Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличительные особенности дознания от предварительного следствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Окончание предварительного расследования
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие
Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.
В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.
Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.
В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.
По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.
По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.
Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание. Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве. Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно
Дознание производится в соответствии с положениями УПК РФ в порядке, схожем с предварительным следствием, за исключением и с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ, которые можно представить по группам:
1. Сроки дознания. По общему правилу дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня составления обвинительного акта. Этот срок может быть продлен прокурором по ходатайству дознавателя, до 30 суток.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.
При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224 УПК РФ).
Вывод суда о невозможности отмены или изменения меры пресечения должен подтверждаться представленными дознавателем сведениями, связанными с обстоятельствами преступлений, в которых он обвиняется, данными о его личности, которые дают достаточные основания полагать, что, находясь на свободе, он может скрыться от органа дознания и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Ходатайство о продлении срока заключения под стражей прокурором субъекта РФ или приравненным к нему прокурору должно быть представлено за 15 суток до истечения срока.
Если уголовное дело находится в производстве следователя Следственного комитета РФ, продление срока дознания (как и возобновление приостановленного дознания) осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.
Формы предварительного расследования
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Отличия от предварительного следствия
Чем дознание отличается от предварительного следствия? По сути, это его упрощенная и сокращенная форма по тем делам, по которым не обязательно использование последнего. Это позволяет существенно сэкономить время и ускорить весь процесс.
Таким образом, практический смысл заключается в экономии времени и ресурсов при расследовании простых правонарушений, в которых преступник очевиден, а доказывание его вины не представляет особой сложности. Это позволяет почти сразу передать дело в суд. В этом и заключается коренное отличие предварительного следствия от дознания.
Не имеет значения сама форма дознания в уголовном процессе. Они все имеют отличия от предварительного следствия. Это касается как временных промежутков обоих процессов, так и видов злодеяний, в отношении которых они применяются.
Если дознание занимает максимум 2 месяца, то предварительное расследование может продолжаться до полугода или даже больше в особо сложных случаях.
Примечание. Дознание может выступать и в качестве вспомогательной процедуры для предварительного следствия. В этом случае осуществляются только самые необходимые действия, а затем дело передается следователю. Обычно это происходит, когда выясняется, что правонарушение более серьезное и не очевидное.
Период и порядок проведения
Общий период проведения этого процесса составляет месяц, но разрешено продлевать его еще на месяц. В определенных ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ случаях его могут продлить на полгода или даже год, но на практике это встречается нечасто.
Кто является органом дознания на практике в РФ? Дознание производят уполномоченные на этот процесс инстанции. К ним относятся:
- инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
- органы ФССП РФ;
- начальники военных частей;
- капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
- главы дип. представительств и консульств РФ.
Внимание! Решение о приостановлении или возобновлении процедуры могут принимать только два должностных лица: прокурор и руководитель отдела дознания.
Обычно приостановление производства по проведению дознания происходит, если виновник происшествия не был установлен, или была доказана его невиновность в полном объеме.
Возобновление всего процесса происходит в тех случаях, когда прокурор или начальник органа дознания выяснили, что существуют пробелы при расследовании дела. Тогда оно возвращается тому же дознавателю, который обязан ознакомиться с замечаниями вышеуказанных лиц и устранить их.
В чем разница между дознанием и следствием?
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Уголовный процесс: конспект лекций
Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.
Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
В соответствии с гл.
21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.
Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.
Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.
Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.
Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.
Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.
Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.
Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).
Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования.
При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
- Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:
- 1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
- 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
- 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.
В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.
Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК).
Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.
УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.
После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:
- 1) составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;
- 2) прекращением уголовного дела;
- 3) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.
Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст.
160 УПК, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.
Дознание и следствия — в чем разница
Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.
Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.
Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК. Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности. После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.
Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться. Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым. Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.
У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток. После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней. И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.
Разница между дознанием и предварительным следствием
На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.
По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.
В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:
а) привлечении лица в качестве обвиняемого;
б) квалификации преступления;
в) объеме обвинения;
г) направлении дела для предания обвиняемого суду;
д) прекращении дела.
Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.
В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).
Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).
Дознание проводят по тем же правилам, что и предварительное следствие. Это значит, что дознаватель может провести любые следственные действия. Разница лишь в том, что перед направлением в суд ходатайства о заключении под стражу или об аресте почтово-телеграфной корреспонденции дознаватель должен получить согласие прокурора. После заключения под стражу подозреваемого дознаватель должен предъявить ему обвинение в течение 10 суток либо закончить расследование и составить обвинительный акт (ст. 224 УПК РФ).
Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления или есть основания подозревать лицо в преступлении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Копию он вручает подозреваемому и разъясняет ему его права. В течение трех суток с момента вручения уведомления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения (ст. 223.1 УПК РФ).
Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.
Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).
Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).
Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.
Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.
Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.
Имейте в виду
Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе основные правовые нормы, действующие при производстве предварительного следствия и дознания и отражающие его характерные черты, а также обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов уголовного судопроизводства.
Общие условия находят свое отражение во всех действиях и решениях органов дознания и предварительного следствия, а их соблюдение является одним из существенных элементов обеспечения законности производства по уголовному делу. Регламентации общих условий предварительного расследования посвящена гл. 21 УПК. В число общих условий входит и рассмотренный выше вопрос о формах предварительного расследования (ст. 150 УПК). Кроме того, в систему общих условий предварительного расследования законодатель включает следующие правовые нормы.
Подследственность. Распределение уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия осуществляется в соответствии с установленными УПК правилами подследственности. Подследственность — это юридическое свойство уголовного дела, в соответствии с которым предварительное расследование отнесено к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный институт подследственности имеет существенное организационно-правовое значение. Он позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предвари тельного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами; способствует определению штатной численности каждого из них и т. д.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного и территориального (схема 1).
ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)
Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.
Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.
- об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;
- о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления для чего устанавливается срок не более 2 суток;
- о проведении дознания в общем порядке;
- о прекращении уголовного дела.
Орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к исключительной компетенции следователя либо последующим этапам расследования: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; прекращение уголовного дела, приостановление уголовного дела и др.
- Дмитрий Евгеньевич Богданов Справедливость как основное начало гражданско-правовой ответственности в российском и зарубежном праве. Монография; Проспект — М., 1994. — 979 c.
- Янковская, Любовь Как правильно оформить договор купли-продажи / Любовь Янковская. — М.: Рипол Классик, 2013. — 951 c.
- Карапетян Лева История отечественного государства и права; Мир — Москва, 1977. — 605 c.
- Конин, Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части / Н.М. Конин. — М.: ЮРИСТЪ, 2004. — 560 c.
- Косаренко, Н. Н. Государство и страхование. Проблемы государственно-правового регулирования страхования в Российской Федерации / Н.Н. Косаренко. — М.: КноРус, 2015. — 796 c.
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Чем дознание отличается от следствия
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.
Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.
Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:
- Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
- Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
- Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.
Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести. Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка. Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.
Отличие дознания от предварительного следствия
Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства — расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.
К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.
Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).
Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:
- Утрате/порче следов преступления.
- Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
- Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.
Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:
- Освидетельствование.
- Выемку.
- Осмотр.
- Допрос потерпевшего.
- Обыск и пр.
После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.
Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:
- Место и дата оформления.
- Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
- Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
- Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
- Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
- Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
- Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
- Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
- Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.
Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.
Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:
- О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
- Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
- О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
- О направлении материалов на предварительное следствие.
Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
* следователями прокуратуры;
* следователями органов Федеральной службы безопасности;
* следователями органов внутренних дел РФ;
* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.