Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приложение № 5. Положение о внутреннем финансовом контроле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Кадровое обеспечение ВФК.
В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.
Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.
Специфика карты внутреннего финансового контроля
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Положение о внутреннем контроле в учреждении
В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле. Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.
Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.
Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:
1. Общие положения:
- цели и задачи внутреннего контроля;
- принципы внутреннего контроля.
2. Организация системы внутреннего контроля.
3. Субъекты внутреннего контроля.
4. Функции и права службы внутреннего контроля.
5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.
6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.
7. Заключительные положения.
Фрагмент Положения о внутреннем контроле
…
1. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.
1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.
1.3. Внутренний контроль направлен на:
- соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
- эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
- соблюдение финансовой дисциплины;
- повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
- повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.
1.4. Основные цели внутреннего контроля:
- подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
- соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
- установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
- установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
- анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:
- принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
- принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
- принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.
1.7. Внутренний контроль осуществляют:
- сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
- служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.
2. Организация системы внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бухгалтерского учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
- выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- сохранность имущества учреждения.
2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.
2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.
2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.
Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.
Основные методы предварительного контроля:
- проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
- проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
- предварительная экспертиза документов (реше��ий), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.
2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.
Методы текущего внутреннего контроля:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
- проверка наличия денежных средств в кассе;
- проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
- проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
- проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.
2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.
Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.
Методы последующего внутреннего контроля:
- внезапная проверка кассы;
- проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.
Объекты плановой проверки:
- соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.
Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:
- тему проверки;
- вид и форму проверки;
- проверяемый период;
- срок проведения проверки;
- состав комиссии по проведению внутреннего контроля.
2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:
- характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
- методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
- анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.
2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.
3. Субъекты внутреннего контроля
3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
- руководитель учреждения и его заместители;
- служба внутреннего контроля;
- руководители подразделений, отделов и работники учреждения.
3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
К вопросу о независимости
Важным вопросом организации ВФА внутри органов госвласти и органов МСУ является обеспечение его функциональной независимости от объектов контроля, к числу которых могут быть отнесены структурные подразделения этих органов и подведомственные им бюджетополучатели. На региональном уровне эта задача является, наверное, одной из самых сложных. Еще сложнее реализовать ее на муниципальном уровне.
Обеспечение функциональной независимости подразумевает не только независимость структурного подразделения (должностного лица), осуществляющего внутренний финансовый аудит, от объектов проверки, но и подчинение его непосредственно руководителю ГАБС. В связи с тем, что в числе ГАБС Волгоградской области преобладают небольшие по штатной численности, количеству структурных подразделений и подведомственных бюджетополучателей органы, создание в них дополнительного структурного подразделения, осуществляющего внутренний финансовый аудит, нецелесообразно. Такое структурное подразделение просто невозможно обеспечить постоянной занятостью.
Возложение обязанностей по проведению ВФА на должностное лицо также не везде может быть реализовано, поскольку есть настолько малочисленные ГАБС, что даже одному сотруднику в них невозможно будет обеспечить достаточный объем работы по внутреннему финансовому аудиту. В этом случае решением может стать возложение на должностное лицо, осуществляющее функции внутреннего финансового аудита, исполнение дополнительных обязанностей из числа тех, что не связаны с осуществлением бюджетных процедур, являющихся предметом ВФК и ВФА. К числу таковых, например, могут быть отнесены обязанности по осуществлению внутриведомственного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Как один из вариантов организации работы по ВФА можно рассматривать возложение обязанностей по его осуществлению на заместителя руководителя ГАБС, если такой заместитель не возглавляет одновременно структурное подразделение этого главного администратора, осуществляющее бюджетные процедуры.
Взаимодействие ВФК и ВФА с внутренним государственным контролем
Дополнительно хотелось бы остановиться на взаимодействии и взаимосвязи внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА. Организация в том или ином субъекте эффективного взаимодействия между органами государственного финансового контроля, ВФК и ВФА позволяет достичь полного охвата контрольными мероприятиями всех участников бюджетного процесса и при этом избежать дублирования проверок по одним и тем же вопросам и периодам деятельности. С этой целью в статье 157 БК РФ предусмотрено право органов внутреннего государственного финансового контроля проводить анализ осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Кроме того, важным вопросом взаимодействия органов внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА является их сотрудничество на стадии реализации материалов контрольных мероприятий.
Комитет финансов Волгоградской области, являясь одновременно финансовым органом и органом внутреннего государственного финансового контроля, наделен полномочиями по применению бюджетных мер принуждения и мер административной ответственности за правонарушения в бюджетной сфере. ГАБС информируют Комитет финансов Волгоградской области обо всех выявленных бюджетных нарушениях и административных правонарушениях. На основании этих данных комитет финансов формирует решение по применению мер бюджетного принуждения или мер административной ответственности к нарушителям. В настоящее время в целях повышения эффективности взаимодействия ГАБС и Комитета финансов Волгоградской области рассматривается вопрос о заключении между ними типовых соглашений о взаимодействии при реализации материалов контрольных и аналитических мероприятий.
Как проходит финаудит
В ходе аудиторского контроля должностные лица изучают законность хозяйственных операций и достоверность бюджетной отчетности. Они могут:
- получать информацию об организации и результатах финаудита;
- посещать занимаемые объектом помещения и территории;
- задействовать независимых экспертов.
На 2021 год внутренний финансовый аудит чаще всего проводит комиссия, состоящая из глав структурных подразделений учреждения, выполняющих бюджетные процедуры. У такого подхода есть недостатки.
При проведении ВФА стараются максимально устранить условия, угрожающие беспристрастности аудитора. Проверяющий:
- не должен быть связан с бухгалтерией;
- не должен вступать в конфликт интересов;
- иметь родство с субъектами контроля.
При составлении Положения о ВФК необходимо учесть, что ВФКнаправлен на соблюдение законодательства и внутренних стандартов при составлении и исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, а также составлении бюджетной отчетности, на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Подготовительный процесс к проведению ВФК осуществляется посредством формирования (актуализации) Карт ВФК, по каждой внутренней бюджетной процедуре, где указывается:
- наименование подразделения, ответственного за ведение бюджетной процедуры;
- бюджетная процедура;
- операция;
- должностные лица, осуществляющее операцию и контроль;
- метод контроля;
- способ контроля;
- периодичность.
В рамках проверок второй группы проводится целый ряд автоматических контрольных действий, с помощью которых можно отслеживать:
- Операции с наличными денежными средствами в кассе учреждений (для бюджетных и автономных учреждений выполняется для кодов финансового обеспечения 4, 5 и 6).
- Количественные и суммовые остатки нефинансовых активов (для бюджетных и автономных учреждений выполняется по всем кодам финансового обеспечения).
- Правильности применения субсчетов счетов расчетов активов.
-
Правильности и достоверности заполнения форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Проверяется соответствие показателей форм отчетности данным журналов операций. Проверка позволяет определить, какие показатели форм бюджетной отчетности не соответствуют данным журналов операций (с точностью до строки/графы отчета). Особенно актуален такой вид проверки в случаях смены бухгалтера.
-
Соответствие остатков на начало года по счетам бухгалтерского учета с данными форм отчетности за прошлый период.
Особенно актуальная проверка перед составлением годового баланса.
-
Правильности ведения учета бюджетных обязательств.
Проверка доступна казенным учреждениям и органам государственной власти. Осуществляется не только с показателями полученных лимитов бюджетных обязательств и произведенных кассовых расходов, но и с показателями кредиторской задолженности на конец проверяемого периода.
Осуществляется сплошная проверка операций с наличными денежными средствами за каждый день проверяемого периода в разрезе КБК и КОСГУ (для БУ – в разрезе КОСГУ по КФО 4, 5 и 6). Проверяются отдельно операции по счетам 201.34 «Касса» и 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», так как большинство учреждений используют дебетовые банковские карты, для операций с наличными денежными средствами, выдачи денежных средств в подотчет. При обнаружении отрицательного остатка по статье КОСГУ программа автоматически определяет документ, в результате проведения которого произошла ошибка, и информирует пользователя. Перед проведением проверки осуществляется предварительный контроль проверяемых данных для исключения ошибок ввода данных (реквизитов документа).
Осуществляется проверка без учета аналитики по МОЛ, исключительно в разрезе объектов нефинансовых активов. Основной целью является выявление ошибок, которые могут привести к искажениям в показателях форм бюджетной отчетности. Кроме того, проверка определяет объекты основных средств, по которым сумма начисленной амортизации превышает балансовую стоимость основного средств.
Для бюджетных и автономных учреждений выполняется по всем кодам финансового обеспечения. Проверяется корректность применения корреспонденций при отражении операций.
Контроль в сфере закупок
Вправе осуществлять муниципальный финансовый контроль в сфере закупок органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.
Объектами проверок являются:
- правомерность и правильность выбранного способа закупки;
- соблюдение правил определения начальной цены контракта;
- выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
- выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
- соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
- исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
- прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
- Анализ соответствия операций документам и отчетности.
- Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
- Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
- Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.
Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Контроль базируется на этих принципах:
- Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
- Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
- Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
- Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
- Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
Как документально оформить внутренний контроль?
Собственно, саму процедуру документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы.
Планирование. Планирование мероприятий внутреннего контроля является наиважнейшим этапом проведения такого контроля. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год.
В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Разработанный план следует утвердить у руководителя учреждения.
Проведению контрольного мероприятия (в рамках осуществления последующего контроля) должен предшествовать этап составления программы проверки. В программу могут быть включены следующие вопросы:
- сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности: полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформление приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе;
- проверка правомерности банковских операций;
- правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;
- соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;
- обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов), своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер;
- состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты: правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру ее возникновения, наличие актов сверок;
- достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности: соответствие данных синтетического и аналитического учета, данных бухгалтерской отчетности и данных учета.
Оформление результатов контроля. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. В том случае, если в учреждении не создается отдельный отдел внутреннего контроля, а сам контроль осуществляется силами работников бухгалтерии, в положении о внутреннем контроле следует прописать, с какой периодичностью указанные работники должны представлять сведения о проведенных контрольных мероприятиях.
Какие компании обязаны вести внутренний контроль бухучета
Статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль бухгалтерии только компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Остальным достаточно проверять лишь «совершаемые факты хозяйственной жизни». Но на практике, чтобы не привлечь внимание ФНС и предотвратить всевозможные финансовые потери, сотрудники бухгалтерии должны в своей работе соблюдать многочисленные федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухучета, нормативные акты ЦБ РФ и пр.
Следование различным инструкциям предусматривает все тот же закон № 402-ФЗ. В организациях, где сотрудники выполняют все указанные требования, бухучет и хозяйственная жизнь неразрывны. Поэтому, контролируя, например, расходы или доходы компании, все равно придется иметь дело с бухгалтерией.
Одним словом, организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по факту присутствует в любой компании, руководство которой стремится минимизировать финансовые и репутационные риски, а также избежать лишних споров с ИФНС.
Кто может стать ревизором
Упомянутая Информация от Минфина содержит перечень лиц, которые могут осуществлять внутренний финансовый контроль в бухгалтерии. Список возможных кандидатур носит рекомендательный характер.
Итак, внутренними аудиторами могут стать:
- руководитель или группа топ-менеджеров, принимающих управленческие решения;
- главный бухгалтер;
- другой специалист или юридическое лицо, которым доверили ведение бухгалтерского учета;
- внутренний аудитор (служба внутреннего аудита), если такая есть;
- специальные должностные лица или подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
- ревизионная комиссия (ревизор) компании (когда проверка проводится в АО).
Последними в рекомендательном списке значатся «другой персонал и подразделения» организации.
Однако, предоставляя свободу в выборе внутреннего аудитора, авторы документа посвящают отдельный пункт оценке риска злоупотреблений сотрудниками своими полномочиями в ходе проверки работы бухгалтерии. Коммерческий подкуп в процессе внутреннего контроля имеет место быть, предупреждает Минфин, поэтому задача собственника – предупредить подобные явления.
Минфин не зря так методично наставляет бизнесменов и демонстративно предлагает им проявить свою добросовестность, в том числе по отношению к выплате налогов. Данный пункт дополнительно предупреждает, что, если вместо вашего внутреннего аудитора ревизией займутся налоговики, пощады не жди.
Аудит бюджета как метод государственного финансового контроля широко используется контрольными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.
Действующее законодательство не дает определения понятию «аудит бюджета».
В соответствии с российским законодательством под аудитом понимается предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по проведению независимых вневедомственных проверок бухгалтерско-финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов (предприятий, организаций, предпринимателей и т.д.), а также оказанию иных аудиторских услуг.
В статье 270.1 БК РФ указывается на внутренний финансовый аудит.
Под внутренним финансовым аудитом понимается разработка и контроль над соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, а также подготовка и организация проведения мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Внутренний финансовый аудит осуществляют подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), создаваемые органами исполнительной власти (органами местной администрации).
Различают внешний аудит бюджета (используется при проведении внешнего финансового контроля) и внутренний аудит бюджета (как метод внутреннего финансового контроля).
Внешний аудит бюджета проводится извне и позволяет законодательной (представительной) власти определить степень достоверности информации исполнительной власти об исполнении бюджета за отчетный финансовый год или о прогнозируемых параметрах социально-экономического развития страны и показателях бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год (или годы).
Внешний аудит включает в себя аудит отчетности, соответствия и эффективности использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов и государственной (муниципальной) собственности.
Внешний аудит бюджета представляет собой ежегодную обязательную проверку органом внешнего государственного финансового контроля отчета исполнительной власти об исполнении бюджета (бюджета внебюджетного фонда) за прошедший финансовый год.
Данная проверка осуществляется в виде контрольно-ревизионных и экспертноаналитических мероприятий, проводимых органом внешнего государственного финансового контроля во всех субъектах ведомственной структуры расходов бюджета с целью установления степени достоверности финансовой отчетности, представляемой исполнительной властью представительной власти в форме проекта закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и подготовки заключения органа внешнего государственного финансового контроля по этому законопроекту (проекту решения). На основании ст. 157, 265 БК РФ с целью проведения внешнего аудита бюджета, в ходе которого осуществляется контроль над исполнением местных бюджетов, проводится экспертиза проектов местных бюджетов, актов органов местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления создает контрольный орган местного самоуправления.
Внешний аудит бюджета должен проводиться профессионально, объективно и независимо ни от исполнительной, ни от законодательной власти.
Главная задача этого метода — определение достоверности и правдивости финансовой отчетности исполнительной власти, реальности показателей бюджета.
Внутренний аудит бюджета проводится органами исполнительной власти в процессе формирования проекта бюджета, исполнения утвержденного бюджета и составления отчета об исполненном бюджете.
Так, предварительный контроль бюджетов, бюджетного процесса заключается в проведении экспертиз и подготовке заключений на проекты бюджетов и иных законов и правовых актов по финансовым вопросам, представляемых обычно органам законодательной власти по их запросам.
Как указывают специалисты, среди всех проблем, связанных с государственным бюджетно-финансовым контролем, центральное место занимает проблема эффективности.
Дело в том, что категория эффективности в данном случае имеет двойное толкование — эффективность использования бюджетных средств и эффективность самого государственного финансового контроля.
Безусловно, важная роль в осуществлении бюджетно-финансового контроля отводится эффективности законодательства, поскольку «степень эффективности тех или иных правовых мер определяется с учетом, во-первых, оценки результата, полученного при регулировании общественных отношений; во-вторых, на основе сопоставления результата и той цели, которую ставил создатель данного нормативного установления».
Совершенствование и эффективность законодательства, регулирующего финансово-бюджетный контроль, должно служить интересам государства, отражать интересы общества в целом и обеспечивать такое состояние финансовой дисциплины, которое сводило бы к минимуму правонарушения в бюджетной сфере.
Специфика карты внутреннего финансового контроля
Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.
Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.