Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: основные нововведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под предрейсовым осмотром принято подразумевать ежедневное медицинское обследование водителей, которое может проводиться исключительно сертифицированным специалистом. По результатам процедуры шофера либо допускают к рейсу, либо отстраняют от него. Любое из решений должно быть отражено в журнале учета, который заводится на любом логистическом предприятии.
Чтобы медик мог проводить осмотры водителей, ему потребуется пройти дополнительное обучение. Специалист должен уметь не только выявлять признаки алкогольного/наркотического опьянения, но и симптомы различных заболеваний. Врач не имеет права допустить к рейсу шофера с похмельным синдромом.
Организацию и финансирование медосмотров берет на себя работодатель. Он может либо заключить договор с клиникой, либо открыть медпункт на территории предприятия. Во втором случае потребуется в обязательном порядке получить лицензию. Ее отсутствие чревато большими штрафами, а в некоторых случаях уголовной ответственностью.
Внимание! Помимо осмотров, медик должен взять на себя оформление документооборота.
Основная задача предрейсового осмотра – выявить у водителя симптомы или состояния, которые не позволяют ему должным образом управлять транспортным средством. В некотором роде это обеспечивает безопасность дорожного движения, а также здоровье пассажиров и самого водителя.
На данный момент существует несколько видов медицинских осмотров водителей:
- Предварительный. Проводится на момент поступления соискателя на работу в целях определения его состояния здоровья. Такая процедура позволяет выявить у будущего сотрудника противопоказания к управлению ТС.
- Периодический. Включен в график и проводится один раз в два года. Главная задача процедуры – своевременное выявление ранних признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов на состояние здоровья сотрудников.
- Предрейсовые. Проводятся в начале рабочего дня для определения самочувствия водителя, которому предстоит выйти в рейс. Если у шофера будут обнаружены симптомы какого-либо заболевания или подтвердится факт алкогольного опьянения, то медик не допустит его к управлению транспортным средством.
- Послерейсовые. Проводятся в конце рабочего дня для выявления признаков воздействия ОПФ. Еще они позволяют определить, употребляет ли водитель спиртное, находясь за рулем.
Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом
При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.
Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:
- ФИО и должность;
- информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
- дата, с которой работник будет отстранен;
- возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.
Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Готовя кабинет для предрейсового медосмотра и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам.
Основные стандарты оснащения помещения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра для лицензирования:
- Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота – 2,6 м; лаборатория + санузел – 6 м2.
- Комбинированное освещение в помещении: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
- Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
- Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.
Санитарно-эпидемиологические требования к помещению кабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения предрейсового медицинского осмотра:
- Высота помещений: не менее 2,6 м.
- Общая площадь – 18 м2: кабинет – 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом – 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
- Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
- Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
- Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
- Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
- Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) – 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате – год).
Требования с 1 января 2021 года
Образование | Специальность | Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств | Стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств |
среднее профессиональное по профессии (училище) | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 3 года |
среднее профессиональное по профессии (училище) | любая специальность | + | 3 года |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | — | — |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | 1 год |
среднее профессиональное по специальности (техникум) | любая специальность | + | 1 год |
высшее | из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта | — | — |
высшее | любая специальность | + | — |
Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.
Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.
Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.
А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.
Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.
Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.
Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.
При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.
Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.
В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.
Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.
Когда работник не допускается к управлению транспортным средством
Медицинский персонал нашей клиники вправе не допустить водителя к работе, если в ходе осмотра у последнего будут выявлены:
- Повышение/понижение пульса и артериального давления. Если подобное случилось впервые, то допускается контрольное измерение через 20 минут.
- Гипертермия – повышение общей температуры тела (более 37 градусов).
- Нарушение функционального состояния на фоне наркотического или алкогольного опьянения – нечеткие ответы на поставленные вопросы, повышенная возбудимость или заторможенность.
- Острые симптомы внутренних заболеваний, признаки обострения хронических патологий.
- Болевой синдром с любой локализацией – ушная, головная, зубная, брюшная.
- Конъюнктивит, обильное слезотечение, рези в глазах, выраженное покраснение белков.
Нужна ли лицензия на проведение предрейсовых медосмотров
При эксплуатации электротранспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, грузовых или легковых автомобилей предприниматели и организации должны заполнять путевые листы в соответствии с требованиями Приказа Минтранс РФ N 152 от 18.09.2008. В числе основных реквизитов – отметка медработника о прохождении предрейсового медосмотра водителя.
Требование в части обязательного проведения медицинского осмотра работника предприятия для допуска к управлению транспортным средством содержит и федеральное законодательство (N 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»).
Часто руководители компаний придерживаются мнения, что для медосмотров водителей достаточно содержать в штате прошедшего соответствующее обучение врача, фельдшера либо медицинскую сестру. Такая точка зрения ошибочна! Предрейсовые и послерейсовые осмотры входят в перечень услуг, для предоставления которых требуется наличие лицензии Росздравнадзора (Постановление Правительства РФ от N 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).
Если прохождение лицензирования собственного кабинета для проведения предрейсовых/послерейсовых осмотров не входит в планы предприятия, оно вправе воспользоваться альтернативным вариантом – заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на освидетельствование водителей перед выходом в рейс и после окончания работы.
Где брать путевой лист таксисту: кто должен его выдавать, на какой срок?
Путевой лист – это отчетный документ. Он необходим для ведения бухгалтерского учета в транспортных организациях: списания ГСМ, начисления налогов, зарплаты сотрудникам, снятия кассы. Кроме этого, отслеживается маршрут, показания одометра, прохождение предрейсового технического контроля авто и медицинского осмотра водителей, подтверждается деятельность по перевозкам пассажиров или грузов, целевое использование ТС.
Если для ИП отсутствует необходимость бухучета, то ответственность за безопасность людей остается. Поэтому обязательные реквизиты, такие как предрейсовый осмотр, должны присутствовать. Вопрос заключается только в том, кто должен оформлять путевой лист, как осуществить предрейсовый осмотр с минимальными затратами времени и денежных средств.
Кто имеет право проводить предрейсовый (послерейсовый) осмотр
Большие транспортные организации, как правило, имеют в штате как личного медика с сертификатом на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров водителей, так и механика (контролера, прошедшего специальное обучение). Такое предприятие, обладая статусом медучреждения (лицензию), вправе оказывать услуги сторонним лицам.
Малые таксопарки и ИП могут проходить предрейсовый контроль у них или заключать договор с медицинской лицензированной организацией и автомехаником, имеющим свидетельство контролера ТС. Нужные контакты своего региона можно найти в интернете.
Примите к сведению: Липовые штампики, которые используют для уклонения от обязательного предрейсового осмотра, влекут уголовное наказание. Если подлог откроется, сомнительная экономия, особенно при ДТП, обернется тяжелыми последствиями. Все медучреждения, имеющие лицензию, внесены в базу. Подлинность документов легко проверяется.
Медорганизации, оказывающие услуги по проведению предрейсовых осмотров, предоставляют возможности, которые значительно облегчают процедуру. Теперь водители могут проходить ежедневный медицинский контроль удаленно, а транспортные организации сэкономить время и средства, затрачиваемые на предрейсовый контроль.
Медицинские осмотры водителей
К управлению транспортными средствами допускаются назначенные приказом по организации водители или работники:
- не моложе 18 лет,
- прошедшие медицинское освидетельствование,
- обученные безопасным методам и приемам труда,
- имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также:
- водители автопогрузчика, имеющие:
- удостоверение водителя АТС,
- удостоверение на право управления автопогрузчиком;
- удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности,
- удостоверение на право управления электропогрузчиком.
- водители электропогрузчика, имеющие:
Водители погрузчиков должны быть обучены, кроме того, безопасным приемам работы с грузом.
Работники, занятые на работах с опасным грузом, проходят специальное обучение и должны иметь удостоверение на право работы с опасными грузами.
Водители, имеющие перерыв в работе по специальности более 1 года, перед началом работы проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации с отметкой об этом в удостоверении на право вождения.
Периодические медосмотры водителей
Внеочередное обязательное освидетельствование (проводится только в том случае, если у водителя выявлены какие-то отклонения в здоровье);
3. Обязательный периодический медицинский осмотр (каждые два года);
4. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр (кроме водителей оперативных служб, работающих в круглосуточном режиме);
5. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.
Данные изменения, в значительной степени, ужесточают контроль над водителями, которые занимаются перевозкой пассажиров. Они обязаны будут два раза в день проходить медосмотр (предрейсовый и послерейсовый). Это связано с тем, что многие перевозчики (особенно на маршрутном такси) относятся к медицинскому освидетельствованию формально, а нетрезвые водители за рулем маршруток давно уже не редкость. Разработчики изменений к Федеральному Закону надеются, что ежедневные проверки будут дисциплинировать нерадивых водителей.
Так же, в Законе подробно прописано, за чей счет должны быть осуществлены медицинские освидетельствования.
За личный счет осуществляется только обязательное медицинское освидетельствование, все остальные медосмотры обязаны оплачивать работодатели.
В п. 7 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» написано, что все медицинские освидетельствования можно пройти в любой государственной или частной поликлинике. Ограничения касаются только врачей — психиатров и врачей – психиатров — наркологов. Заключения данных врачей действительны только при прохождении обследования в государственном учреждении здравоохранения. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться непосредственно в организации, приглашенными медицинскими работникоми.
Законодатели надеются, что применение данных мер приведет к значительному сокращению количества аварийных ситуаций на дорогах страны. Ежедневно большое количество происшествий с участием автотранспорта происходит, именно, по вине водителей. Это может быть, как и резкое ухудшение здоровья водителя, так и нахождение его в алкогольном опьянении, или, что еще хуже, в наркотическом состоянии. Вот основной целью введения изменений в Федеральный Закон, как раз, и является определение наличия (или отсутствие) у водителей различных медицинских противопоказаний, запрещающих им управлять транспортными средствами.
Изменения в нормативные документы уже вступили в силу. Хочется напомнить, что штрафы за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, никто не отменял. Для физических лиц они составляют от 2000 до 3000, а для юридических – от 30000 до 50000 рублей.
Вопрос
На работе требуют предъявить водительскую справку. Но ведь проходится медосмотр! Зачем эта справка?
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.
Также в помещении должны находиться:
- чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
- кушетка медицинская;
- как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
- алкотестер;
- экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
- термометр, прибор для измерения давления;
- стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
- шпатели медицинские.
При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.
Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец
Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:
- Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
- Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.
По каким причинам происходит отстранение водителя от выхода на линию?
Врачебный контроль необходимо вести тщательно и регулярно. Медики работают, чтобы не только предотвратить выход в рейс работника в состоянии опьянения различного типа, но и на ранних стадиях выявляют хронических заболевания и патологии. Именно они могут стать причинами потери сознания за рулем, аварии, которая произойдет из-за резкого и внезапного снижения концентрации.
Законом определены конкретные проблемы физического и психологического характера, при которых появляются поводы для не допустить водителя выполнять свои профессиональные обязанности:
- опьянение в результате приема алкоголя или запрещенных веществ;
- изменение давления, сильно отличающееся от стандартных показателей данного пациента;
- признаки обострения болезни, нетипичного и тревожного развития;
- высокий или слишком низкий уровень ЧСС;
- хроническое заболевание в стадии обострения;
- пребывание под воздействием психотропных препаратов.
Плюсы обращения в нашу частную клинику в Москве
Наш медцентр предлагает услуги компаниям любой формы собственности по организации медосмотров водителей и остальных сотрудников, предварительным и периодическим обследованиям, которые нужно проводить для определенных категорий. Наши плюсы:
- Профессионализм. В штате опытные врачи, которые не менее пяти лет работают в клинике, успешно справляются с ситуациями любой сложности. Есть профильные специалисты по всем направлениям.
- Надежность. У медицинского центра есть необходимые сертификаты, лицензии и документы. Выдаются справки и заключения государственного образца, подтвержденные печатями и подписями.
- Оперативность. Пройти обследование клиенты могут в день обращения, есть возможность организовать выездную работу врачей и среднего медицинского персонала на предприятиях и в организациях. Врачи принимают пациентов без очереди, в заранее установленное время, на которое они записываются.