Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оставил медицину: куда идти работать с образованием врача». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 8.06.2020 г. студенты-старшекурсники, обучающиеся на педагогов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», имеют право вести преподавательскую деятельность в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последние года учёбы или больше. Это зафиксировано в соответствующем федеральном законе, подписанном Президентом РФ, и поправках в федеральный закон «Об образовании в РФ».
Какое образование нужно преподавателю колледжа
Сейчас вопрос «Как стать преподавателем?» вызывает множество споров. Происходит это из-за того, что в различных колледжах подходят к нему по-разному.
Теоретически для преподавания в колледже помимо высшего профессионального образования обязательно нужны преподавательские курсы.
Но некоторые колледжи могут взять на работу и без них. Нехватка людей делает свое дело. Сейчас выпускников с высшим педагогическим образованием очень мало.
В связи с этим на должность берут и с дипломом магистра по определенной дисциплине, а иногда даже с дипломом бакалавра, но здесь уже вряд ли можно будет обойтись без дополнительного преподавательского образования.
На практике в таком случае педагогов отправляют на курсы повышения квалификации в течение учебного года.
От мечты к реальности
В школе я хотела стать стоматологом, шла к своей мечте — усиленно занималась биологией и химией. С последней были трудности, поэтому в день сдачи ЕГЭ я просто на него не пошла: к знала, что не наберу нужный балл, а портить сертификат не хотелось.
Из-за этого круг специальностей резко сузился. С результатами трех экзаменов (два обязательных и биология) я поступила в ПетрГУ на биолога. Учиться очень нравилось, ведь специальность была тесно связана с медициной. После вуза я собиралась пойти работать в клинико-диагностическую лабораторию, где проходила преддипломную практику, но на 4 курсе у нас появился предмет «Методика преподавания биологии». И вот тут я резко пересмотрела свои планы на жизнь: решила стать педагогом.
После университета я устроилась в школу учителем-предметником химии (диплом позволял), но так как у меня не было педагогического образования, пришлось доучиваться. И здесь я столкнулась с первыми трудностями.
Смогу ли учиться и работать? Как распределить время? А как вести урок? Что говорить? Как всех запомнить? Как отреагируют дети? Я же сама похожа на школьницу! Воспримут ли они меня? Будут ли слушаться?
Ну и вдобавок нужно готовиться к следующему уроку, проверять работы, а после всего этого еще садиться за свою учебу, читать лекции, выполнять домашние задания.
Мой первый урок выпал на субботу. Хорошо что он был первым по расписанию — дети были бодрые. Зашла я в класс, коленки тряслись, но на удивление все прошло хорошо. Рассказала какие у меня требования, провела урок, объяснила новую тему и была приятно удивлена тем, что дети всё поняли…
Для меня был самый большой страх, что, придя домой или на другой урок, дети начнут говорить, что ничего не понятно. Ведь до меня был другой учитель, соответственно, они уже привыкли и к другим требованиям и к другой подаче материала. К тому же, тот учитель был с большим опытом работы и в преподавании, и в науке, а я, грубо говоря, работала не по специальности и без педагогического опыта.
Дальше становилось только труднее, «давила« учеба, появились трудности на работе. Началась пора отчетов, выставлений четвертных оценок. Если с ними еще понятно, то как выставлять оценки за домашнее задание? Как оценивать устный ответ на уроке? Ведь педагогического образования нет! Оно в процессе! Тут начинается самое интересное: «Почему мне 3, а ему 4?», «Ну задайте мне еще 200 вопросов, я отвечу», «К доске не пойду!»
Потом пришло время разработки рабочих программ. Как это делать? Меня этому не учили! Что за непонятные слова в рекомендациях?
Но и с этим я справилась: где-то помогли коллеги, кто-то посоветовал нужную литературу, а некоторые сидели со мной до вечера, объясняя как, куда, что вписывать.
Чтобы стать врачом любой специализации, нужно получить высшее образование в медицинском вузе. Фельдшерского диплома о среднем профессиональном образовании и курсов переподготовки недостаточно для получения врачебной квалификации.
Программа ВУЗа отличается от программы колледжа, поступить со средним медобразованием на 2-3 курс медицинского ВУЗа не получится. Никаких преимуществ для выпускников ССУЗа не предусмотрено, поэтому поступать придется на общих основаниях, на первый курс.
Единственное право, которое предоставляется фельдшеру заключается в выборе формы вступительных испытаний. ЕГЭ, обязательное для абитуриентов-школьников, можно заменить внутренними экзаменами ВУЗа. Сдавать придется следующие предметы:
- биология;
- химия;
- русский язык.
Дополнительные баллы можно получить за красный диплом медицинского колледжа или стаж работы по специальности.
Также разрешается сдать экстерном некоторые дисциплины первого курса. При этом каждый ВУЗ самостоятельно определяет такую возможность в целом и для каждого конкретного случая. На общий срок обучения это не влияет.
Результаты исследования
Исследование студентов медицинских вузов, поступивших после окончания медицинских колледжей, было проведено уральскими учеными методом анкетирования. Результаты показали, что 35% выпускников медицинских колледжей хотели бы продолжить учебу в медвузах. Целью исследования было изучить потенциал этих выпускников.
Также опрашивались студенты медицинских вузов, поступивших после окончания колледжа.
Исследование показало, что основные проблемы студентов-выпускников колледжей при продолжении образования связаны с возрастом. Ведь у них годы учебы совпадают со статистическими данными для наилучшего возраста вступления в брак и рождения первого ребенка. В связи с этим неизбежны материальные трудности, если хотя бы один из родителей – студент.
Частично эти проблемы решаются совмещением учебы и работы. Но у студентов, подрабатывающих на должностях среднего медицинского персонала, доход небольшой. Заработная плата среднего медицинского персонала низкая, а работать без ущерба для учебы можно не более, чем на полставки.
Качество учебы при любой подработке, как правило, страдает. Согласно результатам этого и других исследований, успешно совмещать работу и учебу удается не более, чем 50% подрабатывающих студентов.
Подобные проблемы характерны для всех студентов. Но у выпускников колледжа они стоят более остро из-за возрастных особенностей.
Чем занимается фельдшер
Среди всех направлений учебы в колледже фельдшерский факультет отличается сложной программой. Ученикам в течение нескольких лет необходимо выучить большой объем информации и освоить важнейшие навыки в области диагностики и лечения людей. Фельдшер — ответственная профессия, близкая к врачеванию. Такие специалисты самостоятельно оказывают помощь пациентам и организуют деятельность других сотрудников во время проведения терапевтических и диагностических манипуляций. Нужно быть готовым ко всему.
Не случайно фельдшеров называют «универсальными солдатами» в сфере медицины: эта профессия обязывает уметь выявлять любые болезни и оказывать помощь больным с жизнеугрожающими патологиями на доврачебном уровне. Среди врачей присутствует разделения на узкие специализации, когда одному специалисту не нужно знать все, но для фельдшера недопустимо ограничивать свой кругозор знаниями только по отдельным областям медицины. Работники скорой помощи сталкиваются с отравлениями, кровотечениями, травмами, сердечно-сосудистыми патологиями или любыми другими опасными состояниями, когда реагировать приходится быстро.
Фельдшеры отличаются от медсестер допуском к самостоятельному ведению пациентов, поэтому их трудовые обязанности включают первичное обследование, постановку диагноза и назначение терапии. Они могут самостоятельно выполнять достаточно сложные манипуляции, вроде интубации или центральной катетеризации. В связи с этим требования к подготовке всегда высокие — от их знаний и умений зависит жизнь людей, попавших в тяжелую ситуацию. С разнообразием задач сталкиваются как сотрудники «скорой», так и трудоустроенные в других организациях фельдшеры.
Как выучиться на медсестру
Нужно поступить на направление «Сестринское дело». В колледжи поступают по среднему баллу аттестата. Результаты ОГЭ и ЕГЭ неважны, но помогут помочь косвенно. Важны профильные предметы: русский, химия, биология. Если будет два абитуриента с одинаковым средним баллом на последнее место, возьмут того, у кого лучше оценки по этим дисциплинам.
Результаты экзаменов сильно помогают в конце года. Некоторые учителя обращают внимание на ОГЭ и ЕГЭ и могут исправить оценку в аттестате, если выпускник успешно справился с экзаменом.
Поступают в колледж после 9 и 11 класса. В первом случае учатся 3 года и 10 месяцев, во втором — 2 года и 10 месяцев.
Если сестра продолжит обучение в вузе, то на сможет приступить к работе на первом курсе. Поступившие после старшей школы приступят к работе позже. Когда пройдет 3 года, они смогут подтвердить квалификацию, получить сертификат и начать набираться практического опыта за пределами института.
Работать с основным образованием по смежной специальности тоже можно. Для этого дополнительно изучают нужный профиль уже после выпуска.
К чему нужно быть готовым
Абитуриенты этой возрастной категории обычно давно не сидели за партой и утратили привычку что-то учить. Поступление в этом случае — серьезный шаг, на который готовы далеко не все состоявшиеся люди. Нужно будет не только адаптироваться к учебному процессу, но и научиться взаимодействовать с бывшими школьниками в лице однокурсников. Преподаватели могут быть младше такого ученика, но при этом необходимо соблюдать строгую субординацию. Это фактор значительного стресса для большинства возрастных абитуриентов.
Учиться в медицинском колледже на медсестру не так сложно по сравнению с университетом, однако большинство поздних учеников вынуждено одновременно работать. Для успешной сдачи зачетов в этом случае требуется тратить почти все свободное время на чтение учебников. Дистанционной формы обучения нет, поэтому совмещать любую работу с учебой не получится. Людям приходится урезать рабочие часы до минимума или брать дополнительные смены в выходные дни.
Отдельные преподаватели войдут в положение ученика и дадут шанс закрыть долги по учебе, однако всегда и во всем рассчитывать на особое отношение не следует. Образовательный стандарт обучения на медсестру для всех один, поэтому нужно своевременно сдавать коллоквиумы по всем дисциплинам и получать зачеты. Ученикам с семьями часто из-за этого приходится реже видеться с родственниками. В такой период особенно важна поддержка со стороны близких людей.
Профессиональный путь
Поступила в медицинский колледж. Я всегда хотела быть врачом — понятия не имею, откуда это во мне: в моей семье три поколения работников РЖД. В больницах мне всегда нравился запах. Никогда не думала о зарплатах врачей — это пришло только с замужеством: задумалась о том, что мне нужно больше, чем на тушь и проезд, когда пришлось покупать квартиру, и тогда уже деньги стали иметь ценность.
После школы я не стала сдавать ЕГЭ по химии и пошла не в институт, а в колледж — туда нужны были только биология, русский и математика. Химия мне давалась в школе, но то были времена «гуляй, рванина» — я к ней просто не готовилась, а ЕГЭ тогда был в новинку, и я испугалась. Думала, что слишком глупая и мне не хватит сил на институт.
Я читала истории болезни, иногда разговаривала с пациентами, но нам особо этого не разрешали. Там было много показательных и интересных случаев, до сих пор их помню. Например, парень, который приехал на пересадку кожи после жуткой аварии, — у него были пролежни до костей. Мужчина с «переломом ныряльщика». Или женщина, которой вовремя не вылечили зуб и, как следствие, разрезали всю челюсть.
Из этого общего правила есть исключения
Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
— лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Какое направление выбрать
В целом косметология занимается исправлением дефектов кожи. Чтобы это сделать, дерматологические заболевания лечат или выводят в ремиссию, а уже после этого делают эстетические и лечебные манипуляции.
Медсестра иногда выполняет обязанности работников без образования, но это не ее основная специализация. Ее возможности намного шире, но ограничены по сравнению с врачом. Она всегда выполняет манипуляции по назначению доктора. Назначать их самостоятельно незаконно. Также нельзя самостоятельно заниматься почти все аппаратными косметическими манипуляциями, потому что большую часть техники для них разрешено использовать только врачам. Еще нельзя оказывать доврачебную помощь, если ситуация не чрезвычайная.
Медсестра работает самостоятельно или под началом врача. Во втором случае это скорее всего будет в косметологической клинике.
Какое образование потребуется для работы
Поговорим о том, как стать врачом косметологом, надо ли получать высшее или среднее медобразование для выбранной специальности или достаточно специальных курсов. Специализации разные:
- Пластический хирург. Специалист высшего класса с медицинским вузовским образованием, прошедший обучение на факультете «Лечебное дело» или «Педиатрия» и в ординатуре «Пластическая хирургия».
- Врач-косметолог. Профессионал с дипломом медицинского вуза.
- Медсестра в косметологии – специалист, окончивший медицинский колледж или техникум по специальности: «Лечебное», «Акушерское» или «Сестринское дело», и прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Сестринское дело в косметологии».
- Косметолог-эстетист. Может иметь любое образование, далекое от медицинского, и спецкурсы косметолога без медицинского образования.
Практически в каждом крупном городе есть учебные заведения, которые предлагают качественную подготовку по специальности косметолога. Сегодня образование можно получить даже дистанционно.
Как стать косметологом с медицинским образованием
Всякому, кто решил выбрать для себя такую профессию, сначала следует определиться с тем, чего он ожидает от своей карьеры.
Будущий врач-косметолог не обойдется без высшего медицинского образования, последующих интернатуры и ординатуры по специальности «дерматовенерология», а также косметологических курсов.
Стать медицинской сестрой в косметологии также нельзя без медицинского образования, но среднего. А после медучилища или колледжа также придется пройти курсы по косметологии.
После курса в специализированном учебном центре, где будущему специалисту с первых дней обучения дается не только теория, но и практические навыки, он станет обладателем сертификат косметолога. В серьезных учреждениях организована также полная подготовка кадров по программам сестринского обучения.
Свой сертификат специалист обязан будет обновлять каждые пять лет, подтверждая тем самым свою профпригодность.
Как написать жалобу на преподавателя ВУЗа, колледжа?
Жалоба на преподавателя ВУЗа, колледжа пишется в свободной форме, с указанием необходимой информации, чтобы было понятно, кому, от кого и по поводу чего написана жалоба, в связи с этим в жалобе следует указать следующее:
- кому адресуется жалоба, т.е. кто должен на нее отреагировать
- от кого подается жалоба, в данном случае следует указать ФИО, адрес проживания, номер телефона для связи
- название документа – жалоба
- в тексте жалобы излагается суть жалобы, т.е., какие обстоятельства произошли, что сделал преподаватель ВУЗа, колледжа, почему его поведение является неправильным, каким образом нарушены права студента или студентов
- в просительной части жалоба указывается просьба заявителя, например, провести проверку, принять меры, заменить преподавателя
- если к жалобе будут прикладываться какие-то доказательства в копиях, тогда они должна быть перечислены в приложении
- в конце жалобы должна стоять подпись заявителя или подписи заявителей
Написать жалобу на преподавателя колледжа или института можно от руки, т.е. написав текст жалобы без использования каких-либо технических средств. Можно подготовить текст жалобы в печатном виде с использованием компьютера, ноутбука.
Если на сайте учебного заведения или конкретного органа предусмотрена возможность обращения в электронной форме, то жалобу можно подготовить в электронном виде, заполнив необходимую информацию в полях для электронного обращения.
Как подать жалобу на преподавателя?
С учетом того, кому подается жалоба, она может быть подана несколькими способами:
- Жалобу можно подать через секретаря, приемную под отметку на Вашем экземпляре
- Можно направить жалобу по почте России заказным письмом с уведомлением и описью вложения
- Передана жалоба может быть и через курьера
- В отдельных органах предусмотрена подача жалобы в электронной форме, путем заполнения формы обращения, таким образом, жалоба может быть направлена в электронной форме
- В отдельных органах предусмотрена подача жалобы и по электронной почте. Следует уточнить в конкретном органе о возможности подачи жалобы по электронной почте
Таким образом, способы подачи жалобы на препода могут быть использованы разные, особенно в такие периоды, как пандемия коронавируса, когда не желательно лишний раз с кем-то контактировать.