Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Со скольких метров глубины скважины нужна регистрация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В правовой среде, самовольная врезка в сеть водоснабжения означает несанкционированный доступ лица к ресурсу без заключения соглашения с поставщиком воды или при выявленных нарушениях правил технического регламента на данные работы. Легальное подключение осуществляется только после заключения соглашения с водоканалом и получения разрешения на транспортировку воды.
Какие документы обязательно получать на скважину?
Эксплуатация водоносных скважин регулируется сразу тремя российскими законами:
-
«О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
-
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ;
-
«Водным кодексом Российской Федерации» от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ.
Для законной эксплуатации скважины нужно оформить не только лицензию на недропользование. Санитарные правила определяет скважины как источники, потенциально способные загрязнить подземные водоносные горизонты. Поэтому водозаборный узел считается зоной строгой санохраны. У каждого водозаборного узла должны быть обустроены три пояса санитарной защиты. Первый из них представляет собой круг радиусом 15 м вокруг скважины. В этом поясе не должно быть никаких объектов (бани, сарая, забора и т. д.), кроме самого водозаборного узла и относящихся к нему построек. То есть на участке площадью до 20 соток пробурить скважину и оформить ее санитарную защиту по всем правилам не получится чисто физически – придется сносить дом и все надворные постройки.
Итак, чтобы скважина не вызвала вопросов у представителей власти, потребуется обзавестись следующими бумагами:
-
лицензионным свидетельством от Роснедр, дающим право на добычу воды;
-
техпаспортом объекта;
-
заключениями санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведенных на водном объекте и в зоне санохраны.
Сроки исчисления и уплаты водного налога
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Лицензия для садоводческих товариществ
Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.
Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2022 года наступает обязанность по оформлению лицензии на такую скважину. В настоящее время оформление такой лицензии является правом СНТ.
ВАЖНО! До конца 2022 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины |
С наступлением 2022 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.
Условия добычи без лицензии
Изменения в ФЗ «О недрах», в отличие от прошлых правок, чётко оговорили условия, при которых добыча воды на участке потребует лицензии. В начале 2015 года информация о новом регламенте строительства и штрафах, предусмотренных за нарушения закона, взволновали население – это было связано с высокой стоимостью самого лицензирования и жестокими требованиями к пользованию скважиной, невыполнимыми в пределах дачного участка.
Вопрос был разъяснён Министерством Экологии. Орган уточнил, что новые правила направлены больше на лиц, добывающих воды в больших объёмах или в коммерческих целях. Статья 19 ФЗ «О недрах» чётко определяет условия, при которых лицензирование не потребуется:
- Ресурс, добываемый из скважины, используется только для нужд собственника участка и не предназначен для какой-либо коммерческой деятельности. В реальности, этот пункт вводит ограничения не только для начинающих предпринимателей и общественных товариществ, но и для личных источников, которыми пользуется владелец вместе с соседями (предоставляет им бесплатный доступ, увеличивая объёмы потребления).
- В течение дня выкачивается не более 100 м³ воды.
Можно ли установить септик без получения разрешения
Многие хозяева садовых домиков и коттеджей устанавливают септик для очистки воды. Септик — это система, в которой проводится механическая, химическая и биологическая очистка стоков. Прошедшая сквозь септик вода очищается дочиста (глубина очистки до 98%).
Чтобы установить септик на участке, нужно получение разрешения. Септик представляет угрозу для экологии. Если он установлен неправильно, это может привести к загрязнению почвы и водоносных слоев.
В названии септик может быть аббревиатура ПР. Это означает, что очищенная дочиста вода сбрасывается принудительно. Для ПР сброса используется дренажный насос. Очищенную до глубины 98% воду можно сбрасывать в грунт в ПР режиме.
Если произойдет утечка неочищенной дочиста воды, это чревато ущербом для экологии. Следует согласовать проект установки, чтобы уменьшить риски.
Нелегальная скважина под воду – последствия и ответственность
- Юридические лица
- СНТ
- Физические лица
- Лицензирование
- Ответы эксперта
- Новости
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
Действия если подключение к сети без разрешения уже осуществлено
Иногда новоиспеченные владельцы жилья обнаруживают, что оно подключено к центральной системе водоснабжения нелегально. Нередко в ситуациях самовольного подключения водоснабжения очень непросто доказать свою непричастность к нарушению закона. Граждане, которые обнаружили, что используют воду на незаконных основаниях, обязаны незамедлительно сообщить об этом в коммунальную службу.
Как правило, после выявления факта самовольного подключения водоснабжения, собирается комиссия, которая составляет соответствующий акт и отключает пользователя от водопровода. Если у лица есть доказательства о непричастности к нарушению, то санкций можно избежать. В таком случае понадобится легализация подключения к сети. Врезка, произведенная с соблюдением требований СНиП не демонтируется, однако пользователь ресурса должен собрать пакет документов, включая разрешения, справки, техническую документацию.
Акт о самовольном подключении
На основании п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 специалисты при обнаружении «новых»присоединений должны дать письменное заключение. Документ станет основанием для дальнейшего решения вопросов по санкциям. Акт о самовольном подключении к водопроводу содержит следующую информацию (см. образец документа ниже):
- временные характеристики;
- расположение объекта;
- данные проверяющих лиц;
- выявленные факты нарушения;
- сведения о хозяине;
- описание места незаконной врезки;
- информацию об организации – поставщике, к магистрали которой производилось присоединение отвода.
Документ подписывается официальными лицами, а также потребителем. На основании предъявленной доверенности права хозяина может защищать его представитель. В случае отсутствия проверяемых лиц, для засвидетельствования факта привлекаются соседи. Нарушитель уведомляется письмом.
Комментарии к ст. 68 ВК РФ
Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, — часть административных правонарушений.
В статье 4 Водного кодекса РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.
Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.
Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. В таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с частью 1 ст. 68 ВК РФ.
В главе 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:
— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
— ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;
— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;
— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;
— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
— ст. 8.16 — невыполнение правил ведения судовых документов и др.
К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 — 8.20).
О водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.
Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:
— ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;
— ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;
— ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;
— ст. 8.6 — порча земель;
— ст. 8.10 — нарушение требований по рациональному использованию недр;
— ст. 8.11 — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.
Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др. (см. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).
В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций .
———————————
См.: Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства // Аграрное и земельное право. 2006. N 3. С. 101 — 118; Боголюбов С.А. Комментарии к гл. 7 и 8 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2002. С. 156 — 159, 164 — 172, 179, 183, 194 — 253.
Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера �� вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда.
В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельный раздел 26 «Экологические преступления». Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).
В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.
Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в большем размере, либо исправительными работами на больший срок, либо лишением свободы.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.
Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.
Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы со штрафом.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.
Как узаконить незаконное подключение?
Чтобы избежать проблем и выплаты больших штрафов, можно обратиться к коммунальным службам и согласовать с ними вопрос узаконивания текущего подключения. Уполномоченные органы соглашаются, если они заинтересованы в мирном решении вопроса.
Если человек злостно нарушил закон, коммунальщики вряд ли пойдут навстречу. Другое дело, если владелец дома не знал о подключении (к примеру, он приобрел недвижимость с нарушением). Чтобы узаконить подключение, заинтересованное лицо подает заявление. В роли заявителя выступает владелец ЗУ, где имеет место незаконное подключение. Работники коммунальных служб оценивают ситуацию и принимают решение о возможности решения проблемы мирным путем.
Лицензирование скважин на воду для физических лиц
Артезианская вода из природных источников является государственным стратегическим запасом. Это отражено в законе РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992.
В 19-й статье этого документа закреплено право владельцев земли пользоваться подземными водами для своих потребностей. Все условия изъятия стратегических запасов в личных интересах перечислены весьма подробно.
Не обязательно получать специальное разрешение в следующих случаях:
- самостоятельно организованный колодец не глубже 5 м;
- скважина, достигающая первого водоносного слоя при условии, что она не для коллективного водозабора;
- потребление добытых вод в объеме, не превышающем 100 м³ за день.
Случаи необходимости лицензионного разрешения
Планируя соорудить собственный подземный источник или пользуясь уже действующим водозабором, нужно понимать, что ресурсы, расположенные на земельном участке глубже 5 м, подпадают под лицензирование.
В некоторых случаях придется заняться регистрацией скважины на воду: со скольки метров оформляется лицензия, следует знать, чтобы не попасть под штрафные санкции за нарушение закона. В отношении подземных выработок, пройденных для целей водоснабжения, имеются особенности.
Оформление лицензии необходимо в случаях:
- пользования артезианской скважиной, выдающей напорную воду с глубины залегания пласта, которая является определяющей при оформлении разрешающего документа;
- водоносный горизонт зарегистрирован в Росреестре запасов;
- ресурс служит источником центрального водоснабжения;
- дебит скважины превышает 100 м³/сутки;
- питьевая вода добывается в коммерческих целях.
Колодцы глубиной до 5 м не требуют лицензирования по общему правилу для всех ресурсов: если пользование осуществляется не для извлечения прибыли. Для бурения скважин на песок разрешение также не получают — это указано в ст. 19 ФЗ №2395-1. Глубина расположения таких выработок — до 30 м.
Квалификационные признаки
Обязательным признаком совершения правонарушения признается причинение крупного или особо крупного ущерба.
Он рассчитывается с учетом следующих факторов:
- таксы, указанной в Постановлении Правительства РФ №724 от 26.09.2000 г. и в Приказе Минприроды России №126 от 04.05.1994 г.;
- фактических затрат на возмещение вреда;
- количества добытых преступниками водных биоресурсов;
- распространенности убитых животных и их соответствия отдельных видам (были ли среди них редкие животные или занесенные в Красную книгу);
- экологической ценности;
- значимости для конкретного места обитания;
- гибели большого количества морских животных и т. д.