Законно ли удержание штрафов из зарплаты работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законно ли удержание штрафов из зарплаты работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Встречается и такое… Положения о штрафах в трудовые договоры включают редко. Обычно издаётся какой-то туманный локальный нормативный акт, а на его базе производят удержания из заработной платы. После этого работодатель действует так, как будто он ничего не нарушает, а штрафы — это нечто законное, потому что был приказ и работники сами под ним поставили подпись.

Наглое игнорирование закона

Ну а бухгалтерия проводит удержания на основании приказа, будто бы это удержание компенсации материального ущерба, который понёс работодатель. Пришёл работник небритым, значит его внешний вид создал отрицательный имидж предприятию, что принесло потерю клиентов. Звучит это смешно, но именно так штрафы и оправдывают. Работники же чаще всего боятся жаловаться в ГИТ и прокуратуру.

Лишать премии закон не запрещает

Создание гибкой системы премиальных является единственным легитимным способом введение собственной локальной схемы штрафов. Практически весь трудовой коллектив получает что-то около МРОТ, если говорить про реальную оплату труда. Понятно, что за МРОТ никто работать доблестно не станет.

Работодатель вводит систему премиальных, которая может быть привязанной к каким-то показателям достижений работника. На это можно получить одобрение профсоюзной организации, внести об этом условия в коллективный и индивидуальный трудовой договор.

Нельзя запретить называть частичное лишение премии штрафом, как нельзя помешать и составить гибкую систему таковых.

В результате получаем, что работодатель не переходит черту, он не залезает в оплату труда сотрудника, которая может быть процентов на десять выше МРОТ. При этом получать работники могут по 40-50 тыс., что для современной РФ считается очень хорошей зарплатой. Однако, если кто-то незначительно проштрафится, то его лишают 5-10%, но не от зарплаты, а от премии. Таким образом получается, что и стимуляция дисциплины труда существует, и законодательство нигде не нарушено.

Таким путём идут далеко не все работодатели. Основная причина не в лени или глупости, а в том, что они не хотят платить большие деньги. Весь индивидуальный доход работника не очень далеко уходит от МРОТ, поэтому и городить огород с разработкой гибкой системы регулирования деятельности штрафами нет.

Поэтому получается гибридная система, а в ней отражается в основном стремление работодателей притянуть за уши те положения ТК РФ, которые не имеют никакого отношения к штрафам.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

Административный штраф ниже минимального предела

Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Сколько по закону могут удержать при аресте зарплатной карты

Большинство предприятий уже перешли на выплату зарплаты в безналичной форме – на счет или карту работника. Удержав назначенную к взысканию сумму из зарплаты работника, предприятие перечисляет остаток на зарплатную карту. Однако пристав может накладывать арест на имущество и счета, если у него существует задолженность по алиментам. В этом случае, все поступившие на зарплатную карту средства должны автоматически списываться банком и перечисляться на депозитный счет приставов.

Читайте также:  Является ли пенсия доходом физического лица?

Такое «двойное взыскание» может оставить должника без средств к существованию. Однако в статье 99 Закона № 229-ФЗ содержится специальное правило для таких случаев:

«Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа».

Поскольку судебные инстанции рассматривают обстоятельства конкретных дел, составить какой-либо перечень обстоятельств, которые признавались смягчающими, также не представляется возможным. Но можно привести примеры решений, в которых различные обстоятельства были или не были признаны смягчающими.

Начнем с решений, в которых суды признали обстоятельства смягчающими:

  • совершение налогоплательщиком правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение налогового правонарушения по неосторожности (Постановление АС СЗО от 19.11.2018 по делу № А66-16452/2017);

  • совершение налогоплательщиком налоговых нарушений впервые, тяжелое материальное положение общества, возбуждение в отношении налогоплательщика дела о банкротстве (Постановление АС ВВО от 19.07.2018 по делу № А11-376/2016);

  • оказание налогоплательщиком услуг водоснабжения и водоотведения социально значимым и бюджетным организациям (Постановление АС ВВО от 09.07.2018 по делу № А43-16446/2016);

  • отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств, нарушение, явившееся основанием для привлечения его к налоговой ответственности, не носит высокой степени общественной опасности (Постановление АС ЦО от 09.07.2018 по делу № А48-5803/2017).

Будет ли это судимость?

Опубликовано14 декабря 2018 в 17:37

Если бы назначен судебный штраф как мера уголовно-правового характера (а не штраф как вид уголовного наказания), значит по делу была применена ст. 76.2 УК РФ. Согласно ст. 76.2 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности (не от наказания, а от ответственности) с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. В соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, в этом случае прекращается уголовное преследование, а в случае, если по делу больше нет подозреваемых/обвиняемых, то прекращается и уголовное дело.

Судимость же согласно ст. 86 УК РФ возникает только в случае ОСУЖДЕНИЯ за совершение преступления (когда вынесен обвинительный приговор) и когда назначено наказание. Исходя из изложенного в вопросе, лицо не было осуждено (было освобождено от уголовной ответственности) и наказание не было назначено (судебный штраф — это не наказание, а мера уголовно-правового характера (ст. 104.4 УК РФ).

Таким образом, судимость не возникает. Однако, данное основание освобождения от уголовной ответственности не является реабилитирующим (ст. 133 УПК РФ). Согласно Приказу МВД России от 07.11.2011 N 1121 (ред. от 28.06.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», в справке о судимрсти (при необходимости ее получения/представления) будет отражено:

— в графе о судимости делается отметка «не имеются»;

Читайте также:  Досрочный выход на пенсию безработным в 2022 году

— В графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» бцдет указано о том, что дело было возбуждено по какой статье УК РФ, а также что уголовное преследование было прекращено и на каком основании.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 104.4 УК РФ, в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Правила исчисления размера судебного штрафа

При назначении данного вида ответственности жрецы правосудия руководствуются комментарием Верховного суда и определёнными в нём предписаниями.

Предписания, требующие неукоснительного исполнения:

  1. Выраженность в денежном эквиваленте.
  2. Указание способа расчёта и конечной финансовой платы.
  3. До назначения следует выяснять наличие или отсутствие работы у осуждённого, возможности оплаты, финансового положения семьи, нахождение иждивенцев, тяжесть совершённого деяния.
  4. Не меньше 25 тыс. рублей при даче взятки, совершении коммерческого подкупа.
  5. Если до вынесения заключения субъект находился под стражей, денежное взимание, назначенное как основное наказание, может быть уменьшено пропорционально уже отбытому ограничению свободы.
  6. К основной репрессии – материальному взысканию, вправе назначить второстепенные обязательства в виде лишения прерогативы заниматься конкретной деятельностью, занимать определённые должности, лишение звания или награды.
  7. Вправе предоставить рассрочку платежа.

Отступать от этих предписаний не разрешается при назначении данного вида ответственности. Как становится понятно, за некоторые проступки полагается смягчение, а за другие необходимо проявить жёсткость, без снисходительности при назначении ответственности.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Иные способы наказать провинившихся работников

Если суд вынес решение в пользу работника, у работодателя есть другие методы если и не вернуть потраченные деньги, то хотя бы восстановить справедливость. Виновные могут понести справедливое дисциплинарное наказание:

  • замечание или выговор,
  • лишение премии (если она не входит в заработную плату, а выдается по результатам истекшего периода),
  • увольнение (но сугубо в рамках оснований, перечисленных в 81-й статье ТК РФ).

Привлечение лица к уголовной ответственности после привлечения его к административной ответственности за то же правонарушение

Анганзоров О., братский транспортный прокурор.

Статья 27 УПК обязывает прекратить уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого при наличии определенных оснований, перечень которых изложен в упомянутой статье и является исчерпывающим.

Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 27 уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого должно быть прекращено при наличии неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом не предусмотрено в качестве основания прекращения уголовного преследования наличие неотмененного постановления либо решения органов, указанных в разд. 3 КоАП, о привлечении виновного лица к административной ответственности за правонарушение по тому же факту.

Отсутствует такое основание и в ст. 24 УПК, обязывающей следователя, прокурора, судью при наличии неотмененного постановления либо решения органов, указанных в разд. 3 КоАП, о привлечении виновного лица к административной ответственности за правонарушение по тому же факту, вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а возбужденное дело — прекратить. Таким образом, анализ указанных статей УПК РФ свидетельствует о том, что за одно и то же правонарушение наряду с административной ответственностью виновное физическое лицо может быть привлечено и к уголовной.

В то же время в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, и постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, данная статья противоречит нормам УПК, так как в случае установления факта о наличии решения о привлечении лица к административной ответственности уже в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по тому же факту, ст. ст. 24 и 27 УПК не предусматривают такого основания для прекращения уголовного дела или преследования, как наличие неотмененного постановления об административном правонарушении.

Читайте также:  «Не виноватая я»: почему коллекторы звонят по чужому долгу?

Об отсутствии регламентации в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве вопроса о возможности возбуждения уголовного дела в зависимости от ранее принятых решений о привлечении лиц, совершивших преступление, к другим видам ответственности упоминается в информационном письме заместителя Генерального прокурора РФ от 5 июня 2008 г. N 36-42-08 о практике взаимодействия органов предварительного расследования с налоговыми органами по вопросам привлечения индивидуальных предпринимателей к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Думается, что с целью конкретизации принципа невозможности привлечения к различным видам ответственности за одно и то же правонарушение, в том числе и к уголовной, в ст. 24 УПК следует включить дополнительное основание прекращения и отказа в возбуждении уголовного дела: «наличие по одному и тому же факту неотмененного постановления или решения суда, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», а п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК после слов «либо об отказе в возбуждении уголовного дела» дополнить словами: «а также наличие по данному факту неотмененного постановления или решения о привлечении к административной ответственности судом, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях», исключив прокурора как субъекта, правомочного выносить постановления о прекращении уголовного дела.

Кого освобождают от уплаты назначенной суммы?

Если санкции вменяются несовершеннолетнему правонарушителю, то его ответственность делегируется родителям. Для детей, не имеющих родителей, усыновителей и опекунов, допускается отмена уплаты штрафа. В таком случае производится замена наказания – по преимуществу на принудительные исправительные работы.

Такие действия могут быть предприняты к другим оштрафованным правонарушителям, если они не работают и не имеют никакого дохода. Для того чтобы отменить штраф и заменить его исправительными работами, требуется обратиться в районную администрацию, где принималось решение о взимании соразмерной денежной суммы. На имя председателя административной комиссии, принявшей решение о взыскании, пишется заявление с просьбой замены наказания.

Уплату назначенной суммы потребуется внести до окончания срока, указанного в административном акте. Можно запросить отсрочку уплаты денежных средств, сроком на 3 месяца, написав председателю административной комиссии заявление, с изъявлением просьбы об отсрочке. По усмотрению членов комиссии допускается отсрочка.

Обжаловать административное решение о назначении штрафных санкций можно в районном суде в течение 10 дней после получения административного акта о взыскании. Если виновный получил взыскание по уголовному делу, оспорить решение районного суда допустимо в областном суде. Для этого так же отводится срок 10 дней, после выдачи выписки из решения суда, на руки виновному.

Штраф оплачивают:

  • в отделении Сбербанка;
  • в терминале;
  • на сайте государственных услуг.

При его несвоевременной оплате допускается взимание пени в размере до 20% общей суммы, начисленной в качестве взыскания.

Есть ли срок давности у штрафов ГИБДД?

Согласно статье 39.1 КоАП РФ на взыскание штрафа отводится 2 года. Это значит у представителей власти есть два года, чтобы направить дело в службу приставов для принудительного взыскания задолженности.

В теории автоштраф может «сгореть», если судья или инспектор в течение этого срока забыли передать сведения в ФССП. В жизни такое, конечно же, встречается очень редко.

Единственный шанс списать штраф – закрытие исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества, которое можно было бы изъять для погашения долга. При банкротстве автомобильные штрафы, как и алименты, не списываются.

Если дело было передано в руки приставов, они начнут принудительное взыскание задолженности путем списания средств с зарплаты или счетов должника. Если сумма долга превышает 10 000 рублей, пристав может наложить запрет на выезд нарушителя из страны. Кроме того, приставы могут временно ограничить право должника управлять автомобилем.

Списание административных штрафов через обжалование

Штраф налагается путем вынесения постановления или составления протокола.

Постановление может быть обжаловано в установленном порядке, именно – в вышестоящий суд или вышестоящему должностному лицу.

По результатам рассмотрения жалобы на штраф выносится решение. Сама процедура называется пересмотром.

Для обжалования штрафа необходимо:

Соблюсти порядок ее подачи, а именно – подать жалобу строго в орган, должностному лицу, которые уполномочены пересмотреть дело по штрафу. В случае ошибки, по подведомственности на пересмотр жалобы отправляет только суд. Если совершить ошибку в иных случаях, то велик риск пропустить срок на обжалование.

Восстановить пропущенный срок на обжалование. В случае, если срок пропущен и заявитель не просит о его восстановлении, в пересмотре будет отказано.

Срок на обжалование – 10 дней со дня вручения.

Такая жалобы рассматривается в течение 10 дней и по итогам обжалования можно получить такие результаты, как:

  • Оставление без изменений.
  • Изменение постановления с учетом недопустимости ухудшить положение лица, в отношении которого ведется дело
  • Отмена постановления постановления и прекращению дела или направлении его на новое рассмотрение

Решение по жалобе на штраф так же может быть обжаловано.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *