Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Иллюстративный материал
Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт
Порядок перехода |
Первоначальная стоимость |
Накопленная амортизация |
Накопленное обесценение |
Накопленный за балансом износ |
Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6) |
Корректируется ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Списывается |
Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Признается исходя из новых элементов амортизации |
Не признается |
Списывается |
Перспективный (п.51 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Переклассифицируется из учтенного за балансом износа |
Не признается |
Переклассифицируется в накопленную амортизацию |
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
-
Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
Программа 1С 8.3 для ведения учета НКО
Для ведения учета в некоммерческих организациях у 1С: Предприятие есть специальная конфигурация 1С: Бухгалтерия НКО.
Программа позволяет начислять разного рода взносы, предусмотренные Вашим уставом (вступительные, членские, целевые), а при проведении входящих документов выбирать, к какому направлению деятельности относится та или иная услуга/расход материалов.
Из минусов:
- все начисления производятся каждый раз вручную, что, на наш взгляд, не очень удобно при большом количестве членов или ежемесячных взносах;
- при получении оплаты по разным основаниям финансирования (например, одновременно членские и вступительные взносы) невозможно разбить платеж средствами 1С, приходится делать это руками;
- отсутствует автоматический расчет пени, т.е., если у Вас в уставе предусмотрены санкции за просрочку оплаты, Вам придется рассчитывать их самостоятельно и операцией отражать это в 1С;
- нет возможности сформировать квитанции на оплату взносов для членов НКО.
Учет нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) учитываются в НКО на основании ПБУ 14/2007. При принятии их к учету устанавливают срок планируемого использования для решения уставных задач организации. Этот срок ежегодно подлежит проверке и уточнению. При наличии корректировок их отражают в учете и отчетных формах на начало года как изменения оценки.
Амортизация на НМА в НКО не начисляется, даже при использовании их в коммерческой деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007). Если НМА приобретены за счет дохода от предпринимательства, то начисление амортизации допускается.
Например, при создании собственной компьютерной программы проводки будут следующими:
Дт 08.5 КТ 10, 70, 69 — учтены затраты на создание продукта;
Дт 04 Кт 08.5 — программа поставлена на учет как НМА;
Дт 86 Кт 83 — использованы целевые суммы для создания НМА.
Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.
Какие налоги платить при ОСНО?
Сколько придется заплатить при переходе на ОСНО с 2023 года:
ЮЛ |
ИП |
Налог на прибыль организаций – 20 %. | НДС – 20 %. |
НДС – 20 %. | НДФЛ – 13–15 %. |
Имущественные налоги (при наличии собственности). |
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
Гражданский кодекс
Федеральный закон 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
— Применение ПБУ и ФСБУ некоммерческими организациями.
-Особенности бухгалтерского учета НКО. Составление сметы — генеральной, локальной, исполнение сметы. Использование НКО счета 86 «Целевое финансирование» и аналитических счетов к нему. Использование счета 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы».
-Некоммерческая деятельность. Коммерческая деятельность. Методика ведения раздельного учета: по видам целевого финансирования; в разрезе источников поступления целевых средств.
— Новый порядок учета активов НКО, в т.ч.
Учет запасов по ФСБУ 5/2019 поступивших в качестве целевого финансирования и рамках коммерческой деятельности. Забалансовый учет активов.
Учет основных средств с учетом ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Учет основных средств поступивших в качестве целевого финансирования и учет основных средств, приобретенных в рамках предпринимательской деятельности. Формирование инвентарных объектов, начисление амортизации. Практические примеры.
Учет нематериальных активов ФСБУ 14/2022
— Учет кассовых операций. Расчетыс подотчетными лицами
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
— Перечень целевых поступлений, не облагаемых налогом на прибыль по статье 251 НК РФ. Оформление поступления и расхода целевых средств. Целевое и нецелевое использование средств НКО: грантов, поступлений из бюджета, членских взносов, пожертвований и пр.;
— Признание доходов и расходов при ведении коммерческой деятельности в соответствии с Налоговым кодексам РФ, в т.ч.
выручка от реализации товаров, работ, услуг
внереализационные доходы
расходы, связанные с коммерческой деятельностью
— Порядок расчета налога на прибыль по предпринимательской деятельности НКО.
-НДС по предпринимательской деятельности.
— Особенности заполнения декларации по налогу на прибыль, в т.ч. лист 7 и декларации по НДС, в т.ч. раздел 7 некоммерческими организациями;
— Правомерность применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями.
АУСН
Оплата труда, кадровый документооборот:
— Трудовые договоры, договоры с добровольцами (волонтерами), договоры с индивидуальными предпринимателями, самозанятыми. Гражданско-правовые договоры.
— Кадровый документооборот, в т.ч. электронный
-Система оплаты труда.
-Удаленная работа. Компенсация работникам использования личного имущества – новые правила с 2023 года.
— Начисление страховых взносов — Социальный фонд России. Сроки начисления и перечисления страховых взносов, порядок заполнения и сдачи отчетности, расширение перечня застрахованных лиц
Бухгалтерская отчетность.
-Состав отчетности, особенности заполнения бухгалтерского баланса,
— Заполнение листа 7 декларации по налогу на прибыль.
— Особенности заполнения декларации по УСН
-Заполнение Отчета о целевом финансировании.
Единый налоговый платеж для НКО –порядок расчетов с бюджетом. Сроки сдачи отчетности и сроки перечисления налогов.
Как подготовиться к переходу на ЕНП. Сверки с бюджетом
Отчетность в Минюст.
Порядок оформления субсидий НКО
Для получения государственной поддержки в виде субсидии, руководству НКО в 2022 году, необходимо действовать в следующем порядке:
- обеспечить соответствие некоммерческой организации условиям, поставленными перед участниками программ субсидирования, путем своевременной уплаты налогов, приведения в порядок уставной документации и т.д.;
- из средств массовой информации, или путем обращения в местный муниципалитет, получить информацию о проводимых конкурсах по предоставлению субсидий для НКО в 2022 году;
- собрать необходимый комплект бумаг, составить заявление и подать документы с сопроводительным письмом организаторам отбора;
- в назначенный день принять участие в конкурсе;
- при принятии положительного решения на выделение субсидии некоммерческой организации, заключить соответствующее соглашение о получении помощи;
- в завершение средства будут переведены на счет получателя, согласно условиям заключенного договора.
Отнесение НКО к социально ориентированным объединениям в 2022 году осуществляется на основе рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ. К таковым причисляются организации, направления деятельности которых, распространяются на следующие сферы:
- социальную защиту и поддержку населения;
- подготовительные мероприятия по преодолению влияния стихийных бедствий и катастроф;
- экологическую безопасность;
- юридическую поддержку граждан в части защиты прав и свобод;
- профилактику поведения, представляющего опасность для общества;
- образовательную и просветительную работу среди населения;
- прочие функции, соответствующие требованиям законодательных норм и полезные для общества.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.
При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
- о размерах и составе имущества НКО;
- о расходах;
- о численности и составе работников;
- об оплате труда работников;
- об использовании безвозмездного труда граждан.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
- отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
- План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
При этом следует учитывать, что на некоммерческие организации не распространяются следующие положения по бухгалтерскому учету:
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года №56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98»;
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года №96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01»;
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 года №5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000»;
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 года №11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000»;
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»;
- Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000».
Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:
1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
- Отчет об изменениях капитала (форма №3);
- Отчет о движении денежных средств (форма №4);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- при отсутствии соответствующих данных.
2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:
- Отчет об изменениях капитала (форма №3);
- Отчет о движении денежных средств (форма №4);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- Пояснительная записка.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:
- Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года№43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
- иными положениями по бухгалтерскому учету;
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».
Поряд��к заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) некоммерческие организации указывают данные:
- об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
- о поступлении средств, в течение отчетного периода;
- о расходовании средств, в течение отчетного периода;
- об остатках средств на конец отчетного периода.
Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов.
В пояснительной записке необходимо дать пояснения.
Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме №6 такие статьи не предусмотрены.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.
Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:
- 1) бухгалтерский баланс;
- 2) отчет о прибылях и убытках;
- 3) отчет о целевом использовании полученных средств, тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).
Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.
Обратите внимание!
Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563@ «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.
Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года №20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:
«Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.
В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.
Листы и приложения к ним, включающиеся в декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, отмечены в графе 3 таблицы, приведенной в разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585 (далее — Инструкция), знаком «*».
Декларация за налоговый период включает в себя листы и приложения, отмеченные в графе 4 таблицы знаком «*».
Листы и приложения, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, указаны в графе 5 таблицы. К ним относятся: лист 01 «Титульный лист», разд. 1, а также лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».
Остальные листы и приложения включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 НК РФ, или в его состав входят обособленные подразделения.
На основании п. 1.7 Инструкции налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода в соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ.
Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ.
По истечении налогового периода некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме.
Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.
В состав этой декларации входят:
- титульный лист декларации;
- разд. 1;
- лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
- лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (при наличии таких поступлений).
Учет в благотворительных организациях
Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:
- учредительные и членские взносы;
- благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
- доходы от внереализационных операций;
- поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
- проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
- доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труд добровольцев;
- иные не запрещенные законом источники.
Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).
Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.
При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.