система управления охраной труда — не только инструмент и улучшения условий труда, но и живой организм, требующий постоянного наблюдения и совершенствования. С этим пониманием Вы без труда составите процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» , дополнив ей свою систему. Для этого Вам следует определиться с видами контроля в зависимости от размеров Вашего предприятия и необходимых мероприятий по охране труда, составить соответствующие чек-листы и сформировать правила их заполнения и хранения. Удачи!
66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:
– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;
– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;
– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.
67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:
– постоянный (текущий) контроль;
– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;
– реагирующий контроль;
– внутренний аудит.
68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:
– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;
– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;
– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;
– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.
69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:
– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;
– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;
– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.
70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.
– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);
– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;
– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.
72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).
73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.
74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.
75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.
76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.
77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.
78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться.
VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.
80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.
81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:
– периодический — данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;
– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.
- Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
- СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
- Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
- Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
- Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
- СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.
Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.
По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)
Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.
Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.
Форма журнала мастера
Дата проведения контроля |
Недостатки, выявленные при контроле, и принятые меры по их устранению |
Срок выполнения |
Ответственность |
Отметка о выполнении |
Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм
Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.
Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:
- отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
- отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
- отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
- отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
- отсутствие процедуры информирования.
Система управления охраной труда СУОТ — что это такое и как внедрить?
СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ
Инструкция для специалиста по охране труда:
Разработка положения СУОТ
Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.
СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.
Внедрение СУОТ на предприятии
Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.
Приказ об утверждении Положения о СУОТ на предприятии: образец 2019 года
Государственное казенное (бюджетное, автономное) учреждение (организация, предприятие) социального обслуживания «Наименование центр социального обслуживания населения»
П Р И К А З
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН»
Руководствуясь приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», абзацем четвёртым пункта 3.3. Устава Учреждения (последнее может не быть обозначено),
приказываю:
- Утвердить Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (прилагается).
- Фамилия И. О., заместителю директора и Фамилия И. О., инженеру по технической эксплуатации жилищного фонда ознакомить с данным положением сотрудников Учреждения.
- Настоящий Приказ вступает в силу с 19 января 2019 года.
- Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Система управления охраной труда (СУОТ) — это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.
Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.
Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.
Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах — руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.
Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.
Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.
CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:
1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии 2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда 3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность 4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах 5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ 6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления 7. Порядок привлечения работников к СУОТ 8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда 9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими 10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля 11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав 12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю) 13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования |
|
Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ |
Общие понятия и определения
В данной статье мы разбираем понятие СУОТ: что это такое, и как правильно организовать СУОТ в организации.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан обеспечить безопасные условия работы и функционирование охраны труда в организации. Именно с этой целью и создается система управления охраной труда.
Обратимся к нормативно-правой базе.
Понятие «система управления охраной труда (СУОТ)» закреплено в Трудовом кодексе РФ.
Ст. 212: «Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
51. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее — План).
52. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
Этапы разработки и внедрения на предприятии
В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.
В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.
Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.