Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Защита пенсионных прав граждан по выслуге лет»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Судебная практика по назначению пенсий за выслугу лет
В странах СНГ установление такой пенсии связывается с фактом инвалидности, законодательные определения условий, признания которого достаточно схожи. Существенно отличает институт пенсий по инвалидности в РФ от этого института в ряде других стран СНГ отсутствие требований к продолжительности стажа независимо от причин инвалидности. В других странах установлен минимум стажа, различающийся в зависимости от возраста наступления инвалидности. Отсутствие требуемого стажа приводит к отказу в назначении пенсии или снижению ее размера. Рассмотрен механизм определения размера пенсии. Применительно к России показываются некоторые его особенности, которые нарушают как страховые принципы финансирования (компенсация потерянного заработка), так и накопительные (эквивалентность уплаченным взносам), а также принцип равенства.
Пенсия по случаю потери кормильца в странах СНГ назначается при наличии условий, относящихся к личности кормильца и членам его семьи. В частности, имеет значение причина смерти кормильца. В странах, где для назначения пенсии по инвалидности необходим трудовой стаж, аналогичные требования распространяются на кормильца. Для членов семьи кормильца необходимы признаки нетрудоспособности и иждивенства (в ряде случаев не требуется).
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура
Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях. Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.
Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.
По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих: или пенсию по выслуге, или страховую.
Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.
Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.
Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике
К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.
Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.
Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.
Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.
Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.
Как происходит расчёт пособия по выслуге лет?
Некоторые изменения введены уже с января 2015 года. Среди них и подсчет общей суммы пособия при оформлении пенсии по выслуге лет.
Начиная с этого периода, расчёт этих двух видов пенсии проходит по двум разным законам:
- На основании ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 17.1), он частично отменяется, будет насчитана та доля страховой пенсии, на которую может претендовать лицо оформляющее пособие по выслуге.
Она рассчитывается и назначается по устоявшейся схеме соотношения суммы расчётного капитала к периоду ожидаемой выплаты.
- В соответствии с ФЗ «О страховой пенсии» (ст. 19) вступающим в силу с этого же периода насчитывается следующая часть пенсии согласно нескольким вводимым коэффициентам, и практически предполагает индивидуальный подход к начислению каждого пособия.
Сюда же будет приплюсована, насчитанная по старому закону часть, и при продолжении работы проведено перерасчёт её в сторону увеличения в дальнейшем.
По логике законодателя это должно сделать пенсионное обеспечение белее индивидуальным, рассчитанным не на общую массу работников, а каждого конкретного служащего.
Правомерно ли уменьшение муниципальной пенсии за выслугу лет?
Порядок начисления доплаты также определяется нормативными актами органов местного самоуправления, поэтому в каждом регионе он свой. Рассмотрим его на примере городского поселения Сергиев Посад Московской области.
В ст. 10 закона Московской области «О пенсии…» от 28.12.2016 № 194/2016-ОЗ закреплено, что назначение и выплата денежных средств производятся согласно порядку, установленному правовыми актами главы городского поселения.
В силу ст. 6 положения, принятого решением совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 15.06.2017 № 3-56/380-ГС, на основании заявления заинтересованного лица доплата устанавливается решением главы городского поселения Сергиев Посад. Решение принимается по результатам заключения специальной комиссии.
Пенсия назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с должности или за датой прекращения полномочий (ст. 7 вышеуказанного положения о муниципальной пенсии). При этом если федеральным законом или законом области предусмотрены компенсационные выплаты в связи с прекращением полномочий или в связи с увольнением в случае ликвидации или сокращения штата, то выплата начинается со дня, следующего за днем истечения срока выплат.
Выплата производится один раз в месяц за предшествующий месяц. Перечисление осуществляется на счет, указанный получателем.
Важно! Рассматриваемый вид доплат налогообложению не подлежит (определение Верховного суда РФ от 14.11.2016 № 18-КГ16-91).
Законодательство допускает возможность указывать в нормативных актах субъектов страны, органов местного самоуправления основания для прекращения выплаты данного вида обеспечения. Однако при этом необходимо обязательно соблюдать соразмерность используемых средств и преследуемой цели.
Обратите внимание! Установленный механизм реализации прав на дополнительное социальное обеспечение не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.
Приведем пример незаконного ограничения. Заявителю, как лицу, отработавшему в управлении соцзащиты населения администрации одного из районов Челябинской области, была назначена муниципальная надбавка к пенсии. Однако после ее переезда на постоянное место жительства в Брянскую область выплаты прекратились. Такое решение местных властей соответствовало нормативному акту, утверждающему порядок выплаты пенсий. Получатель была не согласна с правомерностью прекращения ей начислений и прошла все судебные инстанции в поисках справедливости.
В итоге Конституционный суд РФ постановил пересмотреть правоприменительные решения, вынесенные не в ее пользу. Он обратил внимание на то, что право на получение дополнительного пенсионного обеспечения, производное от предшествующей деятельности, не может быть связано с условием об обязательном проживании на территории определенного субъекта. Такое условие противоречит конституционному праву граждан на выбор места пребывания и жительства (постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке…» от 08.12.2015 № 32-П).
Хочется отметить основную тенденцию при рассмотрении таких исков: суды отказывают в удовлетворении требований. Причины во всех случаях разные. Рассмотрим некоторые из них:
- Администрацией района истцу было отказано в назначении пенсии по выслуге лет, несмотря на наличие у него стажа работы в качестве председателя районного комитета народного контроля. Суд признал отказ законным. Причина в том, что истец не отвечал требованиям, установленным местным законом: на дату назначения пенсии по старости не замещал муниципальную должность, формулировка увольнения не предоставляла права на дополнительное обеспечение (апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.12.2017 по делу № 33-21820/2017).
- Заявитель обратилась в суд с требованием о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет, полагая, что расчет ей был сделан неверно. Ответчик уменьшил причитающуюся заявительнице сумму на размер уже получаемой ею выплаты по потере кормильца. Суд установил, что расчет ответчика соответствует положениям местного нормативного акта, определяющего порядок назначения выслуги, и в требованиях отказал (апелляционное определение Вологодского областного суда от 10.04.2015 по делу № 33-1743/2015).
Вывод! Претендуя на получение выслуги, тщательно проверьте, хватает ли муниципального стажа для муниципальной пенсии и все ли условия выплат, предусмотренные местным законом, соблюдены.
Конечно, есть и положительные решения. Например, когда ответчиком неверно были истолкованы положения областного закона и местного положения, посвященные порядку назначения дополнительного обеспечения. Суд не признал необходимость в непрерывном исчислении стажа и факт несоответствия должностей, занимаемых истцом, подходящим для включения в стаж. Ответчика обязали назначить истцу доплату (определение Ленинградского областного суда от 26.08.2015 по делу № 33-4278/2015).
Кто относится по закону к госслужащим
Указом Президента (УП) №1141 от 20 сентября 2010 г определен перечень должностей, которые относятся к государственным служащим. Это:
- Государственные должности (ГД) РФ.
- ГД субъектов РФ
- Должности федеральной госслужбы, утвержденные УП №1574 от31.12.2005.
- Должности госслужбы субъектов РФ, утвержденные их правовыми актами.
- ГД, утвержденные УП № 33 от 11.01.1995.
- Должности прокурорских работников.
- Воинские должности.
- Должности работников налоговой полиции (федеральные органы).
- Должности работников таможенных органов РФ.
- Муниципальные должности и т.д.
Весь перечень должностей, относящихся к госслужащим перечислен в УП №1141, который находится в свободном доступе для ознакомления. Всего насчитывается 18 позиций, в некоторые из которых также внесены добавочные перечни. Все должности, которые учитываются, как государственная служба дают право работникам на дополнительные льготы в получении пенсий. Расчет пенсий госсслужащих начинается с 45 % от заработка и возможно начисление до 75% от заработка.
Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году
На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.
При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.
Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель.
Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.
Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.
Повышение пенсионного возраста военнослужащим на практике
Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
При повышении пенсионного возраста для гражданских пенсионеров, ситуация с военными не могла остаться в стороне. Позиция государства заключается в стремлении к справедливости.
Права людей должны уравниваться, это касается и данного случая. Так, если бы проект закона не учитывал подобные нюансы, между людьми сформировалось бы огромное расслоение.
Одни мужчины могли бы уже к 40 годам выходить на пенсию и отдыхать, либо заниматься спокойной, необременительной работой. Другим бы пришлось работать до 65 лет.
Полностью уравнивать гражданских и военных нельзя. Ведь люди, стоящие на страже Родины, нередко жертвуют многим ради службы.
Они вынуждены совершать переезды, им приходится сталкиваться с ненормированными графиками, стрессовыми ситуациями. Часть из них проходит через боевые действия.
Тем более, что и военные пенсии у них небольшие. В 2020 году в России рядовые, сержанты и ефрейторы, которые представляют собой основную часть служащих, могут рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей.
Офицеры получают не намного больше. А с 2018 года был использован еще и мораторий на понижающий коэффициент и его изменение.
Коэффициент был актуален до начала 2019 года, составляя около 4 процентов.
Многим военным интересно было бы узнать, что сулят последние новости, произойдет ли индексация пенсии военным пенсионерам в 2019 году? В этом плане позитивные новости все же имеются. Социальные выплаты в грядущем году будут повышать, причем в 2 этапа.
Даже более того: деньги для повышения военной пенсии уже выделены бюджетом. Эти средства должны использоваться только на пенсии, для того, чтобы повысить уровень жизни отставников до максимально приемлемого – с учётом нынешних социальных условий.
Сколько получают судьи на пенсии?
Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):
- 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
- для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
- 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.
Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.
Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).
Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2020 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).
Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:
- заявление о назначении ПСС;
- удостоверение личности;
- трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
- документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
- справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);
Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2012 года Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре Савельевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данильчика Н.В. к ОАО «Фаберлик» о взыскании недополученных сумм пенсий
Впоследствии уточнил свои требования, просил взыскать с ответчика ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 26317 руб. 49 коп.; обязать ответчика выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ недополученную часть пенсии в размере 1292 руб. 36 коп. ежемесячно с учетом индексации; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, а также судебные расходы.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Представитель ответчика в суд не явился, об отложении дела не просил, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица в суд не явился, об отложении дела не просил, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 10 Закона, В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона, Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
[3]
Согласно ст. 17 Закона, Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Размер пенсии: судебная практика
Пенсия представляет собой регулярные денежные выплаты гражданам при достижении ими определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других установленных законом случаях. Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного и страхового фондов, образуемых в качестве внебюджетных государственных фондов и страховых, частных пенсионных фондов предприятий.
Законодательно право каждого гражданина на получение пенсии закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Пенсионная система России включает в себя страховую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, накопительную пенсию и пенсию по негосударственному пенсионному обеспечению.
Наибольшее количество разногласий вызывает определение размера страховой пенсии. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» такая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховая пенсия по старости (до 2015 г. — страховая часть трудовой пенсии по старости) назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа, а также минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Большинство судебных споров связано с отказом Пенсионного фонда включить в общий трудовой стаж работы гражданина, претендующего на получение пенсионного обеспечения по старости, конкретных периодов работы.
Необходимо отметить, что до начала в 2002 году пенсионной реформы основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка.
При проведении в 2002 году пенсионной реформы и переходе к страховым принципам пенсионного обеспечения законодатель установил такой порядок исчисления размера трудовой пенсии по старости, который предполагает опосредованный учет среднемесячного заработка застрахованного лица при определении расчетного пенсионного капитала, формируемого в том числе за счет сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного начиная с 2002 года, и с целью обеспечения преемственности правового регулирования предусмотрел особый правовой механизм конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал.
Верховный Суд, разрешая подобные категории споров, указывает, что расчетный пенсионный капитал граждан, трудившихся как до, так и после 2002 года, будет состоять из двух частей — пенсионных прав (до 2002 года) и страховых взносов (с 2002 года).
При этом пенсионные права в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала включаются по определенной формуле.
В одном из споров индивидуальный предприниматель, зарегистрированный повторно после 2002 г., обращаясь с иском к Пенсионному фонду, указал, что в индивидуальном лицевом счете не отражены все суммы, перечисленные в качестве страховых взносов за время предыдущей предпринимательской деятельности с 19.07.1996 по 31.12.1999, что в конечном итоге повлияло на размер его пенсии.
Суды, отказывая в удовлетворении его требований о нарушении пенсионных прав, исходили из того, что предыдущий период деятельности включен в страховой стаж, спорные суммы страховых взносов не влияют и не будут влиять на определение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Верховный Суд оставил в силе акты нижестоящих судов.
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 04.04.2017 N 696-О, установленный порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 01.01.2002, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок исчисления размера трудовых пенсий по старости.
В другом деле основанием для обращения гражданина в суд с иском к Пенсионному фонду послужило невключение периода работы в геологической экспедиции в общий трудовой стаж при назначении пенсии, так как запись спорного периода не соответствует дате приема на работу и дате увольнения.
Суд в ходе рассмотрения дела установил, что при назначении истцу страховой пенсии по старости пенсионный орган включил в общий трудовой стаж истца период его обучения, который включает в себя в том числе и спорный период нахождения в геологической экспедиции. Учитывая данное обстоятельство, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку повторное включение одного и того же периода дважды в страховой стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:
Год, когда работник достигнет пенсионного возраста | Минимальный стаж | Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно |
2018 | 16 | 56 лет / 61 год |
2019 | 16,5 | 56,5 лет /61,5 год |
2020 | 17 | 57 лет/ 62 года |
2021 | 17,5 | 57,5 лет / 62,5 года |
2022 | 18 | 58 лет / 63 года |
2023 | 18,5 | 58,5 лет / 63,5 года |
2024 | 19 | 59 лет / 64 года |
2025 | 19,5 | 59,5 лет / 64,5 года |
2026 и более | 20 | 60 лет/ 65лет |
Таким образом, изменения в 2022 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.
Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет
Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:
- достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
- наличие стажа государственной службы от 15 лет;
- работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
- увольнение не по вине гражданина:
— по соглашению сторон;
— по собственному желанию;
— по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
— в связи с изменением условий контракта;
— по достижению максимального возраста госслужбы;
— по сокращению или ликвидации госоргана.
Можно получить пенсию по выслуге без 15-летнего стажа. Например, для лиц, уволившихся с руководящей должности госслужбы по истечении срока контракта, срок выслуги равен 12 месяцев, а непрерывной работы на госдолжности перед увольнением — 1 месяц. Есть и другие варианты, когда можно получить пенсию по выслуге при кратком стаже государственной службы. Подробно об этом рассказывает ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».
Общим правилом для оформления пенсии госслужащих является наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости. Встречаются ситуации, когда возраст не принимается во внимание. Для этого необходимо, имея стаж госслужбы 25 лет (из них 7 — непрерывно перед увольнением), уволиться с госдолжности по собственному желанию.
Второе общее условие назначения пенсии по выслуге не имеет исключения — гражданин не должен работать на госдолжности, получая такую пенсию.
Оптимизировать пространство огорода и свои усилия
Частный дом, живем постоянно, площадь земельного участка — 12 соток. Под сельхозку отдано примерно четыре. Картофель, морковь, лук, капусту, свеклу сажаем, но только на еду летом и осенью, на зиму не закладываем. Выйти в огород, дернуть пару морковок и похрустеть — почему нет. Картофель посажен в грядки-короба вдоль забора — дополнительная выгода, собаки не делают подкопы. Морковь и свекла — по краю грядок с другими культурами.
В грядки лука, брюквы, репы я сею укроп, салат, петрушку, редис, которые быстро растут и съедаются, а потом сею заново. Тыквы и кабачки растут между кустов смородины и крыжовника почти сами собой. Более ответственного подхода требуют томаты, огурцы, перцы и баклажаны. Это два стационарных парника и два под дугами.
Выращивание рассады начинается с марта. Мы купили контейнеры, чтобы все выглядело эстетично. В апреле выносим на веранду, в мае высаживаем в парник. Поливаем, закрываем утром до работы или вечером после. Когда лето засушливое, полив занимает 30—40 минут.
Огурцы солим в бочках, быстро и беспроигрышно, бочки в подвале. С помидорами и овощной икрой вопрос решает автоклав. Суммарно на это нужно потратить два-три выходных. Семена на эти культуры у нас свои, поэтому затрат нет.
Если про деньги, то получается вырастить где-то на 50 000 Р. Понятно, что надо вычесть стоимость электроэнергии, соли, сахара, масла на заготовки. Возможно, это не самое выгодное занятие, но зато мы не ходим в магазин за сезонными овощами и фруктами с июля, а за консервированными — никогда. Например, я делаю соус песто сама, очень его уважаю, а себестоимость выходит 50 Р. И главное — мы точно знаем, что едим. Считаю, что этот факт в совокупности с постоянным нахождением на воздухе и физическим трудом позволяет снизить расходы на медицину до нуля у всех, включая свекровь 78 лет.
Оценка пенсионного обеспечения военных пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан
Общая численность военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, согласно данным, предоставленным в ходе проведения мероприятия министерствами и ведомствами (без учета численности пенсионеров ФСБ России) по запросам Счетной палаты Российской Федерации, на протяжении анализируемого периода постоянно росла. Так, в 2002 г. общее количество пенсионеров составляло 1 780 116, в 2004 г. — 1 879 102, а в 2006 г. — 1 915 076, или на 7,6% больше, чем в 2002 г. Таким образом, хотя размеры средних пенсий за выслугу лет и по инвалидности на протяжении всего исследуемого периода выросли, направления изменения этого показателя по сравнению с покупательной способностью (ПС) средней заработной платы в стране были противоположными. Если покупательная способность средней зарплаты постоянно (кроме 2006 г.) росла достаточно высокими темпами, то ПС указанных видов пенсий с 2003 г. снижалась.
Покупательная способность пенсии по случаю потери кормильца в Минобороны России и МВД России фактически не обеспечивала уровня физиологического выживания и при этом имела общую тенденцию к снижению.
Показательным представляется сравнение темпов роста средних размеров пенсий военных и гражданских пенсионеров, обслуживаемых ПФР.