Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое камеральная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
Порядок камеральной проверки заключается в следующем:
- проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
- срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
- начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
- при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
- если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Сроки проведения камеральных налоговых проверок
Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.
По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.
Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Представление пояснений при проведении камеральной проверки
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:
- в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
- в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
- в налоговой декларации заявляется получение убытка;
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
- в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.
Ход камеральной проверки
Проводится камеральная проверка в несколько этапов. Длительность проверки и количество этапов напрямую зависят от корректности заполнения отчетных документов.
Первым этапом камеральной проверки можно считать регистрацию данных поданной декларации (расчета) в автоматизированной информационной системе налоговых органов. Если данные в отчете заполнены некорректно, то программа автоматически отказывает в их приеме. Ошибки, которые встречаются чаще всего:
- декларацию подписал представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует доверенность или данные о представителе;
- декларацию подписал представитель по доверенности, но в самой доверенности указано, что представитель не имеет права подписи;
- декларацию подписал руководитель компании, но его данные не совпадают со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ;
- в налоговый орган предоставлена первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот;
- отчетность подана на устаревшем или недействительном бланке.
Далее проходит сверка контрольных соотношений. Сопоставляются данные текущего налогового (отчетного) периода с данными предыдущего отчетного периода. Также данные поданной декларации (расчета) сверяют с показателями других предоставленных налогоплательщиком в налоговую инспекцию отчетов (налоговым, страховым). При необходимости, налоговый инспектор может сверить расчеты с декларациями, сданными в ИФНС, другими налогоплательщиками (например, контрагентами).
Могут быть выявлены следующие нарушения:
- арифметические (счетные) ошибки;
- расхождения налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль;
- не совпадают данные в 6-НДФЛ и РСВ;
- нарушен порядок восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
- не предоставлен или предоставлен не в полном объеме пакет документов на возмещение НДС из бюджета или по убыткам;
- в предоставленной отчетности занижена выручка компании или ИП;
- в расчете завышены расходы предприятия или ИП;
- по ЕНВД и ПСН не соответствуют физические показатели количества работников с данными предоставленными в 6-НДФЛ и РСВ;
- не предоставлены документы, подтверждающие право использования налоговых льгот;
- рассчитан налог на имущество, но не учтена кадастровая стоимость данного имущества.
Особенности камеральной налоговой проверки по НДС
Камеральная налоговая проверка является одним из средств контроля, предназначенных для фискальных органов. Благодаря данной процедуре устанавливается, насколько те или иные организации следуют актуальному налоговому законодательству. В особенности внимание уделяется декларациям и другим формам отчетности, ввиду того, что в них подчас указываются сведения, не соответствующие реальной картине.
Камеральная проверка по НДС даёт возможность подготовить почву для дальнейших мероприятий налоговых органов — в особенности, для составления расписания предстоящих выездных проверок.
Для того чтобы усилить эффективность администрирования НДС с января 2015 года декларации по данному налогу передаются только по ТКС. Это сделало налоговые процессы более прозрачными и значительно упростило деятельность комиссий, осуществляющих камеральные налоговые проверки.
Сроки подачи налоговой декларации — это 25 число каждого месяца, которое следует за завершённым налоговым кварталом.
Это привело к смещению срока подачи декларации на пять дней, но не повлияло на особенности продолжительности проведения камеральной налоговой проверки по НДС — она, как и раньше, может быть начата в течение трёх месяцев, но завершена только по истечении данного срока.
Немаловажен тот факт, что камеральная налоговая проверка практически не может быть продлена за рамки трёхмесячного периода. Если это случится, то эти действия будут с точки зрения закона считаться нарушением. Тем не менее, предусмотрено и исключение. Это уже описанная особенность камеральной налоговой проверки, согласно которой, процедура может быть продлена, при учёте, что декларация была уточнена новой документацией, а значит, сама проверка формально начинается заново.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?
Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.
Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:
- проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
- оценивается (визуально) правильность оформления;
- проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
- проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.
Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:
- настаивать на проведении экспертизы;
- вызывать на допрос свидетелей;
- осуществлять выемку деловых бумаг;
- привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
- осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
- проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).
Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.
Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.
Основные направления ведения камеральной проверки
Такими направлениями являются:
- проверки сопоставимости отдельных показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;
- взаимная увязка показателей деклараций, находящихся на проверке, с показателями в декларациях по другим налогам и отчетности;
- определение достоверности отчетности с использованием анализа всей информации, которой располагает налоговая инспекция;
- проверка полноты заполнения, качества документов и информации, содержащейся в них, от налогоплательщика, банков, контрагентов и других источников.
Если ошибки взаимной связи показателей не найдены, камеральная проверка не делается. Исключения составляют следующие случаи:
- при заявлении налогоплательщика на право налоговых льгот;
- когда сумма авансового налогового платежа заявлена к уменьшению (возмещению);
- когда предоставлена декларация (расчет) налогов, связанных с добычей (использованием) природных ресурсов;
- когда к декларации или расчету приложены подтверждающие или другие документы.
Налоговые инспектора камеральную проверку всегда предпочитают выездной. Такая проверка проводится прямо в кабинете, а все документы, необходимые для нее, могут быть затребованы. В ходе выездной проверки такое не всегда возможно, поскольку есть ограничения во времени. Но требования налоговиков не всегда законны. Как вести себя, чтобы избежать штрафа?
Итак, согласно НК РФ инспектор имеет право запросить необходимые документы для проведения проверки, направив письменное требование. Подпись главы инспекции в этом случае не нужна, достаточно подписи инспектора. Уточним некоторые нюансы:
Налоговику совсем необязательно отдавать оригиналы документов, ему вполне достаточно ксерокопий с подписью директора и печатью. На подготовку документов для проверки фирме дается 5 дней, после чего ей грозит штраф в 50 рублей за каждые просроченный день. Нужно отметить, что увеличение штрафа в зависимости от срока не предусмотрено.
Налоговый Кодекс не предусматривает ограничений запрашиваемых на проверку документов, но на практике инспектор может запросить только документы, имеющие отношение к камеральной проверке. Камеральная проверка не может превратиться в проверку всей деятельности фирмы.
Фирма может не выполнять требований предоставления документов без конкретного перечня запрашиваемого. К примеру, требование предоставить «расшифровку налогооблагаемой базы» может быть не выполнено, поскольку не указаны конкретные позиции. В этом случае можно отправить в налоговую встречное требование с просьбой уточнения. Это, кстати, даст вам возможность лучше подготовиться к проверке. Время до получения уточнения от налоговиков в 5-дневный срок при этом не войдет.
Фирма может не предоставлять инспектору документы повторно. Такой запрос от инспектора можно попросту проигнорировать.
Итак, на основании изложенного выделяем главное:
- представлять нужно только документы, касающиеся проверяемой декларации;
- инспектор не вправе требовать несуществующие в фирме документы;
- вы не обязаны готовить расшифровки и справки специально для проверки;
- если вас оштрафовали, не торопитесь оплачивать штраф. В этом случае налоговики подадут в суд, который может решить в вашу пользу.