Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и зарегистрироваться в ЕИС. Получить КЭП можно за сутки. Регистрация в ЕИС может занять до 15 рабочих дней, поэтому лучше зарегистрироваться в ЕИС заранее, а потом выбирать закупку, в которой хотите поучаствовать.
Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Аукцион проводится на электронной площадке её оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на восьми электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р:
- Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
- Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
- Акционерное общество «Российский аукционный дом»
- Акционерное общество «ТЭК-Торг»
- Акционерное общество «Электронные торговые системы»
- Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»
- Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
- Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»
Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.
Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).
Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:
- равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Понятие об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 59 44 ФЗ, электронный аукцион или аукцион в электронной форме, это закупочная процедура, в которой информацию о закупке Заказчик сообщает неограниченному числу лиц, с помощью размещения её в единой информационной системе, размещая извещение о проведении открытого аукциона, документацию о нем, при этом требования к потенциальным участникам закупки, должны быть едиными. Само проведение электронного аукциона должна обеспечить электронная площадка, её оператор. Процесс открытого электронного аукциона жестко регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона о контрактной системе.
Статья 59. Аукцион в электронной форме ( электронный аукцион )
- Под открытым аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
- Заказчик обязан проводить открытый электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) ( Открытый электронный аукцион )
(см. текст в предыдущей редакции)
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
- Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
- Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )
Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).
Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:
для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».
В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
Документация электронного аукциона по 44-ФЗ
Извещение должно содержать:
- Адрес сайта электронной площадки
- Дату окончания рассмотрения заявок
- Дату проведения торгов (только рабочий день)
- Размер обеспечения заявки
- Преимущества для поставщиков, например, малого бизнеса
- Требования к поставщику товара, работы, услуги
- Исчерпывающий перечень документов
- Ограничения для иностранных товаров и юридических лиц
Документация должна содержать:
- Наименование и описание закупки
- Описание условий контракта, срок подписания
- Требования к заявке участника
- Даты окончания срока подачи, рассмотрения заявок и проведения торговой сессии
- Размер и условия обеспечения контракта
- Информацию об ответственном лице заказчика, контактные данные
- Порядок разъяснения заказчиком положений документации
- Проект контракта
Документация не может содержать требований к оформлению и форме заявки.
Как рассматривают первые части заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие всем установленным требованиям в такие сроки:
- не дольше 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах > 3 млн руб.
- не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах
По результатам рассмотрения участника допускают к аукциону или отказывают в доступе. Отказать в доступе могут только в этих случаях:
- Не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию.
- Неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.
Итоги рассмотрения комиссия оформляет в протокол рассмотрения заявок, который подписывают все члены комиссии. Протокол содержит:
- Идентификационные номера заявок.
- Информацию о допуске или отказе в допуске участников закупки (с обоснованием этого решения и указанием положений документации, которым не соответствует заявка).
- Информацию о стране проихождения товара, если в закупке действует нацрежим.
Заказчик отправляет протокол оператору ЭТП и публикуют в ЕИС не позднее окончания срока рассмотрения заявок. В течение часа после получения протокола оператор ЭТП отправляет каждому участнику уведомление о том, что его заявку допустили или не допустили к аукциону. Если в допуске отказали, уведомление содержит причины и ссылки на положения документации, которым не соответствует заявка.
Если по результатам рассмотрения первых частей комиссия не допустила никого из участников к аукциону или допустила только одного, аукцион признается несостоявшимся.
Когда аукцион закончен
Итак, система определила участника под номером «1». В течение 30 минут с момента закрытия аукциона автоматически формируется отчет о проведенной процедуре. Увидеть его можно на электронной площадке. В него включена информация о ценовых предложениях всех участниках. Информация о поставщиках, занявших места с 1 по 3, направляется заказчику в течение часа после того, как аукцион закрыт.
Теперь заказчик должен оценить вторые части заявок победивших участников. Если заявка участника № 1 полностью удовлетворяет документации аукциона и требованиям заказчика, то с ним заключается контракт.
Обратите внимание! Когда победитель определен, он не может отказаться от заключения контракта. Нет такого права и у заказчика.
Если же вторая часть заявки не удовлетворила требованиям заказчика, то контракт заключается с участником № 2. Конечно же, в том случае, если его заявка прошла проверку. Если и тут неудача, то проверяется участник № 3. Если и его заявка будет признана не соответствующей требованиям, аукцион объявят несостоявшимся.
В течение 3 рабочих дней с даты, когда на ЭТП был опубликован протокол аукциона, должен быть составлен итоговый протокол. Он подписывается членами аукционной комиссии заказчика и не позднее следующего рабочего дня размещается в ЕИС.
Далее следует этап заключения контракта. В течение 5 дней с даты подписания итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта, в который внесены данные исполнителя. В следующие 5 дней поставщик должен подписать контракт ЭЦП. В случае выявления ошибок или разночтений с текстом проекта контракта поставщик подает протокол разногласий.
Еще 3 рабочих дня отводится на подпись заказчику. Как только он разместит подписанный контракт в ЕИС, тот будет считаться заключенным.
Электронный аукцион (аукцион в электронной форме)
Электронный аукцион (или аукцион в электронной форме) является разновидностью аукциона. А аукцион в свою очередь относится к конкурентным способам определения поставщиков заказчиками и регулируется на законодательном уровне (ст.24, 44-ФЗ). Информация о закупке подается заказчиком на электронную торговую площадку, где с ней ознакомиться может неограниченное количество лиц (ст.59, 44-ФЗ).
Если говорить «своими» словами, то электронный аукцион – это электронная процедура закупок, проводимая на электронной площадке, при которой победителем становится участник, предложивший наименьшую цену исполнения контракта.
Аукцион в электронной форме является самым распространенным способом определения поставщика. На его долю приходится около 2/3 всех закупок, проводимых на территории Российской Федерации.
Этап пятый — подача заявки на участие в электронном аукционе
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Участник должен их готовить и заполнять сразу. Первая часть заявки содержит информацию о товарах, работах или услугах, которые вы готовы поставить, выполнить или оказать. Вам необходимо предоставить следующую информацию:
- Дать согласие на поставку товаров, работ или услуг в полном объеме и в сроки, указанные в аукционной документации
- Предоставить сведения о технических и качественных характеристиках товара, предлагаемого к поставке или применяемого в ходе выполнения работ.
В каких случаях электронный аукцион может быть признан несостоявшимся?
- Если подана 1 заявка или не подано ни одной заявки для участия в электронном аукционе по окончании срока их подачи.
- Если аукционная комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе всем участникам, подавшим первые части заявок, либо если комиссия допустила только одного участника к участию в электронном аукционе.
- Если никто из участников не подал предложение о цене в течение 10 мин. после начала проведения ЭА.
- Если аукционная комиссия принята решение о том, что вторые части заявок не соответствуют требованиям, установленным документации об ЭА.
Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?
Чтобы получить полезную информацию и материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.
4.2.1. Подать заявки на участие в электронном аукционе могут лица, указанные в подпункте 1.6.1 пункта 1.6 раздела 1 части I документации об аукционе, получившие аккредитацию на электронной площадке и предоставившие обеспечение заявки на участие в таком аукционе в размере указанном в Информационной карте аукциона.
4.2.2. Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, не вправе подать заявку на участие в таком аукционе за три месяца до даты окончания срока своей аккредитации.
4.2.3. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктом 3.1 раздела 3 части I документации об аукционе. Указанные электронные документы подаются одновременно. Адрес электронной площадки указан в Информационной карте аукциона.
4.2.4. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
4.2.5. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных подпунктом 1.13.2 пункта 1.13 раздела 1 части I документации об аукционе;
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений подпункта 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 части I документации об аукционе;
5) отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе участника закупок, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения данной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4.2.6. Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 3 части I документации об аукционе первую часть заявки на участие в таком аукционе.
4.2.7. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Первая часть заявки изучается заказчиком или аукционной комиссией в течение 3-5 дней, после чего выносится решение об участии или неучастии заявителя в аукционе в электронной форме.
Затем проводится сам аукцион в день, указанный в извещении. Это должен быть рабочий день, который следует за датой завершения срока анализа первых частей заявок. При этом оператор ЭТП привязывает время начала аукциона ко времени в часовом поясе, где находится заказчик.
В ходе ЭА его участники постепенно снижают НМЦК на величину, именующуюся шагом аукциона и составляющую от 0,5% до 5% НМЦК. Участники направляют предложения о цене контракта, которые предусматривают снижение уже имеющегося минимального предложения о контрактной цене на размер, соответствующий шагу аукциона. Однако участники ЭА не могут направлять предложения о цене контракта, если она:
- равна ранее поданной этим же участником цене;
- превышает размер ранее поданного предложения;
- имеет нулевой размер.
На протяжении получаса после окончания ЭА оператор публикует на электронной площадке протокол проведения аукциона, в который вносятся:
- адрес ЭТП;
- дата проведения, время начала и завершения ЭА;
- НМЦК;
- все минимальные предложения, сделанные участниками.
Затем в течение 1 часа после размещения протокола на площадке оператор отправляет его заказчику с присовокуплением к нему вторых частей заявок.
Признаки электронных торгов
Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:
1. В торгах принимают участие 3 стороны:
- Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
- Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
- Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
2. Торги проводятся на электронной торговой площадке.