Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок – 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104). Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
Порядок регулирования семейных отношений государством
Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.
Понятие «семья» играет большое значение в жизни общества. Существует определенный ряд правил, норм и принципов, которые ориентируют и регулируют семейные отношения.
Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.
Новое семейное законодательство дополнено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, а также других правовых документов, которые ратифицированы РФ.
В ссорах и спорах, возникающих между членами семьи, если невозможно достигнуть согласия, между спорящими сторонами, например, изменение имени и фамилии ребенка, места его проживания, методы воспитания, имущественные интересы сторон и т.п., арбитром выступает государство в лице компетентных органов: органы опеки и попечительства, суд.
Конституция РФ – основной нормативный документ, регулирующий нормы семейного права, отрасли права, которая регулирует отношения в семье.
Основные правовые статьи Конституции РФ:
- ст. 2 – обозначает круг обязанностей государства относительно защиты прав и свобод каждого из граждан, подчеркивает, что свободы человека – ценность наивысшей значимости;
- ст 19. – определяет равенство перед законом и судебными инстанциями мужчины и женщины, равенство гражданских прав и возможностей;
- ст. 20 – гарантирует право на жизнь;
- ст. 21 – оберегает понятие достоинства личности;
- ст. 22 – обеспечивает свободу и соблюдение неприкосновенности личности;
- ст. 23 – по аналогии с предыдущей оберегает право на неприкосновенность частной жизни, сохранение семейной тайны;
- ст. 28 – обеспечивает право на свободу совести, отсутствие препятствий в религиозных взглядах;
- ст. 46 – дает гражданам право получить защиту через суд.
Также положение Конституции включают в себя круг обязанностей государства по части института семьи, рамки отношений и круг обязанностей внутри одной семьи.
Российское законодательство о семье
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ Первоначальный текст документа опубликован в изданиях “Российская газета” от 27 января 1996 г. N 17, “Собрание законодательства РФ” от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
- “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) “Собрание законодательства РФ”, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
- Трудовой кодекс РФ, глава 41
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”
- Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Нормативные акты по семейному праву
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным. Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.
Ответы на популярные вопросы
На основании принятых поправок у людей возникает много вопросов, на которые с удовольствием отвечают чиновники.
Вопрос | Ответ |
Существует много законов, касающихся защиты прав детей, их недостаточно? | Требуется регулярное совершенствование законодательной системы на основании изменений общества и ритма жизни. Это же относится к семейной политике. Особенно это актуально во время пандемии, так как дети, родители и педагоги столкнулись с существенными сложностями. Взрослые вынуждены искать способы оставить детей с пожилыми родственниками, а особенно пострадали многодетные, а также малоимущие семьи. Такие риски предусмотреть невозможно, но их можно учесть при формировании новых законодательных актов. |
Какие поправки считаются самыми важными? | Много внимания уделено семейному воспитанию. Закрепляется поддержка именно традиционных семей, а также защита союза между женщиной и мужчиной. Такая позиция поддерживается большей частью россиян. |
Почему традиционная семья закрепляется в Конституции? | Постоянно меняется мнение общественности относительно семейных отношений. В других странах принимаются законы, относящиеся к разобщенности общества. Люди предпочитают жить без детей и старших родственников. Родители часто расстаются, так как не чувствуют поддержку от государства, поэтому важно оказывать помощь нуждающимся. |
Сможет ли государство вмешиваться в личные отношения? | Многие семейные вопросы считаются приватными, но поправки предполагают деликатное государственное присутствие. Оно больше выражается через детские сады, школы, учреждения допобразования и другие организации, где взрослые люди работают с детьми. Корректировки коснутся медицинских учреждений, так как женщины должны быть уверены, что независимо от места их нахождения, их дети смогут получить квалифицированную помощь. Родители детей-инвалидов должны получать поддержку от профильных ведомств, а также консультационную, психологическую и реабилитационную помощь. Неполным семьям должна оказываться материальная поддержка. А если люди уклоняются от своих родительских обязанностей, государство должно помогать брошенным детям. |
Каковы плюсы для детей без родителей? | Государство должно стремиться к сокращению количества сиротских учреждений, а также развивать такие формы, как опекунство и усыновление. Необходимо предотвратить ситуации, когда детей насильно забирают от ответственных родителей из-за мелких финансовых проблем. Основные усилия социальных служб должны направляться на сохранение семейных отношений между кровными родственниками. При необходимости оказывается финансовая поддержка и сопровождение. Поэтому требуется перестройка системы, связанной с заботой о детях, так как должны учитываться интересы всех членов семьи. Такие нормы принимались в отдельных актах, но впервые закрепляются на конституционном уровне. |
Существует ли гарантия кардинального изменения ситуации? | Среди поправок имеется закрепление принципа единства системы власти. Во время исполнения государственных законов должна соблюдаться последовательность и преемственность. Это касается как федеральных органов власти, так и региональных. |
Будут ли изменены законы Москвы? | Принятые поправки непременно скажутся на региональных нормативных актах. Поэтому местным властям придется изменять законодательство относительно защиты прав детей, а также их воспитания и развития. Правительство будет инициировать новые программы, например, планируется создание московского алиментного фонда, а также увеличение количества льготных ипотечных кредитов. |
Власти уверены, что принятые поправки положительно скажутся на жизни каждой семьи и отдельного ребенка.
Источниками права признаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Источниками семейного права являются:
Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.
Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.
Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.
В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.
Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.
СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.
Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.
Предмет и метод семейного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.
В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны – в Конституции РФ (ст. 38). Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону.
Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи
Основные принципы семейного права – это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.
Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.
Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.
Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
Принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак
Существуют и конституционные принципы семейного права. Одним из них является принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак. Согласно Конституции (статья 19), государство гарантирует людям равные права и свободы вне зависимости от их расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также невзирая на их пол, имущественное или должностное положение. А в соответствии со статьей 1 СКРФ, под запретом находятся аналогичные виды ограничений прав и интересов граждан при вступлении в брак.
Свободы граждан в семье могут быть ущемлены только на основании федеральных законов и только в той степени, которая необходима для защиты здоровья, нравственности и прав других людей, членов семьи. Например, суд может принять решение об отчуждении ребенка от своих родителей без лишения родительских прав, что в некоторых случаях будет в интересах несовершеннолетних.
дословно:
«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.»
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права. Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (т. е. предмет семейного права), определен непосредственно в законе – Семейном кодексе Российской Федерации (далее СК).
Статья 2 СК относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные семейные отношения, возникающие из брака и родства, и отношения, приравненные законом к семейным в целях защиты и укрепления семьи, прав и интересов ее членов. За пределами правового регулирования нормами семейного права находятся взаимоотношения между семьей и государством. Эти отношения регулируются нормами других отраслей российского права: об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании и др.
В Российской Федерации ранее действовавшее законодательство допускало регулирование семейных отношений нормами гражданского права только в случае прямого указания закона. Так, в ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. было указано, что семейные отношения регулируются исключительно семейным законодательством. Дополнительное применение гражданского законодательства к семейным отношениям хотя и не было предусмотрено законом, но в определенных случаях допускалось, так как в семейном законодательстве отсутствовали многие понятия и институты, которые необходимо было заимствовать из гражданского законодательства (например, исковая давность, договорное право, опека и попечительство).
Семейный кодекс, принятый в 1995 г., допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства в семейном праве (ст. 54). Основанием для такого применения являются следующие соображения:
- отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношения между членами семьи, и наличие гражданского законодательства, регулирующего данные отношения;
- семейные отношения являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом, обладающих рядом специфических особенностей, т. е. нормы гражданского законодательства соотносятся с нормами семейного законодательства как общие и специальные.
Существует следующий порядок применения гражданско-правовых норм к семейным отношениям: при наличии специальных норм семейного законодательства семейные отношения регулируются ими; если же их нет, то применяются общие гражданско-правовые нормы. Единственное ограничение здесь накладывается необходимостью избежать противоречий норм гражданского законодательства существу семейных отношений. Кроме того, в СК содержатся прямые отсылки к целым институтам гражданского законодательства: исковой давности, договорному праву, опеке и попечительству. Например, брачный договор регулируется общими нормами гражданского договорного права, в то время как семейное законодательство содержит положения, регулирующие его особенности.
Предмет и метод семейного права
Предмет семейного права представляет собой общественные отношения, которые складываются между членами семьи и регулируются нормами семейного законодательства. Семейные правоотношения возникают из брака (между супругами, а также между супругами и детьми), из кровного родства (между родителями, не обязательно состоящими в браке, и детьми, братьями и сестрами, бабушками, дедушками и другими близкими родственниками), а также из определенных юридических фактов, приравненных законом к родству (усыновление, принятие детей на воспитание в приемную семью).
Отношения, связанные с регистрацией актов гражданского состояния не являются предметом семейного права.
Имущественные отношения определяют порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом и имуществом каждого из супругов, раздела общего имущества и определения долей, алиментные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов.
Личные неимущественные отношения – это отношения, касающиеся заключения и прекращения брака, выбора супругами фамилии, решения вопросов отцовства и материнства, воспитания и образования детей и иных вопросов, касающихся жизни семьи.
Соотношение семейного права с другими отраслями российского права.
В первую очередь рассмотрим соотношение семейного и гражданского права. Гражданское право призвано регулировать имущественно- стоимостные отношения. Семья представляет собой экономическую ячейку общества, и между отдельными членами семьи тоже могут складываться имущественные отношения.
В отличие от норм административного права, которые применяются в целях регулирования организационных отношений, нормы семейного права не носят и не могут носить властно-распорядительный характер. Отношения в семье строятся, на условиях равноправия супругов, добровольности их совместного сожительства, поэтому метод власти-подчинения, который применяется в административном праве, неприемлем в семейных отношениях.
Разграничение норм конституционного и семейного права следует проводить в первую очередь по их субъектам. Например, ст. 38 Конституции Российской Федерации устанавливает положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. На первый взгляд данная норма имеет целью регулирование семейных отношений. Однако субъектом конституционных отношений являются органы представительной власти. Именно деятельность органов представительной власти регулирует нормы конституционного права и в данном примере. Данная норма направлена на обеспечение охраны семьи, материнства и детства со стороны органов представительной власти Российской Федерации. В то время как нормы семейного права, как упоминалось выше, имеют целью регулирование отношений внутри семьи, между супругами, родителями и детьми, бабушками и дедушками и иными членами семьи. То есть субъектами семейных отношений являются члены семьи.
Если отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК РФ и ст. 1 ГК РФ.
Установленный Конституцией РФ (ч. 1 ст. 15) принцип приоритетного применения правил международного договора РФ в случае несоответствия ему законодательства РФ закреплен также и в ст. 6 СК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему РФ введены две категории международно-правовых норм:
а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов. Определение источников общего международного права содержится в ст. 38 Статута Международного Суда ООН[4];
б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от наименования (договор, соглашение, конвенция), заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями[5].
Названные категории международно-правовых норм являются взаимодополняющими, поскольку международные договоры РФ должны заключаться, выполняться и прекращаться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Однако это не исключает возможности применения в России общепризнанных принципов и норм международного права при регулировании семейных отношений специфическим образом, исходя из национальных особенностей и традиций. В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами. Причем согласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В России признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвида��ии всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Венскую декларацию и
Программу действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Платформу действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций[6]. Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[7].
Статья 7 СК РФ устанавливает, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не предусмотрено СК РФ. Таким образом, СК РФ предоставляет гражданам свободу в осуществлении и защите своих семейных прав.
Основные конституционные гарантии прав граждан в области семейных отношений
Так, ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает защиту государством материнства детства и семьи. Она устанавливает равное право и обязанность родителей заботится о детях и об их воспитании. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В Федеральном законе от 20 апреля 1996 г. № 36‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» нашла отражение специфика социально‑экономического положения ряда категорий семей. В ст. 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» в качестве объектов государственной политики в области содействия занятости населения, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяются:
В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак». В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него. Государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей. Аналогичные нормы, в которых государства‑подписанты призываются оказывать особую охрану и помощь семье, особенно при ее образовании и пока на ней лежит ответственность и забота о несовершеннолетних, содержатся также в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о гражданстве замужней женщины.
Семейный кодекс исходит из равенства прав и обязанностей родителей . Реализация родительских прав, обусловленная законом, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что новшеством названного Кодекса является закрепление в нем прав несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло.
Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который может, с учетом мнения ребенка, отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам.
Конституционные Права Граждан В Семейной Сфере
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции
К политическим правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся: свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам, право на информацию (ст. 24, 29), право на объединение (ст. 30), право на проведение публичных мероприятий (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32), право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
К личным правам и свободам Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26), право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29).
К социальным правам Конституция РФ относит: право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).
К экономическим правам и свободам Конституция РФ относит: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности и ее наследования (ст. 35), право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37), право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37), право на отдых (ст. 37), право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).
Правовые основы семейных отношений
Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.
- семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В статье 1 говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке;
- семейные отношения, брак считаются признанным и законным только если он зарегистрирован в органах ЗАГСа, этот союз должен быть добровольным, равноправным и свободным;
- все вопросы внутри семьи, споры решаются по взаимному согласию членов семьи. Несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи должны быть обеспечены приоритетной защитой интересов и прав;
- при вступлении в брак и в семье запрещаются любые из форм расовой дискриминации, любой религиозной, национальной, языковой принадлежности.
В нашем законодательстве основным документом является Семейный кодекс, он обеспечивает правовое регулирование семейных отношений и является главным источником семейного права. Именно этот кодекс обеспечил преемственность с принятого ранее Кодекса законов о браке и семье РСФСР.
В ссорах и спорах, возникающих между членами семьи, если невозможно достигнуть согласия, между спорящими сторонами, например, изменение имени и фамилии ребенка, места его проживания, методы воспитания, имущественные интересы сторон и т.п., арбитром выступает государство в лице компетентных органов: органы опеки и попечительства, суд.
- ст.7 – гарантия поддержки института семьи, а также отцовства, материнства и детства со стороны государства.
- ст. 38 – в данной статье излагается, что наличие детей предоставляет родителям права, а также накладывает обязанности. В свою очередь дети по достижении совершеннолетия имеют обязанность поддерживать родителей нетрудоспособного возраста.
Трудовой договор может быть прекращен, а работник уволен лишь по основаниям и в порядке, указанном в законе. Трудовой договор прекращается только при наличии определенных оснований его прекращения и соблюдения правил увольнения работника по данному конкретному основанию. Основанием прекращения трудового договора называется жизненное обстоятельство, которое закреплено в законе как юридический факт для прекращения трудовых отношений работников.
Основанием прекращения трудового договора могут быть как действия, так и события (например, истечение срока трудового договора). Наличие основания прекращения трудового договора должно дополняться и действием, указывающим на волеизъявление на такое прекращение (приказ работодателя об увольнении работника, заявление работника о расторжении трудового договора, приговор суда и т. д.). Это волеизъявление указывает, по чьей инициативе расторгается трудовой договор:
– по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);
– или работодателя (ст. 81 ТК РФ);
– по другим общим основаниям ст. 77 ТК РФ, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ).
Расторжение трудового договора с неопределенным сроком возможно согласно ст. 80 ТК РФ по инициативе работника с письменным предупреждением об этом администрации за две недели. Если же заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (переход на пенсию, зачисление в учебное учреждение, переезд супруга на работу в другую местность и т. п.), а также в случае установленного нарушения работодателем трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор и оформить увольнение в тот же день.
Все основания увольнения работника по сфере их распространения делятся на общие, распространяемые на всех работников, и дополнительные, применяемые лишь к некоторым категориям работников. Общие основания увольнения указаны в ст. 77 ТК РФ. Дополнительные основания увольнения предусмотрены ст. 81 ТК РФ и специальным законодательством для некоторых категорий работников (государственных служащих, судей и др.).
В ст. 77 ТК РФ закрепляет общие основания увольнения:
Соглашение сторон трудового договора. Это основание отражает договорный характер труда, трудовых правоотношений работников. Они возникают и прекращаются по соглашению. Но на практике по данному основанию трудовой договор редко прекращается; главным образом досрочно по соглашению прекращается срочный договор, хотя законодатель не ограничивает применение этого основания при любом виде трудового договора. Если стороны достигли договоренности о прекращении трудового договора, договор прекращается в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при новом взаимном согласии работодателя и работника.
Истечение срока договора (п. 2 ст. 58 ТК РФ), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. По данному основанию прекращаются срочные договоры по истечении срока, а также договоры о временной, сезонной и другой определенной работе по ее окончании по требованию любой из сторон, и работник увольняется по основанию истечения срока работы со ссылкой на п. 2 ст. 77 ТК РФ. Специальными нормами для отдельных категорий работников (государственных служащих и др.) предусмотрены сроки продления срочных трудовых договоров, а также порядок досрочного из расторжения.
Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную должность. Это основание увольнения применяется, лишь если в письменной форме ясно выражены три воли на это: работодателя (его администрации) нового места работы, приглашающего данное лицо на работу, самого работника и работодателя прежнего места работы отпустить его в порядке перевода. Тогда по старому месту работы он увольняется, а по новому принимается в порядке перевода. И ему уже нельзя отказать в приеме на работу по новому месту работы, иначе это будет необоснованный отказ, и суд при рассмотрении такого спора обяжет администрацию нового места работы заключить с данным работником трудовой договор.
Переход на выборную должность. Для применения этого основания необходим акт избрания работника на выборную освобожденную от производственной работы должность. Поэтому в приказе об увольнении и в трудовой книжке работника надо не просто указать п. 5 ст. 77 ТК РФ, а уточнить, по какому из этих двух оснований работник уволен.
Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации (ст. 75 ТК РФ).
Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора. При рассмотрении трудового спора об увольнении по этому основанию суд должен проверить, было ли изменение существенных условий труда работника обусловлено теми причинами, которые указаны в ч. 1 ст. 73, т. е. изменением организационных и технологических условий труда данного производства, а также проверить, предупреждался ли об этом работник письменно за два месяца. Если не было указанных причин, то работник подлежит восстановлению на работе в прежних условиях труда, а если такие причины были, но не было лишь предупреждения его за два месяца, то суд, не восстанавливая работника, обязывает р��ботодателя изменить дату его увольнения, отсрочив ее на два месяца с их оплатой.
Отказ работника от перевода на другую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 72 ТК РФ).
Отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность. При переезде производства в другую местность по данному основанию увольняются те работники, которым работодатель предложил переехать вместе с ним, а они отказались.
Нарушение установленных Кодексом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ). Эта статья предусматривает следующие случаи такого нарушения правил приема на работу прием:
– в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
– на работу, противопоказанную по медицинскому заключению данному лицу по состоянию здоровья, если у работодателя нет подходящей другой работы для перевода на нее;
– при отсутствии документа о специальном образовании, когда по закону оно требуется (например врачом лица, не имеющего соответствующего медицинского образования), и в других случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Если нарушение правил приема на работу было не по вине работника, то его увольнение по п. 11 ст. 77 ТК РФ производится с выплатой ему выходного пособия в размере его среднемесячного заработка (ст. 84 ТК РФ).
Основания увольнения по инициативе работодателя, применяемые ко всем работникам, кем бы и где бы они ни работали, называются общими, а применяемые к отдельным категориям – дополнительными.
Каждое из оснований увольнения по ст. 81 ТК РФ имеет свои правила применения и порядок увольнения. Поэтому увольнение по инициативе работодателя будет правомерным не только тогда, когда есть основание, указанное в этой статье, но и при условии одновременного соблюдения правил применения этого основания и порядка увольнения.