Расходование средств омс. Что является нецелевым их использованием?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходование средств омс. Что является нецелевым их использованием?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Принципы расходования

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и др. оборудования, используемых в процессе оказания мед. помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Бонус (если суд все же подтвердил «нецелевку»)

Суд вправе уменьшить меру ответственности за «нецелевку». Для этого медорганизация вправе ссылаться на смягчающие обстоятельства (статус медучреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства нарушения, степень вины).

Так, суд, признавая «нецелевку», вправе посчитать меру ответственности завышенной (Постановление АС Дальневосточного округа от 29.01.2021 по делу № А51-8210/2020).

Кроме того, суд, вопреки требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, нередко снижает размер санкции по следующим смягчающим обстоятельствам

  • учреждение является некоммерческой организацией в социальной сфере (Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462 по делу № А27-17324/2018);
  • нарушение совершено впервые (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2020 № 307-ЭС20-11163 по делу № А13-12750/2019);
  • медучреждение приобретало лекарства, чтобы исполнить санитарные правила и приказы Минздрава до поступления из регионального бюджета средств на эти цели (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-11132 по делу № А13-9845/2019).

Штраф иногда уменьшали до символической суммы — 1 тыс. руб. (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-11132 по делу № А13-9845/2019).

Принципы расходования

При планировании расходной части по финансовой части ОМС следует опираться на ст. 35 ФЗ № 326. В них включены расходы:

  • на предоставление медицинской помощи и покупку медикаментов, необходимых для ее оказания
  • работу медицинских учреждений (в данной категории не учитываются деньги на оказание помощи)

К затратам, используемым для обеспечения предоставления медпомощи, входит:

  • зарплата медперсоналу
  • оплата основных, расходных средств, материалов, прочего, использующегося при оказании помощи больным
  • обслуживание технического оборудования, используемого в медицине
  • другие расходы, необходимые для обеспечения оказания медицинской помощи населению страны

Также из госфондов оплачиваются и другие потребности, важные с медицинской точки зрения:

  • обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными препаратами с тяжелыми диагнозами, которые являются жизнеугрожающими и создают опасность для человека, могут стать причиной инвалидности
  • обеспечение медикаментами граждан с тяжелыми заболеваниями при нахождении на амбулаторном лечении и требующих приема жизненно важных препаратов с целью поддержания нормальной жизнедеятельности. К таким относятся инсулинозависимые пациенты, с сахарным диабетом

Направляются деньги и на оплату лабораторных анализов, исследований, необходимых для оказания эффективной помощи, уточнения диагноза, прочего. В категорию оплаты входят другие услуги, к которым относится обеспечение надлежащего состояния самого здания и прилегающей к нему территории. В текущем году процент отчислений из зарплаты трудящегося составляет 5,1. У некоторых организаций установлен меньший размер, так как в отношении некоторых лиц предпринимается забота государства, стимулируется благотворительная работа.

К таким относятся:

  • инвалиды (2,9 %)
  • благотворительные и общественные организации (0)
  • компании с вкладами в виде уставных фондов (2,4)
  • организации, чья работа связана с ИКТ (4 %)
  • организации, ИП, находящиеся на УСН, патенте (0)
  • аптек с единым или вмененным налогом (0)
  • организации, индивидуальные предприниматели Крыма (0,1 %)

Также сумма по необходимым перечислениям зависят от того, было ли превышение по установленному пределу базы или нет. По Постановлению Российской Федерации от 01.01.2018 г. максимальный предел базы для расчета страховых взносов равняется 1 021 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом, это на 145 тыс. больше.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

Чтобы расходование средств страховых накоплений было под контролем, данным направлением занимаются сотрудники ТФОМС. С этой целью за каждым медицинским учреждением закрепляется уполномоченный представитель организации. В своей работе они руководствуются не только местными законодательными актами, устанавливающими правила по распределению денежного потока, но и внутренними, что согласованы в ТФОМС.

При обнаружении нарушения, которое было определено при очередной проверке, выполняется уведомление руководства, написанной служебной запиской. В ней прописываются требования, которые должны быть выполнены для возмещения нецелевого использования средств. Если же о нецелевом использовании денег становится известно сотруднику ТФОМС, он должен составить акт с указанием в нем:

  • суммы по нецелевому использованию
  • на что были потрачены средства
  • требования о возврате денег, которые были потрачены из фонда
  • сумма пени, штрафа

Сколько нужно платить по штрафам, как начисляется пеня обозначено в ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Как правило, это 10 % от суммы, которая была использована не по назначению и 1/300 от ставки по рефинансированию Центробанка РФ. В том случае, когда определяется факт нецелевых трат не один раз, ТФОМС имеет право подать иск в суд на больницу. В большинстве случаев, решение не принимает сторону медучреждений.

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.

Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Дело № 3 — Арбитражная практика Уральского округа

3.1. Суть дела

ТФОМС Вологодской области провёл плановую комплексную проверку бюджетного учреждения здравоохранения (далее по тексту – Больница, Учреждение), в т. ч. на предмет целевого использования средств ОМС.

По итогам проверки установлено, что Больница израсходовала средства ОМС в сумме 840 тыс. руб. не по целевому назначению – на приобретение аллергенов туберкулезных (диаскинтеста и туберкулина). Фонд потребовал вернуть деньги в бюджет и уплатить штраф в размере 84 тыс. руб. (10 % от суммы). Учреждение не согласилось и обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными требований ТФОМС.

3.2. Судебное разбирательство в первой инстанции

В обоснование своей позиции Больница ссылалась на то, что приобрела препараты за счёт средств ОМС в целях ранней диагностики туберкулеза во исполнение Приказа Минздрава России от 21.03.2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» и Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 г. № 60. Фонд же настаивал, что финансирование этих расходов должно производиться не за счёт средств ОМС, а в рамках ассигнований из бюджета субъекта РФ.

Суд первой инстанции установил, что первичная медико-санитарная помощь при туберкулезе (включая туберкулинодиагностику) не включена в действовавшую базовую программу ОМС. Соответственно, Больница использовала средства ОМС не по целевому назначению.

Вместе с тем, суд учёл доводы Учреждения о том, что препараты приобретались за счёт средств ОМС вынужденно – в целях исполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и приказа Минздрава России для наибольшего охвата детского населения, поскольку при отсутствии ранней диагностики имеется высокий риск роста заболеваемости туберкулезом.

Читайте также:  Оформление сделок купли-продажи земельного участка без риэлтора в 2022 году

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, правовые позиции КС РФ, суд постановил взыскать с Больницы всю сумму нецелевого расходования средств ОМС в бюджет Фонда, а штраф снизить до символической 1 тыс. руб. (Решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.10.2019 г. по делу № А13-9845/2019).

Примечательно, что помимо уже неоднократно упомянутых нами правовых позиций КС РФ, суд в обоснование своих выводов привёл также Постановление КС РФ от 19.01.2016 г. № 2-П, согласно которому изменения в законодательство, исключившие возможность при применении ответственности, установленной ФЗ РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, признаны не соответствующими Конституции РФ и нарушающими права плательщиков страховых взносов.

3.3. Апелляционное и кассационное обжалование

Фонд с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, обосновывая свою позицию тем, что суд не имел права снижать размер штрафа в отсутствие соответствующего ходатайства от Учреждения.

Что интересно, Больница также осталось недовольна судебным решением. Она полагала, что не должна возвращать всю сумму нецелевого расходования средств ОМС в бюджет ТФОМС, поскольку средства из бюджета субъекта РФ на обязательную иммунодиагностику детей не выделялись, а иной возможности приобрести требуемые препараты не было.

Рассмотрев материалы дела, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 18.12.2019 г. № 14АП-10509/2019 по делу № А13-9845/2019) оставил решение суда первой инстанции без изменения, а обе кассационные жалобы – без удовлетворения. Ссылки ТФОМС на отсутствие со стороны больницы ходатайства о снижении штрафа отклонил, поскольку это не исключает обязанности суда давать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного нарушения.

Апелляционный суд также обратил особое внимание, что Фонд не представил какого-либо обоснования, что присуждённая сумма штрафа несоразмерна характеру, последствиям допущенного нарушения и степени вины Учреждения.

К аналогичным выводам впоследствии пришёл Арбитражный суд Северо-Западного округа (Постановление от 14.05.2020 г. № Ф07-1811/2020 по делу № А13-9845/2019).

В Верховном Суде РФ Фонд также ждала неудача. Определением от 19.08.2020 г. № 307-ЭС20-11132 по делу № А13-9845/2019 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам было отказано. ВС РФ согласился с доводами нижестоящих судов, что Учреждение приобретало лекарственные препараты за счёт имеющихся средств ОМС для выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и приказа Минздрава России. Финансирования из бюджета субъекта РФ на указанные цели в спорный период времени не осуществлялось, а из-за отсутствия поставок препаратов за счёт средств бюджета резко снизился охват детского населения туберкулинодиагностикой. Штраф в размере 1 тыс. руб. обоснован, отвечает целям санкции, характеру и последствиям нарушения.

На основе приведённых судебных решений можно сформулировать следующие практически значимые выводы.

Во-первых, важно понимать, что в практике очень распространены ситуации, когда медорганизации расходуют средства ОМС по не целевому назначению вынужденно – в силу объективных обстоятельств. В частности, для исполнения обязательств, взятых на себя в силу особого социально-значимого статуса и характера деятельности. Это может быть обусловлено, прежде всего, исполнением нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, выплатой зарплаты медработникам в условиях отсутствия бюджетного финансирования и т.п.

Если такие обстоятельства имели место, то обосновывая свою позицию, последовательно приводите все доводы, подтверждающие существующее положение вещей. Учитывайте, что скорейшее восстановление на счетах израсходованных не по целевому назначению средств ОМС будет одним из аргументов в вашу пользу.

Во-вторых, несмотря на то, что нормами 326-ФЗ прямо не предусмотрен порядок учёта Фондом и судом обстоятельств, смягчающих ответственность при назначении штрафа за нецелевое использование средств ОМС, на практике суды обязаны учитывать все имеющие значение обстоятельства.

В-третьих, в ходе рассмотрения дела именно Фонд должен доказать, что заявляемая им сумма штрафа (пени) отвечает характеру, последствиям допущенного нарушения и степени вины медорганизации. Однако помните, что это не исключает права медорганизации ссылаться на несоразмерность присуждаемой неустойки и на то, что взыскание её в полном размере может повлечь получение Фондом необоснованной выгоды.

В-четвертых, учитывайте позицию Пленума ВС РФ, изложенную в Постановлении от 24.03.2016 г. № 7, о том, что правила о снижении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ применяются не только к договорной, но и к законной неустойке, а значит, полностью применимы к рассматриваемой ситуации.

В-пятых, хотя отсутствие со стороны медорганизации ходатайства о снижении штрафа и пени за нецелевое использование средств ОМС и не исключает обязанности суда давать оценку соразмерности применяемой меры ответственности тяжести совершенного нарушения, тем не менее, заявляйте такое ходатайство на основании ст. 333 ГК РФ. Аргументируя свою позицию, ссылайтесь в числе прочего на некоммерческий статус медорганизации и осуществление социально-значимых функций.

Наконец, в-шестых, суды всех уровней в различных округах учитывают неоднократно высказываемые КС РФ правовые позиции о том, что любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности характеру совершенного правонарушения. В связи с этим, приводите как все вышеприведённые акты КС РФ, так и рассмотренные решения арбитражных судов и ВС РФ в обоснование своей позиции.

В каких случаях для проведения дезинфекции медицинским организациям не нужно получать лицензию?

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  • Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ / A−

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.)

Согласно итогам проверки, были выявлены следующие нарушения:

  • Больница допустила нецелевое использование средств ОМС по операциям списания расходов по банку на сумму 4 379 548 рублей 86 копеек, выразившееся в проведении оплаты по операциям, отраженным в приложении 1 к акту;

  • В больнице допущено нецелевое использование средств ОМС на осуществление расходов по оплате труда, начислению на выплаты по оплате труда в сумме 322 961 рубля 59 копеек, выразившееся в осуществлении доплаты за работу в праздничные дни в г. Красноярске в сумме 8 650 рублей 59 копеек и оплате по среднему заработку за нахождение в командировке в г. Красноярске в сумме 21 791 рублей 52 копеек главному врачу, направленному в командировку в период с 5 по 8 января 2017 года для участия в турнире по волейболу, на основании приказа от 08.12.2016 N 53-К, а также в переплате суммы заработной платы в размере 292 519 рублей 48 копеек в связи с включением в расчет надбавки за стаж доплаты за ночные часы медицинского персонала;

  • Также установлено нецелевое использование средств ОМС на осуществление расходов по приобретению лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях, организации питания, выразившееся в осуществлении финансирования структурных подразделений медицинских организаций, финансируемых из иных источников, на сумму 4 560 678 рублей 42 копейки (приложения 2, 3 к акту), а также расходование средств при отсутствии подтверждающих документов на сумму 16 184 103 рубля 76 копеек (приложения 4, 5 к акту).

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.

Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846

По операциям со средствами ОМС медицинское учреждение обязано вести раздельный учет (п. 6 ст. 15 Закона № 326‑ФЗ).

Средства по ОМС учитываются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) «7» — средства по обязательному медицинскому страхованию (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

Доходы, полученные от оказания медицинских услуг по источнику финансирования ОМС, учитываются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 02-06-10/56184, от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52224.

Начисление доходов, получаемых медицинскими учреждениями, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 7 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 7 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).

В пункте 7 статьи 35 Закона № 326‑ФЗ приведен перечень расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Медицинские учреждения, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, расходуют эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые указаны в данном пункте (подп. 5 п. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ, письмо ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и).

Медицинские учреждения расходуют средства в соответствии с кодом видов расходов, а в учете и отчетности применяют как коды видов расходов, так и коды КОСГУ.

Записи по отражению в бюджетном учете операций со средствами ОМС приведены в таблице[1] на страницах 40–41.

Выбытие ТМЦ отражается в учете по:

фактической стоимости каждой единицы;

средней фактической стоимости.

Правило учета выбытия ТМЦ закрепляется учетной политикой медицинского учреждения и применяется непрерывно в течение финансового года (п. 6, 108 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 02-06-10/4287).

В целях исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н для фиксирования стоимости оказанной медицинской помощи в целях ведения персонифицированного учета списание медикаментов, медицинского расходного материала и изделий медицинского назначения, использованных в процессе лечения, медицинским учреждением производится непосредственно на пациента.

Аналитический учет материальных запасов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 12-07-12/8282, а также согласно пункту 134 Инструкции № 157н операции по отражению расходов, их учет в рамках ОМС ведется на соответствующих счетах счета 7 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

По результатам проверки установлено, что районной больницей допущено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 559 091,12 руб., в том числе за 2012 год – 115 142,42 руб., за 2013 год – 304 630,47 руб., за 2014 год – 1 139 318,23 рублей.

ТФОМС было предъявлено районной больнице требование — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки восстановить денежные средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 559 091,12 руб., а также уплатить в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ штраф в сумме 155 909,11 руб.

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

Поскольку медицинская организация денежные средства не перечислила, то ТФОМС 9 января 2019 года обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к районной больнице о взыскании 1 459 995,36 руб., из которых 1 000 000 руб. — средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, 155 909,11 руб. — штраф, 304 086,25 руб. — пеня за период с 28.08.2015 по 29.06.2018.

Тариф на оплату медпомощи в рамках страхования включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам медицинских учреждений, а также начислений на оплату труда (речь идёт о страховых взносах в различные фонды).

При этом денежные поощрения, предоставляемые в пользу персонала, не могут осуществляться за счёт средств ОМС.

Таким образом, к нецелевому распределению бюджета ФОМС можно отнести премирование медработников, предоставление надбавок за трудовой стаж или выслугу лет, выплат при увольнении работника либо за переработку (в выходные/праздничные дни, сверх нормы в рабочее время по графику).

Оказанием медицинских услуг может заниматься исключительно специалист, имеющий соответствующее образование. Выплата зарплаты лицу без специального сертификата из средств ОМС недопустима.

Региональные фонды могут регулировать порядок использования бюджета. Чтобы ознакомиться с правилами его распределения, обратитесь в ТФОМС или посетите его официальный сайт.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 медицинское учреждение может приобрести инвентарь и специальное оборудование хозяйственного либо производственного назначения за средства ОМС, если стоимость каждого объекта составляет менее 100 000 рублей.

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Это ежедневная потребность населения, финансируемая из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, как и наказание за их нецелевое использование.

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.

Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и другого оборудования, используемых в процессе оказания медицинской помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии. Например, оплата работ по благоустройству территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей,
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан,
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц,
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования,
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД,
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом,
  • за счёт пеней и штрафов,
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Какую услугу мы оплачиваем за счет средств ОМС?

ОМС – страхование. Страхование – это услуга. Возмездная. Люди за деньги (в случае с ОМС это 5,1% от заработка) приобретают страховую защиту. Страховая защита – непрерывно длящаяся услуга. Вы получаете страховую защиту – и когда есть страховое событие, и когда его нет. Как охрана здания, как услуга телохранителя.
Поэтому тезис: взносы на ОМС оплатил, не болел, к врачу не обращался, а значит услугами, за которые с «меня драли взносы», ни разу не воспользовался – абсолютно несостоятельный.
Страховой взнос по ОМС – это оплата за страховую услугу, а не за медицинскую. Платить за ОМС – не означает сбрасываться деньгами в общую кассу. В нашей стране нет института больничной кассы, в нашей стране действует институт медицинского страхования. Это прямо закреплено двумя федеральными законами [1, 2]. Мы покупаем не медицинские услуги, а страховые. Это – разное.
В страховании деньги платят за то, что перекладывают свой риск на Страховщика**. Страхуют риск. Какой риск? Риск денежных затрат, которые потребуются при наступлении страхового события. Риск – является предметом (объектом) любого вида страхования, в том числе медицинского. Взять риск на себя – в этом суть оказываемой Страховщиком страховой услуги. За деньги. Страховщик в системе ОМС – Федеральный фонд ОМС. Он берет на себя риски. Оказывает страховые услуги гражданам на возмездной основе.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *