Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Законодательные новшества 2020 года
Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).
Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.
Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:
- отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
- отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).
Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС. Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.
Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.
Ключевые этапы выполнения процедуры СОУТ
Перед тем, как начать весь процесс оценки, любой руководитель обязан ознакомиться с официальным порядком его проведения. И если максимально подробно начинать рассматривать этапы процедуры, тогда следует отметить следующее:
- правильная организация проведения СОУТ;
- эффективная подготовка ко всему процессу;
- выявление реальных и потенциальных вредоносных факторов на существующем производстве;
- изменение уровня влияния вредных факторов;
- сопоставление выявленных показателей с существующими нормами;
- создание, а также оформление отчета по результатам, обеспечивающим дела спецоценки рабочих мест по условиям труда;
- специализированное декларирование соответствия или же отсутствие норм в официальной документации.
Тщательная подготовка к проведению спецоценки
Для достижения необходимого результата, целесообразно будет обратиться за профессиональной помощью в компетентную фирму, специализирующуюся в данной сфере. Первоначально нужно составить специальный договор. Стоимость может видоизменяться в зависимости от множества ключевых моментов, с которыми можно столкнуться в процессе выполнения всех действий. Стоимость контракта определяется на основе договорённости и ряда следующих нюансов. Сначала, обращается внимание на: наличие рабочих мест, а также количество всевозможных категорий.
Если они являются однотипными, тогда процесс оценочных работ обходится значительно ниже, нежели аналогичное количество различных позиций.
К фирмам, которые оказывают перечень услуг для работодателей, законодатель установил особые условия. Сотрудники специализированных исследовательских компаний определяют существующие вредные условия труда, а также всевозможные опасные факторы производства. Все это необходимо отражать в перечне основных видов деятельности.
В штате компании должны работать не менее пяти высококвалифицированных сотрудников. Хотя бы один из них, или большее количество должны иметь специальный диплом об окончании высшего образования по особым специальностям. К примеру, врач, специализирующийся на гигиене или иным аналогичным медицинским исследованиям. Кроме вышеуказанного перечня следует отметить то, что компания должна проводить весь процесс, при этом владеть собственной специализированной лабораторией. После того, как компания-работодатель установила правоотношения с надежной организацией, готовой выполнить весь процесс, издается особый приказ на уровне законодательства о формировании высококвалифицированной комиссии. Она будет организовывать весь процесс в определенный график. И если максимально подробно рассматривать задачи, которые способна решить данная внутрикорпоративная структура, тогда можно прийти к выводу, что их насчитывается внушительное количество.
КЛАССЫ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
На сегодняшний день одноимённого перечня определенных рекомендаций по оснащению, специальной планировке и специализированному обслуживанию рабочих мест в разнотипных областях промышленного производства отсутствует. Ведь сегодня на предприятиях рабочий процесс может видоизменяться, из-за чего практически невозможно установить единые требования для всевозможных организаций. Их можно объединить по различным группам, в любой из них будут присутствовать специализированные правила и ключевые требования по обустройству рабочего места в определенном типе условий. Ключевым моментом в классификации считается существующий уровень механизации всего процесса в целом. По этому признаку они могут подразделяться на пять ключевых и наиболее востребованных групп, относящихся к рабочим местам. Все из вышеуказанных групп имеют перечень специализированных рекомендаций по организации существующего труда. И если начинать подробно рассматривать все пять специальных групп рабочих мест, тогда они могут быть следующими.
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Что такое СОУТ рабочих мест (расшифровка и правовое регулирование)?
СОУТ — аббревиатура, с которой должен быть знаком каждый работодатель, имеющий в штате сотрудников. Расшифровывается данное сочетание как «специальная оценка условий труда». С 2014 года СОУТ не только заменила собой АРМ (аттестацию рабочих мест), но и во многом расширила комплекс проводимых мероприятий.
АРМ как обязанность работодателя существовала в ТК РФ до 31.12.2013. Порядок ее проведения был утвержден соответствующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. Понятие СОУТ фигурировало в ч. 4 ст. 58.3 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ», результаты которой при проведении процедуры в порядке, определенном отдельным законом, могли применяться в качестве основания для освобождения организации от обязанности уплаты взносов по страхованию в ПФР по дополнительным ставкам.
Границы ответственности кадровика
Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.
В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.
И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц. Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные. Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств. В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.
В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика. Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места. Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.
Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Их два:
- плановая;
- внеплановая.
Плановую специальную оценку условий труда проводят в соответствии с установленным законодательством один раз в год. Оценке подвергают все рабочие места. Плановая СОУТ может быть поэтапной. Но все зависит от условий производственной деятельности. В некоторых случаях проведение оценки труда в несколько этапов запрещено законодательством.
Внеплановую СОУТ проводят в таких случаях:
- Компания организовала новые рабочие места, которые еще не были сертифицированы и проверены, а на них уже организован технологический процесс.
- Производственные процессы привели к возникновению профессиональных заболеваний сотрудников.
- На производстве произошел несчастный случай с летальным исходом или с серьезными производственными травмами.
- Работодатель для безопасности деятельности своих сотрудников стал использовать новые средства индивидуальной защиты.
- Профсоюзная организация выдвинула требования о проведение внеплановой СОУТ.
- Компанией были изменены условия производства и технологические процессы. Они могут повлечь за собой нанесение ущерба здоровью работника.
Согласно законодательству, компания должна провести внеплановую проверку условий труда не позднее, чем через 6 месяцев после возникновения необходимости.
Im:Внеплановую проверку рабочих мест, которые еще не были обустроены, не проводят.
Оценка начинается с идентификации вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, на основе чего проводятся их дальнейшие измерения. Для этого происходит сопоставление имеющихся факторов производственной среды и трудового процесса с теми, которые указаны в Классификаторе вредных и опасных производственных факторов.
Если выявленный фактор не идентифицирован, то условия труда признаются допустимыми и на такие рабочие места оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Если же факторы совпали с приведенными в Классификаторе, их признают идентифицированными, и комиссия принимает решение о проведении исследований. Измерения проводятся согласно методике проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н. По итогам исследований эксперт определяет классы условий труда.
Условия труда подразделяются на четыре класса по степени вредности и опасности.
1-й класс – оптимальные условия труда: воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или не превышает уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека.
2-й класс – допустимые условия труда: воздействие вредных и опасных факторов не превышает уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.
3-й класс – вредные условия труда: уровни влияния вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда. Этот класс имеет четыре подкласса.
4-й класс – опасные условия труда: уровни воздействия производственных факторов в течение всего рабочего дня (или его части) способны создать угрозу жизни работника, а их последствия могут привести к высокому риску развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.