Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЖКХ: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовой путь, разрешающий указанную проблему, сформулирован в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» за II квартал 2013 года, утвержденного 20 ноября 2013 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований этого кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Что орган ГЖН обязан размещать на своём сайте
В проекте положения есть несколько пунктов, которые устанавливают требования к органам ГЖН, его сотрудникам. Например:
Пункт 7 проекта. Инспекторы при контрольно-надзорной работе несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Пункт 37 проекта. Орган ГЖН обязан размещать на своём сайте и поддерживать в актуальном состоянии:
- список НПА в с указанием статей и пунктов, содержащих обязательные требования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- ежегодный план проведения плановых проверок;
- программу профилактики рисков причинения вреда из-за невыполнения обязательных требований;
- доклады с результатами обобщения правоприменительной практики;
- рекомендации и информацию, которые содействуют соблюдению лицами требований законодательства.
Таким образом, право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений, а не с истечением срока исполнения предписания об их устранении.
Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного кодекса. Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
Таким образом, следует принимать во внимание, что для определения момента, с которого начинается срок исчисления исковой давности для подачи искового заявления, органам жилищного надзора необходимо учитывать дату вынесения документа, подтверждающего факт проверки и фиксации выявленных нарушений.
-
совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности;
-
совокупность всех приватизированных жилых помещений, находящихся на территории России;
-
совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, за исключением специализированных домов (общежитий, гостиниц, приютов, домов маневренного фонда);
-
квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Органы жилищного надзора получили право обращаться с исками в суды о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным в шестимесячный срок с момента вынесения документа, подтверждающего факт проверки и фиксации выявленных нарушений.
Граждане-потребители коммунальных услуг имеют право обращаться с жалобами по фактам обмана при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только в органы жилищного надзора, но и в Роспотребнадзор. Это вытекает из двойственной природы правоотношений, связанных с внесением платы за жилье и коммунальные услуги.
Следует отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» полномочия органов жилищного надзора в части осуществления контроля за соблюдением порядка переустройства и перепланировки жилых помещений существенно расширены. Органам жилищного надзора предоставлено право привлекать к участию в проведении проверок экспертов и экспертные организации, что позволит в дальнейшем сформировать более серьезную доказательственную базу при решении вопросов о наложении административных санкций за незаконно осуществленные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения.
Тогда контроль переходит к жилищной инспекции . Тогда уже вопрос следующий: « Жилищная инспекция чем занимается?», «Как рассчитывать на ее помощь?». Как узнать о нарушении прав. Логически ясно, чтобы идти защищать свои интересы в УК или ТСЖ, нужно четко определить круг их полномочий … Это инспекция государственного жилищного надзора, что работает при территориальных органах власти и контролируется Министерством ЖКХ. Основные требования к жалобе: принятие документа на общем собрании жильцов
Полномочия и права инспектора ГЖИ
В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:
- лично принимать граждан;
- собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
- фиксировать нарушения законодательства;
- составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
- рассматривать обращения граждан;
- собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
- проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
- инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
- содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.
Полномочия органов государственного жилищного надзора
Методическое обеспечение государственного жилищного надзора осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С 01.08.2011 государственный жилищный надзор проводится исключительно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Results and practical significance. Based on the analysis concludes that existing legislation is currently not clearly regulates the legal regime of the municipal housing control, there is a problem of duplication of powers and scope of state housing supervision and control of the municipal housing and the lack of a mechanism for implementing the individual powers of the municipal housing control.
Необходимо в большем объеме предоставлять гражданам функции по контролю, развивать общественный контроль, упрощать процедуры административной и судебной защиты прав граждан в жилищной сфере.
Какой срок давности установлен в отношении закона о ЗПП?
Следует сказать, что срок исковой давности, в вопросе защиты прав потребителей, устанавливают сразу несколько документов. Это Закон «О защите прав потребителей», а также статья 197 Гражданского кодекса. В зависимости от конкретной ситуации можно руководствоваться тем или иным законодательным актом.
Защита прав и свобод потребителей регулируется Конституцией Российской Федерации. Так, в статье 47 Конституции РФ говориться, что ни один человек не может быть лишен права на рассмотрение его иска в том суде, куда было принесено соответствующее исковое заявление.
Нужно сказать, что срок исковой давности может меняться в зависимости от приобретенного товара.
Давайте разберемся, как это происходит и на что следует обращать внимание:
- Если это простые товары, то срок действия может ограничиваться периодом до одного года.
- На большинство товаров действует правило, в соответствии с которым, подать исковое заявление в суд можно в течении двух лет, со дня приобретения товара.
- Чаще всего ориентируются на срок давности по сроку гарантии на товар. Если она, допустим, действует 3 года, но по истечению двух лет товар пришел в негодность, подать заявление все еще будет можно.
- Отдельную нишу занимает недвижимое имущество. К таким товарам применяется другой срок исковой давности, который равняется пяти годам.
Исходя из указанного выше можно сделать вывод, что какой-то конкретной информации нет. Действительно, с некоторыми товарами возникает путаница, ведь в одном законодательном документе имеется одна информация, а в другом совсем другая относительно одинаковых товаров. Например, согласно некоторым законам, максимальный срок исковой давности на товар может составлять период до 10 лет.
- Давайте попробуем разобраться, как понять длительность срока и не запутаться во всех этих цифрах.
- В различных ситуациях срок может меняться в зависимости от ряда факторов.
- Давайте рассмотрим эти факторы и подробно в них разберемся:
- Гарантийный срок. Гарантийный срок, это период времени, на протяжении которого покупатель может официально предъявить претензии к продавцу, относительно купленного товара. В свою очередь продавец утверждает, что в период гарантийного срока товар не придет в негодность. Исходя из этого, делаем вывод, что пока гарантийный срок не истек, заявление в судебные органы подавать можно.
- Срок годности. Он представляет собой определенный период, на протяжении которого потребитель имеет право безопасно использовать товар по прямому его назначению, а он в свою очередь в этот период будет сохранять все свои качества. Данный период можно также считать скором давности, ведь глупо предъявлять претензии относительно товара, который уже испорчен.
- Срок службы. Как и все указанные выше варианты, срок службы является периодом времени, на протяжении которого можно подать исковое заявление. При всем этом, после окончания данного срока подавать заявление уже нельзя, в связи с тем, что товар, согласно инструкции, уже не является пригодным для выполнения каких-либо целей.
- Вообще следует сказать, что чаще всего именно указанные данные в документации к товару признаются сроком, в течении которого можно предъявлять претензии как к самому продавцу, так и подавать на него в суд.
- В тех случаях, когда в документах к товару нет каких-либо бумаг, которые могут говорить о сроке использования товара, действует закон, согласно нему, подавать исковое заявление можно в течении двух лет.
- Рассмотрим перечень нарушений, за который продавец может предстать перед судом.
- Соответственно это нарушения, на основе которых потребитель может подавать исковое заявление в судебные органы:
- В приобретенном товаре выявлены недостатки, которые при покупке не были указаны продавцом. Это могут быть частичные нарушения в работе, производственный брак и прочее.
- Некачественное или недобросовестное выполнение услуг, которые оказываются покупателю (клиенту, заказчику).
- Нарушение сроков доставки, неправильная транспортировка.
- Некачественное техническое обслуживание товара.
- Нарушение правил безопасности. Это может быть нарушение при продаже или транспортировке.
- Нарушение проведения технического обслуживания, затягивание сроков или полный отказ от ремонта.
- Предоставление покупателем ложной информации относительно конкретного товара и его свойств. Чаще всего такое происходит с техникой, когда по внешнему виду сложно сказать, какие функции она имеет и что у нее внутри.
Подводя итог, следует сказать, что в случае нарушения законных прав, следует незамедлительно принимать действия по решению данной проблемы. Для этого следует сначала обратиться к продавцу, если проблема не будет решена в досудебном порядке, сразу обращаться в суд с исковым заявлением.
Контроль и надзор в жилищной сфере
Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:
- Конституции РФ;
- КоАП РФ;
- ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
- Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.
Органы жилищного надзора в РФ: правоприменительные аспекты компетенции
Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.
Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.
В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:
- законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
- принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
- выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.
Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.
Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:
- От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
- От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
- От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.
План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.
Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.
Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:
- получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
- проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
- проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
- составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
- оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
- при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
- передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.
Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.
Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.
Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.
Положение о Государственной жилищной инспекции
В связи с тем, что подделка решения собственника и протокола общего собрания приравнена к уголовному правонарушению согласно ст.327 УК РФ, прошу вас незамедлительно предоставить мне копию «моего» решения для приобщения к уголовному делу. Но даже с ним мы можем идти в суд. Пишем заявление в свободной форме, прикладываем материалы, отправляем по почте заказным письмом, в конверт вкладываем копию квитанции об оплате госпошлины 300 рублей. Себе оставляем квитанцию с почты и ждём заседания, о нём обязаны уведомить по телефону и судебной повесткой.
В развитие нормы статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [4].
- для начала обратитесь со своим запросом к председателю ТСЖ;
- если заявление будет проигнорировано, тогда к правлению или ревизионной комиссии;
- каждое заявление и жалобу необходимо оформить в письменном виде, поскольку данные документы будут выступать в качестве основания для проведения разбирательств жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, судом и прокуратурой;
- жильцы имеют право на обращение во все вышеперечисленные инстанции одновременно, тем не менее целесообразнее сначала найти механизмы воздействия на ТСЖ в органе надзора;
- жалобу составляют по общему шаблону: указывают данные о товариществе, о бездействующих лицах и о сути возникшей проблемы;
- автор заявления должен предоставить проигнорированную жалобу и другие вещественные доказательства;
- если жильцы пишут коллективное заявление, тогда необходимо предоставить подписи участников ТСЖ или проживающих на данной территории лиц, недовольных работой представителей товарищества.
- Жалоба на соседей
Рекомендуем прочесть: Можно ли использовать мат капитал как первоначальный взнос
Не менее острой является также проблема управления многоквартирными домами, поскольку в настоящее время активно создаются ТСЖ. В этой сфере часто возникают случаи мошенничества, что также заставляет владельцев квартир обращаться в жилищную инспекцию.
- Во вступительной части жалобы указываются сведения об управляющей компании и информация о заявителе. В случае коллективной жалобы нужно указывать данные о каждом заявителе.
- В описательной части высказываются претензии и требования к управляющей организации, а также приводятся доказательства нарушения прав жильцов. При этом можно привлекать фотографии и видеоматериалы, которые впоследствии используются в суде. После изложения претензий заявитель должен потребовать устранения имеющихся нарушений.
- В заключении нужно указать дату подачи жалобы и поставить подпись.
На основании пункта 161 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре. 2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор. 3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. 5. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566); постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894); пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788); пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).
В подчинении у ГЖИ находятся все предприятия, связанные с ведением ЖКХ. Управляющие компании (УК), которые берут на себя ответственность за функционирование коммунальной собственности многоквартирных домов (МКД), должны координировать свои действия с жилищной инспекцией, а также представлять возможности надзора и контроля над своими действиями по обеспечению собственников МКД жилищно-коммунальными ресурсами и услугами. В случае возникновения споров и разногласий, а также неудовлетворительного качества предоставляемых услуг, вызывающего трения между УК и жильцами. Последние имеют право обратиться в жилищную инспекцию для урегулирования споров и решения проблем в законном порядке. Поскольку полномочия жилищной инспекции включают в себя и проверку качества ЖКУ, вынесение предписаний и назначение санкций в случае грубых нарушений обязательств со стороны УК, то обращение в ГЖИ обычно является быстрым и эффективным способом решить проблемы.
Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.
Утверждено постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г.
N 485/27 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (в ред. постановлений Правительства МО от 17.09.2013 N 743/42, от 19.10.2013 N 832/46, от 26.05.2014 N 380/17, от 28.10.2014 N 921/43, от 30.12.2014 N 1166/52, от 11.04.2016 N 280/10, от 24.06.2016 N 485/20) Общие положения 1.
Главное управление Московской области
«Государственная жилищная инспекция Московской области»
(далее — Госжилинспекция Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Руководство деятельностью Госжилинспекции Московской области осуществляет Губернатор Московской области.
(абзац введен постановлением Правительства МО от 19.10.2013 N 832/46) 2.
Госжилинспекция Московской области руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, актами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международными договорами Российской Федерации и Московской области, настоящим м, а также иными правовыми актами.
3. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Надзор за проведением мероприятий по улучшению работы ЖКХ и управляющих компаний определяют нормы и положения законодательства. В их числе:
- ПП РФ «О Государственной жилищной инспекции», принято 26.09.94 г., под № 1086.
- Обновлённая редакция ФЗ, принята 18.07.11г., под № 242-ФЗ.
- ФЗ «О порядке обращения граждан» № 59-ФЗ, принято 2.05.06.
- Ст.7.22 КоАП, предусматривает административное взыскание за ненадлежащий уход за зданием и его эксплуатацию.
- Ст.20 ЖК РФ, оглашающая нормы государственного жилищного контроля.
- Ст.161.1 ЖК РФ о правовом статусе собрания в многоквартирном доме.
Перечисленные положения о государственном надзоре и контроле над деятельностью обозначенных организаций рассматриваются в редакции Федеральных законов:
- от 25.06.12 г. за № 93-ФЗ;
- от 25.12.12 г., за №271-ФЗ;
- от 28.12.13 г., за №417-ФЗ;
- от 21.07.14 г., за №217-ФЗ.
Эти и иные источники права определяют рамки инспектирования УК, предоставляющие коммерческие виды услуг и НКО, на основании положений, применяемых к разновидностям форм собственности.
Комитет по жилищной политике (что это, их полномочия, как обратиться)
Такие жилищные инспекторские органы исполняют много задач по разным направлениям. И чтобы гарантировать успешную и эффективную деятельность организации, законодательные акты предусматривают дополнительные права должностных лиц в этой сфере. К ним относятся:
- беспрепятственный доступ ко всем коммуникациям с целью проведения их проверки;
- возможность обследования домов в любое желаемое время (в том числе, без предварительного предупреждения УК, ЖКХ или самоуправления);
- сбор информации от юридических и физических лиц, а также организаций, которая отображает порядок пользования домом, условия предоставления коммунальных услуг и оказания необходимой поддержки жильцам;
- фиксация нарушений закона;
- составление административных протоколов и предписаний с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
- инициация рассмотрения споров в судах;
- заключение контрактов с провайдерами услуг и товаров, необходимых для надлежащего использования дома;
- собрание жильцов и проведение разъяснительных бесед;
- рассмотрение жалоб и заявлений населения;
- личный прием граждан;
- проведение мероприятий по борьбе с коррупцией.
Во многом эффективность работы региональных госжилинспекций зависит от активности взаимодействия с населением. Так, работа ведется посредством проведения личных встреч с жильцами, а также путем рассмотрения различных жалоб и заявлений населения. Подать ходатайство в ГЖИ можно лично в локальном отделении, в электронном виде на официальном сайте организации, а также по телефону.
Дополнительно нужно учитывать следующие принципы деятельности организации:
- Жилинспекции подчиняются все государственные и частные фирмы, чья деятельность связана с эксплуатацией домов. Это касается ЖЭКов, а также частных провайдеров коммунальных услуг. Подчинение проявляется в праве осуществления надзора за деятельностью таких компаний, а также их привлечением к ответственности виновных лиц.
- Коммерческие УК отчитываются в результатах своей работы закрепленным инспекторам. Это делается для того, чтобы избежать злоупотребления своими полномочиями управляющими фирмами, а также предотвращения некачественного исполнения вверенных обязанностей.
- Участие в качестве посредника между встречными сторонами в спорах, касающихся эксплуатации домов, предоставления коммунальных ресурсов или благоустройстве придомовых территорий.
Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля уполномочен исполнять следующие функции:
- проверка ухода за общедомовой собственностью;
- надзор за качеством предоставления коммунальных сервисов;
- решение конфликтных ситуаций, связанных с установлением стоимости услуг ЖКХ;
- контроль соблюдения договоров, которые стали заключаться между жильцами и управляющими фирмами, а также провайдерами услуг;
- проверки исправности числительных приборов.
Как показывает практика, большинство жалоб и обращений в инспекцию поступают по вопросам, связанным с некачественным исполнением обязанностей управляющими компаниями. А именно:
- отказ в проведении поточного или капитального ремонта;
- неисправность освещения;
- поломки лифта и отсутствие мастера по ремонту;
- ненадлежащий уход за придомовыми территориями;
- неисправность коммуникаций;
- экономические споры, связанные с необоснованным завышением стоимости коммунальных услуг.
Официальная исполнительная деятельность Госжилнадзора осуществляется на основании ведомственного Положения. В статьях нормативно-правового акта зафиксирован порядок реагирования должностных лиц на все жалобы и обращения жильцов. Алгоритм действий следующий:
- Потребитель передает в локальный отдел письменное заявление, в котором обозначает текущие претензии. Единой формы обращения не существует, но для ясности обстоятельств, предстоит отобразить дату обращения, фамилию должностного лица, допустившего нарушения, а также материальный вред, если такой был причинен. Заявление готовится в двух экземплярах, один из которых остается у самого гражданина.
- Обращение регистрируется в Журнале, после чего начинается разбирательство. Максимальный срок проведения проверки не установлен, но уже через 10 суток заявитель должен получить ответ с указанным списком предпринятых действий.
- Назначается ответственный инспектор, который проверяет обоснованность поданной жалобы. С этой целью ответственное лицо лично отправляется в дом для проверки нарушений, а также истребует документацию от компетентных организаций.
- При подтверждении нарушения составляется Акт, в котором отображается суть проступка. Акт подписывается инспектором, нарушителем, заявителем и двумя независимыми свидетелями. Дополнительно готовится Предписание с требованиями устранить нарушение и прекратить незаконные действия.
Предписание передается виновным органам и для его исполнения есть 30 суток. За этот срок все недостатки должны быть устранены.
Функции и компетенция муниципального жилищного контроля
Многие граждане даже не знают, какие вопросы решает жилищная инспекция, а ведь это может помочь многим жильцам многоквартирных домов решить многие проблемы по обустройству дома и придомовой территории.
В эту организацию можно обратиться со следующими проблемами, такими как:
- неудовлетворенность работой ЖКХ;
- признание дома непригодным для проживания;
- улучшение жилищных условий граждан;
- неэкономное расходование ресурсов;
- нерациональное использование коммунального инвентаря;
- использование жилых помещений или придомовой территории не по прямому назначению;
- установка приборов учета электроэнергии, газа и т. д.;
- осуществление перепланировки, переустройства квартир и др.
Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний:
- эта инстанция контролирует состояние тротуаров, дорожного покрытия возле многоквартирных домов;
- контролирует работу управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома;
- принимает жалобы, заявления граждан, которые не удовлетворены работой ЖКХ;
- осуществляет контроль за расходованием средств на осуществление ремонтов ЖКХ;
- следит за общим состоянием придомовой территорией, инженерными коммуникациями, техническим состоянием дома, контролирует соблюдением правил пожарной безопасности, санитарных норм;
- сотрудники жилищной инспекции имеют право проводить экспертизы, обследования, проверять законность создания управляющей компании, товарищества собственников жилья, проверяют законность избрания должностных лиц вышеупомянутых компаний и др.
В своей работе сотрудники жилищной инспекции придерживаются следующих законов: Конституции РФ, КоАП, норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ.
В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:
- лично принимать граждан;
- собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
- фиксировать нарушения законодательства;
- составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
- рассматривать обращения граждан;
- собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
- проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
- инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
- содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.
Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.
В процесс владения недвижимым имуществом включаются многочисленные государственные, муниципальные, коммерческие и частные интересы. В результате взаимодействия между ними возникают не только «острые углы», но и непосредственные конфликты.
Такие конфликты не решаются на том юридическом и гражданско-правовом уровне, на котором возникли. Их корни уходят вглубь проблемы, а решение допустимо только при обращении к вышестоящим уполномоченным должностным лицам.
Этот социальный прецедент стал причиной организации специализированных государственных и муниципальных служб, которые призваны решать возникающие споры сторон.
Понятия надзора и контроля принято дифференцировать.
Утверждено постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г.
N 485/27 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (в ред. постановлений Правительства МО от 17.09.2013 N 743/42, от 19.10.2013 N 832/46, от 26.05.2014 N 380/17, от 28.10.2014 N 921/43, от 30.12.2014 N 1166/52, от 11.04.2016 N 280/10, от 24.06.2016 N 485/20) Общие положения 1.
Главное управление Московской области
«Государственная жилищная инспекция Московской области»
(далее — Госжилинспекция Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Руководство деятельностью Госжилинспекции Московской области осуществляет Губернатор Московской области.
(абзац введен постановлением Правительства МО от 19.10.2013 N 832/46) 2.
Госжилинспекция Московской области руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, актами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международными договорами Российской Федерации и Московской области, настоящим м, а также иными правовыми актами.
3. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
Обозначенные организации входят в состав Государственной Жилищной инспекции (ГЖИ).
Они выполняют ряд функций, которые подразделяются по виду вменяемых полномочий:
- Муниципальные органы власти проводят жилищный контроль в пределах региональной политики.
- Государство – в масштабах обеспечения исполнения положений ЖК РФ на федеральном уровне власти.
В узком смысле, определяющем конкретные виды работ, связанных с поставкой коммунальных услуг населению и нормированию работы управляющих компаний (УК), включая жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья (см. Формы управления многоквартирным домом), выделяют местные и федеральные отделения и службы ГЖИ.
ГЖИ.
- Через ГЖИ можно решить вопрос и об установке приборов, учитывающих потребление коммунальных услуг.
- Управление многоквартирным домом (МКД) и все вопросы, с ним связанные.
- Если жильцы не довольны тем, как содержится и используется общее имущество МКД, с жалобами можно обратиться в жилищную инспекцию.
- Рассмотрение жалоб о том, что жилье содержится не на должном уровне, а жилые помещения используются ненадлежащим образом.
Получается, что жилищная инспекция – это тот орган надзора, который должен рассматривать все жалобы и претензии на УК, ТСЖ и другие организации, имеющие отношение к управлению жилыми домами и оказывающими коммунальные услуги.
На все жалобы, которые отправляются в инспекцию, должен приходить ответ не более чем через 30 дней.
Где находится жилищная инспекция? В каждом субъекте РФ есть местная организация, которая осуществляет свою работу в соответствии с законом.
Инспекция следит за тем, чтобы все федеральные и региональные нормативные акты были соблюдены. Также она контролирует права и обязанности жильцов помещений. ГЖИ обеспечивает соблюдение требований по формированию фондов капитального ремонта и сохранению жилищного фонда.
При этом ее представители имеют право проверить действия компаний на предмет законности. К ответственности могут быть привлечены как физические лица, так и организации.
Также инспекция берет под контроль законность создания кооперативов и товариществ собственников жилья.
Необходимость формирование отдельного контролирующего органа обусловлена тем, что в многоэтажных зданиях помимо частных квартир есть общие территории, требующие постоянного ухода и ремонта. Осуществление жилищного надзора органами ГЖИ
Так как Инспекция принимает жалобы от граждан в сторону ЖКХ, УК и иных компаний, обеспечивающих услугами многоквартирные дома, существует определённый регламент подачи заявлений.
Правило оглашает, что предварительно вопрос, ставший основанием для претензии, требуется вынести на обсуждение главному должностному лицу, ответственному за производство обозначенной в заявлении функции.
Если заявитель указывает, что правление ТСЖ не проводит ремонт крыши, которая дала течь в его квартире, ему требуется указать, что он обращался в управляющую компанию единожды или неоднократно и пояснить реакцию, возникшую в ответ на обращение у уполномоченного лица (см. Договор на ремонт квартиры).
Если гражданин не обращался в УК, или председатель обещал исправить поломку, недопустимо подавать жалобу:
- без предварительного обращения в управляющую компанию;
- до завершения сроков, установленных председателем УК для ремонта.
Ситуации, требующие обращения в ГЖИ или допускающие его, разнообразны. В их числе иногда встречается некомпетентная, а порой – некорректно составленная совокупность сведений, не имеющих отношения к делу или выражающая неправомерные притязания лиц.
Такие случаи мотивируют инспекторов глубоко изучать законодательство. Каждое отклонение жалобы основано на установленных нормативах использования правового ресурса ЖК РФ и ГК РФ.
Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.
Орган государственного жилищного надзора — задачи и обязанности структуры
Это главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Основная задача – выполнение функций исполнительного органа в сфере жилнадзора за работой ТСЖ, УК, ЖКС и других управляющих структур в сфере ЖКХ на территории России.
Управление находится в подчинении у вице-губернаторов, региональных министерств по делам ЖКХ. В каждом регионе имеются свои ГЖИ.
Функции жилищной инспекции РФ обширны. Жилищная инспекция осуществляет надзор за разными объектами и субъектами:
- Контроль состояния придомовых территорий, тротуаров, покрытий.
- Наблюдение за работой причастных организаций, которые управляют МКД (многоквартирными домами), общим имуществом (управляющих компаний, ЖСК, ЖКХ, ТСЖ).
- Контроль состояния домов в управлении, мониторинг признаков разрушения, обветшалости, трещин, объем разрушений и повреждений, функционирование дверей и окон, состояние арматуры, электропроводки.
- Наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности домов в управлении.
- Санитарно-гигиенический контроль МКД, уборка, очистка местной территории, вывоз снега и мусора, озеленение, благоустройство прилегающего участка.
- Отслеживание состояния инженерных коммуникаций.
- Проведение мероприятий по энергосбережению.
- Выдача лицензий УК, лишение лицензий и организация исков в отношении исполнительных организаций через суд.
Из этих функций происходят права и обязанности жилищной инспекции РФ:
- Вести плановые и нерегулярные проверки в работе УК.
- Делать запрос от госорганов и юрлиц на информацию, касающуюся проведения любых проверок.
- Проводить инспекцию многоквартирных домов, расследований и экспертиз, которые необходимы для проверки соблюдения норм законодательства по эксплуатации жилья.
- Проверять документы: протоколы собраний жителей, на создание ТСЖ, избрание председателей, выбора УК.
- Выдавать предписания по поводу устранения нарушений по итогам проверок, протоколы административных нарушений.
- Направление материалов по возбуждению уголовных дел в правоохранительные органы.
ГЖИ обладает рядом полномочий по защите прав собственников, может лишить лицензии управляющую компанию, ликвидировать ТСЖ или потребительского кооператива.
Также жилищная инспекция РФ отвечает за развитие в стране отрасли ЖКХ, создание здоровой конкуренции, привлечение граждан к управлению жилфондами, обеспечением сохранности фондов, ремонта и всестороннего улучшения.
Главный жилищный инспектор функционирует на основе положений Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 20). Ведущим документом является Постановление Правительства РФ от 2013 г. 493-ФЗ («О государственном жилнадзоре»). В этом документе было заменено слово «контроль» на термин «надзор».
В работе ГЖИ учитываются другие постановления Правительства РФ, изменения в ЖК РФ, «Закон о защите прав юрлиц» (за 1994-2020 гг.).
В столице действует особое «Положение о ГЖИ Москвы» №493, имеющее федеральный статус. Также есть особое постановление московского правительства №336-ПП 2011 г., где закреплены правовые основания для работы Мосжилинспекции и Государственной жилищной инспекции Московской области:
- Лицензирование управления МКД в Москве и Московской области.
- Согласование работ по перепланировке.
- Ведение регионального надзора за работой ЖИ каждого административного округа.
В каждом регионе РФ принимаются местные положения об основании и функционировании местных организаций ГЖИ.
входит в рейтинг лучших юридических фирм Ижевска. Гарантии по развитию дела предоставляет адвокат по жилищным вопросам после рассмотрения всех материалов. В любом случае вмешательство правового защитника увеличивает шансы на успех.
В досудебном порядке юрист оценивает ситуацию, разрабатывает дальнейшую схему действий, составляет жалобы и претензии. Если мирно решить конфликт не удалось, то специалист составит иск, ходатайство и другие необходимые документы. Также правовой защитник представит интересы клиента в суде.