Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объезд стоящего автобуса на остановке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если автобус остановился на остановке общественного транспорта, обозначенной дорожным знаком 5.16, то он движется в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД) и не является препятствием для других транспортных средств. Если в этом месте обгон запрещен, а нанесенная разметка имеет одну или две сплошные разделительные линии, то в соответствии с ПДД все автомобили должны остановиться и ждать, пока автобус отъедет от остановки общественного транспорта.
Объезд автобуса на остановке через сплошную
В ПДД под обгоном подразумевается маневр, связанный с выездом на встречную полосу для опережения автомобиля и дальнейшего возвращения на свою полосу движения. Обгон относится к частным ситуациям опережения.
Ведь оно предполагает увеличение скорости по сравнению с другим автомобилем. И может выполняться без съезда на противоположное направление. А обгон совершается всегда при выезде на иное полосовое направление.
Правила подразумевают случаи запрещения обгона:
- установка соответствующих знаков;
- наличие разметки;
- ситуации, связанные с обгоном впереди или сзади идущего транспорта, когда он первым начинает маневр или уже совершает его.
Ситуация, когда автомобиль объезжает автобус на остановке, считается популярным действием со стороны водителей. Многие участники движения не хотят соглашаться с инспектором, предъявляющим серьезное нарушение (ст.12.15 ч.4 КоАП). Оно предполагает уплату серьезной суммы денежных средств или изъятие прав водителя на долгий период.
Но стоит различать обстоятельства, когда обгон совершается в условиях наличия на дорожном покрытии разных линий разметки.
К сожалению, действующие правила дорожного движения не расшифровывают понятие объезд, поэтому следует обратиться к статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях.
На основе части 3 статьи 12.15 КоАП, а также на основе пунктов 9.2 и 15.3 правил дорожного движения можно сделать вывод, что объезд — это некий маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, если дальнейшее движение по первоначальной полосе невозможно:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
15.3. Запрещается выезжать на переезд: …
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
Чтобы увеличить безопасность на дорогах ежегодно применяется большое количество разнообразных мер: беседы с водителями и пешеходами, проведение обучающих игр в детских садах и школах, ужесточение правил сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения и так далее.
Одной из основных мер, которая наиболее понятна и близка каждому водителю является административной наказание, которое определяется за каждое правонарушение в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП).
В настоящее время правонарушения в области дорожного движения могут быть зафиксированы двумя способами:
- лично сотрудниками правоохранительных органов (Госавтоинспекции), которые осуществляют периодическое патрулирование дорог общего пользования;
- камерами фото или видео фиксации, которые работают в автоматическом режиме и установлены специально для выявления нарушений ПДД на наиболее оживленных трассах (дорогах).
В каждом случае после выявления правонарушения составляется протокол, в котором указываются:
- дата и время совершения нарушения;
- ФИО составителя документа или реквизиты камеры, при помощи которой было зафиксировано правонарушение;
- описание нарушения;
- вынесенное наказание и статья КоАП, в соответствии с которой принято решение о назначении того или иного вида наказания и его размера.
Какое наказание предусматривается на нарушение правил выполнения обгона и, соответственно, обгон «пробки», образовавшейся на проезжей части?
В настоящее время водитель, нарушивший правила маневрирования с выездом на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении, может быть наказан:
Административным штрафом | в размере 5 тыс. рублей |
Лишением прав на управление автомобильных транспортом | на срок 4 – 6 месяцев |
При совершении данного вида правонарушения повторно, срок лишения водительского удостоверения может быть увеличен до 12 месяцев.
Вид и размер наказания определяется в соответствии с множеством различных факторов, которые сопутствовали или стали последствиями, например, ДТП совершенного правонарушения.
Следует помнить, что наказание в виде штрафа может быть вынесено Госавтоинспекцией самостоятельно, а наказание в виде лишения прав исключительно судебными органами.
Объезд автобуса по встречке
На этой схеме изображена довольно распространенная ситуация: объезд автобуса, остановившегося на остановке (или вне ее) по полосе встречного движения. Как правило, сотрудниками ГИБДД данная дорожная ситуация квалифицируется по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Однако, такая трактовка норм права со стороны инспектора не является законной. Дело в том, что ст.12.15 КоАП РФ содержит в себе еще и часть 3, которая предусматривает наказание в виде штрафа за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия.
Сотрудники ГИБДД в такой ситуации утверждают, что автобус, остановившийся для посадки или высадки пассажиров на остановке общественного транспорта (или вне ее), не является препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ.
Что же гласит п.1.2 Правил? А гласит он следующее:
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с п.12.4 ПДД РФ, остановка запрещается во многих местах, в частности:
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Как видим, исключение для маршрутных транспортных средств, остановившихся для посадки и высадки пассажиров, сделано лишь в одном из списка запрещенных для остановки мест. В остальных местах остановка запрещена и для автобусов, если это делает невозможным движение других транспортных средств (как правило, это и происходит в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, иначе другие транспортные средства вполне способны проехать, не нарушая Правил).
Таким образом, если Вы не можете проехать между стоящим на остановке автобусом и линией разметки 1.1, то автобус остановился с нарушением п.12.4 ПДД РФ и является для Вас препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ, а следовательно его объезд должен квалифицироваться по ч.3 ст.12.15 КоАП РФ. Пусть Вас не смущает наличие остановочного павильона – то, что данную остановку градостроители поставили без учета норм ПДД, никак не влияет на запрет остановки в этом месте.
Штрафные санкции за обгон автобуса на остановке через сплошную
Решая вопрос с тем, является ли автобус на остановке движущимся ТС или препятствием не нужно забывать, что и в том и другом случае выезд за сплошную линию наказывается штрафом, а в некоторых случаях и лишением прав.
Выезд на полосу встречного движения небезопасен для того кто решается за пересечения и для тех кто следует по своей полосе, не ожидая встречного автомобиля.
Однако в зависимости от трактовки автобуса будет зависеть размер наказания.
Кодексом об административных правонарушения определено, что выезд на встречку с целью обогнуть препятствие наказывается штрафом в размере от одной тысячи рублей до полутора тысяч.
Наказать за обгон автобуса, стоявшего на остановке, через сплошную разметку можно, если автобус включил уже поворотник влево, в момент, когда сзади едущий автомобиль решился на объезд.
В случае, если инспектор ГАИ выявил обгон с выездом на встречную полосу через сплошную, будет применен штраф в размере пяти тысяч рублей. Случается, что упомянутый маневр приводит к возникновению опасной (аварийной) ситуации на дороге, в этой ситуации сотрудник автодорожной службы имеет право в качестве наказания применить не штраф, а изъятие водительского удостоверения у нарушителя на срок до шести месяцев.
Остановка транспортного средства – это намеренное прекращение движения на период до пяти минут. Если говорить о ТС, перевозящих пассажиров, то в понятие остановки может быть отнесено и время, превышающее указанный промежуток, но только если это нужно для посадки и высадки людей.
Стоянка – полное прекращение движения водителем на срок от пяти минут. При стоянке, как правило, глушиться мотор, а водитель может покинуть транспортное средство и отправиться по своим делам.
Препятствие – это дефект на дороге, т.е. ремонтные работы, авария других машин, просто остановившийся поломанный транспорт могут быть препятствием.
Объезд – маневр, направленный на огибание препятствия на дороге. Объезд может быть совершен как в рамках своей полосы движения, так и с выездом на встречную полосу. Необходимо помнить, что заезжание через сплошную полосу между потоками автомобилей, следующих в противоположном направлении, карается штрафами.
О том, что автобус, остановившийся на остановке, является препятствием понятно не с первого прочтения ПДД.
В правилах дорожного движения в определении «препятствие» сказано, что таковым является неподвижный объект, мешающий свободному проезду по своей полосе движения. В качестве примера ПДД указывают на поломанный автомобиль, поврежденный участок дороги, посторонние объекты.
Также определение уточняет, что препятствием не является затор (пробка) и ТС, остановившееся в соответствии с правилами.
Что же значит «остановившееся в соответствии с правилами»?
В правилах ДД есть пункт 12.4, который гласит что остановка, осуществленная по правилам должна происходить так, чтобы от края ТС до сплошной разметки было не менее 3 м.
Следовательно, автобус, остановившийся на остановке, не выполненной в виде кармана для заезда, но обозначенной в маршруте, нарушает правила дорожного движения.
Если от его боковой стороны и сплошной линией остается менее трех метров, то его и объезжают другие транспортные средства в качестве препятствия.
Маневрирование по знакам
На дороге встречаются и другие препятствия, которые обозначают знаками сотрудники ГИБДД или дорожные службы. Водителю необходимо уметь различать их и действовать в соответствии с предписанием.
Дорожный знак объезд препятствия устанавливается в следующих случаях:
- Ремонтные работы на участке дороги. Полотно может быть полностью разрушено и движение по участку опасно.
- Дорожно-транспортное происшествие, которое перекрывает одну из полос движения на длительное время.
- Остановка спецтехники коммунальных служб для выполнения определенных работ (осмотр фонарей и замена ламп). Участок с ТС огораживается и выставляется знак объезда.
Направление для водителей указывается исходя из ситуации. Табличка, на которой установлен знак 4.2.1, предписывает объезд справа.
Нормативы, освященные в правилах дорожного движения понятны не с первого прочтения. Некоторые ситуации требуют сопоставления фраз из ПДД, содержащихся в разных разделах.
На вопрос о том, можно ли объехать остановившийся на остановке автобус освещают разные статьи ПДД, которые по ходу изучения необходимо сопоставить и понять.
Так, важным в решении ситуации будет узнать:
- Что является остановкой, а что стоянкой ТС.
- Что может быть признано препятствием на дороге.
- В каких случаях возможен объезд с выездом на полосу встречного движения.
- Какие санкции предусмотрены за неправильно выполненный объезд или обгон автобуса на остановке через сплошную.
Остановка транспортного средства — это намеренное прекращение движения на период до пяти минут. Если говорить о ТС, перевозящих пассажиров, то в понятие остановки может быть отнесено и время, превышающее указанный промежуток, но только если это нужно для посадки и высадки людей.
Стоянка — полное прекращение движения водителем на срок от пяти минут. При стоянке, как правило, глушиться мотор, а водитель может покинуть транспортное средство и отправиться по своим делам.
Препятствие — это дефект на дороге, т.е. ремонтные работы, авария других машин, просто остановившийся поломанный транспорт могут быть препятствием.
Объезд — маневр, направленный на огибание препятствия на дороге. Объезд может быть совершен как в рамках своей полосы движения, так и с выездом на встречную полосу. Необходимо помнить, что заезжание через сплошную полосу между потоками автомобилей, следующих в противоположном направлении, карается штрафами.
Аварийная световая сигнализация
Некоторые водители автобусов включают аварийную световую сигнализацию, якобы их автобус неисправен и подходит под определение препятствия из ПДД, но риск всё равно есть. Нужно подумать заранее как защищаться в таком случае, если вы всё-таки решили совершить объезд.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
при дорожно-транспортном происшествии;
при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
при ослеплении водителя светом фар;
при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» , и высадке из него.
Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями.
Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
Объезжаем по правилам
Во избежание разногласий с сотрудниками ГИБДД, и чтобы не лишиться водительских прав, следуйте данному регламенту:
- Убедитесь в серьезности положения, а именно в том, что перед вами не временный затор. Определите местонахождение и значение установленных знаков.
В приоритет ставится заход справа, если не грозит езда по пешеходной дорожке и иным запрещающим знакам. - При возникновении помех на автотрассе, необходимо осмотреть обочину, позволяет ли она объехать преграду. Данный маневр можно расценивать, как попытку предотвращения аварии при выезде навстречку. Советуем заблаговременно сделать видеозапись или фотографии для защиты собственных прав.
- Вынужденный объезд через сплошную необходимо зафиксировать на свое электронное устройство. Наезд на двойную сплошную линию также является серьезным правонарушением. Только доказанное безвыходное положение может смягчить решение судьи или полностью оправдать.
- Не стоит торопиться с объездом рейсового автобуса, совершающего высадку пассажиров. Данная оплошность с выездом навстречку не облагается штрафом. Нарушитель рискует лишиться прав на вождение от 4 месяцев до полугода.
В ситуации, когда на трассе возникает серьезная помеха (не пробка), самым правильным действием станет вызов инспектора ГАИ. Но случаи из жизни доказывают нецелесообразность такого поведения. В действительности ожидание выезда госслужащих может затянуться. Постоянная нехватка штатных сотрудников замедляет разрешение таких вопросов.
Иногда автомобилисты сталкиваются с тем, что тяжелый неподвижный груз находится в центре дороги на непрерывной черте, разделяющей противоположные направления. Всем известно, что переезд сплошной разметки является нарушением правил ДД, так и заезд на путь, предназначенный для встречного движения сурово наказуем. Обязательно фиксируйте возникшие обстоятельства, чтобы не расплачиваться за чужие ошибки.
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.
Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.
С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.
Сделать это просто:
Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.
Сложно уследить за правилами
Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.
В Москве первая автобусная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.
Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.
Действия водителя при составлении протокола
При составлении протокола сотрудником ГИБДД, водителю следует обратить внимание на следующие пункты:
- Протокол составляется на месте нарушения, никакие переносы и отложенное оформление – недопустимы.
- При отсутствии фото и видео подтверждения необходимо привлечение двух свидетелей.
- Водителю также рекомендуется самостоятельно зафиксировать (сфотографировать или снять на видео) текущую обстановку на дороге. Должны быть видны дорожные знаки, разметка и само препятствие.
- Если протокол планируется обжаловать, то на нем стоит обозначить желание рассмотрения дела по месту проживания водителя.
- Несогласие с протоколом обязательно указывается в нем. Подтвердить правоту можно замером ширины дороги и других важных факторов.
- Необходимо проследить за точностью описываемой в протоколе ситуации. Понятия выезд на встречную и неправильное завершение обгона – различаются.
Тонкость с отсутствием виновности
В ситуации, когда вы стоите на однополосной (в вашем направлении) дороги, и просто нет возможности объехать припаркованную машину иначе, чем с нарушением Правила, вам деваться некуда – придётся нарушать.
Однако, это противоречит одному из главных принципов правил назначения наказания. Дело в том, что вас могут наказать только в том случае, если присутствовало не только событие нарушения, но и ваша вина. Если вины нет, то нарушение есть, а правонарушения – нет, и вместе с этим не должно быть наказания.
Какие варианты у вас есть избежать нарушения:
- объехать стоящий автомобиль без нарушения: перестроившись на соседнюю полосу, если нет сплошной,
- поехать назад до ближайшего места, где можно развернуться, если движение задним ходом не запрещено.
Оба варианта могут быть невозможны. Например, и слева, и справа от вас сплошные, а обочины нет. А, поехав назад, вы наткнётесь на пешеходный переход, а через нельзя ехать задом.
Следовательно, вы вынуждены нарушить, и вины вашей в этом нет. Такое нарушение не подлежит наказанию.