Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности жены и мужа в Исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Помните, что у вас и ваших женщин есть обязанности друг перед другом».
Исходя из данного изречения ясно, что согласно исламу члены семьи имеют определённые обязанности, которые должны выполняться в отношении друг друга.
Обязанности мужа перед женой в Исламе
Обязанности мужа перед женой в исламе список:
Эти обязанности следующие:
а) муж должен хорошо относиться к своей жене и заботиться о ней. В Священном Коране сказано:
«…обращайтесь с вашими женами достойно…» (Коран, 4:19).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Совершенная вера у того, у кого хороший характер. Лучший из вас тот, кто хорошо обращается со своей женой» (Тирмизи).
Хорошее отношение подразумевает достойное поведение, слова и дела, то есть мужчина не должен причинять женщине вред своими словами и поступками. Он не должен стыдить её, унижать её человеческое достоинство и обижать её ни в браке ни после развода. Он не должен разговаривать с ней грубо и высокомерно, не должен проявлять скупость в её обеспечении.
Хорошее отношение особенно важно в случае если у мужчины несколько жён. В этом случае он обязан соблюдать справедливость как в материальном обеспечении, так и в одинаково хорошем отношении к ним. Так как в случае опасения несправедливости между жёнами Аллах велит довольствоваться только одной. В Коране по этому поводу сказано следующее:
«…если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (Коран, 4:3).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «У кого было две жены и он склонялся к одной из них в ущерб другой, тот в Судный день придёт перекошенным, волоча одну половину тела, падая или склоняясь» (Тирмизи).
б) муж должен содержать жену, зарабатывая разрешенным шариатом путём. Обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. Эта обязанность возлагается на мужчину, потому что сама женщина сидит дома, занимается домашними делами и воспитанием детей.
Об обязанностях мужа перед женой в Коране сказано так:
«Мужчины обязаны заботиться о своих женах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущество перед женщинами…» (Коран, 4:34)
Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему) обратились с вопросом: «О, Посланник Аллаха! Какие права женщин нужно соблюдать нам?» Пророк (мир ему) ответил: «Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме».
в) следует обучать ее тому, в чем она нуждается по религиозным вопросам, и напоминать ей о наказании от Аллаха, если она ленится выполнять обязанности. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый из вас пастух и каждый из вас ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству (за государство). Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них» (Аль-Бухари, Муслим).
г) муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Муж не должен ненавидеть свою жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера» (Муслим).
В случае если женщина проявляет неповиновение мужу, муж имеет право наказать её в воспитательных целях. Однако, согласно шариату, это наказание должно осуществляться в четыре этапа.
Всевышний сказал в Коране:
«… а тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, оставляйте на супружеском ложе и ударяйте (несильно)…» (Коран, 4:34).
«Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи…» (Коран, 4:35).
Первый этап это наставление и увещание. Муж должен увещевать свою жену с мудростью, обращая её внимание на её проступки посредством намёков и слов.
Второй этап — «оставление» в супружеской постели. Если первый этап не повлиял на жену, то мужчина покидает жену в супружеской постели и уходит спать на другую кровать или в другую комнату. Это психологически воздействует на женщину, причиняя ей душевное расстройство, и заставляет её одуматься. Срок «оставления» не должен превышать четырёх месяцев.
Третий этап легкий шлепок. Разумеется, что он не должен быть сильным ударом, причиняющим телесный вред или увечья. Это подходящее воспитание для сварливой и упрямой женщины с дурным характером, не желающей отступать от своего мнения и которой не приносят пользу первые два метода воспитания. Согласно мнению ученых, эти шлепки должны быть чисто символическими три удара сиваком (палочкой для чистки зубов) или чем-то подобным или ладонью по верхней части плеча. Бить по лицу запрещается. Однако если мужчина будет знать наверняка, что легкий шлепок не вразумит её, то он не должен делать этого. Ибо цель данного метода заключается в том, чтобы образумить её и указать на правильный путь, а не в том, чтобы поднять руку на женщину. Если же мужчина переходит в перевоспитании жены установленные границы, он считается преступающим границы, установленные Всевышним, за что и будет нести ответственность.
Четвёртый этап третейский суд. Если же ни одно из вышеперечисленных средств в перевоспитании жены не помогло, тогда мужчина идёт к судье и объясняет ему ситуацию, чтобы тот назначил его и её родственника в качестве третейских судей. Их задача примирить супругов. Если же это им не удаётся, брак расторгается по причи��е возникшего конфликта.
д) муж должен терпеливо относиться к недостаткам жены, быть снисходительным к ее легкомыслию, быть кротким и мягким с ней, по возможности наставляя её и давая добрые советы. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык). Если ты попытаешься выпрямить ребро (т.е. изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо» (Аль-Бухари; Муслим).
е) муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы».
ж) ревностно относиться к ней, не закрывать глаза на ее действия, которые могут привести к плохим последствиям и не подозревать ее в чем-либо плохом без оснований. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Распутство одной женщины развратницы подобно распутству тысячи развратников-мужчин. Праведность, благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников».
Ревность по отношению к жене чувство вполне естественное для мужчины. Однако муж в своей ревности не должен доходить до крайности.
Ревность предполагает то, что муж не должен допустить, чтобы она находилась в обществе чужих мужчин. Он должен оберегать её от попадания в сомнительные ситуации, роняющие тень на её репутацию и честь, а также следить за тем, чтобы она не оставалась наедине с посторонним мужчиной, даже если он праведный и богобоязненный.
Что касается пренебрежения ревностью, то, согласно исламу, это является преступлением, за которое мужу грозит наказание в мире вечном.
з) надо расходовать деньги на нее равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
Всевышний сказал:
«Рабам Милостивого свойственно умеренно тратить на себя и свои семьи. Они не расточительствуют и не скупятся, а держатся середины в расходах» (Коран, 25:67).
Что такое садака – милостыня?
Незапрещенность в Исламе вовсе не значит, что это явление, устой или практику можно использовать. Тем не менее, если использование не запрещенных действий помогает улучшить взаимоотношения между мужем и женой, то такие действия могут быть признаны вознаграждаемыми: они приносят супругам удовлетворение, позволяют им не искать чего-то вне своей семьи.
Взаимопонимание – ключ к сохранности семейных отношений, а измена является одним из тягчайших грехов и подлежит наказанию. Верность же вознаграждается различными благами. Вспомним слова Пророка, сказавшего: «Интимные отношения ваши с супругой — милостыня». Этот хадис неоднократно вызывала спор среди богословов, спрашивавших: «Как же человек может получать вознаграждение перед Господом, если он воплощает в жизнь свои фантазии?». Ответ на это можно прочесть в Коране. Вот слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен!? А имея отношения внутри семьи, он будет вознагражден!».
Не запрещенные вещи при их надлежащем применении вполне могут использоваться, и человек обладает в данном случае свободным выбором.
Мусульманка любит христианина и желает выйти за него замуж
Хвала Аллаху.
Все мусульмане единодушны в том, что мусульманка не может выйти замуж за немусульманина: иудея, христианина или иного. Так как Всевышний Аллах сказал:
وَلا تُنْكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُوا وَلَعَبْدٌ مُؤْمِنٌ خَيْرٌ مِنْ مُشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُولَئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللَّهُ يَدْعُو إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ
Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание[1],
فَإِنْ عَلِمْتُمُوهُنَّ مُؤْمِنَاتٍ فَلا تَرْجِعُوهُنَّ إِلَى الْكُفَّارِ لا هُنَّ حِلٌّ لَهُمْ وَلا هُمْ يَحِلُّونَ لَهُنَّ
Если вы узнаете, что они (женщины) являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них[2].
Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: Все мусульмане единодушны в том, что неверующий не получает наследство от мусульманина, и неверующий не женится на мусульманке[3].
Потому что Ислам возвышен, и ничто не возвышается над ним[4], как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Мужчина главенствует над женщиной, и нельзя, чтобы над мусульманкой главенствовал неверующий, так как только Ислам есть истинная религия.
Если мусульманка выйдет замуж за немусульманина, зная о том, что это запрещено, то она считается прелюбодейкой, заслуживающей наказания. Если же она не знала о запрете выходить замуж за немусульманина, то это служит извиняющей её причиной, однако их необходимо разделить. В разводе необходимости нет, так как брак изначально не был верным.
Поэтому мусульманке, которую Аллах облагодетельствовал Исламом, и ее опекуну необходимо опасаться подобного, соблюдая законы Аллаха и гордясь тем, что соблюдают Ислам. Сказал Всевышний Аллах:
من كان يريد العزة فلله العزة جميعا
Если кто жаждет могущества (величия), то ведь могущество (величие) целиком принадлежит Аллаху[5].
Мы советуем этой женщине прекратить общение с этим христианином, ведь мусульманке нельзя иметь отношения с чужим для нее мужчиной. Этот вопрос разъяснялся в ответе № 23349.
Если этот христианин выберет Ислам по своей воле и желанию, то в этом случае в браке не будет греха при условии, что опекун девушки будет согласен.
Также мы хотели бы посоветовать следовать словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и выбирать себе в мужья человека, религиозного и нравственного.
Просим Всевышнего Аллаха улучшить её положение и вести правильным путем.
Для дополнительной информации можно обратиться к ответу на вопрос № 83736.
Ночь хны: мусульманские традиции за день до свадьбы
Перед свадьбой по мусульманским обычаям проводится девичник, который носит название «Ночь хны», во время которого на ноги и руки невесты наносят красивые узоры хной, каждый из которых имеет символическое значение. Делать это может только женщина, счастливая в браке. Правильно нанесенный рисунок сулит молодоженам счастье, мир и благополучие. Причем, чем дольше продержатся узоры на руках невесты, тем лучше, ведь на это время она освобождается от любой домашней работы.
Невесту наряжают в мусульманское свадебное платье, украшенное многочисленными орнаментами и узорами, а лицо прикрывают вуалью или надевают на голову традиционный платок – хиджаб. По традиции свадебный мусульманский наряд должен прикрывать силуэт, плечи, уши и предплечья девушки. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета, а даже наоборот: в мусульманских странах подвенечные платья чаще всего цветные.
Подружки невесты поют грустные исламские песни, оплакивая ее уход из родного гнезда. Жених тоже в ночь перед свадьбой проводит со своими друзьями мальчишник, прощаясь с холостой жизнью.
В 21 веке ночь хны уже не проводят) Обходятся никахом и большой свадьбой. Многие проводят только большой никах.
Как заключается никах?
Бракосочетание – одно их самых важных событий в жизни мусульманина и мусульманки. Каждый из нас либо готовится к этому, либо уже через это прошёл. Обычно договор бракосочетания, который в народе выражается словами «поставить махар» или «прочитать никах», ассоциируется с женихом, отцом невесты и их взаимным согласием.
Но у договора бракосочетания есть и другие обязательные составляющие, которые многим, к сожалению, неизвестны. В этой статье мы постараемся коротко рассказать обо всех необходимых составляющих брачного договора «никах» и разъяснить некоторые условия, которые с ними связаны.
Первая составляющая – формулировка брачного договора
Под формулировкой понимается фраза, которую произносит жених и опекун невесты. Опекун должен произнести фразу: «Я выдал за тебя замуж…», а жених должен сказать фразу: «Я женился на…» или «Я принимаю брак…». Необязательно, чтобы начинал опекун невесты, можно начинать и жениху.
Следует заметить, что эта формула имеет определённые условия, без которых не будет действительной. Их не много, поэтому вам будет легко их запомнить:
1. Формулировка должна включать в себя смысл вступления в брачные узы. То есть в ней обязательно должны присутствовать слова, которые будут указывать на то, что опекун выдаёт замуж невесту, а жених принимает этот брак. Например, отец невесты говорит: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених говорит: «Я принимаю брак твоей дочери Фатимы».
2. Формулировка с обеих сторон должна включать в себя прямые слова вступления в брак. К примеру, если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених скажет: «Я принял», брачный договор не будет заключён, потому что формула со стороны жениха не включала в себя слова, указывающие на вступление в брак. То есть ему необходимо было сказать: «Я принял брак твоей дочери Фатимы».
Надо ли говорить на арабском языке?
Многие могут задаться вопросом: «А обязательно ли говорить эту формулировку на арабском языке?» Нет. Говорить её на арабском языке необязательно, и договор бракосочетания, заключённый на вашем родном языке, является действительным.
Заключение никаха при помощи косвенных слов
Заключение никаха при помощи косвенных слов на любом языке считается недействительным. Под косвенными словами подразумеваются любые слова, которые косвенно могут указывать на брак, но также могут нести в себе другой смысл. Например, если опекун невесты скажет жениху: «Можешь забрать свою невесту» или «Я сделал её дозволенной для тебя», а жених скажет: «Я принял», то акт бракосочетания не будет действительным, потому что данная формулировка была косвенной.
3. Формулировки сторон должны быть согласованы. Жених должен произнести формулировку сразу после того, как её произнесёт опекун невесты. Если опекун произнесёт формулировку, а жених будет долго молчать и через время скажет слова принятия брака, то данный брачный договор будет недействительным, потому что между обеими формулировками был большой промежуток времени. Короткое молчание, как для вздоха или чихания, не вредит.
4. Формулировка не должна быть связана с условием. Также её нельзя связывать с будущим. Например, если опекун скажет: «Если моя дочь успешно сдаст экзамен на права, то она будет твоей женой», договор будет недействительным.
5. Формулировка не должна ограничивать брак временем. Как известно, временные браки, как на месяц или год, запрещены в исламе. Поэтому формулировка брачного договора должна быть лишена каких-либо временных ограничений.
Вторая составляющая – невеста
То, что девушка обычно не присутствует во время брачного договора, не говорит о том, что брачный договор не связан с ней. Это неверное мнение. Для того чтобы брачный договор был действительным, жена также должна обладать некоторыми условиями:
1. Отсутствие препятствий для брака. То есть она не должна выходить за мужчину, который является запретным для неё.
2. Девушка должна быть определённой. Если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж одну из моих дочерей», то договор будет недействительным, так как невеста не была выделена.
3. Девушка не должна быть в состоянии ихрама. То есть она не должна быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.
Третья составляющая – жених
Жених также должен отвечать следующим условиям:
1. Он должен быть из тех, за кого невеста может выйти замуж. То есть он не должен быть махрамом1 для неё.
2. Жених должен быть определённым. Если опекун скажет: «Я выдал замуж свою дочь Фатиму за одного из этих людей», то брачный договор будет недействительным, потому что жених не был определён.
3. Муж не должен быть из тех, кто вступил в обряды хаджа. Или, проще говоря, вступил в ихрам.
Четвёртая составляющая – опекун невесты
Для заключения брачного договора необходимо наличие опекуна или его представителя. Опекун необходим при заключении никаха, будь невеста молодая или пожилая, была она замужем или нет. Даже если женщине будет семьдесят лет и она побывала пять раз замужем, без опекуна она всё равно не может выйти замуж. Женщина не имеет права выдавать себя замуж или выдавать замуж другую женщину. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не выдаёт замуж другую женщину, а также не выдаёт замуж саму себя». Сподвижники говорили: «Та, кто выдаёт саму себя замуж – грешница», а в другой версии хадиса сказано: «прелюбодейка» (Дарукутни, 3\227).
Есть ли очерёдность среди опекунов?
Религия брачующихся лиц
При проведении никаха мулла обязан удостовериться, что молодые люди не нарушают норм заключения шариатского брака.
Согласно Священному Корану женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя иной религиозной конфессии, и тем более атеиста: «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют» (2:221).
Иные требования предъявляются к мужчинам, которым с оговорками дозволено связывать себя узами брака с иудейками и христианками, но категорически запрещено жениться на многобожницах или атеистках.
Муфтий Сухайл Тармохамед в книге «Современные фетвы», отмечает условия, при которых мусульманин может взять в жёны приверженку религии Писания. Согласно ей мужчина должен жениться на неверных только в случае отсутствия мусульманок, сохранить исламскую идентичность и вести исламский образ жизни, есть халяльную еду, растить детей в исламском духе и в случае развода забрать детей у жены.
Обязанности жены перед мужем в исламе
В исламе женщина обязана уважительно относиться к мужу и любить его. Она помогает в воспитании детей и ведении хозяйства.
Нельзя расходовать те деньги, которые зарабатывает муж, попусту. Жена должна быть экономной хозяйкой.
Не следует просить того у мужчины, что он попросту не может физически сделать. Необходимо радоваться тому, то дает Бог. Нельзя просить у мужа невыполнимого.
Жена должна беречь свою честь и обязательно быть привязанной к дому. Пользоваться косметикой и духами следует лишь для своего мужа. То есть жена должна быть верной.
Ислам всячески поощряет брак. Семья должна быть обязательно верной и достойной. В ее основе лежит четкое соблюдение всех прав супругов. Главное в жизни в браке – взаимопонимание, милосердие и помощь друг другу.
Важно, чтобы в доме всегда были мир и счастье, а также обязательное спокойствие. Какие еще обязанности жены перед мужем в исламе? Давайте рассмотрим их подробнее.
Чего мужчина-мусульманин не простит женщине
Желтая пресса любит пугать русских женщин мусульманскими мужчинами. Статейки «экспертов-знатоков» – просто компедиум, состоящий из всевозможных ужасов. Почитать их – так можно подумать, что мужчины-мусульмане, особенно восточные, все отъявленные садисты, лгуны, мерзавцы.
Они непременно очаруют вереницей ловко сплетенных пафосных и сладких слов, а после запрут в четырех стенах, закутают в душный никаб, будут унижать, избивать, пинать ногами, стегать плетью, а после, облив кислотой и изрубив топором, сожгут тела своих жен и развеют их над морем, сделав тем самым нешуточные рейтинги для охочего до жуткостей ТВ. Или, на худой конец, после продолжительного курса стегания плетью выставят из дома в чем есть со словом «талак», отберут детей, выдворят из страны и будут всем рассказывать о русских шармутах. Возмущенный вой приглашенных бабуль и стенания звезд эстрады в студии обеспечены.
Нельзя поспорить с тем, что некоторые браки женщин с восточными мужчинами-мусульманами действительно получаются крайне неудачными и заканчиваются разводом, дележкой детей (и чаще всего в пользу отца), выдворением из страны и прочими малоприятными вещами.
Впрочем, мы эту тему уже затрагивали прежде.
Как и говорили о том, что мусульманские мужчины бывают разные и что нужно выбирать человека по себе, предварительно разобравшись, что он собой представляет и готовы ли вы принять его образ жизни, разделить его цели, идеалы, традиции и судьбу. Среди восточных мужчин есть прекрасные люди: сильные, умные, заботливые, справедливые. Особый типаж, так сказать.
- Тем не менее и эти мужчины никогда не простят своим женщинам некоторых вещей, которые, увы, часто бывают свойственны нашим в целом неплохим девушкам просто в силу порочной системы матриархального воспитания, прививающей недалекие и неженственные модели поведения, в основе которых лежит бессознательное стремление унизить мужчину и загнать его под каблук.
- Итак, чего никогда не станет терпеть восточный мужчина-мусульманин, будь он хоть триста раз интеллектуально продвинутым, образованным, добрым и ласковым?
- Первое: намеки на неверность и игры за спиной
Грань между полами в нашем обществе стерлась донельзя.
Доброго знакомого можно без задней мысли чмокнуть в щечку на прощание; в совместных танцах томно прижаться к совершенно чужому мужчине; будучи замужем или в отношениях и при этом не намереваясь изменять, можно раскованно танцевать, носить нескромную одежду и ловить на себе восторженные взгляды. Причем во всем этом очень часто не будет намека на однозначное сексуальное продолжение. Хотя, конечно, природа есть природа, и нередко оно все-таки имеет место – обычно спонтанное. Потому что грань между простой милой дружбой и внезапно охватившим влечением, ни к чему не обязывающим флиртом и неожиданно случившимся сексом очень тонка, особенно когда вступают в дело побудительные факторы: алкоголь, зажигательные танцевальные ритмы, вольная и раскованная обстановка ночного клуба или вечеринки.
Возраст вступления в брак для девушки и юноши
Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка «балиг»), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.
Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.
Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.
Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.
В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:
- никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
- будущие супруги должны достичь брачного возраста;
- недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
- на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
- совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
- жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.
Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.
Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:
- свидетелями со стороны невесты должны быть мусульмане, так как присутствие представителей иных религий при обряде недопустимо;
- девушка должна быть одета в соответствии с исламскими правилами;
- при совершении никаха невеста произносит особую молитву – шахаду – и получает второе (мусульманское) имя.
Интересно! Исламским женщинам разрешено выходить замуж только за мусульман. Создавать семью с представителями других конфессий они могут лишь в том случае, если будущий муж примет ислам.
В мусульманских традициях есть четкие запреты, касающиеся похорон:
- умирающего человека нельзя оставлять одного, при нем всегда кто-то должен быть;
- в процессе омовения запрещено переворачивать покойного на живот;
- покойникам не обрезают волосы и ноги, эта процедура должна происходить только при жизни;
- нельзя проводить похороны по традициям других народов и на территории кладбищ других религиозных течений;
- Джаназ-намаз (погребальная молитва) нельзя совершать пока солнце в зените, его проводят только во время восхода или захода светила;
- женщинам нельзя присутствовать на похоронах;
- на могилы нельзя приносить цветы и венки.
Для проведения никаха необходимо, чтобы брачующимися был соблюдён ряд обязательных условий, которые являются своего рода подтверждением того, что изъявившие вступить в брак жених и невеста чтут все религиозные, правовые и моральные нормы.
В некоторых странах молодые люди должны подтвердить соответствующими документами факт достижения ими совершеннолетия, а также вести себя адекватно возрасту.
Сама церемония никаха может проводиться как в мечети, так и в доме брачующихся, поскольку место её совершения не имеет существенного значения. Зато важным фактором является информация о родственных связях молодожёнов. Согласно правилам, религиозное бракосочетание невозможно между лицами, имеющими кровное родство, как по прямым линиям, так и ближе третьего колена по боковым линиям, а также теми, кто состоит в молочном родстве ближе 2-й степени.
Порядок заключения брака у мусульман
Никах читает, как правило, имам мечети или другой человек, который обладает достаточными знаниями в разных областях исламских наук. Каких-то специальных требований к этой персоне Шариат не возлагает, ведь куда важнее соблюдение условий никаха, таких как наличие свидетелей. Роль имама сводится к освидетельствованию, а также чтению Корана и проповеди с наставлением провести семейную жизнь в соответствии с исламом. Иногда даже выдаётся сертификат, который, впрочем, никакой юридической силы не имеет – «доказательной базой» факта заключения брака, в случае чего, будут служить показания свидетелей.
В некоторых местностях уже стало традицией совмещение обряда никаха со свадебными гуляниями (естественно, без алкоголя и иного харама), во время которых нередко можно услышать исламские песнопения (нашиды). На такие мероприятия приглашается тамада (ведущий), который развлекает присутствующих, проводит конкурсы, даёт слово гостям свадьбы для поздравлений. Жених и невеста надевают специальную праздничную одежду. Конечно, это лишь модные тенденции, в которые пытаются загнать исламское право. Никто не настаивает на проведении такой церемонии. Гораздо важнее то, как супруги будут жить вместе дальше.
Отличие брака в исламе от официального
Никах и регистрация брака не одно и то же. Гражданский, т.е. официальный брак, который оформлен в соответствии с действующим законодательством с точки зрения ислама является дополнением.
Именно поэтому не все пары официально регистрируют свои отношения. Это вызывает трудности, например, в подтверждении отцовства детей, рожденных в браке. Получение свидетельства о регистрации облегчает жизнь в современном обществе. Это избавляет от множества трудностей от оформления свидетельства о рождении ребенка до процедур наследования, прописки и установления собственности.
В некоторых странах, например, в Италии законными считаются оба способа заключения брака: официальная регистрация и венчание в церкви. Однако в России все немного иначе.